Экономика - это совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения и потребления продуктов труда, соответствующая данной ступени развития общества.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Государственное Автономное Образовательное учреждение Среднего профессионального образования Республики Крым «Евпаторийский медицинский колледж» План занятия (теоретическое) № 1 Тема занятия 1.1 Введение. Экономика здравоохранения как наука Специальность 31.02.03 лабораторная диагностика Курс 3 Дисциплина, ЦМК Экономика и управление лабораторной службой Цели занятия (ОВР, мотивация) Учебные цели: определить роль экономики в жизни человека и здравоохранении; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Развивающие цели: применять общие закономерности теории экономики и управления здравоохранением в конкретных условиях лабораторий медицинских учреждений различного типа и профиля; Воспитательные цели: – содействовать формированию мировоззренческих понятий – сформировать нравственные понятия – показать связь предмета с реальной действительностью Междисциплинарные связи: математика, информационные технологии в профессиональной деятельности, правовое обеспечение Внутридисциплинарные связи основные понятия и категории, характеризовать структуру и функции Место проведения лекционная аудитория 505 Тип занятия лекционное (1) Количество часов 2 Обеспечение занятия (средства обучения) ноутбук, мультимедийный проектор Литература Основные источники: 1. Управление и экономика здравоохранения (учебное пособие для вузов). Под редакцией академика РАМНГ доктора медицинских наук, профессора А.И. Вялкова, Третье издание, дополненное, Москва, ГЭОТАР, 2013 г. Интернет-ресурсы: 1. Система «Консультант» 1. Rosmedic.ru. Медицинский информационный ресурс.
2. http://meduniver.com/Medical Book/[ndex.html. – Электронная медицинская библиотека. 3. http://www. statsoft. ru/home/textbook/default.htm. 4. http://www. kv.by/index2003250601.htm.
Дополнительные источники: 1. Экономика и управление здравоохранением: учебник / Р.А. Тлепцеришев [и др.]. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 623с. - (Среднее профессиональное образование). 2. Экономика и управление здравоохранением: учебник / Трушкина [и др.]. – Изд. 5-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 501, [1]с. (СПО). 3. Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М., Малахова Н.Г. Экономика и управление здравоохранением: Учебное пособие. Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с. (Серия «СПО»). Студент должен знать:
Студент должен уметь: 1. ясно излагать материал 2. применять общие закономерности теории экономики и управления здравоохранением в конкретных условиях лабораторий медицинских учреждений различного типа и профиля; 3. рассчитать себестоимость медицинской услуги; 4. проводить расчеты статистических показателей.
Общие компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности Профессиональные компетенции _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Структура занятия:
Ход занятия 1. Организационный момент Проверка отсутствующих на занятии, опрятность и соблюдении формы. 2. Цели (мотивация) занятия:
3. Введение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения) А) введение
Б) основная часть включает терминологический словарь (глоссарий), материалы лекции, иллюстративный материал сопровождающий лекцию; в) заключение подведение итогов изученной темы 4. Закрепление материала перечень вопросов для активизации познавательной деятельности студентов; вопросы и тестовый контроль для закрепления нового материала и коррекции ошибок по данной теме; 5. Домашнее задание проработка конспекта, ответы на вопросы и выполнение творческих заданий по учебнику, работа с философским словарем 6. Подведение итогов занятия Вопросы студентов по теме Преподаватель Хазанова Т.А.
Приложение № 1 Основной материал лекции Тема лекции: Введение. Экономика здравоохранения как наука. Время лекции 2 часа. Цель лекции: Ознакомить студентов с фундаментальными экономическим понятиям. Формирование базиса знаний необходимых при изучении прикладных разделов экономики здравоохранения. Экономика - это совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения и потребления продуктов труда, соответствующая данной ступени развития общества. В данном определении мы сталкиваемся с понятиями производство, распределение и потребление в совокупности составляющие экономический цикл. 1. Производство - создание продукта, товара, осуществление работ и услуг. 2. Распределение - процесс, в ходе которого происходит, как правило, обмен результатов производства на деньги (продажа) или другую продукцию. 3. Потребление - конкретное использование результатов производства. Экономика - это хозяйственный комплекс, включающий отрасли и виды производства и непроизводственной сферы. Вышеуказанное можно рассматривать как на уровне макроэкономики (национальное хозяйство страны, межгосударственные отношения) так и на микроэкономическом уровне (отдельные предприятия, семьи, потребители). I. ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК НАУКА. Длительное время считалось, что проблемы охраны здоровья населения являются объектом исследования лишь медико-биологических и социальных наук. Экономические аспекты здравоохранения обычно рассматривались в контексте общественно организованной сферы потребления или изучались в комплексе проблем непроизводственной сферы. Со временем резко повысилась актуальность вопросов охраны и укрепления здоровья граждан, исследовать которые изолированно не могли уже ни медицинские, ни социальные науки. Обнаружилось, что здоровье есть категория не только социальная, но и экономическая. Закономерно на повестку дня встали такие проблемы, как цена охраны здоровья людей в современном обществе, учет потенциала здоровья как важнейшей составляющей национального богатства и фактора экономического роста, оценка ресурсного потенциала здравоохранения и новых источников его формирования, эффективность функционирования отрасли и развития экономических отношений в условиях перехода к рынку.
Даже весьма обобщенный перечень экономических проблем здравоохранения подтверждает, что ни одна из сформировавшихся сегодня наук не в состоянии исследовать их в полном объеме, рождая тем самым потребность в интеграции самых разнообразных областей знания и создание на их основе, по сути новой дисциплины - экономики здравоохранения - науки призванной изучать экономические проблемы здравоохранения как отрасли народного хозяйства (с учетом ее выраженной специфики) в тесной связи с медико-биологическими и социальными дисциплинами. С других позиций “экономику здравоохранения” можно определить как, науку исследующую поведение людей в процессе производства, распределения и потребления товаров и услуг отрасли здравоохранения с целью решения проблемы эффективного использования ее ограниченных ресурсов и управления ими для достижения максимального удовлетворения потребностей человека в здоровье. 1. Формирование экономики здравоохранения как науки. Общий генетический корень всей европейской науки составляет античная, точнее древнегреческая, известная под названием общая философия. Именно в рамках этой, первоначально еще нерасчлененной совокупности знаний, и были впервые сформированы определенные научные представления об экономических процессах. Впоследствии произошло распределение наук и специализация научных исследований на естественные науки, предметом которых является универсум, и гуманитарные науки, изучающие социум. Из среды последних еще в XVII веке определенно выделилась экономика как самостоятельная область научных знаний. Затем, сохранившись как базовая, теоретическая научная дисциплина, она стала родоначальницей трех направлений научных исследований. Первое - это отраслевые экономические науки или конкретные экономики. Их задача - исследовать особенности экономических процессов в определенной отрасли или группе отраслей народного хозяйства. Второе - это прикладные экономические науки, разрабатывающие проблемы отдельных практических задач хозяйствования. Третье - это специальные экономические науки, зародившиеся и развивающиеся, как правило, на стыке экономических и некоторых естественных гуманитарных наук. Экономическая теория и три перечисленные группы экономических наук составляет переменную структуру экономической науки в целом.
Выделение экономики здравоохранения как самостоятельной науки - состоялось во второй половине ХХ века. Это произошло под влиянием ряда причин. Укажем на важнейшие из них. 1. Двадцатый век - это столетие небывалого ранее увеличение объема и социально - экономической значимости сферы услуг. И хотя медицина «стара как мир», но никогда ранее она не формировалась в столь крупную отрасль народного хозяйства, притягивающую к себе миллионы людей. А раз объект исследования столь быстро значительно возрос, то увеличился, соответственно, и научный интерес к нему, оформившийся, начиная с 50-х годов текущего века, в отдельную область знаний. 2. Увеличившись в размерах, здравоохранение заявило о себе как о необычайно ресурсоемкой отрасли, способной «поглотить» множество материальных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов. Соответственно, возникла проблема рационального использования этих ресурсов, реально весьма ограниченных. Помочь в решении этой проблемы современному индустриализированному здравоохранению могла только экономическая наука. 3. Здравоохранение, именно в ХХ веке, стало отчетливо рассматриваться как выгодная, экономически целесообразная область приложения инвестиционных средств. И на уровне отдельных предприятий, и на уровне национальной экономики постепенно было осознано, что инвестиции в человека, развитие человеческих отношений, активизацию человеческого фактора в любые программы связанные с охраной и укреплением здоровья населения, являются прибыльным делом. Таким образом, вышеперечисленные факторы способствовали сближению экономики и здравоохранения, формированию новой научной дисциплины, возникновению центров научного исследования, появлению соответствующей литературы, подготовке специализированных научных и практических кадров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|