Повышение инвестиционной привлекательности
Введение
История российской рыночной системы насчитывает не многим более 15 лет, однако интенсивность протекания процессов формирования этой системы такова, что не многим предприятиям удалось вовремя адаптироваться к новым принципам жизнедеятельности. В 90-х годах большое количество производственных компаний было реструктуризировано с одной единственной целью - адаптироваться к новым условиям хозяйствования и стать конкурентоспособными на российском рынке. В настоящий момент российская экономика готовиться к крупномасштабному проекту - вступлению во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), а это значит, что необходимо будет снова адаптироваться к новым условиям, условиям международного рынка и стать конкурентоспособными и на этом рынке. Это значит российским компаниям снова необходимо пройти процесс реструктуризации, только масштаб задач в этом случае многократно увеличивается. В этой связи крайне необходимым представляется проанализировать опыт, полученный российскими компаниями, и сформировать обновленную модель реструктуризации для решения современных задач, встающих перед российскими предприятиями в глобальном торговом пространстве. Определение понятий
"Реформирование - постепенное целенаправленное преобразование системы. Под реструктуризацией следует понимать комплексное преобразование предприятия, которое связано с изменением присущих ему структур. В качестве основных структурных компонент выступают производственная, информационная и организационная структуры" (1) "В самом общем смысле - это приведение структуры компании в соответствие с бизнес - моделью" (7)
"Целью реструктуризации промышленного предприятия является такое изменение его структурных компонентов и их связей, которое позволяет устойчиво функционировать в изменившихся рыночных условиях. Таким образом, поскольку главная задача реструктуризации предприятий состоит в адаптации к новым условиям хозяйствования, концентрации ресурсов и резервов на решении ключевых внутренних проблем предприятия, то реструктуризацию можно идентифицировать как универсальный метод реформирования предприятия" (1)
Методология Выделение непрофильных активов как инструмент реструктуризации. Если компания ориентируется на осуществление всего цикла разработки и производства продукта, как на основу своей деятельности, то это "производственный" взгляд на бизнес. Если же компания делает акцент на предпринимательской функции - разработка и продвижение новых продуктов, маркетинг, то это есть "предпринимательский" взгляд на бизнес. При переходе от первой бизнес-стратегии ко второй менеджмент/собственник неизбежно сталкивается с необходимостью классификации активов на обеспечивающие основную, предпринимательскую функцию и на второстепенные, "непрофильные". Следуя дальше "предпринимательской логике" необходимо сфокусироваться на сохранении и развитии профильных активов, "ядра бизнеса" и избавиться от непрофильных. Практика российских компаний переходящих от "производственного" взгляда к "предпринимательскому" свидетельствует (5) о трех проходимых ими фазах:
Сохранение ядра бизнеса в трудные времена
Основные проблемы: · падением объемов реализации; · накоплением задолженности, неплатежи и расчетные суррогаты; · наличием значительного количества незагруженных производственных мощностей. Основное решение: снижение доли постоянных расходов.
Основная методика: Выделение непрофильных активов в дочерние предприятия с разным "удалением" от материнской компании (ООО, ЗАО, ОАО с различной степенью участия) и условием самоокупаемости. Естественно, в первую очередь компании избавляются от подразделений, непосредственно не относящихся к основному производству: · объектов социальной сферы; · объектов коммунального хозяйства; · сельскохозяйственных подразделений; · строительных подразделений (СМУ, ДРСУ и т.п.). Повышение конкурентоспособности бизнеса Задачи: Повышение эффективности работы компании Решение: Сосредоточение на основной деятельности компании, специализация Методика: Выделение непрофильных активов на этой стадии не носит характер мер по выживанию, а имеет смысл сосредоточения и повышения эффективности основной деятельности. Обычно на данном этапе к непрофильным активам относятся сервисные и обеспечивающие подразделения, такие как: · промышленное строительство; · транспорт; · охрана и безопасность Особую важность на данной стадии приобретает не столько само выделение активов сколько оптимизация структуры взаимосвязей между дочерними компаниями и "ядром" с целью предоставления последнему более качественного сервиса и сырья.
Повышение инвестиционной привлекательности Задачи: Повышение акционерной стоимости и инвестиционной привлекательности как кор-бизнеса так и дочерних предприятий. Решение: Всесторонняя оптимизация деятельности, как материнской компании, так и дочерних структур. Методика: Выделение непрофильных активов в таком виде, чтобы они были привлекательны для стратегических инвесторов и, в дальнейшем, обеспечивали бы высокий уровень обслуживания "материнской" компании. Как правило, на этапе повышения привлекательности для инвесторов к непрофильным активам относятся подразделения, занимающиеся: · изготовлением оснастки; · текущим обслуживанием и ремонтом оборудования; · продажами готовой продукции. Таким образом, выделение непрофильных активов может быть эффективным инструментом реструктуризации компании на различных этапах ее вовлеченности в рыночную систему, как на стадии "выживания", так и на стадиях совершенствования и продажи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|