Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденция развития русского литературного языка




Оглавление

 

Введение

Глава I. Культурно-речевой аспект

1.1 Тенденция развития русского литературного языка

1.2 СМИ о языке

Глава II. Социолингвистический аспект

2.1 Национальные языки Российской Федерации (РФ)

2.2 Статус языков в Российской Федерации (РФ)

2.3 Билингвизм и диглоссия

Заключение

Список литературы и используемых источников

 


Введение

 

Цель данной работы - рассмотреть языковую ситуацию современного русского языка по двум основным аспектам: культурно-речевому и социолингвистическому.

Актуальность работы заключается в том, что происходящие в настоящий момент в обществе социальные, экономические и культурные изменения оказывают влияние на различные уровни языка. В то же время и язык воздействует на общество, так как выступает средством накопления, хранения и передачи добытых этим обществом знаний и информации. Вот почему важно изучать проблему связи языка и общества.

Под языковой ситуацией следует понимать совокупность национальных языков, обслуживающих общество в границах определенного региона или государства, и особенностей их функционирования. Это понятие применяется обычно к странам, регионам, республикам. Тут немаловажен фактор времени, ведь языковую ситуацию можно также рассматривать как состояние социально-коммуникативной системы в определенный период ее функционирования.

"Социолингвистика - языковедческая дисциплина, сформированная на стыке языкознания, социологии, этнографии, культуроведения, социальной психологии, политологии." А языковая ситуация является важнейшей задачей социолингвистических исследований, поскольку показывает состояние культуры и находит возможности организации деятельности общества. В отношении к языку выделяются: культура общества в целом, культура этноса, региона, профессии, поколения, анклава (компактного проживания инокультурной и иноязычной группы населения), конфессии, землячества (рассеянного проживания иноязычной группы), антикультура (характерная для маргинальных, обычно криминальных групп населения). Различное соотношение в обществе языка, диалекта, особенностей речи и образует языковую ситуацию.

О том, что язык не единообразен в социальном отношении свидетельствует одно из письменно зафиксированных наблюдений начала XVII века Гонсало де Корреас, преподавателя Саламанкского университета в Испании. Он четко разграничивал социальные разновидности языка: "Нужно отметить, что язык имеет, кроме диалектов, бытующих в провинциях, некоторые разновидности, связанные с возрастом, положением и имуществом жителей этих провинций: существует язык сельских жителей, простолюдинов, горожан, знатных господ и придворных, ученого-историка, старца, проповедника, женщин, мужчин и даже малых детей".

 


Глава I. Культурно-речевой аспект

Тенденция развития русского литературного языка

 

При характеристике литературного языкаXX века следует разграничивать два хронологических периода: I - с октября 1917 г. по апрель 1985 г. и II - с апреля 1985 г. по настоящее время.

После образования Советского Союза продолжаются развитие и обогащение языка. Наиболее наглядно увеличивается словарный запас литературного языка. Особенно интенсивно растет объем научной терминологии, например, связанной с космологией, космонавтикой. В большом количестве создаются слова, обозначающие новые явления и понятия, которые отражали коренные преобразования в государственном, политическом, экономическом устройстве страны, например, комсомолец, обком, целинник, колхоз, соцсоревнование, детсад и др. Художественная, публицистическая, научно-популярная литература пополнила арсенал выразительных и изобразительных средств литературного языка. В морфологии, синтаксисе увеличивается количество синонимичных вариантов, различающихся между собой оттенками значений или стилистической окраской. Русский язык на всем протяжении своей истории обогащала не только за счет внутренних ресурсов, но и за счет других языков. Но в какие-то периоды это влияние, особенно заимствование слов, было чрезмерным, тогда и появляется мнение о том, что иностранные слова ничего нового не добавляют, поскольку есть тождественные им русские слова, что многие русские слова не выдерживают конкуренции с модными заимствованиями и вытесняются ими. В XX веке закончилось формирование русского литерного языка, который стал представлять собой сложную структурную организацию. Второй период - период перестройки и постперестроечный. Он придал особое значение тем процессам, которые сопровождают функционирование языка на всех этапах его существования, сделал их более значительными, нагляднее представленными. Прежде всего, следует говорить о значительном пополнении словарного состава русского языка новыми словами (госструктура, бартер, инвалюта, интернет, картридж, кейс, киви, др.). Помимо новых слов возвращены многие те,которые вышли в свое время из употребления: гимназия, лицей, гильдия, гувернантка, корпорация, трест, департамент, причастие, благословение, масленица и др. Особенности, характеризующие функционирование литературного языка в конце XX века:

Во-первых, язык многочислен и разнообразен (по возрасту, образованию, служебному положению, политическим, религиозным, общественным взглядам, по партийной ориентации, составу участников массовой коммуникации).

Во-вторых, почти исчезла официальная цензура, поэтому люди более свободно выражают свои мысли, их речь становится более открытой, доверительной, непринужденной.

В-третьих, начинает преобладать речь спонтанная, самопроизвольная, заранее не подготовленная.

В-четвертых, разнообразие ситуаций общения приводит к изменению характера общения. Оно освобождается от жесткой официальности, становится раскованнее. Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных публичных выступлений приводят не только к демократизации речи, но и к резкому снижению ее культуры.

Это проявляется в нарушении орфоэпических (произносительных), грамматических норм русского языка. Об этом пишут ученые, журналисты, поэты, простые граждане. Особенно много нареканий вызывает речь депутатов, работников телевидения, радио. Также, на рубеже XX и XXI веков демократизация языка достигла таких размеров, что правильнее назвать процесс либерализацией, а еще точнее - вульгаризацией. Русский литературный язык - наше богатство, наше достояние. Он воплотил в себе культурные и исторические традиции народа. Справедливы и актуальны слова И.С. Тургенева: "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

СМИ о языке

 

15 февраля 2011года в эфир телеканала Россия Культура вышла информационно-аналитическая программа "Тем временем" с Александром Архангельским, тема которой была посвящена современному русскому языку: "Русский язык за гранью нервного срыва". Участниками обсуждения были: Виктор Живов- заместитель директора Института русского языка РАН; Максим Кронгауз - директор Института лингвистики РГГУ; Ирина Левонтина - старший научный сотрудник Института русского языка РАН; Николай Котрелев - главный редактор серии "Литературное наследство" ИМЛИ РАН; Александр Кабаков - писатель; Юрий Кублановский - поэт, публицист. Последние годы носители традиционной культуры обличали язык современного российского общества. Он разрушается, меняет смыслы, утрачивает ценностную шкалу. В интеллектуальную моду входят книги лингвистов, изучающих именно современное состояние русского языка. Злободневной становится тема порчи языка. Факт остается фактом - при непрерывном потоке новых слов русский язык не прирастает, исчезают целые синонимические ряды. В толковом словаре В.Даля более двухсот тысяч лексических единиц, в современном толковом словаре русского языка - сто пятьдесят. Тогда как в английских толковых словарях около пятисот тысяч. Николай Котрелев: "Портится не язык, портится народ, общество, власть, носители языка".

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...