Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль и место оздоровительной физической культуры в системе физической культуры и физкультурного образования




Физическая культура представляет собой сферу социальной деятельности, направленную на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

В соответствии с Федеральным законом Российской Феде­рации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура - это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей чело­века, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере вос­питания и образования, в производстве и быту.

Физическая культура, являясь сложным социальным явле­нием, имеет собственную структуру. В ней выделяют различные разделы и компоненты, такие как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация (Ашмарин Б.А., 1990; Матвеев Л.П., 2008; Курамшин Ю.В., 2010 и др.).

Л.П. Матвеев подразделяет физическую культуру на базо­вую физическую культуру, спорт, профессионально-приклад­ную, оздоровительно-реабилитационную и фоновую физическую культуру.

Базовая физическая культура составляет фундамент физической культуры. Она направлена на обеспечение базового уровня общей физической подготовленности, необходимого в любой из сфер человеческой деятельности. Содержание базовой физиче­ской культуры способствует приобретению основного фонда знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего разносторон­него физического развития, т.е. является «базой» для избранной деятельности (профессиональной, спортивной и др.) и представ­ляет собой базовое физическое воспитание.

Спорт как компонент физической культуры. Основу спорта составляет соревновательная деятельность. Выделяют «спорт высших достижений» и «базовый спорт». Первый ориентирован на достижение наивысших результатов на уровне предельных и околопредельных человеческих возможностей. Второй обеспе­чивает достижение массового уровня и широко используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности.

Профессионально-прикладная физическая культура. Этот компонент физической культуры направлен на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навы­ков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длитель­ное время высокую работоспособность.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура, представляющая собой относительно самостоятельное направ­ление использования физической культуры в качестве средства лечении заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие заболеваний, травм, переутомления.

Фоновая физическая культура. Под этим условным названием объединены гигиеническая физическая культура (занятия физиче­скими упражнениями в режиме повседневного быта, не связанные со значительными нагрузками: утренняя гимнастика, прогулки и др.) и рекреативная физическая культура (использование физических упражнений для отдыха и развлечений: игры на пля­же, гребля, туристические походы и др.). Как правило, в фоновой физической культуре нагрузка незначительна и поэтому коррекция процесса физического развития не происходит. Тем не менее, двигательная активность создает благоприятный функциональ­ный и эмоциональный фон для жизнедеятельности организма.

Имея определенные различия по целям, функциям, специфи­ке задач, представленные компоненты физической культуры не только взаимосвязаны, но отчасти совпадают. В частности, ОФК, в соответствии с ее целью и задачами, можно (и следует) отнести одновременно и к оздоровительно-реабилитационной и фоновой физической культуре.

При рассмотрении ОФК как дисциплины в направлении подго­товки «Физическая культура» следует отметить ее органическую связь с профилирующим предметом специального физкультурно­го образования «Теория и методика физической культуры» (Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура. - Минск, 2003). ОФК углубляет и детализирует на организационно-методическом уровне разделы дисциплин, непосредственно касающихся форми­рования знаний, умений и навыков проведения физкультурно-оздоровительной работы.

Предметами изучения дисциплины ОФК являются содержание занятий физической культурой и спортом с оздоровительной на­правленностью и способы их использования с целью улучшения физического состояния различных социальных и половозрастных групп населения.

Задачи дисциплины ОФК:

- привить студентам специальные знания, сформировать про­фессионально-педагогические умения и навыки, необходимые для внедрения ОФК в работу с лицами разного возраста и различ­ной степени физической подготовленности;

- вооружить студентов методическими приемами для при­менения ОФК в различных звеньях физкультурной практики в производственных и учебных коллективах, по месту жительства, в сфере массового отдыха;

- привить навыки творческого планирования, проведения, контроля и оценки эффективности различных форм занятий, пре­имущественно оздоровительной направленности, с различными по социальному и половозрастному признакам слоями населения.

Дисциплина ОФК на организационно-методическом уров­не углубляет вопросы теории и методики физической культуры, предназначенные для изучения основных черт и закономерно­стей физического воспитания как педагогически направленно­го процесса: освещает проблемы путей и условий приобщения населения к физкультурно-оздоровительным формам занятий и покалывает положительную роль оздоровительно-рекреативной физической культуры (Фурманов А.Г. Квалификационная характеристика специалиста по оздоровительной физической культуре // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - №6. – С.223-226).

Содержание и направленность дисциплины ОФК обусловле­ны потребностями развитого гуманистического общества и отве­чают требованиям, сформулированным в законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», где отмечено, что физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью национальной культуры, способствуют гармоничному развитию личности, достижению долголетия, утверждению здорового обра­за жизни.

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о структуре физической культуры. Каково место ОФК в структуре физической культуры?

2. Дайте общую характеристику ОФК как дисциплины в физ­культурном образовании.

 

3. Фитнес как современная форма оздоровительной физической культуры

К одной из популярнейших форм ОФК следует отнести фитнес.

Понятие «фитнес» происходит от английского глагола "to be fit for" «быть в форме, быть бодрым, здоровым». Появившийся в США термин стремительно вошел в интернациональную спортивную лексику и стал широко использоваться в физической культуре России. На ранних этапах его употребляли для оценки физической подготовленности занимающихся. В процессе эволю­ции значение слова «фитнес» изменилось. Его стали использовать в оценке качества жизни как символ социальной успешности. Сегодня оно обозначает различные виды двигательной активно­сти, сбалансированное питание, косметические процедуры и диагностику физического состояния (Карпей Э. Энциклопедия фитнеса. – М., 2003).

В биологии термин «фитнес» означает индивидуальное совер­шенство особи, выражающееся в успехе передачи генетической информации потомкам. Биологический фитнес определяется как врожденными характеристиками особи, так и ее физическим состоянием и особенностями поведения в конкретных условиях окружающей среды (Третьякова Н.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры.- М., 2016).

В узком смысле фитнес - это оздоровительная методика, позволяющая изменить формы тела и его массу и надолго закрепить достигнутый результат. Она включает в себя физические тренировки в сочетании с правильно подобранной диетой. И упражнения, и диета в фитнесе подбираются индивидуально - в зависимости от противопоказаний, возраста, состояния здоро­вья, строения и особенностей фигуры.

Таким образом, фитнес относится к разновидности физической рекреации, направленной на осуществление активного отдыха с помощью физических упражнении, а также видов спорта в упрощенных формах.

Целью фитнеса является поддержание хорошей физической подготовленности, работоспособности, уменьшение риска нарушений здоровья и создание основы для физического здоровья.

Существуют различные виды фитнеса. Их классификация основывается на:

а) одном виде двигательной активности (например, аэробике, оздоровительном беге, плавании и др.);

б) сочетании нескольких видов двигательной активности (например, аэробики и бодибилдинга; аэробики и стретчинга; оздоровительного плавания и бега и др.);

в) сочетании одного или нескольких видов двигательной активности и различных факторов здорового образа жизни (например, аэробики и закаливания; бодибилдинга и массажа; оздоровительного плавания и комплекса водолечебных восстановительных процедур и др.).

В свою очередь, фитнес, основанный на одном виде двигатель­ной активности, может быть разделен на программы, в основу которых положены:

• виды двигательной активности аэробной направленности (с потреблением большого количества кислорода);

• оздоровительные виды гимнастики;

• виды двигательной активности силовой направленности;

• виды двигательной активности в воде;

• рекреативные виды двигательной активности (развлекательные);

• средства психоэмоциональной регуляции.

Кроме того, выделяют обобщенные программы, ориентированные на специальные группы населения для:

• детей;

• пожилых людей;

• женщин;

• лиц с высоким риском заболевании пли имеющих заболевания;

• программы коррекции массы тела

В последние годы интенсивно развиваются компьютерные фитнес-программы.

Такое многообразие программ по фитнесу определяется стремлением удовлетворить различные физкультурно-спортинные и оздоровительные интересы широких слоев населения. Учитывая, что в содержание понятия «фитнес» входят многофакторные компоненты (планирование жизненной карьеры, гигиена тела, физическая подготовленность, рациональное питание, профилактика заболеваний, социальная активность, психоэмоциональная регуляция, в том числе борьба со стрессом и другие факторы здорового образа жизни), количество создаваемых фитнес-программ практически не ограничено.

Многообразие программ по фитнесу не означает произвольность их построения в различных видах двигательной активности должны присутствовать следующие части (компоненты):

1) разминка (подготовка организма занимающегося к упражнениям);

2) аэробная часть (нагрузки, которые увеличивают частоту дыхания и сердечных сокращений);

3) кардиореспираторный компонент (часть программы, ориентированная на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма);

4) силовая часть;

5) компонент развития гибкости (стретчинг - снижает чрезмерное нервно-психическое напряжение, ликвидирует синдром отсроченной боли в мышцах после нагрузок, служит профилактикой травматизма);

6) заключительная (восстановительная) часть (восстановление после занятий, снятие напряжения и расслабление).

Тренировочный процесс также следует строить в соответствии со следующими принципами (правилами):

Принцип доступности. Применяемые программы должны быть доступны для занимающихся.

Принцип биологической целесообразности. Выбор тренирующих воздействий и их организация по конкретному виду двигательной активности, знании функциональных и адаптационных возможностей организма.

Программно-целевой принцип. При программировании тренировки вначале формируются конкретные целевые задачи, затем определяются объективно необходимые для их реализации содержание, объем и организация тренировочной нагрузки.

Принцип интеграции. Использование при разработке программ но фитнесу знаний, накопленных в спорте высших достижений и других областях науки.

Принцип индивидуализации. Разработка программ с учетом не только физиологических, по и психологических особенностей занимающихся.

Принципы возрастных изменений в организме. Построение работы с занимающимися с учетом их возраста, физической рабо­тоспособности и подготовленности.

Принцип красоты и эстетической целесообразности. Решение задач по улучшению здоровья и телосложения, а также развитию эстетики движений.

Принцип биоритмической структуры. Построение занятий с целью получения максимального оздоровительного эффекта при меньшей затрате сил с учетом индивидуального хронотипа, характера суточного ритма бодрствования и сна. Полное описание принципов построения тренировочного процесса будем рассматривать в теме Принципы построения тренировки в оздоровительной физической культуре.

Основным средством воздействия на организм в фитнесе являются физические упражнения. Это - целенаправленно повторяемые двигательные действия для освоения двигательных умений и навыков, развития физических качеств и механизмов энергообеспечения. Активно используя разнообразные физические упражнения, занимающиеся улучшают свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуются. Не менее важны природные факторы: солнце, воздух, вода, а также гигиенические факторы: распорядок дня, режим отдыха и питания.

Фитнес принято рассматривать в разных аспектах:

• как кондиционную тренировку, обеспечивающую гармоничное развитие физических качеств;

• как социальное явление, затрагивающее разные стороны жизнедеятельности человека;

• как форму организации досуговой сферы;

• как систему физкультурного образования.

Сегодня фитнес - это динамично развивающаяся сфера физкультурной отрасли, как во всем мире, так и в Российской Федерации, в которой появляются новые виды и типы здоровьесберегаюших технологий. Этому способствовало интенсивное развитие фитнес-индустрии, появление нового оборудования, интересных видов двигательной активности.

Рынок фитнес-услуг очень динамичен. Оздоровительные системы постоянно эволюционируют. Исследователи выделяют:

• системы, построенные на основе традиционных представлений; они эволюционируют в направлении неоязычества (например, система Порфирия Иванова, целительство);

• системы естественного оздоровления, которые трансформируются в концепцию рационального образа жизни в реальных условиях современного города;

• системы, построенные в форме оздоровительных технологий, постоянно обогащающиеся научными данными и эволюционирующие в респектабельные продукты фитнес-услуг.

Таким образом, фитнес - это довольно сложное социальное явление, которое можно рассматривать как процесс и результат улучшения физического совершенствования занимающихся, как совокупность материальных и духовных ценностей, как специфический продукт предоставления занимающимся физической культурой оздоровительных услуг.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о фитнесе как об одной из популярнейших форм ОФК.

2. На чем основываются классификации фитнеса?

3. Назовите основные компоненты программ по фитнесу.

4. Дайте общую характеристику принципам тренировочного процесса в фитнесе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...