Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Единое информационное пространство в регионе и государственная информационная политика




 

Концепция формирования информационного общества в России предусматривает, что государство должно играть ведущую роль в обеспечении перехода к информационному обществу. Соответственно, формировать и координировать политику перехода к информационному обществу и создания регионального информационного пространства на региональном уровне должны власти региона. «Действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-управляющие системы отдельных федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, ведомственные и межведомственные территориально-распределительные системы и сети сбора, обработки и распространения информации могут служить базой внедрения новых информационных технологий. Они должны обеспечить основу формирования единого информационного пространства России и гарантировать сопряжение новых средств информационных технологий с традиционными средствами распространения информации и организации доступа к ней: печатными и электронными средствами массовой информации, журнальными и книжными изданиями, библиотеками и архивами и пр.». Вместе с тем очевидны и опасения, связанные с возможностью власти воздействовать на информационное пространство. Эти опасения прежде всего связаны с контролем власти над распространением информации и доступом к ней. Существует «своеобразный парадокс региональных политических элит: стремясь к созданию собственного положительного образа, они, тем не менее, не пытаются сделать информацию о себе максимально доступной и прозрачной.

«Ученые выдвигают ряд объяснений этому феномену: в условиях перманентной конфликтогенности политического ландшафта любая информация рассматривается как аргумент в пользу оппонента; авторитарные тенденции, доминирующие в политической жизни многих регионов, продолжают воспроизводить атмосферу секретности и закрытости информации; наконец, существуют технологические и образовательные барьеры». Прохоров Е. анализирует один из сотен случаев давления местной власти на районную газету. Одним из основных инструментов влияния на прессу остается экономический фактор, а также возможность нужным власти образом трактовать законодательство: «Не от хорошей жизни пошла редакция на соучредительство с областной властью. Иначе под вопросом оказалось бы само существование газеты - других источников поддержки нет. Впрочем, редакция от этой бомбы может спрятаться в прочное убежище закона: ст. 19 Закона «О средствах массовой информации» утверждает, что «редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности», а ст. 18 предупреждает: «Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность СМИ за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом, уставом редакции, договором между учредителей и редакцией». Тем не менее, понятно, что при возникновении спора преимущество оказывается на стороне администрации. И все-таки, существование единого информационного пространства в регионе и даже сам факт его декларирования может побудить власть к изменению собственной позиции.

В этом смысле показательна информация о встрече полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе П. Латышева с журналистами: «Сильное государство невозможно без свободы слова, - так завершил генерал-лейтенант выступление о поставленных перед ним президентом грандиозных задачах. - Не то чтобы нам хочется дружить с журналистами, но в мои обязанности входит и защита прав граждан на получение информации. Так что приглашаю прессу к сотрудничеству».

Судя по всему, региональная власть осознала, что без единого, сопряженного с ее намерениями информационного пространства она существовать не может.

В других источниках встречаются упоминания о том, что становление регионального информационного пространства значительно повысит эффективность деятельности по управлению регионом, повысит скорость работы, позволит существенно сократить дублирование функций, а также будет способствовать установлению информационной прозрачности в работе властей.

«Формирование единого информационного пространства России позволит существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности на основе использования всей накопленной информации и более динамической организации информационного взаимодействия при решении комплексных проблем управления обществом.

Формирование информационного пространства России в интересах органов государственной власти должно быть направлено на объединение и развитие существующих информационно-аналитических ресурсов, предназначенных для обеспечения их эффективной управленческой деятельности.

Сегодня отчетливо проявляется двойственная роль самих СМИ в системе «государство - СМИ - гражданское общество». «С одной стороны, СМИ в силу своей природы, включены в управленческий механизм государственных структур. С другой, - они ориентированы на удовлетворение информационных потребностей и интересов как отдельной личности, так и всего гражданского общества. Помимо этого характер взаимоотношений в системе «государство - СМИ - гражданское общество» во многом определяется как особенностями конкретного субъекта Российской Федерации, так и особенностями многонационального государства. Взаимодействие СМИ и власти носит противоречивый и конфликтный характер ввиду различной направленности деятельности этих институтов и наличия у них особых интересов. Противоречия и конфликты между СМИ и властью - естественное состояние динамичной, развивающейся социальной системы.

СМИ, включаясь во взаимодействие с властными структурами, преследуют цель удовлетворения информационных потребностей, как отдельной личности, так и общества в целом, публичного выражения общественных интересов; с другой стороны, деятельность СМИ направлена на получение дохода от реализации своей аудитории (рекламодателям или спонсорам, в том числе и органам власти).

Сегодняшняя модель взаимодействия федеральной власти и СМИ, когда основные центральные информационные каналы подконтрольны государству, характеризуется тем, что большинство существующих медиа с видимым энтузиазмом работают в рамках данной схемы. Очевидно, что это связано в первую очередь с экономической выгодой СМИ, так как в стране нет значимой оппозиции, обладающей значительными финансовыми ресурсами. Существующая авторитарная модель выгодна власти, и, судя по всему, одобряется населением, которое в большинстве своем поддерживает действующую власть.

Иную картину представляет собой региональный уровень. В субъектах РФ, существенно различающихся своей экономической и политической ситуацией, функционируют различные медиа-модели, своеобразными полюсами которых являются советская модель (авторитарная), и рыночная (коммерческая).

В настоящее время в регионах идет процесс движения от авторитарной к коммерческой медиа-модели. Следует признать, что сегодня на первое место по значимости для функционирования СМИ выходят особенности финансирования. Иначе говоря, «если не имеешь представления о том, кто и за что в медиабизнесе платит, вряд ли поймешь, кто и как влияет на деятельность СМИ». В рыночных условиях, когда СМИ являются таким же средством производства и одновременно товаром, как заводы, транспорт, торговые предприятия, масс-медиа должны иметь конкретных владельцев (государство, собственника, журналистский коллектив), которые определяли бы экономическую политику СМИ и как следствие - их информационную политику.

На основании анализа экономических показателей редакций выделяют три наиболее распространенные стратегии существования СМИ в современной России:

Редакция получает основные доходы от публикаций рекламы.

Редакция работает на средства спонсоров и инвесторов.

Редакция существует благодаря бюджетным дотациям.

Как видим, сам информационный продукт, выпускаемый масс-медиа, не является основным источником дохода ни в одной из указанных групп.

Отсутствие законодательства, регулирующего распределение бюджетных средств, выделяемых на финансирование СМИ, приводит к тому, что деньги получают в первую очередь «свои», лояльные к власти масс-медиа, которые так или иначе их «отрабатывают».

Так, в Ямало-Ненецком округе нет в наличии большого сектора негосударственных СМИ и потенциального рынка рекламы. И, значит, нет определенного противовеса мощному государственному воздействию, заставляющего местную администрацию сосуществовать с независимыми СМИ. По этим параметрам данная система ближе к патерналистскому варианту советской медийной модели. Ямальская журналистика - явление неординарное, система СМИ этого региона имеет свои структурно-функциональные особенности, свою стратегию развития.

Факт, что система средств массовой информации Ямала существует в автономном режиме, можно считать явлением, типичным для современной России. Разлом вертикальных связей с центром повлек за собой создание таких автономий во всех субъектах Российской Федерации. Сегодня назрела необходимость скоординировать опыт этих автономий в деле формирования единой государственной информационной политики. Исследователи полагают, что опыт современного обустройства системы СМИ в Ямало-Ненецком автономном округе является в целом удачным примером взаимоотношений журналистики и власти в условиях демократизации общества.

Государственная информационная политика (ГИП) представляет собой совокупность идей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих.

Долгосрочной стратегической целью ГИП провозглашено построение демократического информационного общества.

Рассматривая государственную информационную политику применительно к средствам массовой информации, авторы Концепции признают, что переход РФ к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству порождают огромную общественную потребность в ин-формации, обусловливающую особую роль СМИ в жизни общества не толь-ко как объекта информационной политики, но и как ее субъекта. В силу большой значимости СМИ на современном этапе развития нашего общества и наличия большого числа проблем в сфере средств массовой информации также признается необходимость вмешательства государства в регулирование деятельности печати, радио- и телевещания через реализацию государственной информационной политики. В связи с этим в Концепции выделяются основные направления ГИП в сфере средств массовой информации:

. Недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на средства массовой информации (речь идет о прямом нажиме, снабжении СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информацией, откровенной дезинформацией, умышленной недоговоренности, сращении структур власти, бизнеса, прессы и т.д.).

. Регулирование уровня концентрации и монополизации средств массовой информации (высокий уровень концентрации и монополизации способствует уменьшению независимых источников информации, сосредоточению СМИ в руках экономической элиты, бесправию журналистов).

. Защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ.

. Совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, недопущение распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечение плюрализма средств массовой информации, доступа к официальной информации.

Для осуществления государственной информационной политики в первую очередь необходимо создание единого информационного пространства.

Нередко можно услышать точку зрения, что единое информационное пространство - это возможность государства на всей территории распространять одну и ту же информацию, однако это неверно. Как пишет В.Д. Попов, информационно пространство - это «сфера отношений субъектов и объектов, формирующаяся по поводу производства, распространения и потребления информации». Таким образом, единое информационное пространство применительно к СМИ есть равнодоступное пространство, в котором коммуникации осуществляются в интересах всех пользователей, а не отдельных корпоративных клиентов, что позволяет создавать условия для функционирования информационного общества, развивать открытые социальные системы. Иначе говоря, создание единого информационного пространства - это способность государства при помощи различных форм регулирования деятельности средств массовой информации и коммуникации стимулировать ее таким образом, чтобы СМИ и СМК обеспечивали всех граждан необходимой и достаточной информацией, максимально полным спектром фактов и мнений, имеющих хождение в стране и мире (в том числе версией государственных органов, или официальной версией), с целью ориентации, отвечающей информационным потребностям граждан, в происходящих событиях и выработки своего отношения к этим событиям.

Например, функциональные особенности системы средств массовой информации на Ямале определяются спецификой аудитории. Данный регион имеет сложный этнический состав. Современная политическая ситуация, возросший общественный интерес к межэтническим отношениям заставляют нас бережно хранить культурно-исторические традиции Обдорского Севера. С учетом этой необходимости печатные и электронные СМИ региона несут дополнительную функциональную нагрузку: культурную, просветительскую, информационную.

Наряду с этим следует помнить, что большая часть населения округа - новопоселенцы, представители разных культур и национальностей, не связанные с этой территорией родовыми корнями. И здесь особое значение приобретают организаторская и интегративная функции журналистики. Региональная идея особого северного менталитета культивируется всеми средствами массовой информации, постепенно вытесняя из сознания людей психологию «временщика». Очевидное присутствие пропаганды, или, как теперь говорят, социально-педагогической функции, предполагает прямую вовлеченность журналистики в систему административного воздействия на население. В факте сотрудничества журналиста с властью нет ничего аморального, если не аморальна сама власть». Усиление культур-но-просветительного и социально-педагогического воздействия на аудиторию помогает местным телекомпаниям одерживать верх в конкурентной борьбе с федеральными каналами телевещания. Отказавшись от формулы «Информация + Развлечение» окружное и муниципальное ТВ работает сегодня на перспективу и добивается на этом пути немалых успехов.

Переходя к рассмотрению телевизионного сегмента медиапространства северных регионов, следует сказать, что предпочтения аудиторий, проявляемые при выборе центральных телеканалов, достаточно близки к общероссийским. Тройку лидеров среди центральных телеканалов по суточному охвату аудитории составляют Первый канал, Россия 24 и НТВ. Особенностью регионального телевещания является наличие окружного телеканала. В ЯНАО это ОГТРК «Ямал-регион». Его суточный охват весьма высок - 23,2%, четвертое место в регионе. Высокие показатели демонстрируют и местные телеканалы. В большинстве случаев это муниципальные студии либо телевидение, принадлежащее работающим в регионах крупным пред-приятиям нефтегазовой отрасли, однако могут быть приведены и отдельные примеры коммерческих вещателей. Охват аудитории местным вещанием в ЯНАО - 30,8%. Результаты, продемонстрированные окружными и местными телевещателями, следует рассматривать как весьма высокие. Это позволяет сделать вывод не только о востребованности локального телеконтента телевидения населением округа, но и о способностях творческого коллектива телекомпании в подавляющем большинстве случаев удовлетворить запросы зрителей. Структура региональных сегментов печатной периодики в ЯНАО также состоит из двух основных элементов: окружного и местного.

Единственное окружное издание Ямало-Ненецкого автономного округа - выходящая дважды в неделю газета «Красный Север». Ее постоянно читают 4,1% взрослых жителей округа, а ее общая аудитория равна 22,1 %. Соответственно, вообще не обращаются к изданию 77,9 % населения.

Обобщая вышеизложенное, можно прийти к выводу о том, что современная система средств массовой информации Ямало-Ненецкого автономного округа несет на себе отпечаток двойной экспансии: коммунистической и постперестроечной политики государства. В данном случае рассматривается экспансию, как «политику, имеющую целью распространение своего влияния на другие страны (регионы) и осуществляемую дипломатическими, экономическими и другими методами». Целый ряд структурных особенностей ямальской системы СМИ советского периода сохраняется в ней и сегодня. Это практически полный контроль государственной власти над печатными и электронными СМИ, строгая вертикаль управления, объединение разрозненных информационных потоков и дозированное их распределение. В отличие от других регионов России, где превалируют горизонтальные управленческие связи (Екатеринбург, Самара) северная модель менее восприимчива к амплитудам рыночной экономики. Но и политика безмерной демократизации привнесла свои структурные элементы в систему ямальских СМИ.

Резкое увеличение числа периодических изданий, теле- и радиокомпаний, регионализация прессы, пере-распределение информационного пространства - явления сегодняшнего дня. Эти процессы происходят на Ямале более сглаженно, в настоящий период уже не стихийно, а с солидной долей разумной организации.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день проблема взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации не-достаточно освещена в современных изданиях. Фиксируется лишь существующее положение дел.

 


Заключение

 

В системе «государство-СМИ» отчетливо проявляется двойственная роль самих СМИ. С одной стороны, СМИ в силу своей природы, объективно в большей или меньшей степени включены в управленческий механизм государственных структур. С другой стороны, они ориентированы на удовлетворение информационных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и всех социальных институтов гражданского общества.

Помимо этого характер взаимоотношений в системе «государство - СМИ» во многом определяется как особенностями конкретного субъекта Российской Федерации, так и особенностями многонационального государства.

Взаимоотношения власти и СМИ осуществляются за счет пресс-служб, созданных в органах власти.

Существует несколько вариантов развития конфликта между властью и СМИ: «власть-власть»; «СМИ-СМИ»; «власть-СМИ».

Взаимоотношения власти и СМИ весьма многоплановы и могут иметь множество форм (как конфронтации, так и позитивного взаимодействия).

Очевидно, что именно местные СМИ, в особенности печатные, должны содействовать формированию культурных и идеологических ценностей региона, а также его экономическому развитию и процветанию.

В современном обществе СМИ являются эффективными каналами коммуникации.

Государственные структуры могут использовать несколько методов работы со СМИ в процессе распространения информации о своей деятельности.

На основании анализа экономических показателей редакций выделяют три наиболее распространенные стратегии существования СМИ в современной России:

Редакция получает основные доходы от публикаций рекламы.

Редакция работает на средства спонсоров и инвесторов.

Редакция существует благодаря бюджетным дотациям.

Информационная сфера становится одним из важнейших объектов государственного управления. Основной инструмент государственного управления информационной сферой - государственная информационная политика. СМИ являются важнейшим звеном в системе реализации государственной информационной политики, позволяющей регулировать процессы информационного воздействия в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.

Государственная информационная политика (ГИП) представляет собой совокупность идей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих.

Единое информационное пространство применительно к СМИ есть равнодоступное пространство, в котором коммуникации осуществляются в интересах всех пользователей, а не отдельных корпоративных клиентов, что позволяет создавать условия для функционирования информационного общества, развивать открытые социальные системы. Создание единого информационного пространства - это способность государства при помощи различных форм регулирования деятельности средств массовой информации и коммуникации стимулировать ее таким образом, чтобы СМИ и СМК обеспечивали всех граждан необходимой и достаточной информацией, максимально полным спектром фактов и мнений, имеющих хождение в стране и мире (в том числе версией государственных органов, или официальной версией), с целью ориентации, отвечающей информационным потребностям граждан, в происходящих событиях и выработки своего отношения к этим событиям.

 


Список литературы

 

1.  Автаева Н.О., Зудин Д.И. Государственная информационная политика в области СМИ// Вестник Нижегородского университета, 2010. - №3. - С. 13-19.

2. Башмаков В.И. Социология управления: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 360 с.

.   Богомолова Е.Г. Особенности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации// Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ, 2013. - №1. - С. 73-77.

.   Захарова А.В. Взаимодействие печатных СМИ и органов государственной власти в постсоветский период (на примере Саратовской области)// Вестник Саратовского социально-экономического университета, 2010. - №4. - С. 126-128.

.   Зверинцев А.Б. СМИ как институт социального контроля// Научные труды Северо-западного института управления, 2012. - Т. 3. - №2. - С. 39-45.

.   Каменская Е.А. Сущность и особенности информационной открытости органов власти в современной России// Общество: политика, экономика, право, 2011. - №2. - С. 18-24.

.   Комоликова С.С. Взаимодействие региональных органов власти и СМИ (на примере мэрии г. Новосибирска)// PR в изменяющемся мире: Коммуникационные технологии в деятельности органов власти: Сб. статей/ под ред. М.В. Гундарина, А.Г. Сидоровой. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010. - Вып. 8. - С. 47-48.

.   Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

.   Кузьмина А.М. Формирование публичной политики в Российской Федерации: региональный аспект// Личность. Культура. Общество, 2010. - Т. 12. - Вып. 4 (№59-60). - С. 315-322.

.   Максимов А.М. Факторы трансформации системы связей с общественностью органов региональной государственной власти в современной России// Политэкс, 2010. - Т. 6. - №4. - С. 106-115.

.   Пухова М.М., Свиридова Е.С. Особенности взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами// Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика, 2013. - №10. - С. 64-68.

.   Розина В.А. Факторы коммерческого взаимодействия власти и СМИ в свете консьюмеризации политической жизни// Электронный журнал «Вестник МГОУ», 2013. - №1. Режим доступа: www.evestnik-mgou.ru.

.   Середина А.С. Взаимодействие органов государственной власти (региональной власти) со средствами массовой информации// Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика, 2011. - №3. - С. 62-69.

.   Тощенко Ж.Т. Социология управления: Учебник. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. - 300 с.

.   Федеральный Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-I «О средствах массовой информации» (с изм. и доп.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...