Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наркомы (министры) обороны Советской России - СССР




 

Первым наркомом по военным и морским делам Подвойскому Н.И., Троцкому (Бронштейну) Л.Д. и Фрунзе М.В. предстояло решить сложнейшую задачу - создать новую военную систему, новую армию, которая была бы адекватной новому общественному строю и экономическим возможностям страны, но в то же время обеспечивала бы ее обороноспособность.

Преобразования военной системы Советского государства в 1920-е годы по своей сути и содержанию являлись военной реформой. Важная ее особенность заключалась в отсутствии заранее разработанного единого плана, он создавался и корректировался уже в ходе реформы. Характер военного строительства зависел в тот период не только от состояния экономики, но и от особенностей социально-политической обстановки в стране, от сложной внутрипартийной борьбы. Мероприятиями были половинчатыми, обуславливались личностными, а не военными соображениями.

В реформе просматривались два этапа: первый - 1921-1923 гг. и второй 1924-1926 гг. На первом этапе осуществлялось радикальное сокращение вооруженных сил. Демобилизация армии сопровождалась изменениями в комплектовании, снабжении, управлении, организационно-штатном устройстве войск. С военной точки зрения наиболее целесообразной системой организации вооруженных сил была кадровая армия численностью около 2 млн. человек. Но содержать даже такую армию Советское государство в 20-х годах было не в состоянии.

Было принято решение о переходе к территориально-милицейским формированиям, последние создавались главным образом в стрелковых войсках и применительно к административному делению страны: дивизия формировалась в границах губернии, полк - уезда, рота - волости.

Территориально-милицейские формирования на 16-20% состояли из кадрового состава. К 1928 г. территориальные части и соединения составляли около 60% стрелковых войск и 12% кавалерии Красной Армии.

Виды вооруженных сил и рода войск, насыщенные сложной боевой техникой, а также большинство стрелковых и кавалерийских дивизий приграничных округов оставались кадровыми. Главное содержание военной реформы 1924-1926 гг. все же составил переход к смешанной системе комплектования. Первым шагом в этом направлении был декрет ВЦИК и СНК «Об обязательной воинской повинности граждан РСФСР» от 28 сентября 1922 г. Провозглашался классовый подход к комплектованию, определялись сроки прохождения действительной военной службы. Армия стала комплектоваться призывниками одного года.

Исходя из классовой природы Красной Армии как армии рабочих мужского пола 19-40 лет, включая допризывную подготовку (2 года), действительную военную службу (5 лет) и нахождение в запасе. В области подготовки военных кадров предусматривался переход от системы краткосрочных курсов к военным школам с трех-четырех годичным сроком обучения. Для подготовки старшего и высшего начальствующего состава было создано шесть военных академий. Переход к нормальной регламентированной системе комплектования армии и прохождения службы сыграл решающую роль в ликвидации текучести кадров, которая являлась главным недостатком вплоть до 1924 г. Одной из задач второго этапа реформы была реорганизация органов управления.

Функции всесторонней военной подготовки страны к обороне были возложены на штаб РККА. Строительство, комплектование и устройство быта вооруженных сил были переданы вновь созданному Главному управлению РККА. В годы военной реформы была подвергнута коренной реорганизации организационно-штатная структура советских вооруженных сил. Общим результатом реформирования кавалерии как рода войск стало возрастание е огневой мощи. При реорганизации артиллерии на первых порах был сделан основной упор на модернизацию старых орудий, на повышение их дальнобойности.

Организационно-штатные изменения в структуре военно-морского флота, проведенные в этот период, были направлены на создание крупных корабельных соединений, которые были бы способны решать оперативные задачи. Одной из важных задач, решаемых реформой, было вовлечение всех наций народов в военное строительство.

К концу 1924 г. были развернуты национальные соединения в Красной Армии к весне 1925 г. составили 10% их общей численности. Новый этап реформирования относится к середине 30-х годов и связан с именем Ворошилова. Была введена новая система комплектования войск одно из обязательных требований реформы, осуществлялась перестройка органов высшего руководства обороной страны и непосредственного управления вооруженными силами. Был упразднен Совет труда и Обороны, вместо которого при СНК СССР создан Комитет обороны. Этот коллегиальный орган объединял и координировал всю деятельность по обеспечению обороны страны, строительству вооруженных сил.

В ряженных и сложных условиях были осуществлены многие меры по укреплению социально-политической ситуации, по повышению боевой мощи страны. Однако формированное перевооружение РККА, проведенное в 1928-1935 гг. привело к тому, что к началу Великой Отечественной войны большая часть военной техники, созданной в эти годы, оказалась устаревшей. В 1937-1940 гг. произошли изменения в органах управления, обусловленные созданием кадровой армии.

В марте 1938 г. был образован Главный военный совет РККА. Он занимался рассмотрением основных вопросов строительства и организации сухопутных и военно-воздушных сил, образцов вооружения и боевой техники, устройства войск, обучения личного состава и других. Затем был создан и Главный военный совет ВМФ.

Важную роль в реформировании Красной Армии и Военно-морского флота сыграл Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г., определивший принципы и нормы строительства вооруженных сил страны. Он юридически закреплял переход на кадровую систему устройства Армии, увеличение ее численности, экстерриториальное комплектование личным составом. переход к кадровой системе оказался очень болезненным и в определенной мере негативно сказался на начальном периоде войны. Резкое увеличение вооруженных сил с 1,5 миллионной армией 1938 г. до 5,5 миллионной в начале 1941 г. обусловило слабую подготовку кадров по освоению новой техники.

Коренные преобразования системы вооруженных сил, по сути своей представлявшие военные реформы, проведенные в годы Великой Отечественной войны связаны с именем И.В.Сталина. Военная реформа была вынужденной: чтобы выдержать натиск сильнейшей в 40-е годы армии в мире - вермахта, затем переломить ход войны и разгромить агрессора, была нужна качественно новая армия. Начало военной реформы связано с образованием Государственного Комитета обороны (ГКО), который обеспечил наиболее полную мобилизацию и эффективное использование всех материальных и духовных сил и средств для борьбы с агрессором. Была найдена эффективная форма стратегического руководства - Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК), которая несла всю ответственность перед ГКО за ведение военных действий и боеспособность войск.

Одной из существенных особенностей реформы в годы войны явился период советских вооруженных сил с мирного на военное положение. Необходимость восполнения потерь вызвала к жизни всеобщее обязательное военное обучение. В содержании военной реформы важнейшим направлением было повышение боевой мощи действующей армии. Оно достигалось системой подготовки стратегических резервов, усиление и обновлением технической оснащенности Вооруженных сил. В организации войск также произошли серьезные изменения. Была найдена близкая к оптимальной организация стрелковой дивизии (9435 человек, 250 орудий, 123 автомобиля). Дивизии объединялись в стрелковые корпуса. Появились танковые и механизированные корпуса, обладавшие большой подвижностью и боевой мощью.

За время войны число орудий и минометов в действующих войсках возросло почти в 3 раза, танков и боевых самолетов новых типов - в 7-10 раз, а количество пистолетов, пулеметов увеличилось более чем в 30 раз. В целом вооруженные армии к концу войны обновились более чем на 80%. Многие виды советского оружия по тактико-техническим характеристикам превзошли зарубежные. В целом военная реформа, стимулировавшая развитие вооруженных сил, представляла собой комплексный процесс. Его ведущей тенденцией был постоянный рост боевой мощи на основе повышения уровня оснащенности действующей армии новейшими образцами оружия и военной техники.

Активными инициаторами и проводниками реформы стали военные министры, великие полководцы II Мировой войны: Г.К.Жуков, А.М.Василевский, Р.Я.Малиновский. Военная реформа 1940-1960-х годов выступила формой осуществления революции в военном деле, которая началась одновременно с окончанием Второй Мировой войны. В ходе ее определились характер, количественные и качественные параметры не только военного строительства, но и всей системы безопасности Советского государства. Эта реформа не была объявлена. Она началась как адекватный ответ на использование достижений научно-технической революции в военном деле, с одной стороны и на «холодную войну», противоборство двух лагерей - с другой.

По своему характеру послевоенная реформа отличалась невиданной широтой и глубиной качественных изменений, охвативших все области военного дела сверху донизу:

) существенно преобразовалась военная техника - от самых мощных систем вооружения до личного оружия и средств защиты отдельного бойца;

) реформа охватила содержание военного искусства, управление боевыми действиями и боевым обеспечением войск;

) качественно иное содержание приобрела оборона тыла страны а также войсковой тыл;

) коренным образом изменились военная доктрина и военная теория;

) существенные преобразования произошли в организации войск - от структуры вооруженных сил в целом до отделения, почета, экипажа. Одним из главных видов Вооруженных сил стали Ракетные войска стратегического назначения. Иными стали роль и соотношение родов войск и видов вооруженных сил;

) качественные изменения произошли в содержании, формах и методах обучения и воспитания личного состава.

Вооруженные силы как бы разделились на три крупных блока: первый - средства стратегического удара по потенциальному противнику (РВСН, ПЛАРБ, дальняя авиация); второй - войска стратегической обороны (войска ПВО страны, в отличие от ПВО войск, в дальнейшем усиленные системами ПРО и ПКО); большую роль стала играть космическая разведка и средства радиоэлектронной разведки и борьбы; третий блок - силы, предназначенные для ведения военных действий на морских и сухопутных театрах войны.

Ныне переоснащение армии и флота новой техникой и оружием, изменения в военном искусстве и организации войск осуществляются в очень короткие сроки. Некоторые образцы техники и оружия морально стареют настолько быстро, что заменяются еще до пуска их в серийное производство.

Военная реформа позволила Советскому Союзу достичь и поддержать военно-стратегический паритет с США.

министр Гречко А.А. руководил осуществлением мер по укреплению обороноспособности страны, повышение боевой мощи Вооруженных сил в условиях развивающейся революции в военном деле, существенно повысил боевую готовность, полевую и воздушную выучку групп советских войск и войск приграничных округов на западе и востоке страны.

министр Устинов Д.Ф. внес большой вклад в укрепление обороноспособности страны, повышения боевой мощи видов Вооруженных Сил и родов войск, завершил создание системы стратегического управления Вооруженными Силами и их группировками с внедрением новейших систем и средств автоматизированного управления.

Его заслугой является создание в странах Варшавского Договора собственной военной промышленности и оснащение союзных армий новейшей военной техникой и вооружением. Большое внимании Устинов уделял проблемам развития вооружения и военной техники.

Ядерное противостояние двух сверхдержав - СССР и США - и связанных с ними военных блоков - НАТО и ОВД, наращивание самых опасных вооружений подвели мир в 1980-е годы к грани ядерной катастрофы планетарного масштаба. Осознание мировым сообществом грядущей опасности привело во второй половине 1980-х годов в идее сокращения вооружений обеими военно-блоковыми системами. Концептуальные основы незавершенной реформы1987-1991 гг. Язова Д.Т. включали ряд кардинальных положений. Прежде всего, отказ от жесткой военно-политической конфронтации во взаимоотношениях государств, принадлежащих к различным мировым системам, в первую очередь - сверхдержав США и СССР. Политические, а не военные средства, были провозглашены главным инструментом международных отношений.

Разработанная на основе принципов нового политического мышления военно-политическая концепция ядерного века предопределила существенные коррективы содержания военной доктрины СССР, которую пронизывали две взаимно связанные идеи: недопущение войны как ядерной, так и неядерной, а также идея сугубо оборонительной направленности доктрины. Эта концепция предполагала также прекращение ядерных испытаний, ликвидацию ядерного и космического оружия, недопущение гонки вооружений в космосе, сохранение договора по ПРО, снижение общих военных потенциалов США и СССР, ОВД и НАТО до уровня разумной достаточности.

В ходе военной реформы предусматривалось решить комплекс задач, которые группировались в несколько взаимосвязанных блоков. Во-первых, привести бюджетные военные расходы, военное производство, оборонное строительство в целом, состав, организационно-штатную структуру, оснащение вооруженных сил в соответствие с оборонительной военной доктриной с принципом разумной достаточности. Во-вторых, решать задачи обороны страны, боевой готовности войск и сил флота, их боевой подготовки с акцентом на качественные параметры, интенсификацию вместо преобладавшего ранее количественно, экстенсивного подхода. В-третьих, всесторонне и глубоко демократизировать уклад воинской жизни, радикально изменить к лучшему материальное положение всех категорий военнослужащих и членов их семей.

Процесс реформ был начат с сокращения военных расходов и вооруженных сил. Была существенно изменена структура вооруженных сил. Значительно сокращен, омоложен и обновлен центральный аппарат Министерства обороны. Начато осуществление комплексной системы мер по повышению качества учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях. Прекращена деятельность главных командований направлений, положено начало массовому увольнению в запас и отставку генералов и адмиралов. Однако реформа, задуманная и начатая в конце 1980-х - начале 1990-х годов не состоялась, точнее - была прервана.

Военная реформа, начатая в России 1992 г. военным министром Грачевым П.С. имеет свои отличительные особенности.

Во-первых, она стала преемницей военной реформы, осуществлявшейся Советским Союзом до его распада и оказавшейся незавершенной.

Во-вторых, военная реформа в России органически сочетает в себе элементы реформирования со строительством новой оборонительной системы государства.

В-третьих, она началась с создания вооруженных сил нового типа, их строительство осуществляется в соответствии с новой военной доктриной, суть которой: содействие усилиям мирового сообщества, международных, региональных и национальных органов безопасности по предотвращению войн и вооруженных конфликтов; устранение опасности глобальной или региональной ядерной войны путем сдерживания возможных агрессоров от развязывания войны против Российской Федерации и ее союзников.

В-четвертых, реформа призвана, не обременяя общество и государство, создать для военнослужащих на демократических правах нормальные условия для их жизнедеятельности и выполнения профессионального долга перед народом.

Надо сделать политический выбор: правильно выбирать приоритеты - обороны от внешних угроз и защиты национальных интересов внутри страны. Необходимо решить проблему перевооружения вооруженных сил, иначе российская армия и флот останутся с безнадежно устаревшей техникой. Значительное место в военной реформе занимают изменения в военном управлении. Изменения структуры вооруженных сил требует поиска наиболее целесообразных методов сокращения войск и флота. Другим важным элементом военной реформы стала реализация принципиально нового подхода к созданию группировок войск, изменения в организационно-штатной структуре войск. Структурная основа Советской Армии сохранилась и в Российской Армии - это армия, существующая на основе воинской обязанности. Однако демографическая ситуация в стране затрудняет полнокровное комплектование вооруженных сил и других войск.

Служба по контракту, идея которой состоит в том, чтобы повысить профессиональный уровень солдат сержантов, пока еще себя не оправдывает, а по прогнозам может оказаться эффективной не ранее 2010 г. Имеются проблемы и с поддержанием профессионального уровня офицеров. Из-за недостатка средств почти не проводятся учения, страдает боевая подготовка. Например, годовой налет летчика в авиации ПВО составляет 19 часов. В НАТО он же достигает 120 часов в год. Сложно дело обстоит с техникой и вооружением. По сравнению с советскими ВВС, у российских ВВС осталось всего 37% МиГ-29, 23% - СУ-27 и 43% - ИЛ-76. В целом уровень производства для военных нужд составляет около 5% от уровня 1990 г. За период 1990-1995 гг. реальные расходы на закупки военной техники и вооружения сохранились в 14,1 раза, на НИОКР - в 13 раз.

Акцент, который предполагается делать на дальнейшее развитие сил ядерного сдерживания (СЯС), объясняется не только их решающей ролью в обеспечении надежного сдерживания потенциального агрессора, но и гораздо меньшей затратностью по сравнению с другими компонентами вооруженных сил. Численность СЯС с учетом обеспечивающих систем предупреждения о ракетном нападении и космических систем военного назначения не превышает сегодня 250 тыс. человек, а расходы на них составляют лишь 10-15% от общих расходов на оборону. Потенциал сдерживания широкомасштабного неядерного нападения со стороны крупнейших держав может поддерживаться за счет ограниченного живучего и рассредоточенного потенциала тактического ядерного оружия (ТЯО).

Сокращение корабельного состава ВМФ будет повышать значимость морской авиации берегового базирования. Одной из важнейших задач реформы должно стать формирование государственной идеологии военной службы. В ее основу должны быть положены: верность конституционному долгу, соблюдение государственных интересов, неукоснительное следование военной присяге и лучшим традициям Российской и Советской армий. На этой основе, наряду с материальными факторами, должен быть существенно повышен престиж воинской службы, обеспечены права человека, гражданина Российской Федерации.

 

Подведем итоги главы

 

Военный министр Способы комплектования Организационная структура Система управления Вооружение и техническое оснащение Боевая подготовка ВС Реформа военного образования
1. Вязмитинов С.К. 2. Аракчеев А.А. 3. Барклай-де-Толли М.Б. 4. Горчаков А.И. 5. Чернышев А.И. 6. Долгоруков В.А. 7. Сухозанет Н.О. 8. Милютин Д.А. 9. Ванновский П.С. 10. Куропаткин А.Н. 11. Сахаров В.В. 12. Редигер А.Ф. 13. Сухомлинов В.А. 14. Поливанов А.А. 15. Троцкий Л.Д. 16. Фрунзе М.В. 17. Ворошилов К.Е. 18. Сталин И.В. 19. Жуков Г.К. 20. Василевский А.М. 21. Малиновский Р.Я. 22. Гречко А.А. 23. Устинов Д.Ф. 24. министры РФ - - - - - - + + - - - - + - + + + - - - - - - + + + - - + - + + + - - - + - + - - + + + + - - - + + + + + - + + - - + + + - + + + + + + + - + + + - + - + - - + + - + + - + - - + + + + + + + - - + - - - + - + + - - - + - - - + + + - - + - - - - - - + + - + - + - - + - + - - + - - - - - -
Итого 7 12 19 15 9 6

 

 

. За 200 лет 7 министров внесли изменения в способы комплектования армии. Сухозанет Н.О. сократил срок службы солдат-рекрутов с 25 лет до 15 лет. По реформе Д.А.Милютина в 1874 году была введена всеобщая воинская повинность, которая привела к резкому увеличению кадровой армии. При Сухомлинове В.А. в 1912 году был принят новый закон о воинской повинности, снизивший квоту льгот освобожденных от призыва. При Троцком Л.Д. и Фрунзе М.В. создается армия, которая была адекватной новому общественному строю. Закон от 18 сентября 1925 года устанавливал всеобщую обязательную военную службу трудящихся, т.е. рабочих и крестьян. При Ворошилове К.Е., перед II Мировой войной, происходит отказ от классовой природы Красной Армии и вводится вновь всеобщая воинская обязанность. В начале XXI века встал вопрос о переходе к контрактной системе комплектования армии, но для этого необходимы большие финансовые вложения.

. 12 министров внесли изменения в организационную структуру ВС. Хочется отметить, что при Вязмитинове С.К. внедряется дивизионная система, при Сухозанете Н.О. упраздняются печально знаменитые военные поселения, при Милютине Д.А. ликвидируются корпуса, высшей тактической единицей в пехоте и кавалерии стала дивизия, при Сухомлинове В.А. упразднены крепостные, резервные, запасные войска. В ХХ в. в условиях военно-технической революции постоянно создаются новые рода войск.

. 19 министров внесли изменения в систему управления. В Российской империи дважды, при Николае I и Николае II военное ведомство делилось на 2 части: собственно, военное министерство, которое занималось административно-хозяйственными вопросами, и Главное управление Генштаба, которое отвечало за подготовку ВС.

. У 15 министров предметом реформирования становилось вооружение и техническое оснащение ВС: у российских министров редко, у советских - чаще, т.к. в прошлом переход от одного типа оружия к другому совершался в течение десятков лет, во 2 половине Х в. переоснащение армии и флота новой техникой и оружием идет в короткие сроки, иногда новые образцы морально стареют настолько быстро, что заменяются еще до пуска их в серийное производство.

. Деятельность 9 министров была направлена на улучшение боевой подготовки ВС. В I половине XIX века система обучения и воспитания войск была во многом рассчитана на подготовку солдат, способных действовать на смотрах и парадах. Начиная с Милютина Д.А., устраиваются учебные маневры, обучение войск проводится в условиях, близких к боевым. В советской армии военные учения проводились часто и систематически, что нельзя сказать о современной российской армии.

. 6 министров внесли изменения в систему военного образования. Огромную роль в развитии военного образования сыграл Д.А.Милютин, в России в 2,5 раза увеличилось количество военно-учебных заведений, значительно повысился образовательный уровень офицерского корпуса, впервые целенаправленно ведется подготовка педагогических кадров для военно-учебных заведений. Огромную роль в формировании советской системы военного образования сыграл Троцкий Л.Д. и Сталин И.В.

В заключении хочется отметить, что на военные преобразования влияли не только геополитические и военно-стратегические интересы России на определенном историческом этапе, соотношение сил на международной арене, но и личные амбиции руководителей страны или руководителя военного ведомства, закулисная борьба отдельных политических группировок.

 


Заключение

 

История России ярко свидетельствует о том, что ее авторитет и влияние в мире часто зависели от степени развития военной организации государства, в свою очередь мощь и боеспособность армии зависит от профессионализма, способностей руководителя Военного ведомства, некоторые из них оставили яркий след не только в Российской, но и мировой истории. Изменения, которые претерпел состав военных министров России на протяжение 1802 - 2005 годов, достаточно значительны.

. Из 42 военных министров России не имели воинского звания 5 человек: 33,3% военных министров Временного правительства, 20% министров СССР и РФ. В силу этого 33,3% военных министров Временного правительства, 20% советских министров, 6% министров РФ никогда не принимали участие в военных кампаниях. Таким образом, с 1917 года принадлежность к ВС, наличие личного боевого опыта перестают быть непременным условием назначения на должность руководителя Военного ведомства к сожалению, в отдельные исторические периоды на 1 план выходит политическая конъюнктура, а не профессионализм. Среди военных министров России были выдающиеся полководцы: М.Б. Барклай-де-Толли, М.В. Фрунзе, Г.К. Жуков и А.М. Василевский.

. Из 37 военных министров России - служащих ВС, 86% имели чин I-II классов, при этом 73% советских министров имели чин I класса, в то время как в Российской империи лишь 10,5% были в звании генерал-фельдмаршала. Интересен факт, что в правление Александра I граф Аракчеев отказался от звания генерал-фельдмаршала, так как не принимал участия в боевых действиях в 1812-1814 годах. Таким образом, большинство военных министров России это военнослужащие высокого ранга, исключение составляет 1917 г., когда генералитет не принимает активного участия в политической жизни страны.

. Из 37 военных министров России - военнослужащих 81% служили в сухопутных войсках и это не случайно, с древнейших времен в силу геополитического положения России сухопутные войска - основной род войск, но в последнее время источник формирования состава военных министров значительно расширился; добавились ВДВ, РВСН, ВВС.

. В течение XIX - начало XXI в. значительно изменился социальный состав военных министров России. В Российской империи все руководители военного ведомства по сословной принадлежности дворяне, из них 37% имели титулы, военные министры Временного Правительства выходцы из дворян, купечества, интеллигенции, таким образом, социальный состав очень пестрый. В советскую эпоху все радикально изменяется: 66,6% министров из трудового народа, 26% из госслужащих и интеллигенции. В РФ социальное происхождение военных министров тоже, что и в СССР.

. В результате модернизации значительно вырос образовательный уровень: 42%военных министров империи имели высшее образование, 53% в СССР, 100% в России 1917 г. и РФ. Но стоит отметить, что высшее образование имели 9 военных министров 2 половины XIX в. - начало ХХ в. (за исключением Ванновского) и все министры СССР и РФ, начиная с Р.Я.Малиновского (с 1957 г.), т.о. очевиден факт падения образовательного уровня с 1917 по 1957 гг., пока в СССР не вырастет поколение руководителей ВС, которое будет сочетать в себе и нужное классовое происхождение и высшее образование.

. Средний возраст военных министров России значительных изменений не претерпел. В империи он составлял 56,6 лет, в СССР - 56,5 лет, в РФ - 55,7 лет, т.о. небольшое снижение возрастного ценза налицо. «Министерская чехарда» в военном ведомстве была всегда: 21% министров занимали должность менее 1 года, 50% министров занимали должность от 1 года до 5 лет. Исключение составляет правление Николая I, Александра II, Александра III, при них военный министр мог возглавлять ведомство от 16 лет до 26 лет. Понятно, что в условиях самодержавной монархии это возможно, в условиях республики - нет.

. Впечатляет наградная система министров Российской империи: 21% министров были кавалерами 26 - 35 орденов, 78% министров являлись кавалерами 56 иностранных орденов. Награды советских министров скромнее: 40% были кавалерами 16-20 орденов. Высшим военным орденом было награждено 58% министров империи, 33% советских министров.

. Реформа ВС включает в себя изменения способов комплектования, организационной структуры, вооружения и технической оснащенности, боевой подготовки войск, системы управления, а также реформу военного образования и воспитания. На поведение реформы ВС зачастую влияли не только геополитические и военно-стратегические интересы России на определенном историческом этапе, соотношение сил на международной арене, уровень развития военно-технической мысли, но и личные амбиции руководителей страны или военного ведомства, закулисная борьба политических группировок.

За 200 лет 7 министров внесли изменения в способы комплектования армии. Сухозанет сократил срок службы солдат-рекрутов с 25 лет до 15 лет, Милютин Д.А. в 1874 г. ввел всеобщую воинскую повинность, но реформа была половинчатой: от призыва освобождались целый ряд лиц. Перед I Мировой войной в 1917 г. Сухомлинов сократил квоту льготников. В 1925 году советские министры Троцкий и Фрунзе устанавливают всеобщую обязательную военную службу только трудящимся. Накануне II Мировой войны, в 1939 г. идет отказ от классовой природы РККА и вновь вводится всеобщая воинская обязанность. На современном этапе стоит задача - перевести армию на контрактную основу.

. За 200 лет произошли существенные преобразования в организации войск - от структуры ВС в целом до отдельного подразделения. Значительную роль в этом сыграли 12 военных министров. Вязмитинов впервые внедряет дивизионную систему, при Милютине Д.А. дивизии становятся высшей тактической единицей в пехоте и кавалерии. При Сухомлинове упраздняются крепостные, резервные, запасные войска. Во 2-ой половине ХХ в. в условиях военно-технической революции постоянно создаются новые рода войск, иным становится роль и соотношение родов войск. При Жукове, Малиновском одним из главных видов ВС стали ракетные войска стратегического назначения.

. 19 министров внесли изменения в систему управления. Хочется ответить, что дважды в Российской империи - при Николае I и Николае II - военное ведомство делили на две части: военное министерство, которое должно было заниматься административно-хозяйственными вопросами, и Главное управление Генштаба, которое отвечало за подготовку армии. Подобное реформирование ВС закончилось неудачей, потому что основополагающий принцип построения ВС - единоначалие.

. 15 военных министров вели работу по техническому переоснащению ВС, чаще этим занимались советские министры, так как до ХХ в. переход от одного типа оружия к другому совершался в течение десятков лет, во 2-ой половине ХХ в. переоснащение армии и флота новой техникой и оружием идет в короткие сроки. Справедливости ради стоит отметить, что в ходе реформ Милютина шло постоянное техническое переоснащение армии: в 1856 г. на вооружение войск поступила 6-линейная ударная капсюльная винтовка, в 1860 г. - 6-линейная казачья винтовка, в 1866 г. - винтовка системы Терри-Нормана, в 1867 г. - 6-линейная игольчатая винтовка Карле, в 1869 г. - малокалиберная казнозарядная винтовка системы Бердана №1, в 1870 г. - кавалерийский карабин.

. Деятельность 9 министров была направлена на изменение и улучшение боевой подготовки ВС. В 1-ой половине XIX века система обучения и воспитания войск была во многом рассчитана на подготовку солдат, способных действовать на смотрах и парадах. Начиная с Милютина Д.А., устраиваются учебные маневры: обучение войск проводилось в условиях, близких к боевым. В советской армии военные учения проводились часто и регулярно. Особое внимание учениям уделяли Жуков и Гречко.

. 6 министров сыграли значительную роль в развитии образования. Среди российских министров Милютин Д.А. При нем возрастает в 2,5 раза количество военно-учебных заведений, значительно повысился образовательный уровень офицерского корпуса, впервые целенаправленно ведется подготовка педагогических кадров для военно-учебных заведений. При Троцком Л.Д., Ворошилове К.Е., Сталине И.В. идет становление системы советского военного образования.

 


Список литературы

 

1. Боханов А.Н. Александр Иванович Гучков / Россия на рубеже веков: исторические портреты - М., 2008 - с.73-94.

2.  Военные министры России - М., 2007.

.    Зайончковский П.А. Военные реформы 1860 - 1870 годов в России - М., 1952.

.    Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX - ХХ столетий: 1881 - 1903. - М., 1973.

.    Золотарев В.А., Саксонов О.В., Тюшкевич С.А. Военная история России - М., 2007.

.    Кардашев Ю.П. Д.А. Милютин. Великие государственные деятели России - М., 2006. - с.353-384.

.    Шепелев Я.Е. Чиновный мир России XVIII - начало ХХ века - СПб., 2009.

 


Приложение

 

Военные министры (министры обороны) России, СССР и Российской Федерации

<
№ п/п Должность Ф.И.О. Воинское звание Годы жизни Срок пребывания в должности
1 2 3 4 5 6
1. Министр военных сухопутных сил Вязмитинов Сергей Кузьмич Генерал от инфантерии 1744 - 1819 Сентябрь 1802 - январь 1808
2. Министр военных сухопутных сил Военный министр Аракчеев Алексей Андреевич Генерал от артиллерии 1769 - 1834 Январь 1808 - июнь 1808 Июнь 1808 - июнь 1810
3. Военный министр Барклай-де-Толли Михаил Богданович Генерал-фельдмаршал 1757 - 1818 Январь 1810 - август 1812
4. Управляющий Военным министерством Горчаков Алексей Иванович Генерал от инфантерии 1769 - 1817 Август 1812 - декабрь 1815
5. Военный министр Коновницын Петр Петрович Генерал от инфантерии 1764 - 1822 Декабрь 1815 - май 1819
6. Военный министр Меллер-Закомельский Петр Иванович Генерал от артиллерии 1755 - 1823 Май 1819 - март 1823
7. Военный министр Татищев Александр Иванович Генерал от инфантерии 1763 - 1833 Март 1823 - август 1827
8. Управляющий Военным министерством Военный министр Чернышев Александр Иванович Генерал от кавалерии 1785 - 1859 Август 1827 - апрель 1828
9. Управляющий Военным министерством Военный министр Долгоруков Василий Андреевич Генерал от кавалерии 1804 - 1868 Август 1852 - апрель 1853 Апрель 1853 - апрель 1856
10. Военный министр Сухозанет Николай Онуфриевич Генерал от артиллерии 1794 - 1871 Апрель 1856 - ноябрь 1861
11. Военный министр Милютин Дмитрий Алексеевич генерал-фельдмаршал 1816 - 1912 Ноябрь 1861 - май 1881
12. Управляющий Военным министерством Военный министр Ванновский Петр Семенович Генерал от инфантерии 1822 - 190 Май - декабрь 1881 Январь 1882 - январь 1898
13. Военный министр Куропаткин Алексей Николаевич Генерал от инфантерии 1848 - 1925 Январь 1898 - февраль 1904
14. Военный министр Сахаров Виктор Викторович Генерал - лейтенант 1848 - 1905 Февраль 1904 - июнь 1905
15. Военный министр Редигер Александр Федорович Генерал от инфантерии 1853 - 1920 Июнь 1905 - март 1909
16. Военный министр Сухомлинов Владимир Александрович Генерал от кавалерии 1848 - 1926 Март 1909 - июнь 1915
17. Военный министр Поливанов Алексей Андреевич Генерал от инфантерии 1855 - 1920 Июнь 1915 - март 1916
18. Военный министр Шуваев Дмитрий Савельевич Генерал от инфантерии 1854 - 1937 Март 1916 - январь 1917
19. Военный министр Беляев Михаил Алексеевич Генерал от инфантерии 1863 - 1918 Январь - март 1917
20. Военный и морской министр Временного правительства Гучков Александр Иванович Прапорщик 1862 - 1936 Март - май 1917
21. Военный и морской министр Временного правительства Керенский Александр Федорович - 1881 - 1970 Май - август 1917
22. Военный министр Верховский Александр Иванович Генерал - майор 1886 - 1938 Август - октябрь 1917
23. Нарком по военным делам Подвойский Николай Ильич
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...