Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И международными организациями




 

Статья 453. Направление запроса о правовой помощи

 

Комментарий к статье 453

 

1. Совокупность правовых норм, составляющих содержание пятой части УПК 2001 г., обладает признаком принципиальной новизны и в современных условиях, когда организованная преступность стремительно выходит на международную арену, имеет важнейшее практическое значение. Речь идет о взаимодействии государств, их судебных и правоохранительных систем, а также отдельных правоохранительных органов по конкретным уголовным делам. Такое взаимодействие стало возможным лишь с кардинальными изменениями во внутриполитических и внешнеполитических отношениях, складывающихся в России в постсоветское время. (Сразу же после Второй мировой войны в СССР было установлено и вплоть до 90-х гг. прошлого столетия безраздельно господствовало правило, согласно которому любые международные контакты, в том числе, конечно, и в правоохранительной сфере, могли осуществляться только через Министерство иностранных дел СССР. См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1948. N 5. Ст. 2.)

2. В комментируемой статье закреплена сложившаяся в последнее десятилетие система отношений, согласно которой международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства строится не только на основе международных договоров, но и на основе принципа взаимности, когда двусторонние соглашения по различным вопросам уголовного судопроизводства заключаются и обязательства по ним принимаются от имени государства в пределах своей компетенции Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Министерством внутренних дел РФ с таким расчетом, что соответствующее ведомство иностранного государства принимает на себя аналогичные обязательства и дает заверения от имени данного государства, что в аналогичной ситуации оно поступит аналогичным образом и соглашается вступить с вышеперечисленными российскими ведомствами в непосредственные правоотношения.

3. Международное право исходит из принципа, согласно которому уголовно-процессуальное право имеет строго территориальную сферу, определяемую суверенитетом государства. Этот принцип не допускает производства уголовно-процессуальных действий на территории другого государства даже при согласии последнего (хотя известны и редкие исключения). Поэтому основным способом решения данной проблемы по конкретному уголовному делу является запрос о правовой помощи, которому посвящена комментируемая статья, открывающая законодательный материал пятого раздела действующего УПК.

4. Кроме общеизвестных международных правовых актов, принятых Организацией Объединенных Наций (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), непосредственную международно-правовую основу сотрудничества российских судебных и правоохранительных органов по уголовным делам с компетентными органами иностранных государств дальнего зарубежья образуют:

Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) (ратифицирована Федеральным законом от 25 октября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5132; 2000. N 23. Ст. 2349);

Европейская конвенция о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.) (ратифицирована Федеральным законом от 25 октября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. N 23. Ст. 2348).

5. На основе устоявшихся исторических связей перед лицом общей угрозы транснациональной организованной преступности в странах Содружества Независимых Государств (СНГ) данный вопрос решается путем заключения 22 января 1993 г. (г. Минск) Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1472). А в развитие положений Конвенции существует целый ряд соглашений, заключенных между правоохранительными ведомствами государств - стран СНГ (см., например: Соглашение министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 24 апреля 1992 г.); Соглашение министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью (Ашхабад, 17 февраля 1994 г.) // Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативных правовых актов: В 3 т. / Отв. ред. В.А. Васильев. М.: МСС, 2001. Т. I. С. 475 - 480).

 

Статья 454. Содержание и форма запроса

 

Комментарий к статье 454

 

В содержании комментируемой статьи аккумулирован опыт международного сотрудничества по уголовным делам, который отражен в вышеперечисленных международно-правовых актах. Содержание и форма запроса о производстве процессуальных действий на территории иностранного государства подчинены задаче обеспечения его максимальной ясности и обоснованности, а также доказательственного значения результатов исполнения запроса.

 

Статья 455. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства

 

Комментарий к статье 455

 

Согласно общепризнанному теоретическому положению ни одно доказательство не имеет заранее установленной силы. Поэтому, наверное, было бы правильнее говорить не о силе доказательств (полученных на территории иностранного государства), а о доказательственном значении материалов, поступивших от правоохранительного органа иностранного государства во исполнение российского запроса об оказании правовой помощи по уголовному делу. Суть ответа на главный вопрос данной темы заключается в том, что такие материалы являются доказательствами в смысле статьи 74 УПК (см. текст данной статьи и комментарий к ней), если, конечно, получены в строгом соответствии с запросом, но вместе с тем они подлежат проверке и оценке по общим правилам, установленным российским законодательством (см. текст статей 87 и 88 УПК и комментарий к ним).

 

Статья 456. Вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации

 

Комментарий к статье 456

 

1. Вызов лиц, указанных в части первой комментируемой статьи, возможен лишь при условии, что такое действие предусмотрено международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе взаимности (см. часть первую статьи 453 УПК и комментарий к ней) и только с согласия вызываемого лица. Представляется, что здесь имеются в виду граждане иностранных государств. Российский гражданин, где бы он ни находился, обязан явиться по вызову судебного или правоохранительного органа своего государства, а свидетели и потерпевшие за уклонение от дачи показаний несут не только моральную, но и юридическую ответственность, вплоть до уголовной.

2. Международные запросы о вызове лиц, указанных в комментируемой статье для участия в судебном заседании по уголовному делу, которое в первой инстанции рассматривается в районном суде, направляются федеральным судьей, в производстве которого находится данное дело, через территориальный орган Министерства юстиции РФ (Приказ Министерства юстиции РФ от 3 июля 2002 г. N 147; пункт 5.11 Инструкции по судебному производству в районном суде, утв. Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36 // Российская газета. 2004. 5 нояб.), как правило, в стадии назначения судебного заседания (статья 232 УПК). Поручения судам, с которыми имеются договоры о правовой помощи, должны высылаться им не позднее чем за 6 месяцев до дня рассмотрения дела, учреждениям юстиции других государств - не позднее 8 месяцев до дня рассмотрения дела, что обусловлено длительностью и многоступенчатостью процедуры пересылки и получения документов различными инстанциями, а также неприемлемостью ситуаций, когда заинтересованным лицам вручаются просроченные документы (пункт 5.11 названной Инструкции).

3. Часть четвертая комментируемой статьи представляет собой своеобразную юридическую гарантию неприкосновенности лиц, вызываемых из-за пределов территории Российской Федерации для участия в уголовном судопроизводстве в качестве свидетелей, потерпевших, экспертов, гражданских истцов, гражданских ответчиков и их представителей. Правовые нормы, закрепленные в ней, не позволяют использовать такой прием, когда иностранец вызывается в одном качестве, а по прибытии подвергается уголовному преследованию, тогда как, если судить по содержанию врученной ему повестки, подобное вообще не предполагалось.

4. Согласно части пятой комментируемой статьи при наличии международного договора или письменного обязательства на основе принципа взаимности из-за пределов Российской Федерации для участия в уголовном деле в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца и гражданского ответчика, а также их представителей может быть вызвано и этапировано в Россию лицо, находящееся под стражей в иностранном государстве. По прибытии к месту производства предварительного следствия или суда такое лицо содержится под стражей в условиях, установленных российским законодательством для следственно-заключенных, и должно быть незамедлительно возвращено также этапом после выполнения необходимых следственных или судебных действий с участием данного лица.

5. Между странами СНГ - участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (см. пункт 5 комментария к статье 453 УПК) существует соглашение, по которому лица, содержащиеся под стражей на территории этих государств, могут быть временно переданы другому государству для допроса в качестве свидетеля, потерпевшего либо для участия в других следственных действиях. Для такой передачи также требуется согласие данного лица, а его отсутствие служит основанием для отказа во временной передаче (пункт 3 "a" статьи 78.1 Протокола от 28 марта 1997 г. к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

 

Статья 457. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи

 

Комментарий к статье 457

 

1. Содержание комментируемой статьи тесно связано со статьей 453 УПК, которой открывается раздел о международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства и которая посвящена запросам о такой помощи с российской стороны. Связь выражается в том, что исполнение иностранных запросов российской стороной основано на тех же правовых актах (международные договоры, международные соглашения, письменные обязательства на принципе взаимности) и осуществляется теми же ведомствами в пределах их компетенции.

2. Части вторая и третья комментируемой статьи определяют процессуально-правовую основу исполнения запросов российской стороной. По общему правилу такое исполнение осуществляется в порядке, установленном УПК Российской Федерации. Однако, если иное предусмотрено международными соглашениями и взаимными обязательствами об оказании правовой помощи и это иное заключается в применении норм процессуального права запрашивающей стороны, такие соглашения и обязательства приобретают приоритетное значение и подлежат соблюдению при исполнении запроса.

3. Запрос возвращается без исполнения, если существуют объективные причины, препятствующие его исполнению (например, смерть лица, которое должно быть допрошено, и т.д.), и в случае, когда он противоречит законодательству Российской Федерации и это противоречие не снято ни международным договором или соглашением, ни взаимными обязательствами сторон, а также в случаях, когда исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету или безопасности Российской Федерации.

4. Обоснование причин неисполнения международного запроса о правовой помощи по уголовному делу относится к компетенции руководства ведомств, перечисленных в части первой комментируемой статьи (Верховный Суд РФ, Министерство иностранных дел РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба госнаркоконтроля РФ или Генеральная прокуратура РФ).

 

Статья 458. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования

 

Комментарий к статье 458

 

1. Так же как и для направления запроса о производстве отдельных уголовно-процессуальных действий, для направления уголовного дела в целях осуществления уголовного преследования иностранного гражданина, совершившего преступление на территории Российской Федерации и оказавшегося за ее пределами, необходимо наличие действующего международного договора или соглашения либо письменного обязательства о взаимодействии на основе принципа взаимности, где данный вид правовой помощи по уголовным делам прямо предусмотрен.

2. В отличие от направления запросов о производстве процессуальных действий, направление уголовного дела для осуществления уголовного преследования во всех случаях осуществляется от имени государства Генеральной прокуратурой Российской Федерации - ведомством, для которого уголовное преследование виновных в совершении преступления является важнейшим направлением его деятельности (часть вторая статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации") и которым в этой деятельности уже накоплен значительный опыт, отраженный, в частности, в опубликованных, доступных любому юристу источниках (см.: Сборник основных организационно-распорядительных документов прокуратуры Российской Федерации: В 2 т. Т. 1. Раздел 7 "Вопросы международного сотрудничества". С. 587 - 624).

3. Представляется, что направляемое за рубеж уголовное дело в порядке комментируемой статьи должно содержать совокупность обвинительных доказательств, достаточных для привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, т.е. для уголовно-процессуального акта, образующего главное звено в процессе осуществления функции уголовного преследования.

 

Статья 459. Исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации

 

Комментарий к статье 459

 

1. На основании международного договора Российской Федерации, иного международного соглашения, а также на основании конкретного письменного обязательства о взаимодействии Генеральная прокуратура РФ может принять и рассмотреть запрос соответствующего правоохранительного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина России, совершившего преступление на территории иностранного государства, а в настоящее время находящегося на территории Российской Федерации. Такой запрос исполняется и уголовное преследование осуществляется по общим правилам, установленным УПК.

2. Согласно статье 12 УК граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. В соответствии с этим положением судебные и правоохранительные органы иностранного государства на тех же условиях и по тем же международно-правовым основаниям (договор, соглашение, взаимные обязательства) могут направить российской стороне не запрос об уголовном преследовании, а лишь материалы для возбуждения уголовного дела, по которым Генеральная прокуратура РФ сама возбуждает уголовное дело в отношении гражданина России и сама осуществляет его уголовное преследование.

3. Комментируемая статья заключает в себе некоторые неясности и порождает вопросы. Дело в том, что в ней (в отличие от предыдущей (458-й) статьи УПК) нигде не упоминается о том, что в целях уголовного преследования российского гражданина компетентным органом иностранного государства может (или должно) быть представлено уголовное дело. Речь идет только о запросе и о материалах для возбуждения уголовного дела. Данное обстоятельство может быть объяснено не только неудачной редакцией статьи, но и тем, что в других государствах, которые участвуют в международном сотрудничестве с Россией в сфере уголовного судопроизводства, может быть принципиально иначе сконструирована законодательная модель уголовного процесса, могут принципиально иначе соотноситься момент возбуждения уголовного дела и момент начала уголовного преследования. Независимо от этих обстоятельств, если поступившие материалы достаточны для уголовного преследования российского гражданина, Генеральная прокуратура РФ обязана начать на их основе уголовное судопроизводство по российским законам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...