Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономика - это совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения и потребления продуктов труда, соответствующая данной ступени развития общества.




Государственное Автономное Образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»

План занятия (теоретическое) № 1

Тема занятия 1.1 Введение. Экономика здравоохранения как наука

Специальность 31.02.03 лабораторная диагностика

Курс 3

Дисциплина, ЦМК Экономика и управление лабораторной службой

Цели занятия (ОВР, мотивация)

Учебные цели: определить роль экономики в жизни человека и здравоохранении; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Развивающие цели: применять общие закономерности теории экономики и управления здравоохранением в конкретных условиях лабораторий медицинских учреждений различного типа и профиля;

Воспитательные цели:

– содействовать формированию мировоззренческих понятий

– сформировать нравственные понятия

– показать связь предмета с реальной действительностью

Междисциплинарные связи: математика, информационные технологии в профессиональной деятельности, правовое обеспечение

Внутридисциплинарные связи основные понятия и категории, характеризовать структуру и функции

Место проведения лекционная аудитория 505

Тип занятия лекционное (1)

Количество часов 2

Обеспечение занятия (средства обучения) ноутбук, мультимедийный проектор

Литература

Основные источники:

1. Управление и экономика здравоохранения (учебное пособие для вузов). Под редакцией

академика РАМНГ доктора медицинских наук, профессора А.И. Вялкова, Третье издание, дополненное, Москва, ГЭОТАР, 2013 г.

Интернет-ресурсы:

1. Система «Консультант»

1. Rosmedic.ru. Медицинский информационный ресурс.

2. http://meduniver.com/Medical Book/[ndex.html. – Электронная медицинская библиотека.

3. http://www. statsoft. ru/home/textbook/default.htm.

4. http://www. kv.by/index2003250601.htm.

 

Дополнительные источники:

1. Экономика и управление здравоохранением: учебник / Р.А. Тлепцеришев [и др.]. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 623с. - (Среднее профессиональное образование).

2. Экономика и управление здравоохранением: учебник / Трушкина [и др.]. – Изд. 5-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 501, [1]с. (СПО).

3. Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М., Малахова Н.Г. Экономика и управление здравоохранением: Учебное пособие. Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с. (Серия «СПО»).

Студент должен знать:

  1. основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
  2. организацию лабораторной службы Российской Федерации, ее задачи, структуру, перспективы развития;
  3. принципы деятельности клинико-диагностических лабораторий в условиях страховой медицины;
  4. основы менеджмента и маркетинга в лабораторной службе;
  5. основы статистики.

 

Студент должен уметь:

1. ясно излагать материал

2. применять общие закономерности теории экономики и управления здравоохранением в конкретных условиях лабораторий медицинских учреждений различного типа и профиля;

3. рассчитать себестоимость медицинской услуги;

4. проводить расчеты статистических показателей.

 

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

Профессиональные компетенции _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Структура занятия:

 

  1. Организационный момент 2 мин.
  2. Цели занятия (мотивация) 3 мин.
  3. Введение нового материала 70 мин.
  4. Закрепление материала 10 мин.
  5. Задание на дом 3 мин.
  6. Подведение итогов 2 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент

Проверка отсутствующих на занятии, опрятность и соблюдении формы.

2. Цели (мотивация) занятия:

 

3. Введение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения)

А) введение

  1. Предмет экономики и управления здравоохранением. Определение.
  2. Место экономики здравоохранения в системе экономических наук.
  3. Общественное здоровье как экономическая категория.
  4. Основные понятия здоровья (индивидуальное, групповое и общественное). Факторы, формирующие здоровье населения. Уровни оценки здоровья. Современное состояние здоровья населения России.
  5. Здравоохранение как одна из отраслей социальной сферы. Связь с другими отраслями.
  6. Состояние и перспективы развития здравоохранения РФ.
  7. Законодательство Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.
  8. Основные направления реформирования и реструктуризации здравоохранения РФ.

Б) основная часть

включает терминологический словарь (глоссарий), материалы лекции, иллюстративный материал сопровождающий лекцию;

в) заключение

подведение итогов изученной темы

4. Закрепление материала

перечень вопросов для активизации познавательной деятельности студентов; вопросы и тестовый контроль для закрепления нового материала и коррекции ошибок по данной теме;

5. Домашнее задание

проработка конспекта, ответы на вопросы и выполнение творческих заданий по учебнику, работа с философским словарем

6. Подведение итогов занятия

Вопросы студентов по теме

Преподаватель Хазанова Т.А.

 

 

Приложение № 1

Основной материал лекции

Тема лекции: Введение. Экономика здравоохранения как наука.

Время лекции 2 часа.

Цель лекции: Ознакомить студентов с фундаментальными экономическим понятиям. Формирование базиса знаний необходимых при изучении прикладных разделов экономики здравоохранения.

Экономика - это совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения и потребления продуктов труда, соответствующая данной ступени развития общества.

В данном определении мы сталкиваемся с понятиями производство, распределение и потребление в совокупности составляющие экономический цикл.

1. Производство - создание продукта, товара, осуществление работ и услуг.

2. Распределение - процесс, в ходе которого происходит, как правило, обмен результатов производства на деньги (продажа) или другую продукцию.

3. Потребление - конкретное использование результатов производства.

Экономика - это хозяйственный комплекс, включающий отрасли и виды производства и непроизводственной сферы. Вышеуказанное можно рассматривать как на уровне макроэкономики (национальное хозяйство страны, межгосударственные отношения) так и на микроэкономическом уровне (отдельные предприятия, семьи, потребители).

I. ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК НАУКА.

Длительное время считалось, что проблемы охраны здоровья населения являются объектом исследования лишь медико-биологических и социальных наук. Экономические аспекты здравоохранения обычно рассматривались в контексте общественно организованной сферы потребления или изучались в комплексе проблем непроизводственной сферы.

Со временем резко повысилась актуальность вопросов охраны и укрепления здоровья граждан, исследовать которые изолированно не могли уже ни медицинские, ни социальные науки. Обнаружилось, что здоровье есть категория не только социальная, но и экономическая. Закономерно на повестку дня встали такие проблемы, как цена охраны здоровья людей в современном обществе, учет потенциала здоровья как важнейшей составляющей национального богатства и фактора экономического роста, оценка ресурсного потенциала здравоохранения и новых источников его формирования, эффективность функционирования отрасли и развития экономических отношений в условиях перехода к рынку.

Даже весьма обобщенный перечень экономических проблем здравоохранения подтверждает, что ни одна из сформировавшихся сегодня наук не в состоянии исследовать их в полном объеме, рождая тем самым потребность в интеграции самых разнообразных областей знания и создание на их основе, по сути новой дисциплины - экономики здравоохранения - науки призванной изучать экономические проблемы здравоохранения как отрасли народного хозяйства (с учетом ее выраженной специфики) в тесной связи с медико-биологическими и социальными дисциплинами.

С других позиций “экономику здравоохранения” можно определить как, науку исследующую поведение людей в процессе производства, распределения и потребления товаров и услуг отрасли здравоохранения с целью решения проблемы эффективного использования ее ограниченных ресурсов и управления ими для достижения максимального удовлетворения потребностей человека в здоровье.

1. Формирование экономики здравоохранения как науки.

Общий генетический корень всей европейской науки составляет античная, точнее древнегреческая, известная под названием общая философия. Именно в рамках этой, первоначально еще нерасчлененной совокупности знаний, и были впервые сформированы определенные научные представления об экономических процессах.

Впоследствии произошло распределение наук и специализация научных исследований на естественные науки, предметом которых является универсум, и гуманитарные науки, изучающие социум. Из среды последних еще в XVII веке определенно выделилась экономика как самостоятельная область научных знаний. Затем, сохранившись как базовая, теоретическая научная дисциплина, она стала родоначальницей трех направлений научных исследований.

Первое - это отраслевые экономические науки или конкретные экономики. Их задача - исследовать особенности экономических процессов в определенной отрасли или группе отраслей народного хозяйства.

Второе - это прикладные экономические науки, разрабатывающие проблемы отдельных практических задач хозяйствования.

Третье - это специальные экономические науки, зародившиеся и развивающиеся, как правило, на стыке экономических и некоторых естественных гуманитарных наук.

Экономическая теория и три перечисленные группы экономических наук составляет переменную структуру экономической науки в целом.

Выделение экономики здравоохранения как самостоятельной науки - состоялось во второй половине ХХ века. Это произошло под влиянием ряда причин. Укажем на важнейшие из них.

1. Двадцатый век - это столетие небывалого ранее увеличение объема и социально - экономической значимости сферы услуг. И хотя медицина «стара как мир», но никогда ранее она не формировалась в столь крупную отрасль народного хозяйства, притягивающую к себе миллионы людей. А раз объект исследования столь быстро значительно возрос, то увеличился, соответственно, и научный интерес к нему, оформившийся, начиная с 50-х годов текущего века, в отдельную область знаний.

2. Увеличившись в размерах, здравоохранение заявило о себе как о необычайно ресурсоемкой отрасли, способной «поглотить» множество материальных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов. Соответственно, возникла проблема рационального использования этих ресурсов, реально весьма ограниченных. Помочь в решении этой проблемы современному индустриализированному здравоохранению могла только экономическая наука.

3. Здравоохранение, именно в ХХ веке, стало отчетливо рассматриваться как выгодная, экономически целесообразная область приложения инвестиционных средств. И на уровне отдельных предприятий, и на уровне национальной экономики постепенно было осознано, что инвестиции в человека, развитие человеческих отношений, активизацию человеческого фактора в любые программы связанные с охраной и укреплением здоровья населения, являются прибыльным делом.

Таким образом, вышеперечисленные факторы способствовали сближению экономики и здравоохранения, формированию новой научной дисциплины, возникновению центров научного исследования, появлению соответствующей литературы, подготовке специализированных научных и практических кадров.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...