Условия перехода российской экономики на инновационный путь развития
В последние восемь лет экономика страны имела достаточно устойчивую положительную динамику. Причем за эти годы рост ВВП составил 68%, а объем промышленного производства и инвестиций увеличился соответственно на 73 и 123%. Тем самым экономика страны достигла или вплотную приблизилась к показателям 1990 г., т.е. к результатам шестнадцатилетней давности. А поскольку остальной мир все это время не стоял на месте, разрыв между экономиками России и наиболее развитых стран продолжал увеличиваться. И прежде всего потому, что последние уже получают высокую экономическую отдачу от перехода на новую экономику. Совершенно очевидно, что сложившаяся модель роста российской экономики, опирающаяся на наращивание экспорта сырья, недостаточно эффективна. Поэтому не случайно, что по индексу развития человеческого потенциала наша страна занимает лишь 60-70-е места в мире, продолжительности жизни - 100-110, по уровню здравоохранения - 130-140, а по образованию Россия опустилась на 30-е место[17]. Это означает, что «отрасли, где воспроизводится человеческий капитал и генерируется интеллектуальный потенциал явно не соответствуют вызовам времени»[18]. В нашей стране, к сожалению, пока не созданы реальные предпосылки качественного экономического роста. А их, конечно, придется настойчиво создавать. Анализ статистических материалов и изучение литературных источников позволил выявить те основные ограничения, которые являются серьезным тормозом на пути перехода экономики страны на инновационный путь развития. Первое. Нуждается в значительном улучшении качество государственного управления. За годы реформ численность чиновников возросла почти вдвое. При этом имеют место массовые случаи бюрократизма и коррупция в аппарате управления. В результате у многих российских граждан сложилось твердое мнение, что сегодня государственные служащие в первую очередь защищают «свои собственные интересы». Поэтому сокращение аппарата управления, искоренение коррупции и наведение должного порядка во властных структурах в центре и на местах - одна из ключевых задач повышения эффективности государства.
Второе. Остро стоит проблема кадров. Как показывает практика, в стране нет достаточного количества кадров необходимой квалификации, особенно инженерно-технических, а также квалифицированных рабочих. В настоящее время дефицит квалифицированных кадров (и прежде всего рабочих) испытывают более 60% предприятий промышленности. Особую тревогу вызывает тот факт, что удельный вес квалифицированных рабочих в общей их численности не превышает 5% (для сравнения укажем, что в США квалифицированные рабочие составляют примерно 50% занятого населения, в Германии - 45%). Такая ситуация требует кардинальных мер, и в частности, повышения качества образования и подготовки адекватного количества высококвалифицированных специалистов и рабочих, совершенствования системы подготовки менеджеров по управлению инновационной деятельностью. Третье. Предстоит решить задачу преодоления бедности среди населения и резкому снижению его социальной дифференциации. Необходимы кардинальные меры в борьбе против распространения опасных заболеваний и улучшению демографической ситуации. Важно обеспечить экологическую и продовольственную безопасность России. Кроме того, государству надо обратить пристальное внимание и направить усилия на воспитание высокой нравственности граждан страны. Это важное условие создания процветающей экономики, ибо только высоконравственный человек может работать прилежно и творчески, с полной отдачей.
Четвертое. В ближайшие годы в экономике России предстоит осуществить массовое обновление основного капитала, так как здесь более половины средств труда уже отработали свой технический ресурс. Но главным условием этого должно стать восстановление отечественного машиностроения на новой, более высокой технической основе. Это особенно важно, если учесть, что за годы реформ прекратили свое существование многие предприятия отрасли, и ныне объем выпуска машин и оборудования составляет лишь 47% к уровню 1990 г. Причем в первую очередь важно восстановить станкостроение, авиационную промышленность и судостроение, производство оборудования для электростанций. «Чтобы сохранить экономическую целостность России, - отмечает Р. Белоусов, -нужен современный доступный для большинства населения воздушный, морской и железнодорожный транспорт[19]. И с этим мнением нельзя не согласиться. Пятое, Переход на новую экономику потребует резкого увеличения удельного веса и научно-технического уровня производственных технологий и производимой продукции. В контексте этого следует подчеркнуть, что во всем мире научные заделы реализуются по схеме: фундаментальные идеи - прикладные исследования - практическое применение. В России в годы реформ среднее звено из этой схемы выпало, и спрос на инновации сейчас крайне низок. «По общему объему инвестиций в исследования и разработки, - отмечает А. Шохин, - Россия уступает не только большинству развитых стран и части развивающихся стран, но и таким компаниям, как Ford, Microsoft, Siemens и т.д.[20] Это действительно так. Ныне доля России на мировом рынке наукоемких технологий составляет лишь 0,3%, в то же время доля США на этом рынке составила 36%, Японии - 30, Китая - 6%. Однако надо сказать и другое. Россия и сегодня сохраняет передовые позиции в ракетно-космической области, производстве военной техники и в некоторых других областях. Вместе с тем существует глубокое общее технологическое отставание страны. По мнению С. Глазьева, «в сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада...»[21]. Речь в первую очередь идет об освоении современных информационных и нанотехнологий; о развитии комплекса технологий ядерного цикла и биотехнологий.
Шестое. Остро стоит проблема инвестиций. Как свидетельствует мировой опыт, основным инструментом решения долгосрочных проблем развития являются инвестиции. При прочих равных условиях, чем больше норма накопления, тем выше темпы экономического роста. В ближайшие годы капиталоемкость продукции в России может возрасти вдвое, в силу того, что большая часть прироста производства будет требовать создания новых мощностей. В такой же пропорции придется увеличить объем капиталовложений, для сохранения существующих темпов экономического роста. По оценкам, для ускорения экономической динамики необходимо увеличение нормы накопления до 30-35% (ныне она составляет 18%). Такая возможность в стране практически существует. Во-первых, норма сбережения в России остается достаточно высокой - более 30% ВВП. Во-вторых, финансовые накопления государства в виде резервного фонда и золотовалютных резервов столь значительны, что позволяют решать эту задачу. К этому следует добавить средства в наличной валюте, находящиеся в руках граждан, величина которых оценивается в 50 млрд. долл. Кроме того, из-за вывоза капитала экономика России теряет еще более 50 млрд. долл.[22] Седьмое. Не отвечает современным требованиям инфраструктура национальной экономики (финансовая, транспортная, логистическая). В этом отношении чрезвычайно важно доводить состояние аэропортов и морских портов до уровня мировых стандартов, неуклонно улучшать качество всей производственной и социально-бытовой инфраструктуры. Особую тревогу вызывает состояние инфраструктуры ЖКХ. По данным Министерства регионального развития РФ в среднем по России физический износ котельных достиг 55%, коммунальных сетей водопровода - 65, электрических сетей - 58, водопроводных насосных станций - 65, канализационных насосных станций - 57, канализационных сетей - 56 и очистных сооружений - 54%. При этом ясно и другое: без улучшения дел в этой области нельзя добиться кардинальных сдвигов в экономике и качестве жизни населения страны.
Восьмое. Необходимо обеспечить кардинальное улучшение условий инновационной деятельности. При этом важно освободить от налогообложения часть прибыли, направляемой на цели развития производства и освоение новой техники, научных исследований и разработок. Считаем, что реализация предложения о «налоговых каникулах» для вновь создаваемых обрабатывающих предприятий, а также освобождение от налога на прибыль научных и инновационных организаций в течение пяти лет работы, несомненно, окажет позитивное влияние на экономику страны[23]. Девятое. Следует осуществить законодательное обеспечение инновационной деятельности. Анализ показывает, что этот процесс в стране успешно развивается. Действуют законы «О науке и государственной научно-технической политике», «О защите инвестиций», «О таможенном тарифе», «О банке развития» и др. Однако до сих пор нет единого законодательного акта - федерального закона об инвестиционной деятельности. Десятое. В качестве самой неотложной меры должна стать выработка в стране долгосрочной экономической стратегии. «Для этого нужно стратегическое мышление, - отмечает Л. Абалкин, - отличительная черта которого - приоритет системности над нескоординированной чередой единичных мер[24]. Он предлагает (и с этим нельзя не согласиться) все преобразования в российской экономике провести в два этапа. На первом этапе, в период до 2015 г., главные усилия должны быть направлены на сохранение основных фондов и человеческого капитала. Предстоит ежегодно повышать объем инвестиций примерно на 18% к предыдущему году, начать модернизацию технической базы с упором на наукоемкие производства и подготовку необходимых кадров. Примерно с 2016 г. можно говорить о втором этапе, когда начнется реальное формирование в стране индустриально-информационного общества[25]. Конечно, выработка и реализация политики развития должны осуществляться путем прогнозирования, программирования и индикативного планирования на основе делового партнерства государства, бизнеса и науки. Это позволит определить (на пятилетний и двадцатилетний период) основные тенденции и направления научно-технического и социально-экономического развития страны. Таким образом, предстоит масштабная и многоплановая работа по переходу на новую экономику (с учетом присоединения России к ВТО), которая потребует комплексного решения технологических, финансово-экономических и кадровых проблем. Ключевую роль в этом призван сыграть человеческий фактор на основе усиления мотивации и подъема трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей.
Заключение
Модели становления рыночной экономики для стран Восточной Европы и России, несомненно, создавались под влиянием рекомендаций мирового сообщества. МВФ и МБРР сформулировали под влиянием монетаристских идей основные принципы развития (Вашингтонский консенсус), которые и легли в основу «гайдароэкономики». Уровень теоретической Подготовки «Гайдара и его команды», увы, оставлял желать лучшего. Если к этому добавить еще более скромный хозяйственный опыт будущих реформаторов, то причины глубокого разрыва между благородными замыслами и жалким их воплощением будут вполне понятны. В результате трансформационного спада темпы роста в России 90-х гг. были стабильно отрицательными. Россия все более пропускала другие страны вперед. В итоге Россия закономерно сдвигается по шкале «ВВП на душу населения», пропуская вперед все новые страны «третьего мира», превращаясь из великой державы во второсортное государство, с которым перестают считаться сильные мира сего. Вместе с тем, несмотря на драматическую ситуацию, сложившуюся в экономике России, проблемы ее структурной перестройки не сводятся к проблемам стран третьего мира, находящихся на этапе индустриализации. В России имеются все предпосылки для ее интеграции в постиндустриальное сообщество. Государственная структурная и инвестиционно-инновационная политика должны быть направлены на формирование нового «структурного ядра», которое способствовало бы приведению в соответствие со стандартами и требованиями инновационной экономики всех существующих отраслевых, межотраслевых и воспроизводственных пропорций. В первую очередь речь идет об отраслях, создающих надолго вперед стратегический потенциал развития страны. Список используемой литературы
1. Абалкин Л.И. Новой экономике необходима не череда нескоординированных единичных мер, а стратегическое системное мышление/Инновационный менеджмент. 2007 - № 9, с. 23-24. 2. Белоусов Р. Экономика России в обозримом будущем// Экономист. 2007 - № 7, с. 3-11. 3. Глазьев С.Ю. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции//Экономист. 2007 - № 5, с. 4-16. 4. Гранберг Р.С. и др. Реформированный прагматизм как основа модернизации//Российский экономический журнал. 2007- № 3, с.3. 5. Клейнер Г. Современная экономика России как «экономика физических лиц» // Вопросы экономики. 2006. № 4 6. Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 2005. № 1. С. 63. 7. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. – М.: Норма, 2008. – 640 с. 8. Приватизация по-российски /под ред. А. Б. Чубайса; Капелюшников Р. И. Крупнейшие и доминирующие собственники в российской промышленности// Вопросы экономики. 2000. № 1. С. 99-119 9. Тамбовцев В. Л. Формальное и неформальное в управлении экономикой. М., 1990. Гл. 3; Капелюшников Р. И. Где начало того конца?, (к вопросу об окончании переходного периода в России) // Вопросы экономики. 2001. № 1. С. 138-156. 10. Трансформация экономических институтов в постсоветской России / под ред. Р. Нуреева. М., 2000. С. 14-20. 11. Шабанова М. А. Социология свободы: трансформирующееся общество. М., 2000. С. 268—282 12. Шохин А.Н. Отечественной системе стимулирования бизнеса не хватает целостности//Инновационный менеджмент. 2007- № 9, с. 26-28. [1] Трансформация экономических институтов в постсоветской России (микроэкономические аспекты) / под ред. Р. Нуреева. М., 2000. С. 14-20. [2] Подробнее о соотношении личной и вещной зависимости см.: Нуреев Р. М. Политическая экономия. Докапиталистические способы производства. Основные закономерности развития. М., 1991. Гл. 2. [3] Шабанова М. А. Социология свободы: трансформирующееся общество. М., 2000. [4] Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. – М.: Норма, 2008. – С.567 [5] Шабанова М. А. Социология свободы: трансформирующееся общество. М., 2000. С. 268—282. [6] Трансформация экономических институтов в постсоветской России (микроэкономический анализ) / Под ред. Р. М. Нуреева. 2000. С. 100. [7] Клейнер Г. Современная экономика России как «экономика физических лиц» // Вопросы экономики. 2006. № 4. [8] Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. – М.: Норма, 2008. – С.571 [9] Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. – М.: Норма, 2008. – С.572 [10] Найшуль В. Высшая и последняя стадия социализма // Погружение в трясину. М., 1991. [11] Первые попытки периодизации и анализа данного процесса см. в работах: Гайдар Е. Т. Приватизация по-российски / Под ред. А. Чубайса. М., 1999. Гл. 6. [12] Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб., 1996. [13] Тамбовцев В. Л. Формальное и неформальное в управлении экономикой. М., 1990. Гл. 3; Капелюшников Р. И. Где начало того конца?., (к вопросу об окончании переходного периода в России) // Вопросы экономики. 2001. № 1. С. 138-156. [14] Приватизация по-российски /под ред. А. Б. Чубайса; Капелюшников Р. И. Крупнейшие и доминирующие собственники в российской промышленности// Вопросы экономики. 2000. № 1. С. 99-119; Перевалов Ю. В., Добродей В. В. Анализ влияния приватизации на деятельность промышленных предприятий. М.. 2000. [15] Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 2005. № 1. С. 63. [16] Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 2005. № 1. С. 65 (основой данных послужили социологические исследования, сектора изучения элиты Института социологии РАН под рук. О. Крыштановской в 1989-1994 гг.). [17] Гранберг Р.С. и др. Реформированный прагматизм как основа модернизации//Российский экономический журнал. 2007- № 3, с.3. [18] Там же с. 8 [19] Белоусов Р. Экономика России в обозримом будущем// Экономист. 2007 - № 7, с. 3-11. [20] Шохин А.Н. Отечественной системе стимулирования бизнеса не хватает целостности//Инновационный менеджмент. 2007- № 9, с. 26-28. [21] Глазьев С.Ю. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции//Экономист. 2007 - № 5, с. 4-16. [22] Там же с. 15 [23] Шохин А.Н. Отечественной системе стимулирования бизнеса не хватает целостности//Инновационный менеджмент. 2007- № 9, с. 26-28. [24] Абалкин Л.И. Новой экономике необходима не череда нескоординированных единичных мер, а стратегическое мышление, отличающееся системностью/Инновационный менеджмент. 2007 - № 9, с. 23-24. [25] Там же С 25
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|