Приход чужеземных завоевателей
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Один за другим гибнут священные города майя Классической эпохи. Междоусобные войны, набеги родственных майя племен варваров-кочевников, теснимых с востока и севера иноязычными воинственными народами, восстания рабов, беспощадная эксплуатация крестьянства — основного производителя богатств — расшатывали не очень прочный фундамент городов-государств, скрепленный насилием и мрачной религией. Сокрушительные удары один за другим обрушиваются на рабовладельческие города-государства. Блистательный взлет и сияющий расцвет удивительной цивилизации, раскинувшейся на огромной территории на самом юге Северной Америки, сменяется духовным и материальным упадком и опустошением. Безжизненны величественные каменные громады Тик'аля, Копана, Вашактуна, Яшчилана, Паленке... И лишь в небольших селениях, притаившихся в диких зарослях непроходимой сельвы или на заболоченных берегах многочисленных рек и озер, еще тлеют угольки очагов тех, кто своими руками совсем недавно создавал эти неповторимые чудеса. Проходят годы, десятилетия... И вдруг с невероятной силой вспыхивает новый, не менее блистательный расцвет цивилизации, которая, казалось, уже навсегда погибла. Что-то инородное врывается в ее традиционные причудливые формы; их изящная, замысловато-округлая пластичность неожиданно нарушается резкой, пожалуй, даже жестокой суровостью, столь чуждой архитектуре и искусству Классической эпохи. Необычные, но где-то уже виденные мотивы образуют чудесный сплав, сохраняющий, однако, черты, типичные лишь для культуры майя. Те, чужие, мотивы подобны струе воздуха, раздувающей притухший было очаг великой цивилизации... Это случилось в X веке. На земли майя пришли чужеземные завоеватели. Их было немного — небольшая горстка людей, но они сумели подчинить себе родственные майя племена кочевников и на их плечах ворваться в обессиленный и раздробленный междоусобицей стан великого народа. С непостижимой быстротой они покорили его обширные владения, но, покорив, завоеватели, сами не замечая того, стали пленниками, вернее, неотъемлемой частью возродившейся с их приходом цивилизации майя.
Вместе с чужеземцами на Юкатан пришло новое верховное божество — Пернатый змей. Его изображения покрыли пирамиды, храмы и дворцы. Новая религия постоянно требовала человеческих жертвоприношений, и вереницы обреченных потянулись к жертвенным камням алтаря Кук'Улькана — так на языке майя именовался Пернатый змей. Раньше его называли Кетсалькоатль. Тогда пришельцы-завоеватели жили в городе Толлане, а их предводитель Топильцин правил городом и огромной страной, подвластной жителям Толлана — тольтекам. Власть и могущество Топильцина были столь велики, что казались неземными. Должно быть, поэтому тольтеки почитали своего правителя богом, называя священным именем Кетсалькоатль. Но правитель-полубог Кетсалькоатль не только удостоил простых смертных великой чести; живя среди них на земле, он обучил тольтеков многим наукам и ремеслам. Слава о Кет-салькоатле и тольтеках разлетелась по всей земле. Она докатилась даже до испанцев, когда они несколько столетий спустя высадились на берегах Америки.
Тайна гибели цивилизации майя Реконструкция упадка
Одно из важнейших указаний на упадок культуры майя — прекращение отсчета дат в их так называемом «длинном» календаре, начинающемся 11 августа 3114 г. до н.э. Об угасании городов говорит также анализ последних записей на стелах — резных каменных плитах, рядами стоящих перед храмами.
Тот факт, что прекратилось возведение монументальных зданий, указывает на исчезновение элиты майя. Вместе с ней исчезает типичная для классической эпохи расписная керамика, которую сменяет другой тип, попавший внутрь страны с побережья Мексиканского залива. Наконец, очевидно уменьшение городского населения, особенно на западе и в Петене. Вероятно, процесс угасания начался с низовьев реки Усумасинта на северо-западе региона. Города Паленке, Пьедрас-Неграс, Яшчилан и Бонампак между 790 и 810 гг. превратились в руины. В Альтар-де-Сакрифисьос (Жертвенный алтарь) новые монументальные здания и резные стелы перестают появляться с 779 г., однако по каким-то причинам его население почти не сокращается до начала X столетия. Город Сейбаль на притоке Усумасинты реке Пасьон — особый случай, поскольку здесь появилась новая династия, продержавшаяся до 890 г. Эти правители, похоже, явились с Юкатана или относились к той же группе, которая пришла к власти на полуострове. Города Петена угасли позже, и там указаний на внешние причины меньше. В Тикале сокращение населения и строительства началось в 810—830 гг., но окончательно город опустел лишь в 909 г. Примерно в то же время воздвигнута последняя стела майя в Тонине, а вскоре тамошние скульптуры были методично уничтожены. Параллельно новые центры майя появляются на полуострове Юкатан. По мнению многих археологов, в этих постклассических городах наиболее влиятельны были чужеземные этнические группы, в основном с Мексиканского нагорья, например тольтеки. Иммигранты привнесли на Юкатан ряд культурных новшеств, местами добившись великолепных результатов. Это особенно заметно на севере полуострова в Чичен-Ица, городе, достигшем небывалого расцвета в постклассическую эпоху и ставшем сейчас весьма популярным центром туризма. Среди многих монументальных сооружений там выделяется Храм Воинов — внушительная четырехгранная пирамида. Возможные объяснения Археологи давно отказались от гипотезы, согласно которой гибель классической культуры майя вызвана стихийным бедствием типа землетрясения или урагана. Такие феномены редки и обычно действуют точечно. В последние годы появились предположения о решающей роли продолжительной засухи. По мнению американских климатологов, природный баланс области расселения майя мог быть нарушен климатическими изменениями между 800 и 1000 гг. Их версия основана на присутствии в осадках маленького водохранилища в Чичанканабе на Юкатане раковин улиток, анализ которых показал повышенное содержание изотопа кислорода-18. Оно говорит о пересыхании водоема в ту эпоху, поскольку легкий изотоп кислород-16 испаряется в первую очередь. Ученый из Национального центра научных исследований Франции Д. Мишле считает «это открытие очень важным, поскольку оно позволяет отделить воздействие стихийных бедствий от результатов нерационального землепользования». Однако М. Арно из того же центра отмечает, что города культуры пуук недалеко от Чичанканаба в ту же эпоху процветали, хотя должны были бы первыми пострадать от экологического кризиса. Там не было постоянных источников поверхностных вод и отсутствовала технология бурения скважин. По мнению других специалистов, сельское хозяйство майя пришло в упадок из-за истощения почвы, вызванного многовековой практикой подсечно-огневого земледелия. Однако известно, что кроме этого примитивного метода майя использовали и постоянные террасированные поля. Это, конечно, не исключает возможности рокового для цивилизации голода, как, впрочем, и существования другой причины, на которую указывает анализ найденных в некоторых местах костей.
Мятеж или вторжение? Многие ученые не удовлетворены изложенными выше гипотезами и ищут ключи к тайне в политической экономической и социальной структуре общества майя. Известно, что в позднеклассический период росли города и усиливались региональные различия. Вероятно, это ослабляло территориальную целостность майя. Конкуренция между городами усиливалась, конфликты учащались. Несовершенство социальной структуры, вероятно, проявлялось и внутри регионов. Возможно, растущая городская элита обложила крестьян слишком высоким оброком, что привело к народному восстанию. Доказать это археологическими находками, конечно, трудно, но монументы в Тонине и Дос-Пиласе явно подверглись умышленному разрушению.
Впрочем, к тому же самому могло привести вторжение чужеземцев со стороны Мексиканского залива или нагорья. Они осели бы на берегах Усумасинты или на Юкатане, взяв под контроль к концу классической эпохи речные и морские пути. Присутствие другого народа хорошо документировано, особенно в западной части Южных низменностей и на Юкатане, однако не ясно, было ли это вторжением или растянутым во времени мирным переселением. Заключение Причины гибели классической культуры майя до сих пор не понятны. Возможно, роковую роль сыграло сочетание неблагоприятных факторов. Экологические проблемы легко приводят к территориальным конфликтам, стремление городов контролировать новые земли усиливает социальную напряженность. Климатические изменения и чужеземное вторжение могли нанести последний удар по шаткому общественному устройству Южных низменностей. Будем ждать новых открытий, которые позволят уточнить истинную картину событий далекой эпохи.
Список литературы
Основные источники: 1. Кузьмищев В. «Тайна жрецов Майя» \\ Москва, 1975 2. «Все тайны мира» \\ Москва, 2003
Дополнительные источники: 1. «Великие тайны прошлого» \\ Москва, 2002 2. Драч В.Г. «Культурология» \\ Ростов-на-Дону, 2002 3. Драч В.Г. «Культурология в вопросах и ответах» \\ Ростов-на-Дону, 2002
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|