В уголовном судопроизводстве
Статья 61. Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу
Комментарий к статье 61
1. Общий смысл части первой комментируемой статьи заключается в том, что ни судья, ни прокурор, ни дознаватель, ни следователь не могут участвовать в производстве по уголовному делу, если они сейчас участвуют или хотя бы раньше участвовали в нем, но в другом качестве или же состоят в родстве с кем-либо из других участников уголовного судопроизводства, что порождает неразрешимые сомнения в объективности, беспристрастности этих должностных лиц. 2. Названные должностные лица не могут участвовать в производстве по уголовному делу и во всех других случаях, когда такие сомнения имеют место. Чаще всего они основываются на существовании дружеских или, наоборот, неприязненных отношений с кем-либо из участников уголовного процесса со стороны обвинения или со стороны защиты, что дает основание предположить о заинтересованности судьи, прокурора, следователя или дознавателя в исходе дела. 3. Любое обстоятельство, исключающее участие в уголовном судопроизводстве должностных лиц, о которых ведется речь, должно быть установлено достоверно, оно не может основываться на предположениях, догадках, слухах и сплетнях.
Статья 62. Недопустимость участия в производстве по уголовному делу лиц, подлежащих отводу
Комментарий к статье 62
1. Из содержания комментируемой статьи явствует, что процедурными действиями, направленными на то, чтобы вывести из уголовного процесса определенное должностное лицо, в нем участвующее, являются: а) его самоотвод (часть первая комментируемой статьи); б) его отвод сторонами.
2. Правила комментируемой статьи относятся не только к судье, прокурору, следователю и дознавателю, о которых шла речь в предыдущей статье, но и к другим участникам процесса, к секретарю судебного заседания, переводчику, эксперту, специалисту и защитнику, а также представителям гражданского истца или гражданского ответчика, хотя основания для отвода и самоотвода этих участников процесса другие (см. статьи 68 - 72 УПК и комментарий к ним).
Статья 63. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении уголовного дела
Комментарий к статье 63
1. Комментируемая статья является как бы продолжением статьи 61 УПК об основаниях отвода должностных лиц, ведущих производство по уголовному делу (тождественное понятие - лиц, в чьем производстве находится уголовное дело). 2. Содержание данной статьи может быть интерпретировано следующим образом: судья ни при каких обстоятельствах и ни в одной из стадий уголовного процесса не может участвовать в рассмотрении уголовного дела второй раз, если пересматривается итоговое судебное решение по данному делу, принятое им же или по крайней мере с его участием. Иными словами, судья не может судить того, кого уже судил раньше. В основе этого правила лежит все та же забота законодателя о гарантиях объективности и беспристрастности судьи. 3. Вместе с тем "судья, рассматривающий материалы о продлении срока содержания лица под стражей, вправе впоследствии участвовать в рассмотрении уголовного дела в отношении данного лица в суде первой инстанции" (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 11. С. 23).
Статья 64. Заявление об отводе судьи
Комментарий к статье 64
1. Представляется, что положение части первой комментируемой статьи о том, что отвод судье может быть заявлен участниками уголовного процесса, нуждается в ограничительном толковании. С таким заявлением может выступить лишь тот участник процесса, который заинтересован в исходе дела, т.е. принадлежит к стороне обвинения (см. главу 6 УПК) или к стороне защиты (см. главу 7). Предоставление права отвода судьи свидетелю, переводчику, эксперту и специалисту, т.е. участникам уголовного процесса, не имеющим собственного интереса в данном деле, т.е. не сторонам, лишено юридического смысла и логики. В статьях УПК, специально посвященных процессуальному положению этих участников процесса, об их праве отвода судьи ничего не говорится.
2. При рассмотрении уголовного дела судом с традиционным составом (т.е. без участия присяжных заседателей) отвод судье по общему правилу может быть заявлен до начала судебного следствия, т.е. до того, как судья в порядке статьи 273 УПК (см. текст данной статьи и комментарий к ней) предоставит государственному обвинителю слово для изложения существа предъявленного подсудимому обвинения, а по делам частного обвинения - частному обвинителю для изложения своего заявления. 3. По делу, которое рассматривается с участием присяжных заседателей, отвод судье по общему правилу может быть заявлен до начала процедуры формирования коллегии присяжных заседателей, которая следует за подготовительной частью судебного заседания (см. статью 328 УПК и комментарий к ней). 4. Правило о том, что отвод судье должен быть заявлен на ранних этапах судебного разбирательства, призвано исключить такие крайне нежелательные ситуации, когда вследствие выбытия отведенного судьи из процесса, который уже почти закончен, его нужно начинать сначала с новым составом суда (такой порядок вытекает из требования неизменности состава суда - см. статью 242 УПК и комментарий к ней), что означает необходимость повторного судебного следствия с вызовом все тех же участников судопроизводства и исследованием все тех же доказательств. 5. Если же обстоятельству образующие основания для отвода судьи, управомоченному участнику процесса стали известны позднее, чем началось судебное следствие или формирование коллегии присяжных, то заявление может и должно быть сделано и в случае его подтверждения судья из процесса должен быть устранен, а само судебное разбирательство с неизбежностью должно быть начато с самого начала с иным составом суда.
Статья 65. Порядок рассмотрения заявления об отводе судьи
Комментарий к статье 65
1. Процедура рассмотрения вопроса об отводе судьи принципиально различается в зависимости от того, единолично или коллегиально рассматривается данное уголовное дело. 2. Если дело рассматривается единолично (например, мировым судьей дела рассматриваются всегда единолично), то решение по поводу заявления о его отводе принимается этим же судьей; это - вопрос его совести. Если же он решен неверно и судья не самоустранился от участия в деле, тот же вопрос подлежит обсуждению в кассационной инстанции по жалобе стороны. Признав наличие оснований для отвода судьи, кассационная инстанция обязана отменить приговор и возвратить уголовное дело для нового судебного разбирательства в новом составе суда. 3. В таком же порядке разрешается заявление об отводе судьи, рассматривающего жалобу на следственные решения и ходатайство органов расследования о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, а также о производстве следственных действий, перечисленных в статьях 29 и 125 УПК (см. текст этих статей и комментарий к ним). 4. Если уголовное дело рассматривается коллегиально, отвод, заявленный судье, рассматривается и разрешается в совещательной комнате остальными членами судебной коллегии в отсутствие отводимого, который до удаления суда в совещательную комнату вправе, но не обязан в зале судебного заседания публично изложить свое объяснение по поводу заявленного ему отвода и, естественно, высказать свое отношение к нему. 5. Решение об отводе или об отказе в удовлетворении заявления об отводе оформляется постановлением (если оно принято единолично) или определением (если оно принято коллегиально).
Статья 66. Отвод прокурора
Комментарий к статье 66
Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (пункт 1 статьи 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"). Содержание части первой комментируемой статьи отражает этот принцип централизации, который, однако, в данном случае действует до того момента, как уголовное дело поступило в суд. С этого момента все процессуальные решения, в том числе и по поводу заявлений об отводе любого участника процесса, принимает только суд - "хозяин процесса".
Статья 67. Отвод следователя или дознавателя
Комментарий к статье 67
1. Решение прокурора об отводе следователя или дознавателя, а также об отказе в удовлетворении заявления об отводе оформляется его постановлением: в первом случае - руководителя следственного органа, а во втором - прокурора (см. пункт 24 статьи 5 УПК, определяющий понятие постановления в уголовном деле). 2. При возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования работа по нему может быть поручена тому же следователю или дознавателю. Их предыдущее участие в расследовании данного дела основанием для отвода не является, если, конечно, данное обстоятельство не перерастает в источник необъективности и заинтересованности в определенном исходе дела, стремления вопреки фактам вести его к определенному итогу во что бы то ни стало.
Статья 68. Отвод секретаря судебного заседания
Комментарий к статье 68
Секретарь судебного заседания по уголовному делу - участник судебного разбирательства, который ведет протокол судебного заседания - важнейший процессуальный документ, фиксирующий весь ход судебного процесса (см. текст статьи 245 УПК и комментарий к ней). Искажения протокольной записи представляют собой фальсификацию основного источника судебных доказательств. Эти искажения чрезвычайно трудно выправить, они способны оказать крайне пагубное влияние на судьбу уголовного дела. Поэтому законодатель относит секретаря судебного заседания к участникам уголовного процесса, которые по мотивам прямой или косвенной заинтересованности подлежат отводу. С заявлением об отводе может обратиться к суду как сторона обвинения, так и сторона защиты. Такое заявление разрешается: судьей, если дело рассматривается единолично; всем составом суда, если дело рассматривается коллегией профессиональных судей; председательствующим в судебном заседании, если дело рассматривается с участием присяжных заседателей.
Статья 69. Отвод переводчика
Комментарий к статье 69
Заведомо ложный перевод, сделанный в ходе расследования или судебного разбирательства по мотивам личной заинтересованности в исходе дела, а равно некомпетентности, может привести к серьезным последствиям, негативным с точки зрения интересов правосудия. В качестве гарантий объективности и точности перевода закон предоставляет участникам процесса право отвода переводчика. Заявление о таком отводе разрешается тем, в чьем производстве в данный момент находится уголовное дело. Причем по общим основаниям, порождающим сомнения в объективности переводчика (статья 61 УПК), с заявлением об отводе к дознавателю, следователю, прокурору и суду могут обратиться стороны, а по мотивам некомпетентности переводчика - и другие участники судебного разбирательства, чьи показания, заключения и объяснения он переводит: свидетель, эксперт, специалист.
Статья 70. Отвод эксперта
Комментарий к статье 70
Существенной особенностью комментируемой статьи по сравнению с другими нормами УПК, посвященными отводу различных участников уголовного судопроизводства, является то, что она в качестве основания для отвода специально предусматривает служебную или иную зависимость эксперта от сторон или их представителей. Однако данное обстоятельство не является чем-то исключительным, касающимся только эксперта. По мотивам возможного давления на них с какой бы то ни было стороны отвод может быть заявлен и другим участникам процесса.
Статья 71. Отвод специалиста
Комментарий к статье 71
Основаниями для отвода специалиста служат те же обстоятельства, которые влекут отвод эксперта. Их общий смысл - возможная прямая или косвенная личная заинтересованность специалиста в исходе дела. Заявление об отводе разрешается: в стадии предварительного расследования - дознавателем, следователем, прокурором, а с момента поступления дела в суд - судом.
Статья 72. Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика
Комментарий к статье 72
1. Часть первая комментируемой статьи содержит детальный перечень обстоятельств, в силу которых прежде всего адвокат, а также другое лицо, которое по закону вправе выступать защитником обвиняемого или подозреваемого, а также представителем сторон, могут оказаться психологически несвободны, связаны в отстаивании своей позиции в уголовном деле. Отвод такому лицу может быть заявлен любым другим участником процесса как со стороны обвинения, так и со стороны защиты, а разрешается в общем порядке тем, в чьем производстве находится уголовное дело. (Пример наличия оснований для отвода защитника, защищавшего двух обвиняемых с противоположными интересами, см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 8. С. 15 - 16.) 2. Защитник подлежит отводу также в случае, когда данный адвокат на законных основаниях был ранее допрошен в качестве свидетеля по другому уголовному делу об обстоятельствах, которые, однако, так или иначе связаны с уголовным делом, по которому он принял на себя защиту (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 9. С. 11).
* * *
С массивом процессуальных норм комментируемой главы об участниках уголовного судопроизводства логически связан другой - об их государственной защите. Законодательство на эту тему приобретает наивысшую актуальность в современной криминогенной обстановке. Формирование этого законодательства еще не завершено, а эффективность его применения невысока. Сейчас правовой институт, о котором идет речь, состоит из трех групп норм. Одна из них имеет чисто уголовно-процессуальную природу; нормы этой группы рассредоточены по всему УПК, а в виде перечня статей этого Кодекса они приводятся в части третьей статьи 11 УПК, посвященной принципу охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (см. текст этой статьи и комментарий к ней). Вторая группа правовых норм на эту тему закреплена в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1455; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 238; 2000. N 10. Ст. 1067; 2001. N 26. Ст. 2580; N 49. Ст. 4566; 2002. N 50. Ст. 4928; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700). Подкрепленный пакетом подзаконных (ведомственных) нормативных актов, на первом месте среди которых - Временная инструкция о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (утверждена Приказом МВД России от 20 декабря 1995 г. N 483, с изменениями и дополнениями, внесенными Приказами МВД России от 6 декабря 1996 г. N 642 и от 12 августа 2004 г. N 506 // Российские вести. 1996. 14 марта. N 48; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N 2; Российская газета. 2004. 25 авг.), названный Закон применяется в целях обеспечения личной безопасности следующих участников уголовного судопроизводства: судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей и дознавателей. Материальный ущерб (имущественный вред), причиненный уничтожением или повреждением имущества указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, возмещается государством по особым правилам, суть которых охарактеризована в комментарии к статье 54 УПК. Третья группа правовых норм о государственной защите относится к свидетелям, потерпевшим, частным обвинителям, подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, их защитникам и законным представителям, осужденным, оправданным, лицам, в отношении которых уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; экспертам, специалистам, переводчикам, понятым, участвующим в уголовном судопроизводстве педагогу и психологу; гражданскому истцу и гражданскому ответчику; законным представителям потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя; заявителям, очевидцам или жертвам преступления, а также иным лицам, способствовавшим предупреждению или раскрытию преступления; близким родственникам, родственникам и близким лицам, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на вышеперечисленных участников уголовного судопроизводства, а в качестве средств защиты предусматривает: 1) личную охрану, охрану жилища и имущества; 2) выдачу спецсредств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 4) переселение на другое место жительства; 5) замену документов; 6) изменение внешности; 7) изменение места работы (службы) или учебы; 8) временное помещение в безопасное место; 9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей. Правила этой группы сосредоточены в Федеральном законе от 20 августа 2004 г. "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (Российская газета. 2004. 25 авг.), который вступил в силу 1 января 2005 г. Федеральным законом от 3 апреля 2006 г. (Российская газета. 2006. 6 апр.) Уголовно-исполнительный кодекс РФ дополнен статьей 13 следующего содержания: "Меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, на основании мотивированного постановления (определения) суда, прокурора, органа дознания и дознавателя". В 2006 г. была принята Государственная программа обеспечения безопасности потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства (утверждена Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. N 200), где решен главный вопрос всей проблемы - о финансировании государственной деятельности в указанном направлении, а затем приняты и изданы Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 630 // Российская газета. 2006. 10 нояб.). Благодаря обоим правительственным документам реальностью стали личная охрана названных лиц, охрана их жилищ и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, средств связи и оповещения об опасности, а также замена документов, удостоверяющих личность; предприняты конкретные шаги к внедрению в практику изменения внешности и места работы (службы) защищаемого лица. 3 марта 2007 г. Постановлением Правительства РФ N 134 утверждены Правила защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (Российская газета. 2007. 14 марта), согласно которым по решению начальника органа дознания, следователя, прокурора или суда (судьи), в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, может вводиться постоянный или временный запрет на выдачу сведений, содержащихся в государственных и иных информационно-справочных фондах. Указом Президента РФ от 6 сентября 2008 г. N 1316 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Российская газета. 2008. 10 сент.) в органах внутренних дел образованы специальные подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц объявлена одним из основных направлений деятельности молодой российской полиции (пункт 11 части первой статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" // Российская газета. 2011. 8 февр.). В структуре центрального аппарата МВД России создано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (см. Структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 // Российская газета. 2011. 2 марта). Новым шагом на пути обеспечения личной безопасности всех участников уголовного судопроизводства следует признать принятие Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 346-ФЗ, которым предусмотрена возможность рассмотрения некоторых уголовных дел о преступлениях, совершенных гражданскими лицами, военными судами (см. текст статей 31 и 35 УПК, а также комментарий к этим статьям). Начинает складываться судебная практика, связанная с применением мер личной безопасности свидетелей по уголовному делу. Верховный Суд РФ обращает внимание на то, что принятие итогового решения по уголовному делу, в том числе и оправдательного приговора, не исключает дальнейшего применения указанных мер, а спорные вопросы на эту тему должны решаться в судебном порядке, установленном статьями 396, 397 и 399 УПК для разрешения вопросов, возникающих в стадии исполнения приговора, с соблюдением условий состязательности и равноправия сторон, с участием заинтересованного лица и представителя органа, осуществляющего его государственную защиту (см. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2009 г. по жалобе М. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 11. С. 12, 13). Особые, строжайшие меры безопасности предусмотрены в отношении обвиняемых и подозреваемых в преступлении, с которыми заключено досудебное соглашение о сотрудничестве (см. ст. 317.9 УПК и наш комментарий к ней).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|