Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность военных министров Российской империи




 

Первый военный министр Вязмитинов С.К. упорядочил деятельность Военной коллегии, которая превратилась из руководящего органа в исполнительную структуру при министре. Под его руководством 7 января 1803 года был сформирован Департамент министра военных сухопутных сил (канцелярия Военного министерства). Решением военного министра из Артиллерийской экспедиции была выделена самостоятельная инженерная экспедиция, что способствовало дальнейшему развитию артиллерийского и инженерного дела в российской армии. При нем была образована медицинская экспедиция, а для координации действий медицинских инспекторов армии и гвардейских частей учреждена должность главного инспектора. Вязмитинов С.К. пересмотрел порядок подчинения крепостей, что повысило ответственность за содержание крепостных сооружений. При нем была усилена роль инспекции по артиллерии, учрежден Временный артиллерийский комитет, который рассматривал изобретения, направленные на улучшение артиллерийских систем. В ходе совершенствования организационно-штатной структуры войск в армии внедрена дивизионная система, а в артиллерии формируются дивизионы. Провиантская и Комиссариатская экспедиции были объединены в одно ведомство и получили большую самостоятельность в обеспечении войск необходимым довольствием реорганизации подверглось и земское ополчение: было образовано подвижное земское войско, служившее дополнительным источником пополнения армии.

Второй военный министр Российской империи Аракчеев А.А.

Аракчеев подчинил себе военно-походную канцелярию императора, ввел должность дежурного генерала, реорганизовал Инженерную экспедицию, все крепости России были разделены на 10 округов, подчиненных окружным командирам. В армии была окончательно утверждена дивизионная система, созданы 27 запасных рекрутских депо с четким указанием мест дислокации, повышена роль Медицинской экспедиции, отвечавшей за создание здоровья личного состава сухопутных сил. Во время управления А.А.Аракчеевым министерством были изданы новые правила и положения по разным частям военной администрации, упрощена и сокращена переписка, приняты меры к повышению уровня специального образования офицеров, упорядочена материальная часть.

Третий военный министр Российской Империи Барклай-де-Толли провел ряд мероприятий по военно-экономической подготовке страны к войне, совершенствованию системы органов военного управления и подготовки войск. Министерство было разделено на семь департаментов: Артиллерийский, Инженерный, Инспекторский, Аудиторский, Комиссариатский, Провиантский и Медицинский. Военная коллегия как дублирующий департаменты орган была упразднена. При министерстве были образованы Совет, канцелярия, создан Военно-ученый комитет из бывшего Артиллерийского военно-ученого комитета и Военно-топографического депо. В марте 1810 г. М.Б. Барклай-де-Толли представил Александру I особый доклад «О защите западных пределов России». Под руководством М.Б. Барклая-де-Толли было разработано «Учреждение для управления большой действующей армией» (27 января 1812 г.), в котором определялись права и обязанности не только главнокомандующего, но и высших воинских начальников, а также штат Полевого штаба. В начале Отечественной войны 1812 г., совмещая должности военного министра и главнокомандующего 1-й Западной армией, М.Б. Барклай-де-Толли принял на себя всю ответственность и отдал приказ об отступлении вглубь России, что позволило спасти русские армии от разгрома Наполеоном.

Восьмой военный министр Российской Империи Чернышев А.И. провел большую работу по перевооружению армии. Так, с 1842 г. на смену кремневому оружию пришло ударное, совершенствовались калибры и конструкции артиллерийских орудий, создается горная артиллерия. Под его руководством проделана работа по кодификации свода военных постановлений (1840 г.) изданию военно-уголовных уставов. Одновременно велась работа по военно-статистическому описанию губерний, образуются первые восемь кадетских корпусов, возводятся новые крепости и укрепления.

Девятый военный министр Российской Империи Долгоруков В.А. провел следующие преобразования: военно-учебные заведения подчинены начальнику Главного штаба; учреждены должности генерал-инспекторов пехоты, кавалерии, саперных и стрелковых батальонов; войска действующей армии разделены на Западную, Среднюю и Южную армии.

Десятый военный министр Российской Империи Сухозанет Н.О.с целью сокращения расходов на содержание армии упразднил военные поселения, ликвидирован институт военных кантонистов, сокращены численность органов военного управления и срок службы солдат с 25 до 15 лет.

Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. показало политическую, экономическую и военную слабость России середины XIX столетия. Перед военным министром Милютиным Д.А. стояла чрезвычайно сложная задача: реорганизовать всю систему военного управления и организации армии. При этом оно должно было, с одной стороны, сократить военные расходы, ас другой - позаботиться о том, чтобы это не сказалось на боеспособности армии. Основным преобразованием в области реорганизации военного управления явилась военно-окружная реформа. Вся территория России делилась на 15 военных округов. Во главе округа стоял командующий войсками. Каждый округ представлял собой одновременно орган строевого управления и орган военно-административного устройства, сосредотачивая в себе все функции военного управления. Это давало возможность оперативно руководить войсками и быстро мобилизовать их. Вместе с созданием военных округов корпуса были ликвидированы. Высшей тактической единицей в пехоте и кавалерии стала дивизия. Это давало ряд преимуществ. Во-первых, при мобилизации дивизии могли сводиться в корпуса или отряды небольшой силы и состава. Во-вторых, в случае войны имелась возможность формировать штабы армий, корпусов и отрядов из наиболее способных офицеров всей армии. В ходе проведения военно-судебной реформы ставилась задача подъема и нравственного состояния армии и формирования чувства долга и чести у ее личного состава. Были утверждены «Дисциплинарный устав» и»Устав внутренней службы» и «Воинском уставе о наказаниях». В уставах указывалось, что воинская служба является высшим служением родине. Уставы провозглашали охрану чести и достоинства солдата и главным проступком считалось нарушение долга.

В 60-70-х годах XIX в. остро стоял вопрос об улучшении системы подготовки офицерских кадров. Преобразования в органах управления, усовершенствования техники, изменения в боевой подготовке войск потребовали от офицера не только знания строевой службы, но и достаточно хорошего уровня общего и специального образования и высоких нравственных качеств. В ходе реорганизации военно-учебных заведений были ликвидированы кадетские корпуса. Открылись - военные гимназии с семилетним сроком обучения, представлявшее собой передовые по своей организации и программе учебные заведения. Их выпускники поступали, как правило, в военные училища. Реорганизация военно-учебных заведений позволила значительно увеличить подготовленный состав офицерского корпуса, повысить его образовательный уровень. В 1865 г. в России имелось 24 военно-учебных заведения. В 1870-1871 гг. их стало уже 52.

Во второй половине XIX в. остро стоял вопрос о перевооружении русской армии. В ходе Крымской войны обнаружилось неоспоримое преимущество нарезного оружия перед гладкоствольным. Сразу по окончании войны началась работа по перевооружению армии нарезным оружием. В 1856 г. на вооружение войск поступила 6-линейная ударная. В 1860 г. на вооружение войск поступила 6-линейная казачья винтовка. В 1867 году на вооружение поступила 6-линейная игольчатая винтовка Карле. В конце 1860-х годов на вооружение армии поступила малокалиберная казнозарядная винтовка системы Бердана №1. Одновременно с перевооружением русской армии стрелковым оружием военное ведомство принимало меры к улучшению артиллерии. В 50-х годах XIX в. артиллерия имела на вооружении гладкоствольные, заряжавшиеся с дула орудия. В 1873 г. на вооружение поступила сконструированная русским изобретателем В.С.Барановским первая в мире скорострельная пушка и 6-ствольная картечница. Около 20 лет продолжалось перевооружение русской армии, однако к концу 70-х годов XIX в. проблема так и не была решена в полном объеме, перевооружение армии оказалось не законченным.

Крупные изменения в военном деле, боевой опыт, приобретенный в ходе войн второй половины XIX в., введение нового, более совершенного оружия потребовали повышения боевой подготовки войск. Ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне. Обучение войск требовалось проводить в условиях, близких к боевым. С этой целью устраивались учебные маневры, стрельбы, изучалось инженерное и саперное дело. К концу 1870-х годов было построено 34 учебных лагеря. В летнее время регулярно проводились лагерные сборы. Все рода войск обучались совместным действиям. Новые принципы боевой подготовки требовали развития физических качеств солдата. С начала 1860-х годов было введено обучение гимнастике и фехтованию. Большое внимание уделялось распространению грамотности среди солдат, так как боевая подготовка грамотных солдат шла успешнее, чем неграмотных.

(13) января 1874 г. был издан Устав о всесословной воинской повинности. В нем говорилось, что защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного и что все мужское население, достигшее 20 лет без различия сословий подлежит воинской повинности. Устав о воинской повинности позволил увеличить численность армии, издать обученный резерв, необходимый для ее развертывания в военное время. Благодаря введению численность кадровой армии увеличилась с 770 тыс. в 1874 до 1360 тыс. в 1914 г. К числу прогрессивных моментов нового закона относилось и то, что он отменял основные привилегии дворянству, пожалованные ему Петром III. Установление льгот по образованию стимулировало развитие просвещения. Введение всеобщей воинской повинности обеспечивало превращение русских вооруженных сил в современную массовую армию.

Ванновский П.С. внес значительный вклад в совершенствования мобилизационной готовности войск, усиление регулярной кавалерии, создание боевых и продовольственных запасов в районах сосредоточения на случай войны, строительство новых и реконструкцию старых крепостей и укреплений на западной границе и др. Под его руководством на вооружение армии была принята трехлинейная винтовка образца 1891 г., осуществлен переход артиллерии на бездымный порох, ведена новая форма одежды, улучшен быт войск и материальное положение офицеров, проведен ряд крупных военных маневров. П.С.Ванновский добился пересмотра военно-судебного производства и дисциплинарного устава (1888 г.) в сторону ужесточения наказаний в армии.

Куропаткин А.Н.провел реформу юнкерских училищ, предпринял попытки усовершенствовать систему прохождения службы офицерским составом.

Проведение военных реформ 1905-1912 годов связаны с именами трех военных министров - Сахаровым В.В., Редигер А.Ф. и Сухомлиновым В.А. Политические причины, диктовавшие необходимость проведения военных реформ, делились на две взаимосвязанные группы: внешние и внутренние. К основным внешнеполитическим причинам относились международное положение России после ее поражения на Дальнем Востоке и процесс складывания противостоящих группировок ведущих государств в целях подготовки к будущей большой войне. Одной из важнейших причин, побуждавших российской правительство приступить к проведению военных реформ, являлось усиление внутриполитических противоречий в России. Они выразились в первой русской революции 1905-1907 гг. В 1905-1906 гг. только в армии было зарегистрировано не менее 437 солдатских выступлений, в том числе 106 вооруженных. Нужно было срочно реформировать армию, поднимать моральное и материальное стимулирование, укреплялись офицерский и, особенно, унтер-офицерский корпус, изменять дислокацию войск и проводить еще ряд мероприятий, которые входили в понятие военной реформы и привели бы армию в надлежащее состояние.

В период проведения военных реформ 1905-1912 гг. произошли серьезные изменения в области военной политики. Был принят в 1912 г. закон о воинской повинности, снизивший квоту льгот освобожденных от призыва, закрепивший сроки призыва, которые были приняты в 1906 г. Была предпринята попытка создания координационного органа для согласования действий между различными структурами государственной власти - Совета Государственной Обороны. Он сыграл положительную роль в осуществлении реформ, хотя его деятельность и не была лишена недостатков.

Центральным звеном военных реформ 1905-1912 гг. явилась реорганизация армии. В ходе реформы методом проб и ошибок было верно определено, что военное министерство должно быть цельным, все управления, в том числе и Генеральный штаб должны подчиняться одному лицу - военному министру, который несет полную ответственность перед государством за вопросы обороны. Было создано в 1906 г. Высший аттестационный комиссии - коллективного органа, который определял порядок назначения и кандидатуры на высшие воинские должности от командира отдельной бригады до командующего войсками военного округа. Назначение достойности генерала или офицера перестало зависеть от военного министра, который подавал списки кандидатов на утверждение царю. Упростилась организационно-штатная структура всех родов войск. В пехоте упразднились 26 бригад и 152 батальона резервных и запасных войск. Также ликвидировалась крепостная пехота. Общее количество батарей увеличивалось на 120, из них 60 - тяжелых. Усилены были инженерные и железнодорожные войска, войска связи. С 1910 г. в России вводится территориальная система комплектования, при которой каждый корпус имел свой район комплектования. В результате реорганизации общая численность сухопутных войск по штатам военного времени составила 3 млн. 268 тыс. человек, а при старой организации она была значительно ниже 3 млн. человек.

В годы реформы большое внимание уделялось укреплению офицерского корпуса. Было реорганизовано Главное управление военно-учебных заведений. Юнкерские училища были переведены в разряд военных. Были введены новые учебные программы в академиях и военных училищах. Это позволило более качественно осуществлять подготовку командных кадров. Введение в 1909-1912 гг. новых уставов и наставлений значительно улучшило обучение войск в звене рота-полк и индивидуальную подготовку солдат и унтер-офицеров. Под воздействием преобразований в период военной реформы произошло существенное совершенствовании тактики сухопутных войск. Передовые тактические положения выразились в ходе реформы боевых уставов и наставлениях, которые стали лучшими в мире на тот период. Детально были разработаны способы ведения наступательного и оборонительного боя. Сам бой стал определяться как общевойсковой. Соответственно были уточнены задачи всех родов войск в бою. Правильно определялось, что, в связи с насыщением артиллерией, пулеметами, главным становится огневой бой. Одновременно с сухопутными войсками в 1905-1912 гг. проводилась серьезная реорганизация флота. Важным мероприятием стало образование Морского Генерального штаба, должен был ведать составлением планов войны на море и мероприятиями по организации боевой готовности морских сил, также устанавливать совместную деятельность Морского Генерального штаба с Генеральным штабом армии в общих вопросах, касающихся государственной обороны, в развитии вооруженных сил империи.

После русско-японской войны 1904-1905 гг. на основе ее опыта во многих странах развернулись работы по созданию подводного минного заградителя, способного производить скрытые минные постановки в водах противника. В 1910 году в Николаеве по проекту М.П. Налетова был заложен первый в мире подводный минный заградитель «Краб». Таким образом, военные реформы 1905-1912 гг. значительно укрепили армию и флот России. Повысилась их боеготовность и обороноспособность государства в целом.

В годы I деятельность военных министров Поливанова А.А., Шуваева Д.С. была направлена на осуществление перестройки промышленности на военный лад. Деятельность военных министров Временного Правительства не была продуманной и значимой. Важнейшей вехой в развитии ВС России является деятельность наркомов и министров обороны СССР.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...