Наркомы (министры) обороны Советской России - СССР
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Первым наркомом по военным и морским делам Подвойскому Н.И., Троцкому (Бронштейну) Л.Д. и Фрунзе М.В. предстояло решить сложнейшую задачу - создать новую военную систему, новую армию, которая была бы адекватной новому общественному строю и экономическим возможностям страны, но в то же время обеспечивала бы ее обороноспособность. Преобразования военной системы Советского государства в 1920-е годы по своей сути и содержанию являлись военной реформой. Важная ее особенность заключалась в отсутствии заранее разработанного единого плана, он создавался и корректировался уже в ходе реформы. Характер военного строительства зависел в тот период не только от состояния экономики, но и от особенностей социально-политической обстановки в стране, от сложной внутрипартийной борьбы. Мероприятиями были половинчатыми, обуславливались личностными, а не военными соображениями. В реформе просматривались два этапа: первый - 1921-1923 гг. и второй 1924-1926 гг. На первом этапе осуществлялось радикальное сокращение вооруженных сил. Демобилизация армии сопровождалась изменениями в комплектовании, снабжении, управлении, организационно-штатном устройстве войск. С военной точки зрения наиболее целесообразной системой организации вооруженных сил была кадровая армия численностью около 2 млн. человек. Но содержать даже такую армию Советское государство в 20-х годах было не в состоянии. Было принято решение о переходе к территориально-милицейским формированиям, последние создавались главным образом в стрелковых войсках и применительно к административному делению страны: дивизия формировалась в границах губернии, полк - уезда, рота - волости.
Территориально-милицейские формирования на 16-20% состояли из кадрового состава. К 1928 г. территориальные части и соединения составляли около 60% стрелковых войск и 12% кавалерии Красной Армии. Виды вооруженных сил и рода войск, насыщенные сложной боевой техникой, а также большинство стрелковых и кавалерийских дивизий приграничных округов оставались кадровыми. Главное содержание военной реформы 1924-1926 гг. все же составил переход к смешанной системе комплектования. Первым шагом в этом направлении был декрет ВЦИК и СНК «Об обязательной воинской повинности граждан РСФСР» от 28 сентября 1922 г. Провозглашался классовый подход к комплектованию, определялись сроки прохождения действительной военной службы. Армия стала комплектоваться призывниками одного года. Исходя из классовой природы Красной Армии как армии рабочих мужского пола 19-40 лет, включая допризывную подготовку (2 года), действительную военную службу (5 лет) и нахождение в запасе. В области подготовки военных кадров предусматривался переход от системы краткосрочных курсов к военным школам с трех-четырех годичным сроком обучения. Для подготовки старшего и высшего начальствующего состава было создано шесть военных академий. Переход к нормальной регламентированной системе комплектования армии и прохождения службы сыграл решающую роль в ликвидации текучести кадров, которая являлась главным недостатком вплоть до 1924 г. Одной из задач второго этапа реформы была реорганизация органов управления. Функции всесторонней военной подготовки страны к обороне были возложены на штаб РККА. Строительство, комплектование и устройство быта вооруженных сил были переданы вновь созданному Главному управлению РККА. В годы военной реформы была подвергнута коренной реорганизации организационно-штатная структура советских вооруженных сил. Общим результатом реформирования кавалерии как рода войск стало возрастание е огневой мощи. При реорганизации артиллерии на первых порах был сделан основной упор на модернизацию старых орудий, на повышение их дальнобойности.
Организационно-штатные изменения в структуре военно-морского флота, проведенные в этот период, были направлены на создание крупных корабельных соединений, которые были бы способны решать оперативные задачи. Одной из важных задач, решаемых реформой, было вовлечение всех наций народов в военное строительство. К концу 1924 г. были развернуты национальные соединения в Красной Армии к весне 1925 г. составили 10% их общей численности. Новый этап реформирования относится к середине 30-х годов и связан с именем Ворошилова. Была введена новая система комплектования войск одно из обязательных требований реформы, осуществлялась перестройка органов высшего руководства обороной страны и непосредственного управления вооруженными силами. Был упразднен Совет труда и Обороны, вместо которого при СНК СССР создан Комитет обороны. Этот коллегиальный орган объединял и координировал всю деятельность по обеспечению обороны страны, строительству вооруженных сил. В ряженных и сложных условиях были осуществлены многие меры по укреплению социально-политической ситуации, по повышению боевой мощи страны. Однако формированное перевооружение РККА, проведенное в 1928-1935 гг. привело к тому, что к началу Великой Отечественной войны большая часть военной техники, созданной в эти годы, оказалась устаревшей. В 1937-1940 гг. произошли изменения в органах управления, обусловленные созданием кадровой армии. В марте 1938 г. был образован Главный военный совет РККА. Он занимался рассмотрением основных вопросов строительства и организации сухопутных и военно-воздушных сил, образцов вооружения и боевой техники, устройства войск, обучения личного состава и других. Затем был создан и Главный военный совет ВМФ. Важную роль в реформировании Красной Армии и Военно-морского флота сыграл Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г., определивший принципы и нормы строительства вооруженных сил страны. Он юридически закреплял переход на кадровую систему устройства Армии, увеличение ее численности, экстерриториальное комплектование личным составом. переход к кадровой системе оказался очень болезненным и в определенной мере негативно сказался на начальном периоде войны. Резкое увеличение вооруженных сил с 1,5 миллионной армией 1938 г. до 5,5 миллионной в начале 1941 г. обусловило слабую подготовку кадров по освоению новой техники.
Коренные преобразования системы вооруженных сил, по сути своей представлявшие военные реформы, проведенные в годы Великой Отечественной войны связаны с именем И.В.Сталина. Военная реформа была вынужденной: чтобы выдержать натиск сильнейшей в 40-е годы армии в мире - вермахта, затем переломить ход войны и разгромить агрессора, была нужна качественно новая армия. Начало военной реформы связано с образованием Государственного Комитета обороны (ГКО), который обеспечил наиболее полную мобилизацию и эффективное использование всех материальных и духовных сил и средств для борьбы с агрессором. Была найдена эффективная форма стратегического руководства - Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК), которая несла всю ответственность перед ГКО за ведение военных действий и боеспособность войск. Одной из существенных особенностей реформы в годы войны явился период советских вооруженных сил с мирного на военное положение. Необходимость восполнения потерь вызвала к жизни всеобщее обязательное военное обучение. В содержании военной реформы важнейшим направлением было повышение боевой мощи действующей армии. Оно достигалось системой подготовки стратегических резервов, усиление и обновлением технической оснащенности Вооруженных сил. В организации войск также произошли серьезные изменения. Была найдена близкая к оптимальной организация стрелковой дивизии (9435 человек, 250 орудий, 123 автомобиля). Дивизии объединялись в стрелковые корпуса. Появились танковые и механизированные корпуса, обладавшие большой подвижностью и боевой мощью. За время войны число орудий и минометов в действующих войсках возросло почти в 3 раза, танков и боевых самолетов новых типов - в 7-10 раз, а количество пистолетов, пулеметов увеличилось более чем в 30 раз. В целом вооруженные армии к концу войны обновились более чем на 80%. Многие виды советского оружия по тактико-техническим характеристикам превзошли зарубежные. В целом военная реформа, стимулировавшая развитие вооруженных сил, представляла собой комплексный процесс. Его ведущей тенденцией был постоянный рост боевой мощи на основе повышения уровня оснащенности действующей армии новейшими образцами оружия и военной техники.
Активными инициаторами и проводниками реформы стали военные министры, великие полководцы II Мировой войны: Г.К.Жуков, А.М.Василевский, Р.Я.Малиновский. Военная реформа 1940-1960-х годов выступила формой осуществления революции в военном деле, которая началась одновременно с окончанием Второй Мировой войны. В ходе ее определились характер, количественные и качественные параметры не только военного строительства, но и всей системы безопасности Советского государства. Эта реформа не была объявлена. Она началась как адекватный ответ на использование достижений научно-технической революции в военном деле, с одной стороны и на «холодную войну», противоборство двух лагерей - с другой. По своему характеру послевоенная реформа отличалась невиданной широтой и глубиной качественных изменений, охвативших все области военного дела сверху донизу: ) существенно преобразовалась военная техника - от самых мощных систем вооружения до личного оружия и средств защиты отдельного бойца; ) реформа охватила содержание военного искусства, управление боевыми действиями и боевым обеспечением войск; ) качественно иное содержание приобрела оборона тыла страны а также войсковой тыл; ) коренным образом изменились военная доктрина и военная теория; ) существенные преобразования произошли в организации войск - от структуры вооруженных сил в целом до отделения, почета, экипажа. Одним из главных видов Вооруженных сил стали Ракетные войска стратегического назначения. Иными стали роль и соотношение родов войск и видов вооруженных сил; ) качественные изменения произошли в содержании, формах и методах обучения и воспитания личного состава. Вооруженные силы как бы разделились на три крупных блока: первый - средства стратегического удара по потенциальному противнику (РВСН, ПЛАРБ, дальняя авиация); второй - войска стратегической обороны (войска ПВО страны, в отличие от ПВО войск, в дальнейшем усиленные системами ПРО и ПКО); большую роль стала играть космическая разведка и средства радиоэлектронной разведки и борьбы; третий блок - силы, предназначенные для ведения военных действий на морских и сухопутных театрах войны.
Ныне переоснащение армии и флота новой техникой и оружием, изменения в военном искусстве и организации войск осуществляются в очень короткие сроки. Некоторые образцы техники и оружия морально стареют настолько быстро, что заменяются еще до пуска их в серийное производство. Военная реформа позволила Советскому Союзу достичь и поддержать военно-стратегический паритет с США. министр Гречко А.А. руководил осуществлением мер по укреплению обороноспособности страны, повышение боевой мощи Вооруженных сил в условиях развивающейся революции в военном деле, существенно повысил боевую готовность, полевую и воздушную выучку групп советских войск и войск приграничных округов на западе и востоке страны. министр Устинов Д.Ф. внес большой вклад в укрепление обороноспособности страны, повышения боевой мощи видов Вооруженных Сил и родов войск, завершил создание системы стратегического управления Вооруженными Силами и их группировками с внедрением новейших систем и средств автоматизированного управления. Его заслугой является создание в странах Варшавского Договора собственной военной промышленности и оснащение союзных армий новейшей военной техникой и вооружением. Большое внимании Устинов уделял проблемам развития вооружения и военной техники. Ядерное противостояние двух сверхдержав - СССР и США - и связанных с ними военных блоков - НАТО и ОВД, наращивание самых опасных вооружений подвели мир в 1980-е годы к грани ядерной катастрофы планетарного масштаба. Осознание мировым сообществом грядущей опасности привело во второй половине 1980-х годов в идее сокращения вооружений обеими военно-блоковыми системами. Концептуальные основы незавершенной реформы1987-1991 гг. Язова Д.Т. включали ряд кардинальных положений. Прежде всего, отказ от жесткой военно-политической конфронтации во взаимоотношениях государств, принадлежащих к различным мировым системам, в первую очередь - сверхдержав США и СССР. Политические, а не военные средства, были провозглашены главным инструментом международных отношений. Разработанная на основе принципов нового политического мышления военно-политическая концепция ядерного века предопределила существенные коррективы содержания военной доктрины СССР, которую пронизывали две взаимно связанные идеи: недопущение войны как ядерной, так и неядерной, а также идея сугубо оборонительной направленности доктрины. Эта концепция предполагала также прекращение ядерных испытаний, ликвидацию ядерного и космического оружия, недопущение гонки вооружений в космосе, сохранение договора по ПРО, снижение общих военных потенциалов США и СССР, ОВД и НАТО до уровня разумной достаточности. В ходе военной реформы предусматривалось решить комплекс задач, которые группировались в несколько взаимосвязанных блоков. Во-первых, привести бюджетные военные расходы, военное производство, оборонное строительство в целом, состав, организационно-штатную структуру, оснащение вооруженных сил в соответствие с оборонительной военной доктриной с принципом разумной достаточности. Во-вторых, решать задачи обороны страны, боевой готовности войск и сил флота, их боевой подготовки с акцентом на качественные параметры, интенсификацию вместо преобладавшего ранее количественно, экстенсивного подхода. В-третьих, всесторонне и глубоко демократизировать уклад воинской жизни, радикально изменить к лучшему материальное положение всех категорий военнослужащих и членов их семей. Процесс реформ был начат с сокращения военных расходов и вооруженных сил. Была существенно изменена структура вооруженных сил. Значительно сокращен, омоложен и обновлен центральный аппарат Министерства обороны. Начато осуществление комплексной системы мер по повышению качества учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях. Прекращена деятельность главных командований направлений, положено начало массовому увольнению в запас и отставку генералов и адмиралов. Однако реформа, задуманная и начатая в конце 1980-х - начале 1990-х годов не состоялась, точнее - была прервана. Военная реформа, начатая в России 1992 г. военным министром Грачевым П.С. имеет свои отличительные особенности. Во-первых, она стала преемницей военной реформы, осуществлявшейся Советским Союзом до его распада и оказавшейся незавершенной. Во-вторых, военная реформа в России органически сочетает в себе элементы реформирования со строительством новой оборонительной системы государства. В-третьих, она началась с создания вооруженных сил нового типа, их строительство осуществляется в соответствии с новой военной доктриной, суть которой: содействие усилиям мирового сообщества, международных, региональных и национальных органов безопасности по предотвращению войн и вооруженных конфликтов; устранение опасности глобальной или региональной ядерной войны путем сдерживания возможных агрессоров от развязывания войны против Российской Федерации и ее союзников. В-четвертых, реформа призвана, не обременяя общество и государство, создать для военнослужащих на демократических правах нормальные условия для их жизнедеятельности и выполнения профессионального долга перед народом. Надо сделать политический выбор: правильно выбирать приоритеты - обороны от внешних угроз и защиты национальных интересов внутри страны. Необходимо решить проблему перевооружения вооруженных сил, иначе российская армия и флот останутся с безнадежно устаревшей техникой. Значительное место в военной реформе занимают изменения в военном управлении. Изменения структуры вооруженных сил требует поиска наиболее целесообразных методов сокращения войск и флота. Другим важным элементом военной реформы стала реализация принципиально нового подхода к созданию группировок войск, изменения в организационно-штатной структуре войск. Структурная основа Советской Армии сохранилась и в Российской Армии - это армия, существующая на основе воинской обязанности. Однако демографическая ситуация в стране затрудняет полнокровное комплектование вооруженных сил и других войск. Служба по контракту, идея которой состоит в том, чтобы повысить профессиональный уровень солдат сержантов, пока еще себя не оправдывает, а по прогнозам может оказаться эффективной не ранее 2010 г. Имеются проблемы и с поддержанием профессионального уровня офицеров. Из-за недостатка средств почти не проводятся учения, страдает боевая подготовка. Например, годовой налет летчика в авиации ПВО составляет 19 часов. В НАТО он же достигает 120 часов в год. Сложно дело обстоит с техникой и вооружением. По сравнению с советскими ВВС, у российских ВВС осталось всего 37% МиГ-29, 23% - СУ-27 и 43% - ИЛ-76. В целом уровень производства для военных нужд составляет около 5% от уровня 1990 г. За период 1990-1995 гг. реальные расходы на закупки военной техники и вооружения сохранились в 14,1 раза, на НИОКР - в 13 раз. Акцент, который предполагается делать на дальнейшее развитие сил ядерного сдерживания (СЯС), объясняется не только их решающей ролью в обеспечении надежного сдерживания потенциального агрессора, но и гораздо меньшей затратностью по сравнению с другими компонентами вооруженных сил. Численность СЯС с учетом обеспечивающих систем предупреждения о ракетном нападении и космических систем военного назначения не превышает сегодня 250 тыс. человек, а расходы на них составляют лишь 10-15% от общих расходов на оборону. Потенциал сдерживания широкомасштабного неядерного нападения со стороны крупнейших держав может поддерживаться за счет ограниченного живучего и рассредоточенного потенциала тактического ядерного оружия (ТЯО). Сокращение корабельного состава ВМФ будет повышать значимость морской авиации берегового базирования. Одной из важнейших задач реформы должно стать формирование государственной идеологии военной службы. В ее основу должны быть положены: верность конституционному долгу, соблюдение государственных интересов, неукоснительное следование военной присяге и лучшим традициям Российской и Советской армий. На этой основе, наряду с материальными факторами, должен быть существенно повышен престиж воинской службы, обеспечены права человека, гражданина Российской Федерации.
Подведем итоги главы
. За 200 лет 7 министров внесли изменения в способы комплектования армии. Сухозанет Н.О. сократил срок службы солдат-рекрутов с 25 лет до 15 лет. По реформе Д.А.Милютина в 1874 году была введена всеобщая воинская повинность, которая привела к резкому увеличению кадровой армии. При Сухомлинове В.А. в 1912 году был принят новый закон о воинской повинности, снизивший квоту льгот освобожденных от призыва. При Троцком Л.Д. и Фрунзе М.В. создается армия, которая была адекватной новому общественному строю. Закон от 18 сентября 1925 года устанавливал всеобщую обязательную военную службу трудящихся, т.е. рабочих и крестьян. При Ворошилове К.Е., перед II Мировой войной, происходит отказ от классовой природы Красной Армии и вводится вновь всеобщая воинская обязанность. В начале XXI века встал вопрос о переходе к контрактной системе комплектования армии, но для этого необходимы большие финансовые вложения. . 12 министров внесли изменения в организационную структуру ВС. Хочется отметить, что при Вязмитинове С.К. внедряется дивизионная система, при Сухозанете Н.О. упраздняются печально знаменитые военные поселения, при Милютине Д.А. ликвидируются корпуса, высшей тактической единицей в пехоте и кавалерии стала дивизия, при Сухомлинове В.А. упразднены крепостные, резервные, запасные войска. В ХХ в. в условиях военно-технической революции постоянно создаются новые рода войск. . 19 министров внесли изменения в систему управления. В Российской империи дважды, при Николае I и Николае II военное ведомство делилось на 2 части: собственно, военное министерство, которое занималось административно-хозяйственными вопросами, и Главное управление Генштаба, которое отвечало за подготовку ВС. . У 15 министров предметом реформирования становилось вооружение и техническое оснащение ВС: у российских министров редко, у советских - чаще, т.к. в прошлом переход от одного типа оружия к другому совершался в течение десятков лет, во 2 половине Х в. переоснащение армии и флота новой техникой и оружием идет в короткие сроки, иногда новые образцы морально стареют настолько быстро, что заменяются еще до пуска их в серийное производство. . Деятельность 9 министров была направлена на улучшение боевой подготовки ВС. В I половине XIX века система обучения и воспитания войск была во многом рассчитана на подготовку солдат, способных действовать на смотрах и парадах. Начиная с Милютина Д.А., устраиваются учебные маневры, обучение войск проводится в условиях, близких к боевым. В советской армии военные учения проводились часто и систематически, что нельзя сказать о современной российской армии. . 6 министров внесли изменения в систему военного образования. Огромную роль в развитии военного образования сыграл Д.А.Милютин, в России в 2,5 раза увеличилось количество военно-учебных заведений, значительно повысился образовательный уровень офицерского корпуса, впервые целенаправленно ведется подготовка педагогических кадров для военно-учебных заведений. Огромную роль в формировании советской системы военного образования сыграл Троцкий Л.Д. и Сталин И.В. В заключении хочется отметить, что на военные преобразования влияли не только геополитические и военно-стратегические интересы России на определенном историческом этапе, соотношение сил на международной арене, но и личные амбиции руководителей страны или руководителя военного ведомства, закулисная борьба отдельных политических группировок.
Заключение
История России ярко свидетельствует о том, что ее авторитет и влияние в мире часто зависели от степени развития военной организации государства, в свою очередь мощь и боеспособность армии зависит от профессионализма, способностей руководителя Военного ведомства, некоторые из них оставили яркий след не только в Российской, но и мировой истории. Изменения, которые претерпел состав военных министров России на протяжение 1802 - 2005 годов, достаточно значительны. . Из 42 военных министров России не имели воинского звания 5 человек: 33,3% военных министров Временного правительства, 20% министров СССР и РФ. В силу этого 33,3% военных министров Временного правительства, 20% советских министров, 6% министров РФ никогда не принимали участие в военных кампаниях. Таким образом, с 1917 года принадлежность к ВС, наличие личного боевого опыта перестают быть непременным условием назначения на должность руководителя Военного ведомства к сожалению, в отдельные исторические периоды на 1 план выходит политическая конъюнктура, а не профессионализм. Среди военных министров России были выдающиеся полководцы: М.Б. Барклай-де-Толли, М.В. Фрунзе, Г.К. Жуков и А.М. Василевский. . Из 37 военных министров России - служащих ВС, 86% имели чин I-II классов, при этом 73% советских министров имели чин I класса, в то время как в Российской империи лишь 10,5% были в звании генерал-фельдмаршала. Интересен факт, что в правление Александра I граф Аракчеев отказался от звания генерал-фельдмаршала, так как не принимал участия в боевых действиях в 1812-1814 годах. Таким образом, большинство военных министров России это военнослужащие высокого ранга, исключение составляет 1917 г., когда генералитет не принимает активного участия в политической жизни страны. . Из 37 военных министров России - военнослужащих 81% служили в сухопутных войсках и это не случайно, с древнейших времен в силу геополитического положения России сухопутные войска - основной род войск, но в последнее время источник формирования состава военных министров значительно расширился; добавились ВДВ, РВСН, ВВС. . В течение XIX - начало XXI в. значительно изменился социальный состав военных министров России. В Российской империи все руководители военного ведомства по сословной принадлежности дворяне, из них 37% имели титулы, военные министры Временного Правительства выходцы из дворян, купечества, интеллигенции, таким образом, социальный состав очень пестрый. В советскую эпоху все радикально изменяется: 66,6% министров из трудового народа, 26% из госслужащих и интеллигенции. В РФ социальное происхождение военных министров тоже, что и в СССР. . В результате модернизации значительно вырос образовательный уровень: 42%военных министров империи имели высшее образование, 53% в СССР, 100% в России 1917 г. и РФ. Но стоит отметить, что высшее образование имели 9 военных министров 2 половины XIX в. - начало ХХ в. (за исключением Ванновского) и все министры СССР и РФ, начиная с Р.Я.Малиновского (с 1957 г.), т.о. очевиден факт падения образовательного уровня с 1917 по 1957 гг., пока в СССР не вырастет поколение руководителей ВС, которое будет сочетать в себе и нужное классовое происхождение и высшее образование. . Средний возраст военных министров России значительных изменений не претерпел. В империи он составлял 56,6 лет, в СССР - 56,5 лет, в РФ - 55,7 лет, т.о. небольшое снижение возрастного ценза налицо. «Министерская чехарда» в военном ведомстве была всегда: 21% министров занимали должность менее 1 года, 50% министров занимали должность от 1 года до 5 лет. Исключение составляет правление Николая I, Александра II, Александра III, при них военный министр мог возглавлять ведомство от 16 лет до 26 лет. Понятно, что в условиях самодержавной монархии это возможно, в условиях республики - нет. . Впечатляет наградная система министров Российской империи: 21% министров были кавалерами 26 - 35 орденов, 78% министров являлись кавалерами 56 иностранных орденов. Награды советских министров скромнее: 40% были кавалерами 16-20 орденов. Высшим военным орденом было награждено 58% министров империи, 33% советских министров. . Реформа ВС включает в себя изменения способов комплектования, организационной структуры, вооружения и технической оснащенности, боевой подготовки войск, системы управления, а также реформу военного образования и воспитания. На поведение реформы ВС зачастую влияли не только геополитические и военно-стратегические интересы России на определенном историческом этапе, соотношение сил на международной арене, уровень развития военно-технической мысли, но и личные амбиции руководителей страны или военного ведомства, закулисная борьба политических группировок. За 200 лет 7 министров внесли изменения в способы комплектования армии. Сухозанет сократил срок службы солдат-рекрутов с 25 лет до 15 лет, Милютин Д.А. в 1874 г. ввел всеобщую воинскую повинность, но реформа была половинчатой: от призыва освобождались целый ряд лиц. Перед I Мировой войной в 1917 г. Сухомлинов сократил квоту льготников. В 1925 году советские министры Троцкий и Фрунзе устанавливают всеобщую обязательную военную службу только трудящимся. Накануне II Мировой войны, в 1939 г. идет отказ от классовой природы РККА и вновь вводится всеобщая воинская обязанность. На современном этапе стоит задача - перевести армию на контрактную основу. . За 200 лет произошли существенные преобразования в организации войск - от структуры ВС в целом до отдельного подразделения. Значительную роль в этом сыграли 12 военных министров. Вязмитинов впервые внедряет дивизионную систему, при Милютине Д.А. дивизии становятся высшей тактической единицей в пехоте и кавалерии. При Сухомлинове упраздняются крепостные, резервные, запасные войска. Во 2-ой половине ХХ в. в условиях военно-технической революции постоянно создаются новые рода войск, иным становится роль и соотношение родов войск. При Жукове, Малиновском одним из главных видов ВС стали ракетные войска стратегического назначения. . 19 министров внесли изменения в систему управления. Хочется ответить, что дважды в Российской империи - при Николае I и Николае II - военное ведомство делили на две части: военное министерство, которое должно было заниматься административно-хозяйственными вопросами, и Главное управление Генштаба, которое отвечало за подготовку армии. Подобное реформирование ВС закончилось неудачей, потому что основополагающий принцип построения ВС - единоначалие. . 15 военных министров вели работу по техническому переоснащению ВС, чаще этим занимались советские министры, так как до ХХ в. переход от одного типа оружия к другому совершался в течение десятков лет, во 2-ой половине ХХ в. переоснащение армии и флота новой техникой и оружием идет в короткие сроки. Справедливости ради стоит отметить, что в ходе реформ Милютина шло постоянное техническое переоснащение армии: в 1856 г. на вооружение войск поступила 6-линейная ударная капсюльная винтовка, в 1860 г. - 6-линейная казачья винтовка, в 1866 г. - винтовка системы Терри-Нормана, в 1867 г. - 6-линейная игольчатая винтовка Карле, в 1869 г. - малокалиберная казнозарядная винтовка системы Бердана №1, в 1870 г. - кавалерийский карабин. . Деятельность 9 министров была направлена на изменение и улучшение боевой подготовки ВС. В 1-ой половине XIX века система обучения и воспитания войск была во многом рассчитана на подготовку солдат, способных действовать на смотрах и парадах. Начиная с Милютина Д.А., устраиваются учебные маневры: обучение войск проводилось в условиях, близких к боевым. В советской армии военные учения проводились часто и регулярно. Особое внимание учениям уделяли Жуков и Гречко. . 6 министров сыграли значительную роль в развитии образования. Среди российских министров Милютин Д.А. При нем возрастает в 2,5 раза количество военно-учебных заведений, значительно повысился образовательный уровень офицерского корпуса, впервые целенаправленно ведется подготовка педагогических кадров для военно-учебных заведений. При Троцком Л.Д., Ворошилове К.Е., Сталине И.В. идет становление системы советского военного образования.
Список литературы
1. Боханов А.Н. Александр Иванович Гучков / Россия на рубеже веков: исторические портреты - М., 2008 - с.73-94. 2. Военные министры России - М., 2007. . Зайончковский П.А. Военные реформы 1860 - 1870 годов в России - М., 1952. . Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX - ХХ столетий: 1881 - 1903. - М., 1973. . Золотарев В.А., Саксонов О.В., Тюшкевич С.А. Военная история России - М., 2007. . Кардашев Ю.П. Д.А. Милютин. Великие государственные деятели России - М., 2006. - с.353-384. . Шепелев Я.Е. Чиновный мир России XVIII - начало ХХ века - СПб., 2009.
Приложение
Военные министры (министры обороны) России, СССР и Российской Федерации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|