Задание на межсессионный период
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ И АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-5 КУРСОВ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ И НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА (специализация «Режиссер театрализованных представлений и праздников. Преподаватель»)
Тюмень, 2007
Утверждена на заседании кафедры режиссуры и актерского мастерства 27. 06. 01, протокол № 30. Переработана и утверждена на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников 03.12.07, протокол № 4.
Сценическая речь: Программа и метод, указания для студентов 1-5 курс, очного и заоч. отделения института искусств и народного художественного творчества (специализация «Режиссура театрализованных представлений и праздников. Преподаватель») / Сост. Е.Н. Головинская; ТГИИК; Каф. реж. театр.представ.и праздн.. - Тюмень: ТГИИК, 2002.- 32 с.
Составитель: Е.Н. Головинская, доцент, преподаватель кафедры режиссуры и актерского мастерства.
© Составитель: Е.Н. Головинская ©Тюменский государственный институт искусств и культуры ВВЕДЕНИЕ Курс «Сценическая речь» является одним из специальных предметов в подготовке театральных режиссеров.
Задачи курса «Сценическая речь» на заочном отделении: 1. Раскрыть сущность режиссерской работы над словом: научить логически последовательно и психологически обоснованно представить содержание авторского текста. 2. Выработать навыки внутренней и внешней техники словесного действия, овладеть исполнительским искусством художественного слова.
3. Вооружить студентов методикой работы с участниками творческого коллектива по развитию выразительной, логически четкой, эмоциональной литературной речи, хорошей дикции и гибкого голоса. Профессиональное обучение сочетается с индивидуальным и нравственным воспитанием. Содержание курса «Сценическая речь» распределяется по разделам, но, практически, почти все разделы начинают изучаться одновременно с первых занятий. На занятиях по дикции и орфоэпии требуется правильное использование дыхания и голоса. С первых же упражнений по дыханию и голосу, в свою очередь, проверяются и закрепляются правильно и четко произнесенные звукосочетания, слова, тексты. Произношение текста требует точной логики и т.д. Изучая все разделы сценической речи, студенты не только получают теоретические знания, но и включаются в практическую работу с исполнителями (студентами курса), приобретают знания по методике работы с участниками творческого коллектива, работают над исправлением своих речевых недостатков, воспитанием голоса, внешней и внутренней техникой словесного действия, исполнительским мастерством.
Учебные занятия студентов-заочников разделяются на два вида: 1. Работа во время сессий под руководством преподавателя на групповых и индивидуальных занятиях. 2. Самостоятельная работа в межсессионный период (изучение рекомендованной литературы, выполнения контрольных работ и режиссерских заданий). Оцениваются знания по теории, методике предмета, а также по овладению практическими навыками сценической речи. Оценка выставляется на зачетах и экзаменах с учетом оценки контрольных работ, выполненных в межсессионный период. На сессиях 1,3,5, 7,9 семестров проводятся экзамены, на сессиях 2,4,6,8 семестров - зачеты. По всем разделам курса «Сценическая речь» даны списки рекомендуемой литературы. На сессиях педагоги: 1. Дают задания для самостоятельного изучения отдельных тем.
2. Рекомендуют учебные и методические пособия, специальную литературу.
УСТАНОВОЧНАЯ СЕССИЯ Лекция. (4 часа) 1. Единство языка и мышления. И.П. Павлов о второй сигнальной системе. 2. Сценическая речь, её особенности и творческая природа. 3. Культура речи. Орфоэпия. Задания на межсессионный период 1.Выполнение контрольной работы №1. 2.Изучение основных орфоэпических норм русского языка. З.Изучение классификации гласных и согласных звуков русского языка: место образования, акустические признаки (раздел «Дикция»). 4. Проверка правильности произношения трудных слов.
Контрольная работа №1 Задание №1 Провести фонетическую транскрипцию выбранного материала (объемом не менее 25 строк печатного текста). Рекомендуется материал публицистического характера: высказывания деятелей литературы и искусства о силе звучащего слова, о значении сценической речи. Задание 2. Составить антисловарь, не менее 50 слов и выражений, при произношение которых допущены ошибки. Указать правильное произношение. Задание 3. Изучить главы из книги К.С. Станиславского. Работа актера над собой. Т.З. Ч. 3. Голос и речь; Пение и дикция.- С. 50-80. Ответить на вопрос. К.С, Станиславский о речевой технике актера. ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОЭПИЯ» 1. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение / Аванесов Р.И. -4-е. изд. -М.: Просвещение,1968. - 360 с. 2. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение и ударение: Сл.-справочник / Аванесов Р.И. -М.: Госиздат, 1960. -710 с. 3. Введенская, М.А. Культура и искусства речи / Введенская М.А., Павлова Л.Г. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 576 с. 4. Германова, К. Книги для чтецов / Германова К. - М., 1960. -472 с. 5. Козлянинова, И.П. Современное - литературное произношение: Учеб. пособие с комплектом долгоиграющих пластинок / Козлянинова И.П.-М: ВТО, 1963.-225 с. б.Козлянинова, И.П. Орфоэпия в театральной школе /Козлянинова И.П. -М, 1967.-155 с. 7. Козлянинова, И.П. Сценическая речь /Козлянинова И.П., Промтова И.Ю. -М: ГИТИС, 1995. - 624 с. 8. Кнебель, М.О. Слово в творчестве актера / Кнебель М.О. -3-е изд. -М: ВТО, 1970. -336 с. 9. Леонарди, Е.И. Дикция и орфоэпия / Леонарди Е.И. -М., 1957. -274 с. 10. Саричева, Е.Ф. Сценическая речь /Саричева М.А. -М: Искусство, 1955.-336 с. 11. Чарели, Э.М. Как работать над дикцией и голосом актеру / Чарели Э.М. -Иркутск, 1969. -478 с. 12. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно /Язовицкий Е.В. -Л.: Просвещение. 1969. -372 с. ПЕРВЫЙ КУРС Основные направления в работе: 1. Изучение природных данных голосового и речевого аппаратов студентов. 2. Знакомство с методическими приемами работы по теме «Техника речи» /дыхание, голос, дикция/. 3. Овладение приемом исправления своих речевых недостатков, работа над дикционной чистотой и культурой звучащего слова. 4. Воспитание слухового контроля над своей речью и речью товарищей. 5. Изучение основных элементов словесного действия.
СЕССИЯ ПЕРВОГО СЕМЕСТРА Мелкогрупповые II ч./ Подгрупповые /4 ч./ Индивидуальные /2 ч./ 1. Обсуждение контрольных работ. 2. Теоретические сведения, методические и практические указания по воспитанию: а) фонационного дыхания б) дикционной чистоты и чёткости в) культуры произношения слова г) фонематического слуха
3. Групповой голосо-речевой тренинг.
Мелко групповые Воспитание творческого внимания, видения, отношения и других элементов внутренней техники словесного действия. I. Задание: составить словесный портрет человека, увиденного однажды, привлекшего внимание, запечатлевшегося в памяти. Цель: 1. Воспитание режиссерской, актерской наблюдательности. 2. Воспитание внимания, видения, отношения. 3. Умение «рисовать» словом. 4. Развитие ассоциативного мышления. 5. Умение передавать свои видения слушателям.
II. Студентам и педагогу по актерскому мастерству, работающему со студентами над разделом «ПДД», предлагается упражнение «Званый ужин». Необходимо передать словом цвет, вкус, аромат блюда, напитка, работая на «ПДД» с предметами сервировки стола.
Индивидуальные занятия. Проверка заданий, данных на установочной сессии. Выявление голосо-речевых недостатков у студентов, отклонений от норм литературного произношения. Тренировка речевого слуха. Усвоение правил орфоэпии. Работа над логикой фразы на материале пословиц, поговорок, крылатых выражений, афоризмов и т.д. Определение индивидуальных: заданий на межсессионный период по исправлению речевых дефектов, нейтрализации говоров или акцентов, по работе над голосом и дыханием. Содержание зачета 1 семестра a. Тренировочные упражнения по технике речи. b. Орфоэпический тренинг. c. Словесный портрет. Зачетные требования 1. Владение упражнениями по технике речи, произносительной грамотностью в упражнениях. 2. Владение элементами внутренней техники словесного действия /внимание, видение, отношение/ в тренировочных упражнениях. Задание на межсессионный период 1. Углубить знание теории и методики работы над дыханием, голосом и дикцией, пользуясь специальной литературой /список литературы прилагается/. 2. Проводить каждодневные тренировки нижнереберного диафрагмального дыхания, развивать активность дыхательных мышц. 3. Работать над совершенствованием дикции.
4. Студентам, имеющий говор или акцент, ежедневно повторять полученные на сессии и разработанные самостоятельно упражнения, в целях практического освоения орфоэпических норм русской речи. 5. Работать над произношением публицистического текста, выбранного для экзамена во 2 семестре. Определить значение данного его главную мысль, проследить, как эта мысль развивается в тексте. 6. Определить тип дыхания, активность дыхательных мышц, выявить голосо-речевые недостатки, отклонения от норм литературного произношения у двух участников театрального коллектива. Данные записать. 7. Отыскать в художественной литературе описание автором речевой манеры литературного героя, т.е. «речевой портрет». Литература к разделу «Техники речи» /дикция, дыхание, голос/
1. Берри, С. Голос и актер / Берри С. -М., 1996. -117 с. 2. Вербов, A.M. Техника постановки голоса / Вербов A.M. -М.: Музгиз, 1961.-532 с. 3. Вербов, A.M., Гигиена голоса и его физиологические основы / Вербов A.M., Егоров A.M. -M.: Музгиз, 1962. -430 с. 4. Козлянинова, И.П. Дикция / Козлянинова И.П. -М.: ВТО, 1964. - 128 с. 5. Куракина, К.В. Основы техники речи в трудах К.С. Станиславского / Куракина К.В.-М.: ВТО, 1959.-315 с. 6. Линклейтер, К. Освобождение голоса / Линклейтер К. -М.: ГИТИС, 1993.-176 с. 7. Леонарди, Е.И. Дикция и орфоэпия / Леонарди Е.И. -М.: Просвещение, 1967. -274 с. 8. Морозов, Е.А. Тайны вокальной речи / Морозов Е.А. -Л.: Наука, 1967. -303 с. 9. Правдина, О.В. Логопедия / Правдина О.В. -М.: Просвещение, 1969. -534 с. 10. Речь на сцене. -М.: Искусство, 1961. -370 с. 11. Саричева, Е.Ф. Сценическое слово / Саричева Е.Ф. -М.: Сов. Россия, 1963.-298 с. 12. Савкова, З.В. Как сделать голос сценическим /Савкова З.В. -М.: Искусство, 1968. -128 с. 13. Станиславский, К.С. Собрание сочинений: В 8 т. /Станиславский К.С. -М.: Искусство, 1957. 14. Сценическая речь. -М.: Просвещение, 1976. -336 с. 15. Хватцев, М.Е. Логопедия / Хватцев М.Е. -М., 1959. -305 с. 16. Чарели, Э.М. Как работать над дикцией и голосом актеру /Чарели Э.М. -Иркутск, 1969. -478 с. 17. Чарели, Э.М. Речь и здоровье /Чарели Э.М. -Екатеринбург, 1996. -2998 с. СЕССИЯ II СЕМЕСТРА Подгрупповые занятия /4ч/. Мелкогрупповые /2ч/. Индивидуальные /Зч/. 1. Продолжение тренинга по всем разделам «Техника речи» и изучение методики работы над технической речью. 2. Изучение принципов работы с прозой, воспитание элементов словесного действия: выявление идейного смысла произведения, определение сверхзадачи, логический анализ текста, речевые такты, логические, текстовые, фразовые ударения, интонирование знаков препинания, работа над видением в тексте, отношением, над вскрытием подтекста. Поиск предлагаемых обстоятельств. Индивидуальные. 1. Проверка индивидуальных заданий, выполненных студентами в межсессионный период. 2. Работа над прозаическим отрывком. 3. Методические рекомендации по составлению «речевого портрета» однокурсника.
Содержание экзамена 2 семестра 1. Общий голосо-речевой тренинг. 2. Демонстрация выполнения индивидуальных заданий по исправлению своих недостатков в речи. 3. Исполнение прозаического отрывка, подготовленного с педагогом. 4. Собеседование по темам: «Техника речи» и «Орфоэпия».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|