Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность взаимодействия органов государственной власти и СМИ




Введение

 

Актуальность темы взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации подчеркивает тот факт, что информационное общество в полном смысле этого слова становится сегодня реальностью в России. Подтверждение тому - не только стремительное увеличение количества электронных и печатных СМИ, но и качественные изменения в их работе. Следует отметить, что сегодня происходит возрастание потока информации. Происходит ее глобализация, про-должают модернизироваться традиционные средства коммуникации.

Цель работы - охарактеризовать взаимодействие органов власти со средствами массовой информации.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

- охарактеризовать сущность взаимодействия органов государственной власти и СМИ;

-   выявить положительный и отрицательные стороны взаимодействия власти и СМИ;

    выделить инструменты, используемые региональными властями в работе со СМИ;

    охарактеризовать единое информационное пространство в регионе и государственную информационную политику.

 


Особенности взаимодействия органов государственной власти и СМИ

Сущность взаимодействия органов государственной власти и СМИ

 

В начале XXI в. государственная власть стремилась проводить свою политику, не считаясь с другими влиятельными политическими акторами. В этих условиях она остро нуждалась в эффективных средствах повышения своей легитимности. В связи с этим государственная власть в 2000-е годы решила использовать мощные медиаструктуры, которые уже в предшествующий период показали себя как одни из самых значимых факторов современного политического процесса. Отношения средств массовой информации с государственной властью выстраивались в логике неуклонного усиления последней. Это предполагало возрастание государственного контроля над ключевыми СМИ в стране. В предшествующий период средства массовой информации функционировали в условиях конкурентной борьбы за власть между наиболее сильными акторами, и государство было лишь одним из них. С приходом к власти В. В. Путина ситуация меняется - государственной властью был взят курс на установление монопольного контроля над основными каналами массовой коммуникации, прежде всего общенациональным телевидением. Как полагает И. И. Засурский, первоначально руководство страны стремилось через усиление неформального контроля над СМИ решить две основные задачи: а) увеличить объем информационных ресурсов, чтобы с их помощью успешно противостоять в «информационной войне» политически активным представителям крупного бизнеса; б) с помощью медиатехнологий сконструировать и внедрить в массовое сознание позитив-но окрашенные образы нового главы государства, что должно было придать легитимность его действиям по преобразованию политической системы.

В последующие годы СМИ начинают играть роль основного канала коммуникации государственной власти с населением. Коммуникация становится односторонней. Мобилизация властью ресурсов СМИ во второй половине 2000-х годов осуществляется в основ-ном тогда, когда возникает необходимость информационного со-провождения мероприятий государственной власти, которые могут вызвать негативную реакцию со стороны определенных социальных групп. В остальное время подконтрольные властям средства массовой информации осуществляют трансляцию официального дискурса с характерными для него идеями внутренней стабильности и растущего влияния России в международных отношениях.

В системе «государство-СМИ» отчетливо проявляется двойственная роль самих СМИ. С одной стороны, СМИ в силу своей природы, объективно в большей или меньшей степени включены в управленческий механизм государственных структур. С другой стороны, они ориентированы на удовлетворение информационных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и всех социальных институтов гражданского общества.

Помимо этого характер взаимоотношений в системе «государство - СМИ» во многом определяется как особенностями конкретного субъекта Российской Федерации, так и особенностями многонационального государства.

Именно СМИ являются важнейшим звеном в системе реализации государственной информационной политики, позволяющей регулировать процессы информационного воздействия в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.

Общественное мнение сегодня становится более активным и действенным регулятором политического процесса. СМИ не только отражают сложившиеся настроения, но и формируют это общественное мнение.

Информационная сфера становится одним из важнейших объектов государственного управления. Основной инструмент государственного управления информационной сферой - государственная информационная политика. Коммуникационный потенциал государственной власти заключается не только в наличии эффективных информационных каналов, с помощью которых власть может объяснять обществу свои решения, но и в установлении обратной связи с обществом, которая позволяет слышать запросы различных социальных групп, анализировать и корректировать государственную информационную политику.

Взаимоотношения власти и СМИ осуществляются за счет пресс-служб, созданных в органах власти. Эти отношения многоплановы и могут иметь множество форм (как конфронтации, так и позитивного взаимодействия). В большинстве случаев основной формой взаимоотношений является конструктивный диалог. На современном этапе сотрудничество между органами государственной власти и СМИ строится исходя из понимания того, что власть не может проводить эффективную политику без оперативного освещения своей деятельности, а СМИ необходим беспрепятственный доступ к информации, имеющей государственную значимость. СМИ оперативно освещают работу органов государственной власти, являясь при этом посредником между обществом и государством. В настоящее время, когда будущее власти во многом определяется общественностью, деятельность СМИ становится решающей.

Лояльные масс-медиа становятся для государства одним из факторов стабильности, предоставляя ей право рассчитывать на политическое долголетие. В свою очередь СМИ ждут от государства свободы слова и финансовой поддержки, что является одним из важнейших стимулов их деятельности.

Взаимодействию органов государственной власти и СМИ в форме диалога способствуют:

    Конституция РФ;

    ФЗ РФ «О средствах массовой информации»;

    ФЗ РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ»;

    Распоряжение Правительства РФ «О стратегии развития информационного общества».

Так, например, гарантируется свобода массовой информации, обеспечивается открытость и публичность органов государственной власти перед СМИ, например, пресс-службы федеральных органов государственной власти, ведут аудио- и видеозапись всех официальных мероприятий с участием Президента Российской Федерации, заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации и его Президиума.

Не допускается цензура, а именно цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.

Реализуется стратегия в сфере средств массовой информации, которая обеспечивает решение задачи предупреждения угроз, возникающих в информационном обществе, в части недопущения распространения запрещенной и противоречащей приоритетам развития России информации.

Сюда же относятся задачи обеспечения доступа граждан и организаций к услугам на основе информационных технологий в части обеспечения права на информацию, расширения и модернизации форм донесения информации, позиционирования России в мировом информационном пространстве, поощрения интереса к чтению и культурным традициям, потребности в нравственных ценностях.

На основе анализа действующей системы взаимодействия институтов гражданского общества, средств массовой информации с государственными органами власти, можно сделать следующие предложения по ее совершенствованию:

Отрицательные мешают рыночному развитию масс-медиа и печатных изданий формирует лояльность масс-медиа к госвласти и тем самым уменьшает уровень профессионального развития журналистики снижает объективность информирования граждан создает иждивенческие традиции

Положительные способствуют проявлению давления на СМИ повышает уровень финансовой устойчивости организаций СМИ формирует заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве способствует появлению эксклюзивных телевизионных материалов и повышает доступность печатных СМИ для граждан - унифицировать структуры сайтов органа государственной власти, формат входной страницы;

разработать и законодательно закрепить возможность системного мониторинга доступности и открытости информации об органах власти в СМИ, регулярность ее проведения;

организовать работу по повышению информационной и компьютер-ной грамотности населения, консультативных центров по обучению граждан и получению государственных услуг в электронном виде;

создать систему обучения государственных гражданских служащих, направленной на обеспечение понимания основных целей, задач и принципов работы с гражданами и бизнесом, функционирования электронного правительства;

нормативно закрепить проведение внутреннего аудита информационной открытости органа власти и его доступности общественному контролю;

внести поправки в должностные регламенты государственных гражданских служащих с целью закрепления обязанностей и ответственности за работу в области информационной открытости;

организовать разъяснительную работу по освоению бюджетных средств, определению приоритетов финансирования, публикации отчетов расходования средств на содержание органа власти и объяснение их целесообразности;

создать стратегию развития СМИ, цели которой должны быть определены в соответствии с действующей «Стратегией развития Рос-сии до 2002 года»;

повысить ответственность масс-медиа перед обществом посредством создания независимых контрольных институтов на базе НКО;

создать систему ответственных органов и лиц по вопросам открытости, представленных в каждом государственном органе.

В рамках исследования М.М. Пуховой и Е.С. Свиридовой были разработаны предложения по совершенствованию механизма взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, обеспечивающие открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю. Представлены рекомендации по использованию эффективного зарубежного опыта взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, обеспечивающие открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю в российской практике.

 


1.2 Положительные и отрицательные стороны взаимодействия власти и СМИ

власть средство массовый информация

Сегодня происходит развитие всех сфер жизни общества (политики, экономики, культуры, информационной сферы). Это развитие носит как положительный характер, так и отрицательный, противоречивый. Не исключением являются взаимоотношения средств массовой информации и органов государственной власти. Суть конфликтной формы их отношений заключается в наличии между СМИ и органами государственной власти разногласий по поводу принимаемых решений и попыток убедить общество в своей правоте. СМИ могут представлять интересы государства либо выражать мнение политических кругов, стремящихся к власти. При этом противостояние может выглядеть не как борьба власти и оппозиции, а как конфликт органов государственной власти и СМИ, которые стремятся к отображению истинной ситуации.

Особое значение приобретает экономическая зависимость СМИ от учредителей, существенно влияющая на их политические ориентации; ограничение их доступа к информации, вызванное «закрытостью» органов власти; недостаточно разработанная правовая основа деятельности СМИ; отсутствие реакции органов власти на критику и др. В совокупности это приводит к тому, что значительная часть СМИ также приобретает «закрытый» от гражданского общества характер, превращается в корпоративное, монопольное, монологическое средство, используемое в растущем противоречии с интересами и потребностями как органов власти, так и институтов гражданского общества. И те, и другие могут предъявить свои претензии к СМИ по поводу отсутствия объективности при подаче информации, ангажированности, нарушении этических норм, профессиональной безответственности и т.д.

Существует несколько вариантов развития конфликта между властью и СМИ:

. «власть-власть» (конфликт между разными уровнями власти, в этом случае в конфликт втянуты государственные СМИ);

. «СМИ-СМИ» (конфликт между СМИ, представляющими разные уровни власти).

. «власть-СМИ» (давление государства на СМИ с целью соблюдения законности и выражения собственных интересов, и, наоборот, давление СМИ на власть для максимальной объективности информации или исполнение политического заказа по снижению рейтингов той или иной властной структуры).

В РФ осуществляется активное предоставление субсидий СМИ.

Государственные расходы только федерального бюджета на 2013-2015 гг. на средства массовой информации составляют 185,8 млрд. рублей. Государственное субсидирование СМИ может иметь как положительный, так и отрицательный эффект (рис. 1).

Следует отметить, что на вопрос о субсидировании СМИ нельзя дать однозначного ответа, так как государство не только способно влиять на степень независимости СМИ, но и оказывать воздействие на само существование информационных агентств. Во времена кризиса, например, решение проблемы государственного финансирования стоит особенно остро, так как многие СМИ в этот период находятся в состоянии близкому к банкротству.


Рис. 1. Государственное субсидирование СМИ

 

Нуждаются также в субсидировании те масс-медиа, которые не привлекательны для рекламодателей при принятии решений о публикации объявления или ролика.

Как правило в этих изданиях или в эфирах телепрограмм сделан акцент на культуру, искусство, науку, спорт, другие социальные проекты.

Таким образом, взаимоотношения власти и СМИ весьма многоплановы и могут иметь множество форм (как конфронтации, так и позитивного взаимодействия). Сегодня следует развивать и поддерживать позитивное взаимодействие органов государственной власти и средств массовой информации, потому что СМИ являются посредником между обществом и государством. Посредническая роль СМИ заключается, прежде всего, в том, что они представляют интересы общества перед властью, помогают обществу их формулировать и защищать, сами являются важнейшим институтом гражданского общества, не уклоняясь при этом от роли своего рода передаточного механизма импульсов, идущих от государства к обществу и обратно. Для власти в данных отношениях приоритетным интересом является поддержка общества, благополучие государства и собственное благополучие, а для СМИ стремление максимально полезно для аудитории осуществлять свою деятельность и быть при этом контролером ипосредником между государством и обществом.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...