Требования к отчету. Вопросы для самопроверки. Лабораторная работа № 22. 2. Приведите примеры древесных растений, занесенных в Красную книгу Нижегородской области.
Требования к отчету Представить результаты работы в виде заполненной таблицы 10 и вывода. Вопросы для самопроверки 1. Приведите примеры древесных растений, занесенных в Красную книгу РФ. 2. Приведите примеры древесных растений, занесенных в Красную книгу Нижегородской области. 3. Обоснуйте необходимость их охраны в Нижегородской области.
Лабораторная работа № 22 Тема: Декоративные формы и сорта древесных растений Каждому виду древесных растений во взрослом состоянии присущи свои типичные размеры; форма кроны; форма, размеры и окраска листьев. Эти характеристики приводятся в справочной литературе и учебниках при описании вида. Растениям свойственна внутривидовая изменчивость морфологических признаков. Отдельные экземпляры, резко отличающиеся по одному, а иногда двум или трем признакам от типичного растения, принято называть формой (forma), а в сокращении - f., например, туя западная с шаровидной кроной называется Thuja occidentalis L. f. globosa. Формы обычно размножаются вегетативно: черенкованием или прививкой. Если размноженные формы прошли сортоиспытание, то им присваивается ранг сортов или культиваров. Для целей озеленения чаще всего выделяют следующие группы форм. 1. Габитуальные формы, отличающиеся по размерам и форме кроны. Они обычно обозначаются, следующими названиями: пирамидальная - piramidalis, fastigiata, stricta; колонновидная - columnaris; овальная - ovalis, ovularis; шаровидная - globosa; зонтичная - umbraculifera; плакучая - pendula; стелющаяся - prostrata. 2. Отклоняющиеся по форме листа от типичной: ланцетолистная или линейная - laceolata; нитевидная - filiformis, tenuifolius; широколистная - latifolius; рассеченнолистная - laciniatus; кудрявая (курчавая) - crispus; формы с листьями похожими на листья других видов: дуболистная - quer- cifolia, рябинолистная - sorbifolia, и др.; с крупными листьями - macrofilla; с мелкими листьями - microfilla; однолистная - monofilla.
3. Формы, отклоняющиеся по окраске листьев, побегов, цветков и плодов, иногда их называют колерными формами: желтая окраска - luteum; золотистая - auerum; белая - album; серебристая - argenteum; красная -rubrum; кроваво-красная - sanguineum; красноватая - rubens; - пурпурная - purpureum; темно-пурпурная - atropurpureum; - голубая, сизая - glaucum; фиолетовая - violacium; если лист имеет цветную кайму по краю листовой пластинки - marginatum (albo-marginatum, aureo-marginatum). Иногда формы называют не по их морфологическим отличиям, а по имени автора или в честь кого-либо, например, Acer platanoides L. f. Drummondii Drumm. - клен остролистный с белоокаймленными листьями; Thuja occidentalis L. f. Hoveyi Hoopes - карликовое растение с яйцевидно- шаровидной кроной и со светло-зеленой хвоей (Друмонд и Ховей - имена собственные). Задание 1. 1) По гербарным образцам изучить формы, выделяемые по окраске листьев и характеру листовой пластинки, назвать декоративные признаки, с помощью преподавателя привести название форм или культиваров. 2) После экскурсии с преподавателем в дендрарий, студенты самостоятельно выбирают 3 понравившиеся им формы по строению кроны. Название форм или культиваров дает преподаватель во время экскурсии. Студенты описывают размеры выбранных растений, форму кроны и другие морфологические признаки; дают рекомендации по использованию их в озеленении. Характерные морфологические признаки формы или культивара заносят в таблицу, приведенную ниже. Таблица 11 - Декоративные формы деревьев и кустарников
Требования к отчету Представить результаты работы в виде заполненной таблицы 11 и вывода.
Лабораторная работа № 23 Тема: Интродуценты в лесном хозяйстве, полезащитном лесоразведении и озеленении Введение в культуру новых видов, разновидностей и форм растений за пределами их естественного ареала называется интродукцией. Интродуцированные растения называют интродуцентами или экзотами, местные виды называют аборигенными. Интродуценты могут разводится семенами, черенками, а иногда сеянцами и саженцами. Наиболее эффективным, является семенной способ разведения интродуцентов, так как он позволяет сеянцам лучше адаптироваться к условиям новой среды. Интродукция оказывается успешной, когда условия среды соответствуют экологическим требованиям данного вида. Процесс приспособления растения к новым условиям среды называется акклиматизацией. Лучше акклиматизируются виды с широкой амплитудой экологической изменчивости. В лесном хозяйстве желательна интродукция тех лесообразователей, которые могут: а) повысить производительность древостоев, б) сократить сроки выращивания, в) улучшить качество древесины. Примерами успешной интродукции является введение в центральные и западные регионы России лиственницы Сукачева и даурской (Рощинский механизированный лесхоз под С. -Петербургом), запас древесины в 73-летних культурах составил 610 м /га. Для западных регионов России очень перспективным видом является лжетсуга Мензиса, ее древесина не повреждается корневой губкой, а по запасам на га в условиях Украины и Прибалтики она значительно обгоняет естественные сосновые и еловые древостой (в 60 лет дает от 800 до 1000 кбм. /га). Культуры интродуцированных видов и сортов тополя позволяют сократить сроки получения древесины для целлюлозно-бумажной промышленности до 20-40 лет. Виды, образующие древесину с декоративной текстурой, карельская береза, клен ложноплатановый и сахарный с текстурой «птичий глаз» и «волнистой» древесиной, высоко ценятся при изготовлении мебели. Стоимость такой древесины в десятки раз превышает стоимость обычной древесины этих же видов. Для полезащитного лесоразведения с давних пор используются следующие экзоты: гледичия трехколючковая, белая акация, айлант высочайший, вяз приземистый, ясень ланцетолистный, аморфа кустарниковая, различные виды и сорта тополей.
Особенно широко используется интродуценты в озеленении, на их долю приходится от 70 до 90 %, в то время как удельный вес местных видов составляет от 10 до 30 %. В настоящее время число экзотов, встречающихся в озеленении, достигает 500 видов, а число форм и культиваров превышает 10000. Особенно много новых форм и культиваров появилось в последнее время у частных фирм, торгующих посадочным материалом из Голландии, Германии и Польши. Но, следует отметить, что этот материал еще на прошел акклиматизацию в наших условиях, и по-видимому, через несколько лет из этих, вновь ввозимых, форм и сортов в культуре останется не более 5-10 %. Задание 1. 1) После экскурсии с преподавателем в дендрарии, по объекту озеленения или по географическим культурам, студентам предлагается дать оценку 20-30 интродуцентам по ниже приведенной бальной шкале. I. - очень хорошее - растение хорошо развито, достигает своих естественных размеров, цветет, плодоносит, не повреждается при низких температурах, имеет под пологом естественное возобновление. II. - хорошее - несколько уступает по размерам в сравнении с растениями в естественных условиях, цветет, плодоносит, мало повреждается низкими температурами, естественного возобновления нет или слабое. III. - удовлетворительное - заметно отстает в росте, цветет, но плоды часто недоразвиты, побеги и некоторые ветви систематически повреждаются низкими температурами. IV. - неудовлетворительное - систематически вымерзают ветви, а в отдельные зимы растение вымерзает до корневой шейки, для сохранения требуется укрытие. Описание растений ведется по следующей форме: Таблица 12 - Оценка интродуцентов
Из растений, получивших высокую бальную оценку, студенты выбирают 3-7 и проводят более подробное описание с рекомендациями по применению данного вида в лесном хозяйстве, озеленении или полезащитном лесоразведении. Описание растений ведется в форме ниже следующей таблицы.
Таблица 13 - Виды, рекомендуемые для использования
В рекомендациях по использованию следует указать: 1) требовательность к условиям внешней среды (светолюбие, степень засухоустойчивости, дымо- и газоустойчивости и др); 2) где и как рекомендуется использовать данное растение (лесные культуры, защитные посадки, объекты озеленения).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|