Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание на межсессионный период




ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ И АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

 

 

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

 

 

ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-5 КУРСОВ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО

ОТДЕЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ И НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

(специализация «Режиссер театрализованных представлений и праздников. Преподаватель»)

 

Тюмень, 2007

 

 

Утверждена на заседании кафедры режиссуры и актерского мастерства 27. 06. 01, протокол № 30. Переработана и утверждена на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников 03.12.07, протокол № 4.

 

Сценическая речь: Программа и метод, указания для студентов 1-5 курс, очного и заоч. отделения института искусств и народного художественного творчества (специализация «Режиссура театрализованных представлений и праздников. Преподаватель») / Сост. Е.Н. Головинская; ТГИИК; Каф. реж. театр.представ.и праздн.. - Тюмень: ТГИИК, 2002.- 32 с.

 

Составитель: Е.Н. Головинская, доцент, преподаватель кафедры режиссуры и актерского мастерства.

 

© Составитель: Е.Н. Головинская

©Тюменский государственный институт искусств и культуры

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Сценическая речь» является одним из специальных предметов в подготовке театральных режиссеров.

 

Задачи курса «Сценическая речь» на заочном отделении:

1. Раскрыть сущность режиссерской работы над словом: научить логически последовательно и психологически обоснованно представить содержание авторского текста.

2. Выработать навыки внутренней и внешней техники словесного действия, овладеть исполнительским искусством художественного слова.

3. Вооружить студентов методикой работы с участниками творческого коллектива по развитию выразительной, логически четкой, эмоциональной литературной речи, хорошей дикции и гибкого голоса.

Профессиональное обучение сочетается с индивидуальным и нравственным воспитанием.

Содержание курса «Сценическая речь» распределяется по разделам, но, практически, почти все разделы начинают изучаться одновременно с первых занятий. На занятиях по дикции и орфоэпии требуется правильное использование дыхания и голоса. С первых же упражнений по дыханию и голосу, в свою очередь, проверяются и закрепляются правильно и четко произнесенные звукосочетания, слова, тексты. Произношение текста требует точной логики и т.д.

Изучая все разделы сценической речи, студенты не только получают теоретические знания, но и включаются в практическую работу с исполнителями (студентами курса), приобретают знания по методике работы с участниками творческого коллектива, работают над исправлением своих речевых недостатков, воспитанием голоса, внешней и внутренней техникой словесного действия, исполнительским мастерством.

 

Учебные занятия студентов-заочников разделяются на два вида:

1. Работа во время сессий под руководством преподавателя на групповых и индивидуальных занятиях.

2. Самостоятельная работа в межсессионный период (изучение рекомендованной литературы, выполнения контрольных работ и режиссерских заданий).

Оцениваются знания по теории, методике предмета, а также по овладению практическими навыками сценической речи. Оценка выставляется на зачетах и экзаменах с учетом оценки контрольных работ, выполненных в межсессионный период.

На сессиях 1,3,5, 7,9 семестров проводятся экзамены, на сессиях 2,4,6,8 семестров - зачеты.

По всем разделам курса «Сценическая речь» даны списки рекомендуемой литературы. На сессиях педагоги:

1. Дают задания для самостоятельного изучения отдельных тем.

2. Рекомендуют учебные и методические пособия, специальную литературу.

 

  Количество часов
Наименование разделов и тем Всего Лек­ций Под­групп Мелко-групп. Индив идуал ьные
Предмет«Сценическая речь». Задачи курса. Взаимосвязь с другими предметами специализации.          
Раздел 1. Общие вопросы теории сценической речи.            
Тема 1 Становление речевого искусства русского театра            
Тема 2 Открытие К.С. Станиславским и В.И. Немировичем -Данченко органических законов живой речи на сцене. Речевое общение            
Тема З Основные особенности сценической речи в современном профессиональном и любительском театре.            
Тема 4 Некоторые специфические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова.            
Тема 5 Методика проведения образовательной работы по сценической речи в самодеятельном театральном коллективе.            
Тема 6 Методика работы режиссера над словом в процессе подготовки спектакля.          

 

Раздел 2 Техника сценической речи. Дыхание. Голос. Дикция.                              
Тема 1 Анатомия и физиология речевого аппарата.            
Тема 2 Дыхание. Постановка речевого голоса.            
Тема З Дикция.            
Тема 4 Комплексная система упражнений для тренировок и развития голоса и речи.          
Тема 5 Методика проведения занятий по технике речи в театральном коллективе.            
Раздел 3 Орфоэпия Тема 1 Краткая история русской орфоэпии. Литературная норма и говор.            
Тема 2 Произношение гласных.            
Тема З Произношение согласных.                    
Тема 4 Работа со словарем.            
Тема 5 Речевая характеристика образа          
Раздел 4 Работа над литературно художественным произведением. Художественное слово            
Тема 1 Возникновение и развитие искусства художественногослова          
Тема 2 Произведение искусства художественного слова и его характеристика.            
Тема 3 Процесс подготовки литературно-художественного произведения            
Тема 4 Стихотворное произведение и особенности работы над ним            
Тема 5 Особенности работы над литературной композицией          
Тема 6 Режиссура в искусстве художественного слова          
Тема 7 Практическая работа над речевой стороной инсценировок, отрывков из пьес, дипломных спектаклей, на занятиях по режиссуре и актерскому мастерству                            
Раздел 5 Логика сценической речи            
Тема 1 Законы логики в речевом действии                                
Тема 2 Правила логики речи.                    
Тема З Знаки препинания в речевом действии. Знаки интонации в речевом общении.                            
Всего по курсу:            

 

УСТАНОВОЧНАЯ СЕССИЯ

Лекция. (4 часа)

1. Единство языка и мышления. И.П. Павлов о второй сигнальной системе.

2. Сценическая речь, её особенности и творческая природа.

3. Культура речи. Орфоэпия.

Задания на межсессионный период

1.Выполнение контрольной работы №1.

2.Изучение основных орфоэпических норм русского языка.

З.Изучение классификации гласных и согласных звуков русского языка: место образования, акустические признаки (раздел «Дикция»).

4. Проверка правильности произношения трудных слов.

Контрольная работа №1

Задание №1 Провести фонетическую транскрипцию выбранного материала (объемом не менее 25 строк печатного текста).

Рекомендуется

материал публицистического характера: высказывания деятелей литературы и искусства о силе звучащего слова, о значении сценической речи.

Задание 2. Составить антисловарь, не менее 50 слов и выражений, при произношение которых допущены ошибки. Указать правильное произношение.

Задание 3. Изучить главы из книги К.С. Станиславского. Работа актера над собой. Т.З. Ч. 3. Голос и речь; Пение и дикция.- С. 50-80.

Ответить на вопрос. К.С, Станиславский о речевой технике актера.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОЭПИЯ»

1. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение / Аванесов Р.И. -4-е. изд. -М.: Просвещение,1968. - 360 с.

2. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение и ударение: Сл.-справочник / Аванесов Р.И. -М.: Госиздат, 1960. -710 с.

3. Введенская, М.А. Культура и искусства речи / Введенская М.А., Павлова Л.Г. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 576 с.

4. Германова, К. Книги для чтецов / Германова К. - М., 1960. -472 с.

5. Козлянинова, И.П. Современное - литературное произношение: Учеб. пособие с комплектом долгоиграющих пластинок / Козлянинова И.П.-М: ВТО, 1963.-225 с.

б.Козлянинова, И.П. Орфоэпия в театральной школе /Козлянинова И.П. -М, 1967.-155 с.

7. Козлянинова, И.П. Сценическая речь /Козлянинова И.П., Промтова И.Ю. -М: ГИТИС, 1995. - 624 с.

8. Кнебель, М.О. Слово в творчестве актера / Кнебель М.О. -3-е изд. -М: ВТО, 1970. -336 с.

9. Леонарди, Е.И. Дикция и орфоэпия / Леонарди Е.И. -М., 1957. -274 с.

10. Саричева, Е.Ф. Сценическая речь /Саричева М.А. -М: Искусство, 1955.-336 с.

11. Чарели, Э.М. Как работать над дикцией и голосом актеру / Чарели Э.М. -Иркутск, 1969. -478 с.

12. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно /Язовицкий Е.В. -Л.: Просвещение. 1969. -372 с.

ПЕРВЫЙ КУРС

Основные направления в работе:

1. Изучение природных данных голосового и речевого аппаратов студентов.

2. Знакомство с методическими приемами работы по теме «Техника речи» /дыхание, голос, дикция/.

3. Овладение приемом исправления своих речевых недостатков, работа над дикционной чистотой и культурой звучащего слова.

4. Воспитание слухового контроля над своей речью и речью товарищей.

5. Изучение основных элементов словесного действия.

 

 

СЕССИЯ ПЕРВОГО СЕМЕСТРА

Мелкогрупповые II ч./

Подгрупповые /4 ч./

Индивидуальные /2 ч./

1. Обсуждение контрольных работ.

2. Теоретические сведения, методические и практические указания по воспитанию:

а) фонационного дыхания

б) дикционной чистоты и чёткости

в) культуры произношения слова

г) фонематического слуха

3. Групповой голосо-речевой тренинг.

 

Мелко групповые

Воспитание творческого внимания, видения, отношения и других элементов внутренней техники словесного действия.

I. Задание: составить словесный портрет человека, увиденного однажды, привлекшего внимание, запечатлевшегося в памяти.

Цель:

1. Воспитание режиссерской, актерской наблюдательности.

2. Воспитание внимания, видения, отношения.

3. Умение «рисовать» словом.

4. Развитие ассоциативного мышления.

5. Умение передавать свои видения слушателям.

 

II. Студентам и педагогу по актерскому мастерству, работающему со студентами над разделом «ПДД», предлагается упражнение «Званый ужин».

Необходимо передать словом цвет, вкус, аромат блюда, напитка, работая на «ПДД» с предметами сервировки стола.

 

Индивидуальные занятия.

Проверка заданий, данных на установочной сессии. Выявление голосо-речевых недостатков у студентов, отклонений от норм литературного произношения. Тренировка речевого слуха.

Усвоение правил орфоэпии. Работа над логикой фразы на материале пословиц, поговорок, крылатых выражений, афоризмов и т.д.

Определение индивидуальных: заданий на межсессионный период по исправлению речевых дефектов, нейтрализации говоров или акцентов, по работе над голосом и дыханием.

Содержание зачета 1 семестра

a. Тренировочные упражнения по технике речи.

b. Орфоэпический тренинг.

c. Словесный портрет.

Зачетные требования

1. Владение упражнениями по технике речи, произносительной грамотностью в упражнениях.

2. Владение элементами внутренней техники словесного действия /внимание, видение, отношение/ в тренировочных упражнениях.

Задание на межсессионный период

1. Углубить знание теории и методики работы над дыханием, голосом и дикцией, пользуясь специальной литературой /список литературы прилагается/.

2. Проводить каждодневные тренировки нижнереберного диафрагмального дыхания, развивать активность дыхательных мышц.

3. Работать над совершенствованием дикции.

 

4. Студентам, имеющий говор или акцент, ежедневно повторять полученные на сессии и разработанные самостоятельно упражнения, в целях практического освоения орфоэпических норм русской речи.

5. Работать над произношением публицистического текста, выбранного для экзамена во 2 семестре. Определить значение данного его главную мысль, проследить, как эта мысль развивается в тексте.

6. Определить тип дыхания, активность дыхательных мышц, выявить голосо-речевые недостатки, отклонения от норм литературного произношения у двух участников театрального коллектива. Данные записать.

7. Отыскать в художественной литературе описание автором речевой манеры литературного героя, т.е. «речевой портрет».

Литература к разделу «Техники речи»

/дикция, дыхание, голос/

 

1. Берри, С. Голос и актер / Берри С. -М., 1996. -117 с.

2. Вербов, A.M. Техника постановки голоса / Вербов A.M. -М.: Музгиз, 1961.-532 с.

3. Вербов, A.M., Гигиена голоса и его физиологические основы / Вербов A.M., Егоров A.M. -M.: Музгиз, 1962. -430 с.

4. Козлянинова, И.П. Дикция / Козлянинова И.П. -М.: ВТО, 1964. - 128 с.

5. Куракина, К.В. Основы техники речи в трудах К.С. Станиславского / Куракина К.В.-М.: ВТО, 1959.-315 с.

6. Линклейтер, К. Освобождение голоса / Линклейтер К. -М.: ГИТИС, 1993.-176 с.

7. Леонарди, Е.И. Дикция и орфоэпия / Леонарди Е.И. -М.: Просвещение, 1967. -274 с.

8. Морозов, Е.А. Тайны вокальной речи / Морозов Е.А. -Л.: Наука, 1967. -303 с.

9. Правдина, О.В. Логопедия / Правдина О.В. -М.: Просвещение, 1969. -534 с.

10. Речь на сцене. -М.: Искусство, 1961. -370 с.

11. Саричева, Е.Ф. Сценическое слово / Саричева Е.Ф. -М.: Сов. Россия, 1963.-298 с.

12. Савкова, З.В. Как сделать голос сценическим /Савкова З.В. -М.: Искусство, 1968. -128 с.

13. Станиславский, К.С. Собрание сочинений: В 8 т. /Станиславский К.С. -М.: Искусство, 1957.

14. Сценическая речь. -М.: Просвещение, 1976. -336 с.

15. Хватцев, М.Е. Логопедия / Хватцев М.Е. -М., 1959. -305 с.

16. Чарели, Э.М. Как работать над дикцией и голосом актеру /Чарели Э.М. -Иркутск, 1969. -478 с.

17. Чарели, Э.М. Речь и здоровье /Чарели Э.М. -Екатеринбург, 1996. -2998 с.

СЕССИЯ II СЕМЕСТРА

Подгрупповые занятия /4ч/.

Мелкогрупповые /2ч/.

Индивидуальные /Зч/.

1. Продолжение тренинга по всем разделам «Техника речи» и изучение методики работы над технической речью.

2. Изучение принципов работы с прозой, воспитание элементов словесного действия: выявление идейного смысла произведения, определение сверхзадачи, логический анализ текста, речевые такты, логические, текстовые, фразовые ударения, интонирование знаков препинания, работа над видением в тексте, отношением, над вскрытием подтекста. Поиск предлагаемых обстоятельств.

Индивидуальные.

1. Проверка индивидуальных заданий, выполненных студентами в межсессионный период.

2. Работа над прозаическим отрывком.

3. Методические рекомендации по составлению «речевого портрета» однокурсника.

 

Содержание экзамена 2 семестра

1. Общий голосо-речевой тренинг.

2. Демонстрация выполнения индивидуальных заданий по исправлению своих недостатков в речи.

3. Исполнение прозаического отрывка, подготовленного с педагогом.

4. Собеседование по темам: «Техника речи» и «Орфоэпия».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...