Менеджер как субъект управленческой деятельности
Менеджер – это член организации, который осуществляет управленческие функции и решает управленческие задачи. [6] Менеджеры – ключевые фигуры организации, хотя они выполняют различные управленческие функции, решают различные управленческие задачи. Независимо от своего места в организации, объёма работы, менеджер обязательно выступает в трёх ключевых ролях: · роль по принятию решения. На менеджера возлагается роль не просто по принятию решения, но он должен взять на себя ответственность за принятое решение; · информационная роль. Менеджер активно задействован в процессе информационного обмена. Менеджер куммулирует ту внешнюю и внутреннюю информацию для принятия решения, с другой стороны он организует распространение новой информации в рамках коллектива и за его пределами. · роль руководителя. Менеджер формирует отношения как внутри организации, так и за её пределами. Также он осуществляет мотивационную деятельность. Менеджер предполагает наличие особого мировоззрения. Основу этого мировоззрения составляет совокупность терминальных ценностей. Терминальные ценности – это ключевые позиции, которые формируют сущность управленческой деятельности. К ним относятся, например, способность и настрой руководителя к раскрепощению потенциала сотрудников. Способность руководителя совершенствовать способы и условия производительной деятельности. Способность к совершенствованию отношений в количестве. Способность повышать производительную культуру подчинённых. [22] Терминальные ценности реализуются через определённые способы, возможности, которые называются инструментальными ценностями. Инструментальные ценности – 1) ценности, которые характеризуют отношение руководителя к подчинённому:
o способность влиять на людей; o навыки эффективного руководства; o способность обучать; o умение делегировать полномочия. 2) это ценности, которые характеризуют состояние самой личности руководителя: o способность к творчеству; o умение прояснять личные ценности; o способность определять цели. Терминальные ценности и инструментальные ценности определяют поведенческую стратегию руководителя. Основные характеристики современного руководителя: v Современный руководитель должен иметь определённые личные ценности. Личные ценности – собственная позиция руководителя по вопросам, имеющие принципиальное значение для производства. К ним относятся возраст, пол, образование, риск, работа, отношение к закону и ряд других. Личные ценности предопределяют содержание и направленность решений руководителя. Ценности формируются в течение всей жизни человека, хотя особое значение имеют также такие этапы, как детство, юность. Личные ценности имеют способность изменяться. Для того, чтобы решения были аргументированы, руководитель время от времени должен прояснять свои ценности. Позиция руководителя может не совпадать с социально значимой. v Руководитель должен уметь определять цели. Цели придают деятельности определённую направленность и предусматривают условия для их реализации. Процесс постановки цели включает в себя ряд стадий: - определение потребностей; - определение возможностей; - выбор целей; - формулировка (определение) целей; Для достижения цели важно знать временной рубеж: - установление временных границ; - определение критериев достижения целей; - контроль выполнения цели. v Способность квалифицированно решать управленческие задачи. Она достигается с помощью определённых методов. 1. Систематизированный подход к решению проблемы. Проблема решается постепенно, поэтапно, шаг за шагом. Технология процесса решения включает:
· Настройку (руководитель изучает, осмысливает); · Определение целей; · Определение критериев успеха; · Информационное обеспечение проблемы; · Планирование действий; · Действия и анализ его результатов. 2. Подбор методов, соответствующих проблеме определённого уровня. Все управленческие проблемы можно распределить на 4-х уровнях: 1) Рутинный – объединяет проблемы известные, типичные, которые уже имеют определённое решение. Задача руководителя в том, чтобы, поняв суть проблемы, дать исполнителям команду и взять на себя ответственность за данное решение. 2) Селективный – объединяет проблемы известные, типичные, но в отношении этих проблем существует не одно, а несколько возможных вариантов действий. Задача руководителя: выбор наиболее адекватного варианта. 3) Адаптационный – объединяет известные проблемы, но требующие от руководителя нового решения. 4) Инновационный – проблемы нестандартные, нетипичные, практически не свойственные данной организации, поэтому руководитель должен оперативно найти лучший вариант решения. Это требует от него самостоятельности, компетентности. v Способность оказывать влияние на людей состоит из определённых компонентов: · Зависит от личной оценки самого себя; · От того, как руководитель выглядит, подаёт себя; · Осанка; · Поведение; · Улучшение личных отношений, то есть руководитель должен знать своих сотрудников и демонстрировать свои знания. Метод Сократа Строится на умении таким образом построить беседу, чтобы оппонент согласился с каждым доводом на любом этапе диалога. Ориентирован на то, чтобы успокоить оппонента и, ослабив его волю, получить желаемый результат. 2. Метод трёх раундов. - Излагается суть проблемы с доводами и аргументами, при том используется метод Сократа. - Руководитель обозначает ряд возможных вариантов решения данной проблемы, причём желаемый вариант должен быть представлен в выгодном свете. - При согласии собеседника с вариантом руководителя, необходимо согласиться с ним. 3. Метод Штирлица. Человек приводит свою идею вышестоящему руководителю или коллективу, при этом он добровольно отказывается от авторства, закрепляя его за вышестоящим начальством.
4. Имя собственное. Руководитель хорошо знает своих подчинённых и пользуется этим знанием. 5. Метод лягушки в сметане. Руководитель должен помнить, что не существует безвыходных ситуаций, он обязан бороться за идею до конца. 6. Проявление интереса к людям. Руководитель должен иметь представление о наиболее значимых событиях в жизни подчинённых. 7. Умение слушать. 8. Метод возложения руководителем на себя ответственности за результаты деятельности фирмы. Управленческая деятельность предполагает, что руководитель приводит сотрудника к необходимости выполнения, то есть метод приказывания, но он может быть использован по-разному: · Туманные приказы; · Основанные на страхе (угрозы); · Просьба (если между руководителем и подчинённым хорошие отношения); · Подкуп (предложение подчинённому какой-либо выгоды); · Требование (предложение руководителя строится по правилам обычной субординации); · Чёткие указания (категоричность формулировок, почти приказ). Важно правильно реализовать мотивационную функцию в управленческой деятельности. [7] В основу любой деятельности должен быть положен мотив, чтобы она стала эффективной. Мотив – побудительная причина, повод к какому-либо действию. Задача руководителя – через мотивы индивидуальные вывести на потребности производственные. Различают мотивы: внутренние и внешние. Знание мотивов подчинённых обязательно, так как мотив определяет поведение человека в организации, поэтому мотив оказывает воздействие на результаты работы организации в целом. Совокупность мотивов личности называется мотивационной структурой. Она имеет определённые характеристики: 1. индивидуальный характер; 2. относительная стабильность; 3. полифакторная детерминированность. На мотивационную структуру оказывает влияние множество факторов. Мотив включается под действие определённых раздражителей – стимулов. Они могут быть внешними, внутренними.
Процесс использования стимулов для мотивирования сотрудников в организации называется стимулированием. В основе стимулирования должен лежать принцип. 1 Принцип – доступности; 2 Принцип – ощутимости; 3 Принцип – постепенности (не рекомендуется в отношении сотрудника сразу назначать высокие стимулы); 4 Принцип – минимизации разрыва между результатом труда и его оплаты; 5 Принцип – сочетание моральных и материальных стимулов и антистимулов. В качестве антистимулов могут выступать штрафы, страх (например, потерять работу). Чтобы мотивационная деятельность была более эффективной, целесообразно использовать наработки, предлагаемые научными исследователями: · руководитель должен учитывать, что поощрение гораздо конструктивнее критики; · поощрение должно быть направлено не только на достижение основной цели, но и промежуточных, если процесс выполнения задания длителен; · людям нравятся победы, поэтому надо чаще давать возможность чувствовать себя победителями; · руководитель должен помнить, что одним из важнейших мотиваторов выступает постоянное внимание к сотруднику и членам его семьи; · руководитель должен давать возможность и самостоятельно сотрудникам контролировать ситуацию; · в коллективе должна формироваться ситуация разумной внутренней конкуренции. Мотивация представляет собой процесс, следовательно, она включает определённый этапы: 1) Определение потребностей (Потребность – Желание – Интерес - Мотив); 2) Определение путей и способов реализации потребности; 3) Определение целей действия и порядка её достижения; 4) Выполнение действия; 5) Получение вознаграждения за осуществлённые действия; 6) Устранение потребностей. Значение мотивов сотрудников имеет огромное значение для организации, так как от умелого их использования зависит конечный результат. [17] Для обеспечения успешного существования в условиях прогрессивного усложнения внешней среды, возрастания темпов её изменения и ужесточения конкуренции требуется не только привлечение всех имеющихся, но и выявление скрытых ресурсов. Из всех организационных ресурсов именно человеческий ресурс открыл наибольшие возможности для повышения эффективности функционирования организации. В связи с этим произошли и происходят значительные изменения во взглядах на персонал, на методы работы с ним, на управление персоналом вообще. Особое внимание следует уделять новым поколениям работников и их потенциалу. Выявление структуры затрат, или издержек, связанных с формированием рабочей силы предприятия и поддержанием её квалификации на необходимом уровне, позволило целенаправленно создавать этот вид ресурса и управлять им.
На всех этапах работы с персоналом имеют место определённые издержки. Отбор персонала для приёма на работу, адаптация его на рабочем месте, расстановка и использование кадров, удержание работников в организации, управление уровнем текучести кадров, система оценки и вознаграждения – всё это связано с расходами, которые прямо или косвенно влияют на стоимость работника для организации. Варьируя кадровую политику, можно получать более высокую эффективность и от использования кадров в организации как одного из видов её ресурсов. При анализе человеческих ресурсов обычно используют понятия первоначальных и восстановительных издержек. Первоначальные издержки включают затраты на поиск, приобретение и первоначальное обучение работников. Нужно иметь в виду, то издержки набора и отбора должны включать все затраты, произведённые на эту деятельность. Восстановительные издержки – это затраты, которые нужно произвести в настоящее время, чтобы заменить одного работника на другого, способного выполнить те же функции на данном рабочем месте. Они включают издержки приобретения нового специалиста и в любом случае – издержки, связанные с обучением работника на новом для него рабочем месте. При уходе работника организация теряет его свойства и возможности во всей их совокупности, то есть и то, что именно этот работник мог бы сделать в организации на других местах. Следует отметить, что представления о ценности кадрового ресурса организации всё более расширяются и укрепляются. По тому, сколько средств затрачивается на работу с персоналом и на что они конкретно расходуются, можно хотя и косвенно, но весьма уверенно оценивать состояние дел в организации в настоящий момент. Мероприятия по обучению и повышению квалификации персонала обязательно должно охватывать на предприятии высший и средний уровень менеджеров, а также потребителей услуг ИС. Обучение топ-менеджеров прежде всего преследует цель создания основы для принятия руководством фирмы оптимальных управленческих решений с учётом всех доступных организационных и информационно-технологических альтернатив. Можно рекомендовать следующие разновидности программ обучения для топ-менеджеров. [16] Информационные программы. При необходимости менеджеры обеспечивают себя информацией сами. По их поручению ассистенты или референты регулярно отслеживают информацию из различных источников (специальные журналы по соответствующим проблемам, посещения дискуссий, выставок и т.п.) и информируют своё руководство. Полуформальные программы. По требованию специалистов, вовлечённых в процесс информатизации, проводятся определённые курсы, посещение которых, однако, является добровольным. При этом идёт речь, например, о выставках, видеопредставлениях, докладах или кратких семинарах с последующими дискуссиями участников и тому подобных мероприятиях. Формальные программы. Как правило, эти программы реализуются форме непродолжительных семинаров, которые проводятся обычно за пределами фирмы. Эффект, предположительно, позволяет возместить затраты. Программу обучения можно считать успешной, если при её проведении как эксперты извне, так и специалисты фирмы получают возможность выступить. Никакие технические детали при этом не обсуждаются, в фокусе находятся возникающие при информатизации воздействия и их последствия, то есть прежде всего практические приложения, особенности применения технологий и польза (или потери) от них. Менеджеры среднего уровня должны учиться руководить в условиях изменяющегося окружения, то есть также должны учиться оценивать риск и использовать шансы. Особенно это касается мотивации сотрудников в деле внедрения новых достижений: их нужно тактично и ненавязчиво подготовить к необходимости применения ими новых ИС, которые им надлежит изучить и освоить. Менеджеры среднего уровня несут ответственность за успешное внедрение новых ИТ, особенно с тех пор, как распределённые системы стали проникать всё более и боле глубоко в структуру ИС и предприятия в целом. Использование компьютера в роли тренажёра даёт значительный эффект. При этом достигаются следующие преимущества в процессе обучения: каждый обучающийся работает в индивидуальном темпе и в любое время; он может обучаться на своём рабочем месте, повышать квалификацию непосредственно в вопросах применения именно его ИТ. Самое главное, что в этом процессе не всегда требуются дорогостоящие услуги учителя-наставника. При этом методе в ПК объединяются как представление и выбор учебного материала, так и управление процессом обучения с тестовыми задачами. Этот метод не ограничивается компьютером как единственной средой для реализации технологии обучения. Наиболее эффективные современные интегрированные (так называемые мультимедиа-средства) обучающие системы включают, кроме компьютеров, также аудио- и видеоустройства, проекторы и т.д., которые позволяют в соответствующем месте дать дополнительную информацию и сделать её видимой или слышимой. [16] Подводя итоги, можно подчеркнуть, что обучение и тренинг персонала – две важные составляющие успеха новой технологии на предприятии. Вероятно, они существенно дополняют чистые технологические возможности. Даже технически (и технологически) вполне удачная система обречена на провал, если люди не пользуются ею. Кроме того, поскольку ИС по замыслу должна становиться ядром предприятия или организации, её успех или провал среди персонала становятся успехом или провалом всего дела. Таким образом, менеджмент имеет целью не просто обеспечить работу производства, а повысить его эффективность, прибыль. Специалисты полагают, что менеджмент как способ управления является наиболее адекватным рыночной экономике.
Заключение Подводя итог, можно сделать вывод о том, что бизнес-ресурсы в нашей стране ещё достаточно разрозненны и хаотичны, не всегда отвечают мировым требованиям, попытки одиночных прорывов на мировой рынок зачастую обречены на провал. Нерентабельность многих информационных продуктов ставит под сомнение целесообразность затрат на их создание. В связи с этим необходим постоянный контроль над состоянием и использованием всех элементов информационных ресурсов: на всех стадиях необходимо обеспечить и достижение целей, поставленных перед ресурсами, и планомерное и целенаправленное их развитие в структуре основной деятельности предприятия или учреждения. Всё это в совокупности и представляет собой суть проблемы менеджмента применительно к информационным ресурсам. Также можно сделать вывод о том, что тема изучена не достаточно глубоко. Проанализировав достаточное количество материалов по данной проблематике, мы отметили, что есть ещё аспекты, требующие детального изучения. К ним можно отнести особенности управления сетевыми ресурсами, а также формирование и обеспечение комплексной защищённости информационных ресурсов. Данные проблемы, а также каждый отдельный аспект, могут представлять интерес для дальнейшего изучения информационного менеджмента применительно к бизнес-информации. Возможно, данная тема будет являться проектом для будущей дипломной работы. Надеемся, что представленный в курсовой работе материал полезен, важен и интересен для тех, кто занимается исследованием проблем информационного менеджмента в государственных и коммерческих структурах.
Литература
1. Андреева, И.А. Состояние рынка деловой информации в России // НТБ. – 1997. - № 2. 2. Бакут, П.А. Информационные ресурсы – вопросы теории и практики // ИРР. – 1999. - № 3. 3. Введение в информационный бизнес/Под ред. В.П. Тихомирова и А.В. Хорошилова. – М.: Финансы и статистика, 1996. 4. Веселова, Е.Н. Экономическая реальность и бизнес-информация // НТБ. – 1998. - № 3. 5. Голованова, М.В. Эффективность обслуживания пользователей бизнес-информацией на электронных носителях в Кабинете деловой информации ГПНТБ России // НТБ. – 1998. - № 3. 6. Егоршин, А.П. Управление персоналом. – 1999. 7. Зверинцев, А.Б. Коммуникационный менеджмент. – СПб.: Союз, 1997. 8. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 9. Информатика: Учебник. – 3-е перераб. изд. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2000. 10. Информационные системы в экономике/Под ред. В.В. Дика. – М.: Финансы и статистика, 1996. 11. Концепция управления деятельностью по формированию, использованию, ведению и защите государственных информационных ресурсов // ИРР. – 1999. - № 1. 12. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. – М.: Информрегистр, 1996. 13. Короп, Е. Разговор о понятиях // Известия. – 2001. – 19 января. 14. Костров, А.В. Введение в информационный менеджмент. – 1996. 15. Костров, А.В. Динамика мирового рынка средств информатизации. – 1998. 16. Костров, А.В. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. 17. Костров, А.В. Системный анализ и принятие решений. – 1995. 18. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Юнити, 1998. 19. Мильнер, Б.З. Теория организаций. – М.: Инфра-М, 1998. 20. Путилина, О.Н. Ресурсы бизнес-информации Кабинета деловой информации ГПНТБ России // НТБ. – 1998. - № 3. 21. Рубанов, В.А. О роли государства в хозяйственном обороте интеллектуальной собственности // Проблемы информатизации.- 2000. - № 3. 22. Рубцов, С.Р. К вопросу о построении общей теории менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. - № 6. 23. Сергеева, Е.И. Библиотечно-информационный менеджмент: применение в бизнес-информации //НТБ. – 1997. - № 2. 24. Шумилов, Ю.П. Менеджмент информационных ресурсов // ИРР. – 2001. - № 3-4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|