Ренессанс при дворе Матяша
Сам Матяш был одной из наиболее выдающихся фигур Ренессанса. Гуманистически образованный, он показал себя тонким ценителем красоты, горячим покровителем наук и искусств. Матяш был страстным коллекционером. Он с одинаковым энтузиазмом коллекционировал редкие кодексы, картины, драгоценную посуду, предметы антиквариата, собирал вокруг себя талантливых людей. Подобно итальянским Сфорца и Медичи Матяш в первую очередь обращал внимание на строительство и собирание книг. Так, он реконструировал в ренессансном стиле и расширил королевскую резиденцию в Буде. Прекрасная архитектура и великолепное убранство дворца — мозаичные полы, деревянные резные потолки, обилие скульптуры, камины из красного каррарского мрамора, венецианские зеркала, картины, фрески — производили впечатление на современников. Подлинным шедевром ренессансной архитектуры стал летний дворец — резиденция короля под Будой, в Вишеграде, созданный, казалось, из одних летящих аркад и колоннад, восхищавший своими висячими садами и мраморными фонтанами. Для строительства и украшения дворцов приглашались итальянские, прежде всего флорентийские, а также далматинские мастера. Именно они привносили в венгерскую архитектуру новое ордерное мышление, привившееся в Венгрии и постепенно оттеснившее готику. В таком отношении к зодчеству и искусству проявлялась не только любовь Матяша к прекрасному, но и трезвый расчет: все это великолепие было призвано подчеркнуть в глазах подданных и иностранцев величие и могущество венгерского монарха и его государства. Этому же служила знаменитая на всю Европу библиотека «Корвина», основанная в 70-е годы XV в. В ней насчитывалось не менее 500 томов. Это были произведения как древних, так и средневековых авторов, а также новых, в том числе гуманистических. Преобладали книги светского содержания, среди них —по истории, географии, астрономии, медицине, поэзии и т.д. Король не жалел денег на покупку и переписку книг. Чаще всего они заказывались во Флоренции через тамошних книготорговцев и иллюстрировались известными флорентийскими миниатюристами. Со временем мастерская по переписке, оформлению и переплету книг возникла при королевском дворе в Буде. В хранителях библиотеки состояли высокообразованные гуманисты Марцио Галеотто и Тадео Уголетти, приглашенный воспитателем к королевичу Яношу. Библиотека была излюбленным местом работы придворных и самого короля. Здесь устраивались ученые диспуты и симпозиумы.
Капелла Бакоц собора в Эстергоме. 1507 г.
Матяш прилагал немало усилий к тому, чтобы собрать при дворе цвет европейской гуманистической интеллигенции. Духовную атмосферу при дворе создавали приехавшие из Италии гуманисты Марцио Галеотто, Антонио Бонфини, Каллимах Эспериенте, Пьетро Рансано и др. Все они так или иначе трудились над созданием новой концепции государя. В их исторических трудах, пусть и не слишком фундированных, вырисовывался образ государя, который с помощью Фортуны и добродетели мог не только безбедно существовать в этом мире, но и формировать его. Подобная трактовка тем более импонировала и была необходима Матяшу, что он не мог похвастать принадлежностью к королевскому или хотя бы к какому-нибудь древнему аристократическому роду. Его отец поднялся из захудалого влашского дворянского рода; единственный сын Матяша был рожден вне брака. В гуманистической историографии новыми красками заиграла распространенная в средневековой венгерской хронистике, в том числе и добротном труде современника Матяша Яноша Туроци, гуннская концепция, отождествлявшая венгров с гуннами. Аттила идентифицировался с Матяшем и представлялся мудрым справедливым правителем, создавшим могучую державу, образцом гуманистических добродетелей, радетелем народных интересов.
Кодекс из библиотеки Матяша.
Портрет Матяша.
Пропаганда королевского авторитета делала свое дело — Матяш приобрел чрезвычайную популярность в народе. Об этом свидетельствуют широко распространившиеся в фольклоре сказки и баллады о справедливом и добром короле Матяше. Важным источником этого фольклора послужили произведения Галеотто и Бонфини. В эпоху Ягеллонов пульс новой культуры продолжал биться, хотя уже не с такой силой, как при Матяше. Заметно ослабло итальянское влияние, зато усилилось польское, немецкое, чешское: ведь Уласло II (Владислав) был одновременно и чешским королем. Из чешской канцелярии в Буду попали такие гуманисты, как Ян Шлехта, Богуслав Лобкович. Выдающийся немецкий гуманист, поэт Конрад Цельтис, проводя в жизнь свою идею творчески объединить центральноевропейскую интеллигенцию, создал в 1492 г. в Буде «Венгерское литературное общество» по подобию тех, что он сформировал в Германии, Польше, Австрии. В этом кружке продолжали жить идеи неоплатонизма, доминировавшие в гуманистическом окружении Матяша. В то же время усилилось влияние идей Эразма Роттердамского. В новое культурное движение включалось больше, чем прежде, венгров и представителей других народностей, живших в Венгрии. К их числу относятся Миклош Олах, Антал Веранчич, Иштван Бродарич — поколение, пережившее мохачскую катастрофу и писавшее о ней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|