55. На изгнание Коровьей Смерти 5 страница
СВАРОЖЬЕ ЛЕТНЕЕ (ДЕНЬ СВАРОГА И ЛАДЫ) — Святодень, отмечаемый 29 кресеня/июня-месяца, приходящийся на самый разгар летней жары. Молодёжь о сию пору качалась на Ладиных, или Сварожьих, качелях: «Сварожьи качели — осенью обрученье». СВАРОЖЬЕ ОСЕННЕЕ ПЕРВОЕ, ИЛИ МАЛОЕ (ПОКРОВ) — отмечается 1 листопада/октября-месяца, в пору, когда Сварог кроет Землю павшим листом и кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). На Земле — конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Пора, когда осень «переламывается» на зиму. С ПОКРОВА начинается пора свадеб. О сём в народе говорят: «Придёт ПОКРОВ, девке голову покроет (девичья голова покроется платком — символ замужества)», «Если снег Землю покрывает на ПОКРОВ — счастливое предзнаменование для обручённых». Девушки, которым пришла пора выходить замуж, просят: «Покрой, Сварог, Мать Сыру Землю снежком, а меня женишком! » В старину с ПОКРОВА крестьяне переходили на зимнее житьё в избах, начинали держать скотину дома — на зимнем корме. Также ПОКРОВ — начало женских работ в избе. СВАРОЖЬЕ ОСЕННЕЕ ВТОРОЕ, ИЛИ ВЕЛИКОЕ (ИМЕНИНЫ СВАРОЖЬЕЙ КУЗНИ, ДЕНЬ СВАРОГА И СВАРОЖИЧЕЙ, СВАРОЖКИ) — череда Святодней, посвящённых Сварогу, Ковалю Небесному, Отцу Светлых Богов-Сварожичей, Сварожья (а также поминальная — Дедова) седмица — с 1 по 7 груденя/ноября-месяца. Пора окончательного «закрытия» Сварги, а также время, когда Земля начинает сковываться на зиму льдом. Известно очень много Сварожьих приговоров, связанных с началом зимы и первыми морозами: «Осенние СВАРОЖКИ — проводы осени, встреча зимы, первые морозы», «Из Сварожьей Кузницы мороз с горна идёт», «В Сварожьей Кузне на всю Русь Святую ледяные цепи куются», «Закуёт Сварог — до весны не расковать» и т. п. О сию пору обычно устанавливается первый (непрочный) зимний путь: «Сварог-Батюшка с осеннего перепутья путь правит», «Сварожий путь — не путь, а только зимы перепутье» и т. п. ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ также известно в народе как «курьи именины»: «На СВАРОЖКИ — петуха на стол». (Петух — животное, символизирующее у Славян огонь и мужскую силу, потому мясо петуха издревле входило в обрядовую страву на праздники, посвящённые Сварогу и Сварожичам, и было непременным блюдом свадебного стола. ) Также ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ — «девичий праздник»: девицы о сию пору просят Сварога — Сковывателя Свадеб — о женихах.
СВАСТИКА (от санскр. су асти — буквально: «на благо») — см. КОЛОВРАТ. СВЕТ БЕЛЫЙ — всё явленное Пространство меж Небом и Землёй, простирающееся на все четыре стороны. Также БЕЛЫЙ СВЕТ — пятая Стихия в Пятерице Стихий (Земля, Вода, Огонь, Воздух, Белый Свет), ср.: ведийск. Акаша и греч. Эфир. СВЕТ САМОСИЯННЫЙ — Свет паче света сего (т. е. Белого Света), Истинная (Духовная) Природа всего сущего, незримая очами плоти, но прозреваемая Духовным Оком (Велесовым Оком Мудрости) как чистый безграничный Свет, лучащийся из Себя. СВЕТ СЕРДЦА — Духовный Свет, Самосиянный Свет Всебога Рода в человеке. СВЕТОВИД (СВЯТОВИТ) (ср. санскр. Cvetovid [первая буква читается как русская щ] — «Знаток Света») — Тот, Кто предстаёт в виде Света; Четырёхликий Бог белого света, оберегающий Явь от Нави. Саксон Грамматик (втор. пол. XII в. ) так описывает Храм СВЕТОВИДА (СВЯТОВИТА) в городе Арконе на острове Руяне (ныне — Рюгене): «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга ограждён природной защитою... с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей... Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию Бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойною оградой. Внешняя ограда состояла из толстой стены с красною кровлею; внутренняя — из четырёх крепких колонн, которые, не соединяясь твёрдой стеной, увешаны были коврами, достигавшими до земли, и примыкали к внешней ограде лишь немногими арками и кровлей. В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука, которой кумир опирался на бок, уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёю, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны и черен которого, помимо красивых резных форм, отличались серебряною отделкой... Для содержания кумира каждый житель острова обоих полов вносил монету. Ему также отдавали третью часть добычи и хищений, веря, что его защита дарует успех. Кроме того, в его распоряжении были триста лошадей и столько же всадников, которые всё, добываемое или насилием или хитростью, вручали верховному жрецу; отсюда приготовлялись различные украшения храма. Прочее сохранялось в сундуках под замками; в них, кроме огромного количества золота, лежало много пурпуровых одежд, но от ветхости гнилых и худых. Можно было видеть и множество общественных и частных даров, пожертвованных с благочестивыми обетами, просящих помощи, потому что этому кумиру давала дань вся Славянская земля. Даже соседние государи посылали ему подарки с благоговением: между прочим, король датский Свенон, для умилостивления его, принёс в дар чашу искуснейшей отделки... Этот Бог имел также храмы в очень многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того, при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием. Только верховный жрец мог его кормить и на нём ездить, чтобы обыкновенная узда не унизила Божественного животного. Верили, что на этом коне Святовит ведёт войну против врагов своего святилища. Это следовало из того, что конь, ночью стоявший в стойле, часто утром был покрыт пеной и грязью, как будто он воротился из дальней дороги... Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица. Оно было отлично по величине и цвету и почитаемо народом руянским почти столько, сколько величие всех Богов. ... И власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской».
СВЕТОРУСЬЕ — Светлая (Святая) Русь. СВЕТОСЛАВИЕ — славление Светлых Богов, Стезя Солнца. СВИТЕНЬ — спираль; один из Велесовых чиров (см. ЧИРЫ). СВИТЕНЬ ВЕЛЕСОВ — Спираль Духа, путь в Иное. Движение по ВЕЛЕСОВУ СВИТНЮ — движение не в пространстве, но внутрь себя. СВЯТКИ БОЛЬШИЕ ЗИМНИЕ (БОЛЬШИЕ ВЕЛЕСОВЫ СВЯТКИ) — двенадцать Святодней, символизирующие собой двенадцать месяцев в году (шесть Светлых — Светлое Полуколо года, и другие шесть Тёмных — Тёмное Полуколо), начиная с кануна Коляды (сам день Коляды не входит в число СВЯТОЧНЫХ) и до Водокреса — с 24 стуженя/декабря-месяца по 5 сеченя/января-месяца. Чародейное время, когда свет нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать тьму (как это было во времена, когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты. Это пора поминовения Предков, колядования, обрядовых бесчинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок и прочего. Традиционно СВЯТКИ делятся на две части: Святые вечера, длившиеся от кануна Коляды до Щедреца, или Щедрого вечера, отмечаемого 31 стуженя/декабря, и Страшные (Ворожные) вечера, продолжавшиеся до Водокреса.
СВЯТКИ ЗЕЛЁНЫЕ — см. РУСАЛИИ ВТОРЫЕ. СВЯТКИ МАЛЫЕ ЗИМНИЕ (МАЛЫЕ ВЕЛЕСОВЫ, ИЛИ ВОЛЧЬИ, СВЯТКИ) — Велесова седмица с 4 по 10 лютеня/февраля-месяца — череда Святодней между Велесом Малым (3 лютеня/февраля) и Велесом Великим (11 лютеня/февраля): 4 лютеня — Велес Студёный, 5 лютеня — Велес Корович (или Велес Коровятник), 6 лютеня — Велес Телятник, 7 лютеня — Велес Лукавый, 8 лютеня — Велес Серповидец, 9 лютеня — Велес Житный Дед, 10 лютеня — Велес Зимобор. Само название «ВОЛЧЬИ СВЯТКИ» происходит оттого, что в эти дни у волков решается судьба, кто и с кем заведёт волчат, — играются так называемые волчьи свадьбы. СВЯТО — священное изображение Кого-либо из Родных Богов либо Предков, вышитое на ткани, вырезанное или написанное на дереве и т. п., в отличие от Капи — плоское по форме; Святодень (см. СВЯТОДЕНЬ). СВЯТОВИТ — см. СВЕТОВИД. СВЯТОДЕНЬ (ПРАЗДНИЧНОЕ СВЯТО) — день, в который отмечается тот или иной Родноверческий Праздник. 20 важнейших Родноверческих СВЯТОДНЕЙ Кологода суть: 1) Коляда (Зимний Солнцеворот)* — 25 стуженя/декабря-месяца; 2) Водокрес — 6 сеченя/января; 3) Громница — 2 лютеня/февраля; 4) Велесов день — 11 лютеня/февраля; 5) Сороки (Заклички Весны) — 9 березозола/марта); 6) Масленица (Весеннее Равноденствие)* — 25 березозола/марта; 7) Ярило Вешний — 23 цветеня/апреля; 8) Вешние Деды — с 1 по 7 травеня/мая; 9) Вешнее Макошье — 9 травеня/мая; 10) Ярило Мокрый — 3 кресеня/июня; 11) Купала (Летний Солнцеворот)* — 24 кресеня/июня; 12) Летнее Сварожье — 29 кресеня/июня; 13) Перунов день — 20 липеня/июля; 14) Спожинки — 15 серпеня/августа; 15) День Рода и Рожаниц — 8 вересеня/сентября; 16) Таусень (Осеннее Равноденствие)* — 24 вересеня/сентября; 17) Осенние Деды — с 21 по 27 листопада/октября; 18) Осеннее Макошье — 28 листопада/октября; 19) Осеннее Сварожье — с 1 по 7 груденя/ноября; 20) Марин день — 21 груденя/ноября. (Звёздочкой помечены четыре важнейших Солнечных СВЯТОДНЯ Кологода. ) СВЯТОСТЬ — возвышенность Духа, близость к Богам. Корень «свят» происходит от «свет» и означает не телесное, но Духовное Свечение — Сияние, не зримое плотскими очами, но видимое Духовным Оком (Велесовым Оком Мудрости). СЕДМИЦА — неделя, состоящая из семи дней, кои суть: неделя (воскресенье) — день Солнца красного, коему покровительствует Даждьбог Трисветлый; понедельник — день Луны, коей покровительствует Мара Серпоносица; вторник — день Воина (Марса), коему покровительствуют Молодой Воин Ярила и Зрелый Воин Перун; среда (середа) — день Вещуна (Меркурия), коему покровительствует Велес Вещий; четверг (четверток) — день Алатыря Сварожьего (Юпитера), коему покровительствуют Сварог и Перун; пятница — день Вечерницы (Венеры), коей покровительствуют Лада-Матушка и Макошь-Пятница; шесток — день Жнеца (Сатурна), коему покровительствует Кощный Бог (Кощей-Корочун, завершающий, «окорачивающий» седмицу), день поминовения Предков (Дедов день).
СЕМАРГЛ (СИМАРГЛ) — ср. др. -рус.: Семарьглъ, Симарьглъ, Сим-Рьглъ, — по мнению некоторых исследователей, Его Имя происходит от «Семиглав» (ср., например, семиглавого Руевита). По другой версии, СЕМАРГЛ — это иранское заимствование, восходящее своими корнями к образу мифического существа Сэнмурва, изображавшегося с головой и лапами пса, с крыльями и в рыбьей чешуе (символ власти над землёй, воздухом и водой), а также чудесной птицы Симург — «Царя Птиц» (ср. рус. Жар-птица). И. Е. Забелин (1820–1909) полагал, что Сим и Регл восходят к ассирийской основе и означают поклонение Огню. А. С. Фаминцын (1841–1896) предложил читать Ерьгла (вторую часть упоминаемого в древних источниках Имени СЕМАРГЛА) как Ерыла (т. е. Ярило), не объяснив значения первой части Имени. Н. М. Гальковский (автор знаменитой книги «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси», изданной в 2-х тт. в Харькове в 1916 г. ) понимал СЕМАРГЛА как Семи-Ярило, полагая, что так был назван идол Ярилы с семью головами. Академик Б. А. Рыбаков (1908–2001) высказывал предположение, что СЕМАРГЛ — то же, что и Переплут (Бог почвы, корней растений, растительной силы), производя Имя СЕМАРГЛА от семя и считая Его Богом-Покровителем всходов. Во многих современных Родноверческих Общинах под Именем СЕМАРГЛА почитают Огнебога Сварожича Семипламенного (от смага — «огонь»). Также в современном Родноверии существует представление о СЕМАРГЛЕ как о Крылатом Огненном Псе — Посланце Богов (ср. Сарама — собака Индры в «Ригведе»). СЕРДЦЕ — орган в человеческом теле; узел яри в тонком теле человека, расположенный посередине груди, на уровне плотского сердца; местопребывание Высшей Самости (см. ДУХОВНОЕ СЕРДЦЕ). СЕРДЦЕ (СЕРДЕЧНЫЙ УЗЕЛ ЯРИ) — связан в плотском теле человека с тимусом, сердечным сплетением, всей сердечно-сосудистой системой в целом, грудной клеткой, перикардом и лёгкими, позвоночником и руками, а из волховских способностей — с телепортацией (мгновенным перемещением в пространстве, в том числе, через преграды). Его орган восприятия — кожа, а действия — половые органы. Кроме того, СЕРДЦЕ поддерживает кругооборот животоков по основным двенадцати тонким каналам в теле, регулируя их суточную ритмику. Хорошо работающее СЕРДЦЕ способствует проявлениям любви, сострадания, доброжелательности, нарушения в его работе могут привести к бесчувственности, эмоциональной закрытости, унынию, а в плотском теле — к сердечно-сосудистым заболеваниям, артриту, заболеваниям лёгких, гипертонии. Также СЕРДЦЕ (УЗЕЛ ЯРИ, переплетение животоков; не путать с Духовным Сердцем, Обителью Высшей Самости! ) является обителью нашей ложной самости, отделяющей человека от всего сущего. СЕРДЦЕ ДУХОВНОЕ (с заглавной буквы) — местопребывание Высшей Самости, Бессмертной Соби, Духа Рода в человеке, Духовная Обитель нашего Высшего Я, Духовный Центр всего человеческого существа (не путать с плотским сердцем и одноимённым узлом яри в тонком теле человека). СЕРПЕНЬ — август-месяц, Кологодный Удел Даждьбога. СЕРП МАРЫ — серебряный (или железный) серп, которым Чёрная Мать Морена (Мара) срезает колосья Живы (Жизни). Также СЕРП МАРЫ — Месяц ясный на небе. СЕЧЕНЬ (ПРОСИНЕЦ) — январь-месяц, Кологодный Удел Коляды. СИВЫЙ — Велес Зимний Владыка, один из Тёмных Ликов Вещего Бога. Изображается в виде Старика (см. ДЕД МОРОЗ). СИМАРГЛ — см. СЕМАРГЛ. СИРИН — одна из вещих Ирийских птиц, птица Печали, сидящая на западных ветвях Мирового Древа и ронящая слёзы в закат — оплакивающая все неправды и страдания этого мира. СИЯН-ГОРА — см. МЕР-ГОРА. СКОМОРОХИ — шуты; вещие люди, умеющие шутейными словесами объяснять глубокие вещи, через несерьёзное говорить о серьёзном. СКОМОРОШИНА — шутейное постановочное действо; игра-мистерия, в которой за шутейной внешностью сокрыт глубокий смысл. СЛАВА (СЛАВЛЕНИЕ) — обрядовая хвала Богам. Также «СЛАВА! » — обрядовый возглас. СЛАВЯ Родных Богов, мы единимся с Ними в Духе, обретая так Их Силу и Мудрость. СЛАВЬ — одна из обителей Ирийских, Закрадные (Посмертные) Чертоги павших с честью воинов. СЛОВА ВЕЩИЕ — «услышанное» в Безмолвии Сердца; слова вещих пророчеств и Откровений; обрядовые обращения к Родным Богам и Предкам, а также заклинания Природных Стихий, используемые Родноверами как во время проведения общих Богослужений, так и в личных Духовных радениях: кощуны, славления, заговоры, заклинания, Духовные стихи, возрады, колославы и т. д. СЛОГИ СВЯЩЕННЫЕ — мистические сочетания звуков, благодаря своим вибрациям связывающие человека, произносящего их особым образом, с соответствующими Силами Природы и Родными Богами. Могут использоваться в качестве обрядовых возгласов (в том числе жертвенных восклицаний), «прогуживаться» во время Духовных радений и т. д. Примеры СВЯЩЕНЫХ СЛОГОВ: 1) О — Яйцо Родово; 2) ГОЙ — Сила Рода; 3) СВА — Сила Сварога Отца Небесного, Светлых Богов-Сварожичей и Сварги Златой; 4) РА — Сила Даждьбога, Солнца красного; 5) МА, МА-ЙА — Сила Великой Богини-Матери; 6) ВЕ-ЛЕ, У-ЛИ — Сила Велеса Вещего Бога; 7) ЙА-РЕ, ЙА-РУ — Сила Ярилы, Огнеярь; и т. д. (Звук «Я» состоит из сочетания двух звуков и пишется здесь как «ЙА». ) СМАГА — пламя, огонь, жар. СМОРОДИНА — см. РЕКА СМОРОДИНА. СНОПОБРАД — одно из Имён Велеса (см. СПОЖИНКИ). СОБЬ — Высшая Самость, Истинное Я (АЗ ЕСМЬ), Дух Рода в нас. СОЛНЦЕ КРАСНОЕ — Око Рода (Сварога), Щит Даждьбога, Даждьбожий Лик в небе, Сын Сварога, Воплощение Небесного Огня, Старший брат Огня Земного, Жар Ярилы и т. д. СОЛНЦЕ — зримый Лик Бога в Яви, Образ Его Силы и Светлости. СОЛНЦЕ своими лучами зарождает жизнь на Земле, своим теплом поддерживает её, а когда приходит срок — испепеляет, иссушает своим жаром. По весне СОЛНЦЕ творит Зарод Матери Сырой Земле. СОЛНЦУ покровительствуют четыре Бога: 1) Ярило-Весень — по весне; 2) Даждьбог Трисветлый — летом; 3) Световид Четырёхликий — осенью; 4) Хорс-Зимодар — по зиме. Главным СОЛНЕЧНЫМ Богом почитается Даждьбог. Зимой Даждьбог спит в ледяном чертоге Богини Зимы и Смерти Морены, околдованный Её чарами, а Златой Щит Даждьбога несёт по небу Его златогривый конь. В человеческом существе Солнце — Вещее Сердце, Дух Рода, лучащийся Самосиянным Светом, Солнце Правды, разгоняющее Своим Светом тьму невежества и испепеляющее всё нечестие, ложь и кривду. СОЛНЦЕ МЁРТВЫХ — Рудяное Солнце Нави, Солнце Нижнего мира; в мире Яви — Светоч ночи Луна. СОРОКИ (ЗАКЛИЧКИ ВЕСНЫ) — отмечаются 9 березозола/марта-месяца. Согласно народным верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы Весны. В этот день хозяйки пекут из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершаются Заклички (см. ЗАКЛИЧКИ ВЕСНЫ). СОСЛОВИЕ — см. УКЛАД СОСЛОВНЫЙ. СПАС МЕДОВЫЙ — первый из трёх Спасов, праздников Урожая, отмечаемый 1 серпеня/августа-месяца. К этому времени пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов, и пчельники начинают выломку сотов. СПАС ХЛЕБНЫЙ (ОРЕХОВЫЙ, ВОДЯНОЙ) — последний из трёх Спасов, праздников Урожая, отмечаемый 16 серпеня/августа-месяца и особливо посвящённый Великой Матери Макоши. О сию пору обходят колодцы, принося требы Государыне Воде, женщины кланяются Великой Матери холстами и пряжей (отсюда другие народные названия праздника — СПАС НА ВОДЕ и СПАС НА ХОЛСТЕ). СПАС ЯБЛОЧНЫЙ — второй из трёх Спасов, праздников Урожая, отмечаемый 6 серпеня/августа-месяца. В этот день на Капищах происходит торжественное благословение принесённых плодов, после чего их разрешается употреблять в пищу. СПОЖИНКИ (ДОЖИНКИ, ГОСПОЖИНКИ) — праздник окончания жатвы, отмечаемый 15 серпеня/августа-месяца (или около того). В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру Землю за урожай, приносят требы Матери Макоши — Госпоже Урожая (отсюда другое народное название праздника — ГОСПОЖИНКИ) — и заплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу-Снопобраду. СРЕТЕНЬЕ (ПЕРУНЬЕ ЗИМНЕЕ) — см. ГРОМНИЦА. СРЕЧА и НЕСРЕЧА (от древнерус. среча — «встреча») — см. ДОЛЯ и НЕДОЛЯ. СТАРИНА — см. БЫЛИНА. СТЕЗЯ — путь, дорога, тропа; Духовный путь. СТЕЗЯ ВЕЩЕГО (СТЕЗЯ ВЕЛЕСОВА) — см. ПУТЬ ВЕЛЕСОВ. СТЕЗЯ НАВИ — Дорога Мёртвых; Шуйный путь. СТЕЗЯ ПРАВИ — путь Духовного восхождения. СТЕЗЯ ЯВИ — земная жизнь человека. СТОЖАРЫ — см. ВОЛОСЫНИ. СТРАВА — пища, в том числе обрядовая. СТРИБОГ — Владыка воздушного пространства, Повелитель ветров и бурь. Ветры, согласно «Слову о полку Игореве», суть СТРИБОЖЬИ внуки: «Се ветри, Стрибожи внуци, веютъ съ моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы». Удел СТРИБОГА — меж Землёй и Небом, меж обителью людей и Обителью Небесных Богов. Само Имя СТРИБОГА связывают со старославянск. стърга — «распространять», «простирать», а также со стерти — «стереть», «сразить», «уничтожить». Также СТРИБОГ — воплощение Дыхания Всебога Рода, Космический Вихрь, рождающий и уничтожающий Вселенные. На тайном языке волхвов «ветры» — «животоки сил в тонком теле человека». Обычно СТРИБОГА изображают в облике бородатого Старца с развевающейся на ветру бородой, плывущего на струге по волнам Мирового Окиян-моря либо летящего на воздушном корабле над Землёй (плывущего на ладье по синим Хлябям Небесным), держащего в руках копьё и трубящего в рог. Также СТРИБОГ может изображаться в облике Разящего Лучника, держащего в руках лук со стрелами. СТРИБОЖЬЕ ВЕШНЕЕ (ДЕНЬ СТРИБОГА-ВЕТРЕННИКА) — отмечается 5 цветеня/апреля-месяца, когда тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем. СТРИБОЖЬЕ ЗИМНЕЕ (ДЕНЬ СТРИБОГА-ВЕСНОВЕЯ) — отмечается 21 лютеня/февраля-месяца. О сию пору зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле: «Весновей теплом привечает», «Стрибог-Весновей — уж тепло у дверей». СТРИБОЖЬЕ ЛЕТНЕЕ (ДЕНЬ СТРИБОГА-ВЕТРОГОНА) — отмечается 8 серпеня/августа-месяца, когда буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени. СТРИБОЖЬЕ ОСЕННЕЕ (ДЕНЬ СТРИБОГА-ЛИСТОБОЯ) — отмечается 20 вересеня/сентября-месяца, когда студёные ветры, Стрибожьи внуки, приносят осенние холода, перемежающиеся с последними тёплыми днями. Сей же день в народе издревле отмечали как праздник мельников и водяных мельниц, а также как день проводов Водяного, ибо верили, что Водяной Хозяин засыпает о сию пору до будущей весны. СТУЖЕНЬ (СТУДЕНЬ) — декабрь-месяц, Кологодный Удел Кощея-Корочуна, завершающего, «окорачивающего» год перед Колядой (праздником Рождения Нового Года и Нового Солнца). СУРЬЯ (СУРИЦА, СУРЯНИЦА) — священный напиток, возливаемый во славу Светлых Богов. СУХЕНЬ — см. БЕРЕЗЕНЬ. ТАУСЕНЬ (РАДОГОЩ, РОДОГОЩ) — один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию. Празднуется 24 вересеня/сентября-месяца, когда Солнце «на гусиный шаг» переходит за точку Равноденствия. Время подведения итогов года и самый крупный осенний праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина прячется за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Видите ли меня, детушки? » Если ответ будет: «Не видим, батюшка! » — то это означает богатый урожай, а если: «Видим! » — то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не видели! » — и подаёт знак к началу праздничного «пира горой». Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» Светлые Боги до будущей весны (оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех Родовичей, живущих по Прави). В знак этого на Капище сжигают соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами Предков в Ирий. В старину в этот день крестьяне начинали молотить хлеб («замолотки») и зажигали огонь в овинах, отмечая так называемые Именины Овина и славя Огнебога Сварожича — Огонь Земной, рождённый от искры Огня Небесного (Сварога). ТОПОРОМАХ — обрядовое очищение места, творимое посредством обхода и «обмахивания» его топором. ТРАВЕНЬ — май-месяц, Кологодный Удел Макоши и Живы. ТРЕБА — обрядовое прошение; приносимая жертва. ТРЕБИЩЕ — место принесения треб; часть Капища, на котором приносят жертвы (требы) Богам и духам Предков (см. КАПИЩЕ). ТРЕМИРЬЕ — Явь–Навь–Правь, все три мира в совокупности. В человеческом существе Явь соотносится с плотским телом, Навь — с душой, а Правь — с Бессмертным Духом (Собью). «ТРЕТИЙ ГЛАЗ» (ОКО МУДРОСТИ ВЕЛЕСОВО) — см. ЧЕЛО. ТРИБОГОВ ДЕНЬ (ТРОИЦА) — см. ДЕНЬ ТРОЯНА. ТРИГЛАВ ВСЕМИРИЯ — Правь–Явь–Навь. ТРИГЛАВ РОДОВ — Род–Белобог–Чернобог. ТРИГЛАВ СВАРОЖИЙ — Сварог–Перун–Велес (Дид–Дуб–Сноп, Воля–Сила–Мудрость). В лике Сварога Всебог Род творит миры, в лике Перуна — охраняет Явь от Нави, а в Лике Велеса — разрушает отжившее, высвобождает Дух из оков плоти и ведёт всё сущее к обновлению. ТРИЗНА — погребальный обряд, совершаемый обычно на третий день после смерти, а также поминальный пир и воинские ратания в честь почившего (ср. также древнерус. тризь — «трёхгодовалое животное», приносимое в жертву). Некоторые исследователи возводят слово «ТРИЗНА» к санскритскому тришна — «жажда», рассматривая сам обряд ТРИЗНЫ как способ «утолить жажду» духов Предков. ТРИ ЛИКА (СТАТИ) РОДА — оные суть: 1) Род Всевышний — Род как Сам (см. РОД ВСЕВЫШНИЙ); 2) Род Небесный — Соборная Душа Народа, Сила Предков (см. РОД НЕБЕСНЫЙ); 3) Род Земной — все сородичи, в Яви живущие (см. РОД ЗЕМНОЙ). ТРИ МАТЕРИ РОДНОВЕРА — земная мать, которая породила тебя на свет, Мать-Родина и Мать Сыра Земля. ТРИ ПЛАМЕНИ — оные суть: 1) Белое Пламя Творения — Пламя Сварожьей Кузни, Небесный Огонь, рождающий миры; 2) Красное Пламя Жизни — Перунов Огонь, Живино Пламя; 3) Чёрное Пламя Растворения — Пекельное Пламя Вещего Владыки, очищающее души от невежества и ведущее к обновлению миры. ТРИ СВЯТЫНИ РОДОСЛАВИЯ (РОДОБОЖИЯ) — Природа–Родина–Народ. ТРОИЦА (ТРИБОГОВ ДЕНЬ) — см. ДЕНЬ ТРОЯНА. ТЬМА — отсутствие света; 10. 000 (иногда используется в значении: «очень много», «бессчётное количество»). ТЬМА ПРЕДВЕЧНАЯ — Вселенский Лик Тёмной Матери Морены, из Лона Которой народилось всё сущее. УБРУС (УБРУСЕЦ) — платок, полотенце, рушник. УД — гой, мужской член. УДЕСЫ — члены тела. УЗЛЫ ЯРИ (КРУГИ ЯРИ) — сплетения животоков в тонком теле человека. Главнейшие из УЗЛОВ ЯРИ — следующие семь: зарод, живот, ярло, сердце, горло, чело и родник-колород. УКЛАД СОСЛОВНЫЙ — естественное разделение общества на четыре основных душевных склада людей и четыре соответствующие им Сословия: 1) Жреческое, связанное со Стихией Воздуха, — Сословие священнослужителей, а также людей умственного труда, для которых Духовные цели в жизни являются первостепенными; 2) Воинское, связанное со Стихией Огня, — Сословие князей и бояр, то есть управителей и воинов, для которых смысл жизни заключается в достижении власти, обретении почестей и славы; 3) Купеческое, связанное со Стихией Воды, — Сословие деловых людей, предпринимателей и торговцев, во всём стремящихся найти свою выгоду; 4) Труженическое, связанное со Стихией Земли, — Сословие рабочих, жизненные цели которых обычно не выходят за рамки их плотских нужд. За пределами Сословных границ остаются изгои (выродки) и отрешившиеся от всего земного мудрецы-волхвы. УРЯД — составленное соглашение; план, распорядок какого-либо действа (в том числе обрядового). УРЯДНИК — человек, следящий за исполнением того или иного Уряда; распорядитель на общем празднике, обряде и т. д. УТРО ГОДА — весна (см. ВРЕМЕНА ГОДА). ХАРЯ — см. ЛИЧИНА. ХОЖДЕНИЕ ПО-ЗА МРОЕ — путешествие в Навь, Навное хождение. ХОЗЯЕВА МЕСТА — духи-покровители места. ХОРО — см. КОЛО. ХОРС (от древнерус. хоро — «коло», «круг») — Сам Солнечный Лик. Также ХОРС-Зимодар — Бог Зимнего Солнца. В «Слове о полку Игореве» (XII в. ) читаем: «Всеславъ князь людемъ судяше, // княземъ грады рядяше, // а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: // изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, // великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше». В «Слове некоего христолюбца» (XII в. ): «и вѣ роують в Пероуна и Хърса... »; в «Слове св. Григория о том, како первое погани суще языци кланялися идоломъ и требы им клали» (XII в. ): «тѣ мъ же богомъ требоу кладоуть... Пероуноу, Хърсу... »; в «Слове и откровении святых апостол» (XVI в. ): «мняще богы многы, Перуна и Хорса... »; в «Беседе трёх святителей» (ок. XV в. ): «два ангела громная есть: елленскiй старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ»; и др. Имени Хорса родственны такие слова, как: хоровод, хорошо, хоромы, хоругвь и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|