Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы ППФП в высшем учебном заведении

В настоящее время определилось несколько форм ППФП в системе физического воспитания, которые могут быть сгруппированы по следующему принципу:

§ учебные занятия (обязательные и факультативные)

§ самостоятельные занятия, физические упражнения в режиме дня

§ массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Каждая из этих групп, имея одну или несколько форм реализации ППФП, которые могут быть избирательно использованы или для всего контингента студентов, или для его части.

ППФП студентов на учебных заняти­ях проводится в форме теоретических и практических за­нятий.

Программой физического воспитания предусматрива­ется проведение теоретических занятий в форме лекции по обязательной теме «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов», цель которых — во­оружить будущих специалистов необходимыми знания­ми, обеспечивающими сознательное и методически пра­вильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам тру­да с учетом специфики каждого факультета.

Значение теоретических занятий велико, так как в ря­де случаев это единственный путь для изложения сту­дентам необходимых профессионально-прикладных зна­ний, связанных с использованием средств физической культуры и спорта. На этом занятии (лекции) должны быть освещены такие вопросы:

краткая характеристика различных видов труда с более подробным изложением психофизиологических особенностей труда специалистов, готовящихся на дан­ном факультете;

§ динамика работоспособности человека в процессе труда, с освещением особенностей изменения работоспо­собности специалистов данного профиля в течение рабо­чего дня, недели и года;

§ влияние возрастных и индивидуальных особеннос­тей человека, географо-климатических и гигиенически" условий труда на динамику работоспособности специалиста;

§ использование средств физической культуры спорта для повышения и восстановления работоспособности специалистов, с учетом условий, характера и режима их труда и отдыха;

§ основные положения методики подбора физических упражнений и видов спорта в целях борьбы с производственным утомлением, для профилактики профессиональных заболеваний;

§ влияние занятий физической культурой и спортом, а ускорение профессионального обучения.

Как правило, эти вопросы следует изложить в первой половине занятий. Содержание материала должно основываться на общих теоретических положениях с привлечением примеров из профессиональной деятельности выпускников данного факультета. При избытке материала некоторая часть его может быть изложена в другой обязательной теме «Физическая культура в режиме труда отдыха», где имеется ряд положений, близких к перечисленным вопросам.

Вторая половина занятий посвящается вопросам, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельностью выпускников данного факультета:

§ характеристика условий труда и психофизиологических нагрузок специалиста в процессе труда, на различных рабочих местах;

§ основные требования к физической и специальной прикладной подготовленности специалиста, обеспечивающие высокую и устойчивую продуктивность его труда;

§ перечень основных профессионально-прикладных навыков, необходимых специалисту для обеспечения высокой производительности и безопасности труда;

§ использование средств физической культуры и спорта с целью подготовки (самоподготовки) к профессиональной деятельности, предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения активного отдыха в свободное время.

Эти вопросы должны освещаться по материалам специальных исследований работников кафедр физического воспитания или других кафедр и учреждений и содер­жать достоверные сведения, прикладные для будущих специалистов конкретной профессии, специальности, специализации.

При изложении данной темы должна быть учтена и другая особенность подготовки специалистов высшей квалификации. Учебный материал должен быть рассчитан не только на личную подготовку студента, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного коллектива. От знания и понимания им комплекса этих вопросов нередко в будущем зависит степени и масштаба использования средств физической культуры и спорта в производственном или другом коллектив!

Однако не всегда весь необходимый теоретический материал по ППФП может быть изложен в течение двух часов занятий. В этом случае следует использовать и форму краткой тематической беседы во время проведения практических занятий по разделу физического вос­питания. В частности, вопросы техники безопасности во многих случаях более целесообразно объяснять именно во время практических, а не теоретических занятий.

Следует указать, что в различных вузах наряду с обязательными теоретическими занятиями, предусмот­ренными единой учебной программой по физическому воспитанию, проводятся занятия и на другие темы, осве­щающие отдельные разделы ППФП. В содержании таких занятий, как правило, раскрываются наиболее актуаль­ные стороны ППФП студентов данного учебного заведе­ния. Так, в университетах и педагогических вузах чаще всего дополнительно читаются лекции о формах и мето­дах физического воспитания в школе, об основных орга­низационно-методических положениях проведения по­знавательных туристских походов, о подготовке мест для проведения учебных занятий по физической культуре, об организации и проведении массовых спортивных сорев­нований, о страховке при выполнении упражнений в от­дельных видах спорта.

На естественных факультетах университетов, в гео­логоразведочных, сельскохозяйственных и некоторых других вузах на теоретических занятиях студентам даются знания об основах альпинизма, топографии, спортив­ного ориентирования и различных видов туризма.

Подобные темы в различных вузах раскрываются с разной степенью детализации отдельных вопросов, за­висящих от профиля подготовки специалистов. Следует отметить, что при достаточном качестве этих лекций, вполне компенсируется соответствующее сокращение ча­сов практических занятий в связи с повышением уровня подготовки и сознательности студентов в ходе освоения ими практического материала.

Практические учебные занятия по ППФП могут проводиться в учебных группах всех отделений (специального, подготовительного и спортивного совершенствова­ния).

В процессе этих занятий могут в той или иной степе­ни решаться все основные задачи ППФП. Однако глав­ная целевая направленность этих занятий — преимуще­ственное и специальное воспитание прикладных физиче­ских и специальных качеств, умений и навыков, особенно необходимых в профессиональной деятельности.

Программа и содержание этих учебных занятий для учебных групп подготовительного отделения разрабаты­вается кафедрой физического воспитания также на осно­ве изучения условий и характера труда выпускников данного факультета.

Так, например, в разделе ППФП слушателей институтов гражданской авиации и некоторых морских училищ уделяется большое внимание специальной тренировке вестибулярного аппарата будущих специалистов (элементы акробатики, упражнения на батуте, враща­ющем колесе и т. п.). В то же время для студентов «полевых» и др. подобных факультетов необходимо приме­нять средства, направленные на акцентированное развитие общей и специальной выносливости и т. д.

В то же время следует учитывать, что само содержа­ние практических занятий, методических разработок и указаний по одному и тому же виду ППФП, но на разных факультетах может иметь свою специфику. Напри­мер, туристская подготовка будущих специалистов, свя­занных в своей работе с полевыми изысканиями, имеет существенное отличие от подготовки к познавательным туристским походам будущих педагогов, художников т. д. По этой причине существующие методические раз­работки по отдельным разделам ППФП студентов в некоторых вузах (например, для естественных факультетов МГУ) зачастую не могут быть использованы другими вузами без тщательной корректировки.

При проведении практических учебных занятий в спе­циальном учебном отделении содержание специально на­правленных занятий по ППФП должно быть согласо­вано с возможностями каждого студента в зависимос­ти от характера отклонений в состоянии его здоровья при проведении подобных занятий в учебных группах отделения спортивного совершенствования должны быть максимально использованы возможности каждого вида спорта для воспитания прикладных физических и специальных качеств для успешного формирования прикладных умений и навыков.

Имеющиеся теоретические работы, опыт ряда кафедр физического воспитания указывают на возможность опо­средствованной реализации задач ППФП студентов не только на специально организованных учебных занятиях, но и на тех практических занятиях, целевая направленность которых — общая физическая подготовка. По это­му поводу проф. В. В. Белинович справедливо отмечал, что ни в коем случае нельзя проводить резкую грань между обще развивающими и прикладными упражнени­ями. Как общая, так и прикладная физическая подго­товка, поскольку они не противопоставляются, должны идти параллельно на протяжении всего срока обучения, но удельный вес той или другой подготовки может ме­няться как на протяжении определенного периода, так и в каждом отдельном занятии. Таким образом, приклад­ные физические упражнения могут одновременно слу­жить средством всесторонней физической подготовки, и наоборот.

Успешность подобной формы реализации ППФП во многом зависит от правильного подбора средств на прак­тических занятиях во всех учебных отделениях, включая отделение спортивного совершенствования.

ППФП при самодеятельных занятиях студентов во внеучебное время также имеет несколь­ко форм:

§ занятия прикладными видами спорта под руковод­ством преподавателей-тренеров в спортивных секциях спортивного клуба, ДОСААФ, в оздоровительно-спортив­ном лагере, на учебных практиках;

§ самостоятельные занятия физической культурой и отдельными видами спорта, способствующими воспита­нию прикладных физических и специальных качеств, формированию прикладных умений и навыков в свобод­ное время в течение учебного года, на учебных и произ­водственных практиках, в каникулярное время.   

Кроме того, во многих вузах знания и навыки общественно-физкультурной работы будущие специалисты получают на соответствующем отделении факуль­тета общественных профессий. Эта форма подготовки студентов получила особое распространение в педагогических, сельскохозяйственных, медицинских вузах, в высших учебных заведениях системы Центросо­юза.

Не менее распространенной является форма подготов­ки студентов к общественной физкультурно-спортивной работе на специальных семинарах спортив­ных клубов вузов и добровольных спортивных обществ. При этом одной из задач таких занятий является при­витие будущим командирам производства знаний и на­выков, необходимых для управления группами людей.

Все вышеизложенное, во-первых, свидетельствует, о разнообразии форм подготовки студентов к общественно-физкультурной работе на производстве, а во-вторых, указывает на необходимость унификации в дальнейшем существующих в различных вузах разнообразных про­грамм, форм, методов и средств такой подготовки.

Одной из форм ППФП являются мас­совые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Важную роль при этом играют программы и календарь внутри институтских соревнований между учебными группами, курсами факультетами. Насыщение, программы этих мероприятии прикладными видами спорта или их элементами, регулярность проведения подобных соревнований может во многом способствовать качеству ППФП. Следует ука­зать, что имеется опыт проведения таких мероприятий (соревнований) кафедрами физического воспитания, спортивными клубами совместно с профилирующими кафедрами вузов.

Следует особо указать, что отдельные разделы (эле­менты) ППФП студентов могут быть реализованы в учебные часы, отводимые на специальные предметы. Из курса физического воспитания необходимо исключать те разделы или элементы ППФП, которые осваиваются на профилирующих кафедрах. Так, в Воронежском универ­ситете на естественных факультетах введено спортивное ориентирование, а все необходимые для этого вида спорта знания по топографии студенты получают на ка­федре топографии.

В некоторых вузах отдельные разделы ППФП осваиваются студентами и на занятиях по физи­ческому воспитанию и на учебных занятиях, проводимых кафедрами военной подготовки, как в стационарных условиях, так и в период военно-лагерных сборов (стрельба, вождение маломерных судов, управление автомототранспортом и т. п.).

Таким образом, многообразие условий работы вузов, елевой направленности и содержания ППФП в них и на факультетах различного профиля предполагает выбор и использование различных форм и методов ППФП студентов.

Каким образом применяется ППФП для воспитания профессиональных качеств студентов и курсантов учебных заведений гражданской авиации, у которых в профессиональной деятельности присутствует элемент экстремальной ситуации, мы рассмотрим на примере подготовки курсантов Кировоградского училища гражданской авиации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...