Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможные помехи в работе группы

Аутентичное участие в работе ГЭО возможно только при открытости и чувствительности участников ко всему происходящему. Но это не всегда легко - наряду с распространёнными трудностями общения существуют специфические помехи, корни которых в самой нашей природе. Хотелось упомянуть основные из них.

Дихотомия разума - чувств. Наше абстрактное мышление часто мешает воспринимать жизнь чувствами. И свои чувства мы нередко пытаемся понять с помощью дедуктивного мышления. Парадокс состоит в том, что чем больше стараемся преодолеть пропасть между разумом и чувствами, тем больше она увеличивается, так как мы её пытаемся преодолеть усилиями разума. В этом, кстати, состоит опасность самоанализа, интроспекции. Разрыв между мышлением и переживанием мешает глубже втягиваться в жизнь группы, способствует принятию позиции наблюдателя в группе.

Попытка с помощью разума пережить чувства связана с планированием будущих переживаний. Вместо непосредственного переживания ситуации, мы нередко рассуждаем, что в ней должны чувствовать. Отсюда и вопрос: "Что я должен чувствовать?"

Важно равновесие между разумом и чувствами.Трудно добиться психотерапевтических изменений только с помощью интеллектуальных инсайтов; необходимо исследование реальности жизни с помощью чувств. С другой стороны, малоэффективно и эмоциональное переживание без понимания более глубокого его смысла, без определённого когнитивного "обрамления".

Трудности переживания времени. Как уже говорили, в ГЭО особенно важным является "здесь и сейчас" происходящий процесс. Но для многих участников переживание настоящего является трудной задачей. Причина этого - "застревание" в прошлом (из-за этого участники группы реагируют с опозданием на происходящее) или "парение" в будущем. Трудно быть в настоящем, постоянно заботясь о том, что уже случилось, или о том, что может случиться.

Экзистенциальная тревога. Будучи неизбежной и необходимой частью человеческой жизни, она, как уже говорилось, является причиной неприятного состояния неопределённости, неуверенности. В ГЭО участники пытаются избежать этой тревоги с помощью чрезмерной интеллектуализации, стремления определить неопределяемые жизненные ситуации.

Ценностные конфликты. Ситуации жизни ГЭО часто приводят к обострению внутреннего конфликта между эгоистическими потребностями участников и их моральной ответственностью. Участники пытаются избежать такого рода конфликтов путём избегания активного включения в жизнь группы, отказа от выбора в конфликтных ситуациях.

Ригидность понимания. Другого человека познаём феноменологически как существующего во временном потоке. Так как человек является экзистенциальным процессом, находящимся в состоянии постоянного становления, нет возможности добиться его познания раз и навсегда. Даже знание человека о самом себе постоянно меняется. Но нам свойствено поддаваться иллюзии, что мы сами и нас окружающие люди меняются мало. Такое иллюзорное восприятие друг друга в группе может стать причиной ошибок понимания друг друга, взаимного отчуждения.

Чрезмерная привязанность к базисным предпосылкам жизни. Каждый человек при построении своей жизни руководствуется некими базисными предпосылками, составляющими сердцевину его мировоззрения. Мы пытаемся удержать их в неизменном состоянии, так как они непосредственно связаны с центром самости. Компромиссы с этими предпосылками оцениваются как нарушение важнейших жизненных принципов, как комформистское приспособление. Это может помешать некоторым участникам с доверием и открытостью включаться в жизнь группы, потому что их базисные предпосылки жизни могут противоречить существующей реальности групповых ситуаций; люди бывают склонны из последних сил защищать свои принципы. Человеческую дилемму, связанную с нашей склонностью "вцепляться" в воображаемые принципы, точно охарактеризовал один Учитель дзена: "Прошлое прошло, будущее неизвестно, а настоящего ты не поймаешь". Человек принципов бывает особенно чувствительным к некоторым людям, жизненные предпосылки которых являются другими и вызывают угрозу для его принципов.

Участник группы при столкновении с такого рода конфликтом испытывает сильную тревогу, так как переживает его в виде умирания своей самости как системы базисных предпосылок жизни - ведь она теряет реальность в настоящем или не спасает в возникшей конфликтной ситуации.

Упомянутые здесь помехи в работе ГЭО являются проявлением феномена сопротивления. Сопротивление является неизбежным спутником работы любой психотерапевтической группы и оно может в значительной степени нарушить групповой процесс. С другой стороны, сопротивляться изменениям, отказу от привычных стереотипов является нормальным явлением. Человек защищает свою интегрированность и сопротивление вмешательству извне является понятной и нормальной самозащитой. Поэтому сопротивление мы не должны оценивать - как хорошее или плохое; это просто часть психотерапевтических изменений.

Терапевт, наблюдая за сопротивлением участников группы, может много узнать об их стиле эмоционального реагирования. Когда он обращает внимание участников на это, они имеют возможность лучше увидеть как реагируют на проблемы, возникающие в группе и вообще в жизни. Поэтому главным для терапевта является не преодоление сопротивления группы любой ценой, а прежде всего его понимание и разъяснение. Это помогает освободить участников от закрытости в собственном мире и направить их к поиску общего с другими пространства жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...