Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы безналичных расчётов

 

Участники сделки имеют право выбрать одну форму безналичных расчётов с учётом конкретных операций. Вся система расчётов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств. Задержка в расчётах лишает поставщиков выручки от реализации, затрудняет выполнение производственных и финансовых задач. При задержке платежей у покупателей образуется кредиторская задолженность и нарушаются важнейшие принципы организации финансов.

В современных условиях рекомендуются следующие формы расчётов:

· платёжными поручениями;

· чеками;

· платёжными требованиями-поручениями;

· платёжными требованиями.

Расчёты платёжными поручениями. Платёжное поручение – это документ, представляющий собой поручение организации обслуживающему его банку перечислить определённую сумму со своего счёта. Поручения действительны в течение десяти дней, не считая дня выписки.

Банк принимает платёжные поручения от плательщика к исполнению только при наличии денег на его расчётном счёте. Если средств для платежа нет, и банк не считает возможным выдать предприятию ссуду, то документы возвращаются.

При проведении расчётов платёжными поручениями плательщик сдаёт поручение в трёх экземплярах своему банку. Документы из банка плательщика направляются в банк, обслуживающий покупателя. При этом с расчетного счета плательщика списываются денежные средства, указанные в платежном поручении, и направляются в банк получателя для зачисления на его расчетный счет. При получении платежного поручения банк получателя перечисляет полученные денежные средства на расчетный счет покупателя.

Расчеты платежными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным относятся платежи, осуществленные сразу после отгрузки, т.е. путем прямого акцепта товара, а также частичные платежи при крупных сделках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

При равномерных, постоянных поставках товаров и оказании услуг можно рассчитываться в порядке плановых платежей, т.е. по договоренности сторон. Сумма каждого планового платежа устанавливается сторонами, исходя из объема поставок и периодичности платежей. На каждый плановый платеж представляется платежное поручение.

 

Предприятие- покупатель

Поставка товарно-материальных ценностей после получения

 платежа

 

 

1  3

 

 

Перевод денежных средств покупателя

для зачисления на расчетный счет поставщика

Предприятие- поставщик
Направление пакета платежных поручений в банк для совершения платежа   Сообщение поставщику о поступлении денежных средств плательщика  
  Банк покупателя Банк поставщика

 

Схема расчетов платежными поручениями при предварительной оплате товарно-материальных ценностей

Расчеты чеками. Расчетный чек используется при платежах за товары и оказанные услуги и оплачивается за счет средств, депонированных, т.е. специально отложенных, на отдельном чековом счете. Чеки могут быть оплачены также с расчетного счета чекодателя, но не выше суммы, гарантированной банком (согласованной с чекодателем при выдаче чеков). В данном случае банк может гарантировать оплату при временном отсутствии средств за счет выделенного кредита. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается на специальном внебалансовом счете.

Для получения чековой книжки предприятие должно подать заявление в одном или двух экземплярах, если оплата гарантируется банком. Заявление подписывается лицами, имеющими право распоряжаться средствами с расчётного счёта. В заявлении указывается номер счёта, с которого будут оплачиваться чеки. При выдаче чеков с предварительным депонированием эта сумма остаётся на чековом счёте. В целях обеспечения платежей по чекам с депонированием средств вместе с заявлением о выдаче чека заявитель должен представить платёжное поручение на перечисление средств с расчётного счёта на чековый счёт.

Перед выдачей чека клиенту банк обязан заполнить все реквизиты чека, чтобы в дальнейшем и получатель, и банк имели все необходимые данные для правильного оформления денежного платежа. Заполненный чек вручается плательщиком организации, оказывающей услугу или передающей товар. Полученные заполненные чеки поставщик передаёт своему банку для взыскания денег с плательщика. Получив чек, банк зачисляет сумму по чеку на расчётный счёт получателя средств. Затем документы передаются в банк плательщика для описания средств с чекового счёта.

При расчётах чеками могут использоваться лимитированные чековые книжки, при выдаче которых банк заранее депонирует деньги на отдельном счёте. На обложке такой книжки указывается предел, т. Е. лимит суммы, на которую могут быть выписаны чеки. При расчётах чеками из лимитированных чековых книжек деньги должны зачисляться получателю только после того, как прибудут средства, снятые со счёта чекодателя. Клиент, с которым рассчитались чеком из лимитированной чековой книжки, представляет его в свой коммерческий банк, а тот пересылает чек почтой в банк плательщика. Там на основании этого документа снимаются деньги и перечисляются в банк получателя платежа.

Следует обратить внимание на недействительные чеки, которые предъявлены при отсутствии средств на счёте чекодателя и банк заранее не гарантирует их оплату. Чек считается недействительным также, если превышены гарантированные банком суммы или он выписан после даты отправки уведомления об отказе гарантировать платежи.

Расчёты аккредитивами. Аккредитив – это обязательство банка, возникающее оп поручению клиента произвести поставщику платёж на основании предоставленных документов, подтверждающих выполнение условий договора. При данной форме расчётов платёж производится не в банке, обслуживающем покупателя, а по месту нахождения поставщика. Для совершения платежа покупатель обращается в банк с заявлением, содержащим просьбу отложить со своего счёта денежные средства для платежа. Следовательно, при аккредитиве средства для оплаты приобретаемых товаров готовятся заранее, депонируются обычно на аккредитивном счёте. Банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), по поручению плательщика-покупателя переводит средства в банк поставщика. Деньги на счёт поставщика будут зачислены только при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве.

Исполнение аккредитива производится непосредственно банком, обслуживающим поставщика – получателя денег.

В современной практике используются следующие виды аккредитивов: 1) покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); 2) отзывные и безотзывные.

  Предприятие- покупатель

Отгрузка заказанных товарно-материальных ценностей

 

Оплата заказанных

товарно-материальных ценностей

 посредством вручения чека

 поставщику

2

 

1 4

 

 

Извещение банка покупателя о

списании денежных средств с депонентного счета

плательщика

 

  Предприятие- поставщик
  Направление пакета документов для депонирования денежных средств на счете покупателя (чекодателя)       Инкассация чека и зачисление денежных средств на счет поставщика (чекодержателя)  
  Банк покупателя   Банк поставщика

 

Схема расчетов чеками при оплате товарно-материальных ценностей с предварительным депонированием денежных средств

 

При депонированном аккредитиве банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или выдаваемый ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк).

Непокрытый, но в то же время гарантированный аккредитив может применяться, если два банка, обслуживающих рассчитывающихся клиентов, имеют корреспондентские счета друг у друга. Тогда аккредитив может открываться в исполняющем банке путём предоставления этому банку права списать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счёта банка-эмитента.

Отзывной аккредитив сейчас применяется редко в расчётах, поскольку его условия могут быть изменены или он может быть аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать поставщику только через банк-эмитент, который извещает об этом исполняющий банк, а последний – поставщика. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщиком и принятые банком поставщика, до получения уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.

Безотзывные аккредитивы применяются довольно часто, они обеспечивают твёрдое обязательство банка осуществлять выплаты по аккредитиву при выполнении всех его условий. Безотзывный аккредитив не может быть изменён или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено в условии, на котором он предоставлялся.

При расчётах внутри страны аккредитив предназначен только для расчётов с одним поставщиком, его срок действия определяется в договоре между плательщиком и поставщиком. В договоре об аккредитиве обычно указываются: наименование банка-эмитента; вид аккредитива; способ извещения поставщика об открытии аккредитива; полный перечень документов, предоставляемых поставщиком для получения средств; сроки предоставления документов для оплаты после отгрузки товаров.

Банк-эмитент открывает непокрытые (гарантированные) аккредитивы по договорённости с покупателем в соответствии с установленными корреспондентскими отношениями с другим банком, обслуживающим поставщика. Для открытия аккредитива плательщик должен предоставить в свой банк (банк-эмитент) заявление на бланке установленной формы, содержащее перечень данных, позволяющих проверить полноту выполнения договора между поставщиком и плательщиком.

Поставщик для получения денег предоставляет банку документы (реестры счетов и др.), подтверждающие выполнение всех условий аккредитивного заявления. В случаях, когда условиями предусмотрен акцепт, т. е. предварительное согласие уполномоченного покупателя, проверяется наличие акцептной подписи. Не принимаются к оплате реестры счетов без указания номеров транспортных документов, вида транспорта, на котором отправлен груз.

Реестры счетов, подлежащие оплате в банке поставщика, представляются в трёх экземплярах, из которых один используется в качестве мемориального ордера при совершении бухгалтерских проводок, другой даётся поставщику в качестве расписки, а третий с отметкой банка посылается банку-эмитенту для вручения плательщику. Аккредитив, открытый в банке поставщика, закрывается по истечении срока, о чём уведомляет банк-эмитент. Если возникают претензии к поставщику, то они рассматриваются участниками расчётной операции без вмешательства банка. Достоинство такой формы расчётов состоит в том, что отсутствует задержка оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены и получатель средств уверен, что сразу, даже в день отгрузки, может получить полагающиеся ему деньги.

Однако в расчётах непокрытыми аккредитивами есть некоторые особенности. Дело в том, что в исполняющем банке оплата продукции поставщику производится не за счёт средств, забронированных заранее, а лишь в случае, если между банком-исполнителем и банком-эмитентом установлены корреспондентские отношения.

Расчёты платёжными требованиями-поручениями. В современных условиях получили распространение расчёты платёжными требованиями-поручениями, при которых поставщик предъявляет требование к покупателю оплатить на основании направленных ему расчётных документов стоимость поставленной продукции при выполнении работ. Платёжные требования-поручения выписываются на бланках установленной формы и вместе с документами об отгрузке и счетами направляются в банк покупателя. Банк передаёт документы плательщику, который ставит на требования-поручения свою печать на всех экземплярах и передаёт их в банк. Банк, получив эти по существу акцептированные документы, списывает средства со счёта плательщика.

 

  Предприятие- покупатель

Извещение поставщика о

готовности к отгрузке заказанных

товарно-материальных ценностей

 

Отгрузка ценностей после их оплаты

 за счет аккредитива покупателя

 

5

 

2 4

 

 

Перевод денежных средств в банк поставщика для оплаты заказанных товарно-материальных ценностей

 

  Предприятие- поставщик
Направление пакета документов для перевода денежных средств в банк поставщика Извещение поставщика о поступлении денежных средств и оплате расчетных документов по отгрузке товарно-материальных ценностей
  Банк покупателя   Банк поставщика

 

Схема расчетов посредством аккредитивов при предварительной оплате товарно-материальных ценностей

 

Второй экземпляр документов направляется банку, обслуживающему поставщика. Срок предоставления плательщиком в банк полученных от поставщика требований определяется сторонами в договоре. Если возникает необходимость перевести деньги телеграфом, то на всех экземплярах требования-поручения делается специальная пометка: «Платёж перевести телеграфом». Разумеется, платёжное требование-поручение используется банком плательщика лишь при наличии у него на счёте денег. Если плательщик отказывается полностью или частично от оплаты, то спор решается непосредственно сторонами в порядке и в сроки, определённые договором. В договоре может быть предусмотрена ответственность за несвоевременное предоставление в банк для оплаты документов и поручений. Расчёты по требованиям-поручениям по существу приближаются к расчётам, которые обеспечивают обязательный платёж при наличии денег на счёте покупателя.

Расчёты платёжными требованиями. Платёжные требования широко применяются при акцептной форме расчётов, когда платежи совершаются не сразу после отгрузки товара и выписки товарных документов. Отгрузив товар, поставщик выписывает в соответствующем количестве экземпляров платёжные требования и сдаёт их на инкассо. Платёж за товар или услугу осуществляется в банк, обслуживающий покупателя.

 

  Предприятие- поставщик

Поставка товарно-материальных ценностей в соответствии

с заключенными договорами

 

Направление пакета платежных требований-поручений

в адрес покупателя

 

1

 

4 2

 

 

Перевод денежных средств

 покупателя для зачисления на

расчетный счет поставщика

  Предприятие- покупатель
    Извещение поставщика о поступлении денежных средств на его счет в банке   Оформление платежного поручения подписями должностных лиц и фирменной печатью и его инкассация в банк для списания денежных средств со счета  
  Банк покупателя   Банк поставщика

 

Схема расчетов платежными требованиями-поручениями при последующей оплате товарно-материальных ценностей

 

Платёжное требование содержит все необходимые реквизиты, позволяющие определить, какой товар отгружен, каковы его сортность, цена, время отгрузки и т. д. Поставщик не сам отправляет эти документы плательщику, а поручает своему банку взыскать платёж. Следовательно, составленные документы поставщик передаёт в свой банк с поручением взыскать средства с плательщика. Это поручение и есть инкассо. Банк, принимая документы на инкассо, берёт на себя обязательство вовремя переслать их в банк, обслуживающий покупателя, взыскать там с него средства и перечислить на расчётный счёт поставщика.

После проверки сдаваемых на инкассо документов они направляются в банк, обслуживающий покупателя. Поступающие деньги банк поставщика зачисляет на счёт последнего. Банк, обслуживающий покупателя, получив присланные банком поставщика платёжные требования, сообщает об этом покупателю, который, ознакомившись с документами, даёт согласие на платёж или отказывается от акцепта.

Акцепт позволяет использовать безналичные расчёты как важный инструмент взаимного контроля экономических субъектов. Покупатель акцептует счёт только в том случае, если поставщик выполнит все условия договора, т. е. поставит продукцию нужного качества, в заказанном объёме, по установленной цене и т. д. Если поставщик нарушит хотя бы одно из договорных условий, то покупатель не даст согласия на акцепт, следовательно, у поставщика не произойдёт акт реализации. Акцепт счёта – это не только юридический, но и экономический акт, контролирующий выполнение договора поставщиками.

При положительном акцепте требуется письменное согласие на оплату документов (такая форма акцепта теперь почти не применяется). Отрицательный акцепт имеет довольно широкое распространение и применяется в расчётах между организациями. При данной форме акцепта покупатель в течение установленного срока может заявить отказ от акцепта, а если он этого не сделал, то платёжный документ считается акцептованным и обязательным к платежу.

При предварительном акцепте платёж совершается после получения согласия; при последующем акцепте сначала производится платёж, после чего покупатель, в случае недобросовестной поставки, может предъявить контрпретензию по возврату списанных с его счёта сумм. Срок для последующего отказа от акцепта – три дня с момента получения банком платёжного требования. Он может быть подклеен, если это предусмотрено в договоре. В настоящее время применяется только предварительный акцепт. Полный отказ от акцепта возможен в случае, если товар не соответствует условиям договора, недоброкачественный, нестандартный, не заказан, переадресован в пути другому покупателю и т. д. При частичном отказе акцептируется часть суммы расчёта. Это практикуется, когда цены завышены против договорных, наряду с заказанными отгружены не заказанные товары, допущены арифметические ошибки и т. п.

Получив согласие на оплату (а при последующей форме акцепта после получения документов), банк оплачивает документы и перечисляет средства в банк, где ведётся расчётный счёт поставщика. Если расчётные документы должны оплачиваться с расчётного счёта покупателя, а денег не оказалось, и если предприятие не имеет права на кредит, то эти документы помещаются в специальную картотеку несвоевременно оплаченных документов (картотека №2). Об этом сообщается поставщику, и за день просрочки платежа с покупателя взыскивается пеня в претензионном порядке в размере, предусмотренном в договоре.

Расчёты платёжными требованиями могут применяться, если они предусмотрены в договорах между поставщиками, покупателями и их банками, за отгруженные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги и по другим претензиям, счета по которым не оплачены плательщиками.

Под договором между организацией и банком подразумевается договор банковского счёта, который должен быть заключён при его открытии. Банки не в праве отказывать в приёме к исполнению платёжных требований, даже если форма расчётов не предусмотрена в договоре банковского счёта.

В течение срока ожидания акцепта документы находятся в картотеке №1. При отсутствии средств у плательщиков акцептованные платёжные документы помещаются в картотеку №2 и их оплата производится по мере поступления средств в установленной очереди.

 

  Предприятие- поставщик

 

Поставка товарно-материальных ценностей в соответствии

с заключенными хозяйственными договорами

 

2 4

 

3

Направление платежных требований в банк покупателя для оплаты

 

Перевод денежных средств покупателя

 для зачисления на расчетный счет поставщика

Предприятие- покупатель
Направление пакета платежных требований в банк для совершения платежа     Извещение банка о согласии покупателя на совершение платежа  
Банк поставщика Банк покупателя

 

Схема расчетов платежными требованиями при последующей оплате товарно-материальных ценностей

 

Инкассовые поручения. В практике денежных расчётов используются инкассовые поручения. Инкассо – это поручение банку взыскать деньги с плательщика. Такие поручения обычно используются при принудительном взыскании средств. Взыскатели представляют в банк инкассовое поручение со ссылкой на дату и номер исполнительного или приравненного к нему документа.

Поручения, основанные на приказах арбитража, решениях суда и исполнительных надписях, учиненных нотариусами, предъявляются при соответствующих подлинных исполнительных документах или их дубликатах. В исполнительных документах должны содержаться: полное и точное наименование взыскателя с плательщика, размер взыскиваемой суммы, наименование счёта плательщика, с которого сумма подлежит списанию.

Инкассовые поручения с приложением исполнительных документов, а также распоряжения на списке средств со счетов одногородних плательщиков представляются взыскателем на инкассо непосредственно банку, где ведётся счёт плательщика, а по иногородним плательщикам – банку, обслуживающему взыскателя.

При взыскании по исполнительным документам в пользу отдельных граждан банк, на котором находится счёт плательщика, принимает исполнительные документы только через судебного исполнителя, состоящего при суде, в районе деятельности которого находится данный банк.

Очерёдность платежей. При наличии на счёте денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявлённых к счёту, расчётные документы должны оплачиваться в порядке календарной очереди подписей (т. е. в порядке их поступления в банк плательщика).

При недостаточности денежных средств на счёте их списывание осуществляется следующим образом:

· в первую очередь – списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счёта для удовлетворения требований о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

· во вторую очередь – списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений по авторскому договору;

· в третью очередь – списание по платёжным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в государственные внебюджетные социальные фонды;

· в четвёртую очередь – списание по платёжным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во все остальные внебюджетные фонды;

· в пятую очередь – списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

· в шестую очередь – списание по другим платёжным документам в порядке календарной очерёдности.

Списание средств со счёта по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очерёдности поступления документов.

Развитие электронной техники позволило широко использовать безналичные расчёты в форме пластиковых карточек, содержащих зашифрованную информацию, позволяющую их владельцам осуществлять платежи и получать наличные деньги.

Пластиковая карточка – это пластиковая пластинка с нанесённой магнитной полосой или встроенной микросхемой, дающей ключ к специальному карточному счёту в банке. При бумажной технологии продавец с помощью специального терминала считывает информацию с карточки, проводит авторизацию (через особую линию связывается с процессорным центром, в котором хранится подобная информация о состоянии счёта) и выясняет, можно ли оплатить покупку. Подробная информация о покупке фиксируется на слипе (отпечатке с карточки) и направляется в центр платёжной системы или банк. Подпись на слипе означает приказ перевести деньги за покупку со специального карточного счёта продавца. В электронной системе держатель карточки напрямую связывается с эмитентом через терминал. Вместо подписи на счёте он вводит с клавиатуры секретную комбинацию цифр, что при правильном наборе является санкцией на дебетование его банковского счёта.

По экономическому содержанию различают кредитные и дебетовые карточки. Кредитные связаны с открытием кредитной линии в банке, что даёт возможность владельцу пользоваться кредитом при покупках товаров и при получении кассовых ссуд. Дебетовые карточки предназначены для получения наличных в банковских автоматах или покупки товаров с расчётом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счёта владельца карточки в банке.

Банковские кредитные карточки. Предназначены для покупки товаров с использованием банковского кредита, а также для получения авансов в налично-денежной форме. Главная особенность этой карточки – открытие банком кредитной линии, которая используется автоматически всякий раз, когда производится покупка товара или берётся кредит в денежной форме. Кредитная линия действует в пределах установленного банком лимита. В некоторых системах банковская кредитная карточка может применяться для льготной оплаты некоторых видов услуг (например, телефонных разговоров), а также для получения денег в банковских автоматах.

Различаются индивидуальные и корпоративные карточки. Индивидуальные выдаются отдельным клиентам банка и могут быть «стандартными» или «золотыми», которые предназначаются для лиц с высокой кредитоспособностью и предусматривают множество льгот для пользователей. Корпоративная карточка выдаётся организации (фирме), которая на основе этой карточки может выдать индивидуальные карточки избранным лицам (руководителям или просто ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, связанные с корпоративным карточным счётом. Ответственность перед банком по корпоративному счёту несёт организация, а не индивидуальные владельцы корпоративных карточек.

Карточки туризма и развлечений выпускаются компаниями, специализирующимися на обслуживании этой сферы (например, «Америкен экспресс» и «Диннер клаб»). Карточки принимаются сотнями тысяч торговых организаций и сервисных предприятий во всём мире для оплаты товаров и услуг, а также предоставляют владельцам различные льготы по бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах, получению скидок с цены товара, страхованию жизни и т. Д. В указанных системах также существуют индивидуальные и корпоративные карточки.

Частные кредитные карточки предприятий торговли и услуг. Применение этих карточек ограничено определённой замкнутой сетью торговых учреждений, например, цепью универмагов или системой заправочных станций определённой компании. Кредит предоставляет сама компания, она же получает процент по ссудам. Получили распространение банковские частные карточки, с помощью которых можно совершать покупки в определённых магазинах со скидкой, но выпуск карточек, выдачу кредита по покупкам и расчёты по оплате торговых счетов осуществляет банк – участник соглашения.

Карточки для покупки через терминалы в торговых точках. Карточки этого вида также относятся к разряду дебетовых. Они привязаны к чековому или сберегательному счёту владельца карточек и не предусматривают автоматического предоставления кредита. Карточка выполняет функции банковского чека, однако её применение более надёжно, так как идентификация владельца производится в момент совершения сделки и деньги перечисляются на банковский счёт торгового предприятия немедленно.

Карточки для банковских автоматов. Это разновидность дебетовых карточек, которые дают возможность владельцу счёта в банке получать наличные деньги в пределах остатка средств на счёта через автоматические устройства, установленные в банках, торговых залах, на вокзалах и т. д. При наличии карточки деньги можно получить в любое время суток и по праздничным дням. Кроме того, владелец избавлен от необходимости посещать своё отделение банка и может воспользоваться автоматами, расположенными в торговых центрах, на вокзалах и т. д.

Ещё одна классификация пластиковых карточек связана и их технологическими особенностями. Наиболее распространены карточки двух видов – с магнитной полосой и со встроенной микросхемой.

Карточки с магнитной полосой имеют на обороте магнитную полосу, где записаны данные, необходимые для идентификации личности владельца карточки при её использовании в банковских автоматах и электронных терминалах торговых учреждений. Когда карточка вставлена в соответствующее считывающее устройство, индивидуальные данные владельца передаются по коммуникационным сетям для получения разрешения на осуществление сделки.

На карточках магнитная полоса имеет несколько дорожек для фиксации необходимых сведений в закодированной форме.


Заключение:

 

Авансированный капитал включает в себя внеоборотные и оборотные активы. Внеоборотные активы состоят из четырех групп: основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности и финансовые вложения Оборотные активы – это оборотные фонды, фонды обращения и краткосрочные финансовые вложения.

Источники собственного капитала предприятия делятся на внутренние и внешние К внутренним источникам относятся паевые взносы, прибыль и амортизация, к внешним – продажа ценных бумаг. Заёмные средства предприятий – это долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы Привлеченные средства – это средства, которые еще или уже не принадлежит предприятию, но используются в его обороте. К ним относится кредиторская задолженность.

Исходя из их экономического содержания, все денежные затраты предприятий можно разбить на три самостоятельные группы:

1) расходы, связанные с извлечением прибыли;

2) расходы, не связанные с извлечением прибыли;

3) принудительные расходы.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на:

1) расходы по обычным видам деятельности;

2) операционные расходы;

3) внереализационные расходы;

4) чрезвычайные расходы.

Законодательно определены два метода учёта выручки от реализации продукции (работ, услуг):

1) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления контрагенту расчётных документов;

2) по мере оплаты и поступления денег на расчётный счёт Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов – либо путём непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным направлениям

Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным её видам.

В современных условиях рекомендуются следующие формы расчётов:

· платёжными поручениями;

· чеками;

· платёжными требованиями-поручениями;

· платёжными требованиями.


Список использованной литературы:

 

1. *Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие.// Колпакова Г.М. –М.: Финансы и статистика.2002, глава 1-2.

2. *Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов // Под ред. Г.Б. Поляка – М.: Юнити-Дана, 2002, глава 1-2.

3. *Финансы. Денежное обращение и кредит: Учебник // Под ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И. – М.: Велби, 2002, глава 6-8.  

4. *Авраамова Е., Гурков И. Российские предприятия после августовского шока // Вопросы экономики, 2003, № 10.

5. *Архипов В., Ветошнова Ю. Стратегия выживания промышленных предприятий // Вопросы экономики, 2003, № 10.

6. *Батяева А. Кто работает эффективнее: государственные или негосударственные предприятия? // МЭ и МО, 2004, №3.

7. *Долгопятова Т. Переходная модель поведения российских предприятий // Вопросы экономики, 2003, № 11.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...