Предмет объект труда, средства и условия труда.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Всякий вид производства как сознательной, целенаправленной деятельности имеет свой предмет (объект) воздействия. Важно заметить, что для сферы производства материальных благ в качестве предметов труда выступают вещества и объекты природы, включая сырье, полуфабрикаты, вторичное сырье и т.п. В ходе «образования этих предметов труда человек получает определенный продукт - вещество и энергию, которые в экономике рассматриваются либо как средства производства, либо как предметы личного потребления. На рынке продукты выступают как капитальные и потребительские товары.
Сфера производства услуг ситуация с исследованием предметов труда выглядит несколько более сложной. Услуга — любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой и которая в основном неосязаема и не приводит к завладению чем-либо. Производство услуг должна быть связано или не связано с товаром в его материальном виде.
Услугам присущи следующие свойства, которые крайне важно учитывать при разработке маркетинговых программ: неосязаемость, неотделимость от источника. непостоянство качества, несохраняемость.
Ф. Котлером предложена наиболее простая и удобная классификация услуг:
- I. По источникам:
- а) предоставляемые только человеком;
- б) предоставляемые человеком с использованием технического оснащения (с автоматизацией или без нее).
- II. По присутствию клиента:
- а) есть;
- б) нет.
- III. По мотивам приобретения услуги клиентом:
- а) для удовлетворения собственных нужд;
- б) для деловых нужд.
- IV. По мотивам предоставителя услуг:
- а) коммерческая или некоммерческая деятельность;
- б) обслуживание отдельных лиц или услуги общественного характера.
- Итак, сфера услуг делится на отрасли, связанные с производством: 1) материальных услуг; 2) чистых (нематериальных) услуг. В материальных услугах, к примеру в изобразительном творчестве, предмет труда — это то же самое вещество природы (холст художника, мрамор скульптора), но результат их работы интересует нас не как материальное благо — по размеру или весу, а с| точки зрения того эффекта (услуги), который мы получаем при созерцании (потреблении) данного произведения искусства. В чистых услугах, не имеющих отдельного материального носителя для результата деятельности, в качестве предмета (объекта) труда выступает либо общество (услуги государственного управления, правоохранительных органов), либо индивидуум (услуги образования, здравоохранения).
- Каждый живущий человек (и даже еще не появившийся на свет или уже завершивший свою жизнь) — это потенциальный предмет профессиональных производственных усилий медицинского, лечебно-профилактического характера, которые реализуются в конкретных общественно-исторических формах труда.
- Средства труда — это все то, что помещается между индивидуумом, осуществляющим производственный процесс, и объектом воздействия. Сюда относятся средства (орудия) труда, которые удлиняют конечности и усиливают мышцы работника, а также все средства труда, которые имеют емкость, служат для транспортных и коммуникационных целей. Особое место в составе средств труда занимают земля (территория), топливо и энергия. Одни и те же средства могут применяться для разных видов производства; принципиальной дифференциации средств труда между сферами производства материальных благ и производства услуг нет. Сфера услуг может потребить и использовать огромное количество средств труда, предъявляя все более возрастающие требования к их качеству.
- Давно прошли времена, когда в саквояже врача находились лишь простейшие ручные инструменты и другие средства воздействия на больного (арсенал лечебного труда). Современное здравоохранение располагает следующими основными группами средств, которые обеспечивают предоставление медицинских услуг на уровне требований сегодняшнего дня:
- 1) здания, сооружения и целые клинические городки, которые могут располагаться на значительной территории и создаваться по типовым или индивидуальным проектам;
- 2)разнообразное оборудование более общего и более специального характера, весь медицинский инструментарий и вся техника: от простейших до самых сложных видов, от распространенной до уникальной, от стандартной до инновационной;
- 3)транспортные средства, а также средства связи и средства, предназначенные для сбора, обработки и хранения информации, включая радиоэлектронные и компьютерные устройства;
- 4)лекарственные препараты готовых и рецептурных форм, имеющие химико-фармацевтическую или природную основу, и различные способы воздействия на пациента;
- 5)средства ухода за больными, начиная от самих больничных коек и другой мебели и завершая перевязочным материалом и гигиеническими средствами, одеждой и продуктами питания для больных;
- 6)средства, создающие приемлемые условия труда врачей и других категорий медицинского персонала, обеспечивающие достаточную степень комфортности их работы.
При соединении объекта труда и средств труда в здравоохранении может начаться процесс производства медицинской услуги, направленный на достижение поставленной цели — получение продукта или результата труда в форме определенного полезного эффекта охраны и укрепления здоровья.
Предоставление медицинских услуг целесообразно рассматривать с 2 точек зрения. С организационно-экономической точки зрения, формы оказания услуг здравоохранения бывают самыми разнообразными. Здесь могут действовать стационары, поликлиники, медицинские учебные заведения со своей лечебной базой, диспансеры, диагностические центры, амбулатории, лаборатории, санатории, консультационные пункты, отдельные кабинеты врачей и медицинские части; медицинские услуги могут оказываться и в рамках личного домашнего хозяйства, вплоть до самолечения. Само здравоохранение, функционирующее как отрасль экономики, взаимосвязанное с рядом других отраслей, должно иметь соответствующие управленческие структуры разных уровней и назначения, штат специалистов-менеджеров и т.д. Организация здравоохранения в наибольшей степени отражает технологию лечебно-профилактического процесса. С общественно-экономической точки зрения, важно, кто является собственником средств труда, применяемых в процессе услуг здравоохранения (государство, представленное различными органами территориальной и ведомственной власти, общественная организация, частное лицо или группа частных лиц и т.д.), каковы источники финансирования, оплаты процесса оказываемых услуг (бюджет, деньги страховых компаний, деньги самого пациента и т.п.), кто и в каких формах присваивает получаемый при этом доход, как происходит вознаграждение работников и т.п.
Способы воздействия в процессе производства услуг здравоохранения, т. е. способы работы системы врач—пациент, весьма разнообразны. В первую очередь, врач (медицинский работник) может использовать все способы воздействия, применяемые в материальном производстве: механические, физические, химические, биологические. Вместе с тем, в распоряжении врача есть еще один способ — социальное воздействие на больного. Больной, пациент — это человек, т. е., как и врач, — носитель сознания, в связи с этим взаимодействие врача и пациента накладывает определенный отпечаток на характер медицинской услуги (лечится не болезнь, а больной). Положительный вариант взаимодействия помогает получить желаемый результат.
2.Факторы определяющие состояние здоровья.
Потребитель услуг здравоохранения и действительный носитель позитивного результата медицинской деятельности (сохраненного и укрепленного здоровья) — конкретный человек. В связи с этим выделяется такая категория как индивидуальное здоровье. Самооценка здоровья пациентом проявляется через личное ощущение бодрости и отличного самочувствия. Объективно здоровье выражается через устанавливаемые медицинскими методами нормы, параметры, показатели функционирования физической основы и индивидуального сознания пациента при его обращении за услугой к врачу или при предоставлении профилактических услуг (диспансеризация). Сбор, сопоставление и обработка полученных информационных данных может привести к желаемому диагнозу: данный человек практически здоров.
При этом человек не существует отдельно от других — напротив, люди объединяются, группируются по различным признакам, формируя определенные социальные и экономические группы, составляющие население города, региона, государства. Таким образом, здоровье населения определяется через оценку здоровья составляющих его социально-экономических групп. По каким критериям можно сгруппировать население в социально-экономическом аспекте и какие выводы о здоровье населения можно сделать, исследуя эти группы?
Первый способ группировки — по полу. В каждой стране или отдельных регионах государства не только по естественным причинам, но и по сложившимся историко-культурным традициям население выполняет разные социально-экономические функции, что сказывается на неоднозначности положения со здоровьем мужчин и женщин.
Вторая группировка — по возрасту: дети, трудоспособное население и люди пенсионного возраста. Разные социально-экономические роли, которые объективно выполняет человек на определенных стадиях своего жизненного цикла, влияют не только на показатели его здоровья, но и на здоровье близких и окружающих людей.
Третья группировка — по месту жительства. В этом случае оценивается плотность проживания (к примеру, в городе и сельской местности).
Четвертая группировка — по социальному статусу (рабочие, служащие, безработные и т.д.).
Пятая группировка — по распределению доходов. Она характеризуется весьма высокой степенью зависимости объёмов и качества предоставляемых услуг здравоохранения от материального благосостояния пациента.
В экономической теории распределение доходов исследуется с помощью графика, на котором выстраивается так называемая кривая Лоренца (рис. 1). Линия OA — идеальный вариант, при котором распределение доходов среди населения абсолютно равномерно. Линия ODCBA (кривая Лоренца) показывает действительное распределение доходов. В приведенном варианте первые 25% населения (наиболее состоятельные люди, основные собственники средств производства) присваивают 50% доходов, следующие 25% (средний класс) — еще 25% доходов, а на оставшуюся половину населения (очевидно, это пенсионеры и другие социально уязвимые слои населения) остаются последние 25% дохода.
Степень неравномерности распределения доходов, влияющая и на возможность поддерживать показатели здоровья различных групп населения, определяется с помощью коэффициента Джини Коэффициент Джини (Gini coefficien t) – это количественный показатель, показывающий степень неравенства различных вариантов распределения доходов, разработанный итальянским экономистом, статистиком и демографом Коррадо Джини (1884-1965 г.г.).
Линия OABCDE показывает фактическое распределение совокупного дохода. Заштрихованная площадь показывает степень неравенства в распределении доходов. Обозначим ее через Т. Разделив Т на площадь треугольника OEF, получим коэффициент Джини, показатель степени неравенства доходов: Чем выше неравенство в распределении доходов, тем больше коэффициент приближается к единице (абсолютное неравенство). И чем выше равенство в распределении доходов, тем меньше данный коэффициент. При абсолютном равенстве он достигает нуля. Системы прогрессивного налогообложения и трансфертных платежей приближают "кривую Лоренца" к биссектрисе. Опыт развитых стран свидетельствует, что неравенство в распределении доходов со временем сокращается
На макроэкономическом уровне исследования здоровья как экономической категории рассматривается общественное здоровье, т. е. состояние здоровья в целом для того или иного государства, группы стран (субконтинента), континента͵ всего мира. Общественное здоровье определяется с использованием ряда обобщенных (агрегированных) показателей:
1. Численность населения и его популяционная характеристика С учетом динамических изменений показателя (увеличение популяции, нулевой ее рост, депопуляция, миграция) осуществляется кратко- и долгосрочное прогнозирование объёмов медицинской помощи.
2. Уровень рождаемости. По данным экспертов-консультантов ООН, в конце 2000 ᴦ. на Земле родился 6-миллиардный житель. По абсолютному числу рождающихся лидирует Китай, население которого составляет 1 млрд 300 млн человек. По темпам прироста населения лидирует Индия (более 1 млрд человек), которая к 2050 ᴦ. должна занять 1-е место в мире по числу жителей (на уровне 1 млрд 600 млн человек). Еще одним лидером является Бангладеш, где отмечается наибольшая плотность населения на 1 км2. Состояние демографического взрыва переживает Африка.
3. Уровень смертности. Наименьшая продолжительность жизни также отмечена в Африке. Во многом это связано со сложностями в социально-экономическом положении развивающихся стран. Очень настораживают депопуляцонные процессы в нашей стране: начиная с 90-х годов XX века (весь период реформ) население Российской Федерации постоянно уменьшается, причем во многом — за счёт трудоспособного населения.
4. Структура заболеваемости. Низкая рождаемость и высокая (более 70 лет) продолжительность жизни характерны, к примеру, для стран Западной Европы. В целом к наиболее распространенным относятся инфекционные заболевания, сердечно-сосудистая патология, сахарный диабет. Изучение структуры заболеваний исходя из пола и возраста пациентов позволяет экономически эффективно распределить ограниченные материальные и финансовые ресурсы, организовать подготовку медицинских кадров — общего профиля и специализированных.
О каком бы виде здоровья ни пошла речь (об индивидуальном Здоровье, здоровье отдельных групп населения или об общественном здоровье в целом), для воссоздания реальной картины крайне важно рассмотреть факторы, которые влияют на здоровье и определяют его состояние. При этом исследуя любой аспект здоровья — профессиональный (медицинский), социальный или экономический, мы обязательно придем к выводу, что важнейший фактор, влияющий на уровень здоровья, — это здоровый образ жизни, недопущение болезни. Болезнь сложнее (и дороже) вылечить, чем предотвратить.
Из каких подфакторов складывается понятие здорового образа жизни?
1. Подфактор экологии (от ʼʼойкосʼʼ, греч. — население, дом, хозяйство). Экологичность образа жизни имеет первостепенное значение. Близость природы, свежий воздух, чистая вода, использование натуральных материалов и продуктов — все это основа здорового образа жизни. Проблема, однако, состоит по сути в том, что действие этого фактора блокируется целым комплексом социально-экономических противоречий, присущих жизни большей части людей современного мира.
2. Подфактор праксеологии — т. е. соблюдение норм здоровой практической деятельности. Еще И.М. Сеченов с физиологической точки зрения впервые доказал, что оптимальная продолжительность рабочего дня с нормированным (станочным) трудом составляет 8 ч. Отступления от этих границ, безусловно, вредят здоровью. Исключение составляет творческий (ненормированный) труд.
3. Подфактор эргономики — т. е. закономерное соответствие между параметрами человеческого организма и выполняемой физической и умственной нагрузкой. Хорошо выверенное соотношение обеспечивает плодотворный труд и восстановительный отдых. В противном случае происходит изнашивание организма. Это особенно важно учитывать при организации труда женщин, подростков, а также лиц с тяжелыми условиями труда.
4.Подфактор валеологии. Знание правил здорового труда и быта͵ т. е. здорового образа жизни и, главное, их реальное применение позволяют успешно решать возникающие проблемы, снижать воздействие отрицательных влияний на ранних стадиях их проявления. Не случайно вслед за экологией валеология и безопасность жизнедеятельности все прочнее утверждаются в качестве самостоятельных предметов в различных учебных заведениях.
5.Подфактор социальной психологии. Индивидуальное, социально-групповое и общественное сознание должно быть (в данном залог будущего) развернуто к культу здорового образа жизни и искоренению пороков, как порожденных давними традициями, так и только что возникших. Отсюда важность выявления групп повышенного риска и диспансеризационно-профилактической работы с ними.
От социально-экономических и медико-экономических вопросов обратимся к чисто экономическим проблемам, связанным со здоровьем и здравоохранением. Услуга по охране и укреплению здоровья — это товар, подобный всей массе товаров, которыми являются (или могут являться) все жизненные блага, ᴛ.ᴇ. материальные блага и услуги. Товар — это объект рыночных отношений, сделок, продаж. На рынке любого конкретного товара, в т.ч. и на рынке услуг здравоохранения, взаимодействуют два исходных параметра, важнейших для экономического анализа, — спрос и предложение.
Спрос определяется как совокупность потребностей. Потребности в услугах здравоохранения делятся на общие, предъявляемые так или иначе каждым человеком (потребность в услугах врача общего профиля), групповые, имеющие значение лишь для определенной части людей (потребность в услугах педиатра, гинеколога, геронтолога), и индивидуальные, возникающие в единичном порядке для отдельно взятого человека (потребность в услугах нарколога, аллерголога). Среди факторов, определяющих рыночный спрос на услуги здравоохранения, выделяют ценовые и неценовые факторы.
Влияние ценовых факторов, в совокупности составляющие экономический закон спроса, таково, что при прочих неизменных условиях чем цена предлагаемой услуги выше, тем спрос на нее меньше. Само же повышение цены охраны и укрепления здоровья должна быть вызвано рядом причин.
Неценовые факторы, влияющие на спрос, весьма многообразны.
1. изменение потребностей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может как увеличивать, так и уменьшать спрос на услуги здравоохранения (такой объективный рост спроса наблюдается в период эпидемий); потребности бывают изменены и субъективно (гипер- или гиподиагностика и др.).
2. уровень доходов и их распределение в обществе; увеличение доходов пациентов может вызвать дополнительный спрос и при росте цены.
3. информационное обеспечение данного рынка, а также наличие взаимодополняемых и взаимозаменяемых товаров. Так, врач общего профиля может порекомендовать пациенту пройти дополнительную консультацию у ʼʼузкогоʼʼ специалиста — в данном случае общий спрос возрастет. Деятельность же, к примеру, гомеопатической и традиционной медицины может ʼʼоттянутьʼʼ к себе часть спроса на обычные услуги здравоохранения.
4. на изменение спроса может повлиять субъективное отношение потребителей к услугам, вызванное, в частности, модой. В здравоохранении мода, как правило, влияет на спрос на услуги косметологии, диетологии, пластической хирургии и др.
5. спрос обычно возрастает при росте качества услуг, создании системы гарантий и гарантийного обслуживания пациентов и т.д.
Рыночное предложение, отражающее потенциальные возможности рынка услуг здравоохранения, как и спрос, зависит от действия ценовых и неценовых факторов. По экономическому закону предложения, при прочих неизменных условиях рост цены вызывает увеличение объёма предлагаемых к реализации услуᴦ.
Среди неценовых факторов (точнее — факторов, не связанных напрямую с ценами) бывают названы следующие:
1)- нехватка врачебных кадров может затормозить рост предложения даже при увеличении цен на услуги;
2)- возможность или невозможность маневрирования имеющимися ресурсами, их взаимозамещения исходя из сезона (так происходит во время эпидемий, когда ʼʼузкиеʼʼ специалисты направляются в помощь участковым (в терапевтам, чтобы увеличить предложение их услуг);
3) - уровень технологий, применяемых при оказании тех или иных услуг здравоохранения. (переход на использование новых поколений техники и оборудования);
4) - величина налогов и субсидий, связанная с финансовой стороной обеспечения роста предложения услуᴦ
Ситуация с взаимодействием спроса, предложения и цены на рынке охраны и укрепления здоровья осложняется еще и тем, что здравоохранение предоставляет предельно разнообразные услуги.
Выше уже отмечалось, что деятельность, направленная на охрану и укрепление здоровья, имеет свой предмет труда (пациент) и средства труда (медицинский инструментарий). Здоровье неотделимо от человека. По этой причине совокупность пациентов и средств медицинского труда составляет средства производства здоровья на индивидуальном, социально-групповом и общественном уровне. Производство здоровья, как и любое другое, направлено на его потребление. Потребление же здоровья — это реальная жизнь каждого человека и всех возможных совокупностей людей. Потребление здоровья, связанное с износом, старением организма, делает необходимым повторение услугопроизводящих процессов, сопровождающееся сменой поколений человечества. Происходит воспроизводство здоровья и самого человека.
Для экономической науки и хозяйственной практики особую важность имеет то, что здоровье человека (физическое и психическое) — первейшая предпосылка наличия у него способности к труду, к любой профессиональной деятельности, т. е. наличия рабочей силы.
Таким образом, здоровье — это очень важная экономическая категория, абстрагироваться от изучения которой современная экономическая наука не имеет права.
В настоящий период времени проводится интенсивная деятельность Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по созданию Концепции развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2020 года, направлена на решение основных проблем здравоохраненческой отрасли, включая систему обязательного медицинского страхования.
Объявлен Национальный проект «Здоровье». Проект был призван поправить ситуацию в наиболее нуждающихся в реорганизации и финансировании подотраслях здравоохранения и улучшить демографическую ситуацию в стране. К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:
1) Развитие первичной медико-санитарной помощи, которое предусматривает следующие мероприятия: § подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров; § увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»; § укрепление материально-технической базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций; § профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ-инфицированных; § дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок; § введение новых программ обследования новорожденных детей; § дополнительная диспансеризация работающего населения;
2) Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью: § увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи; § строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.
В ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в состоянии здоровья населения наметился ряд положительных тенденций. На начало июля 2009 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача. В регионы на начало июля 2009 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования. По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет. Еще одним важным шагом правительства в области охраны здоровья граждан стало внесение поправок в закон о социальном страховании, согласно которым уплата страховых взносов с 2011 года будет повышена.
На рисунке наглядно видно, что главной задачей реформирования российского здравоохранения является обеспечение хорошего качества лечебных услуг на основе выбора пациентами врачей и лечебных учреждений, а также внедрения эффективных методов медицинской помощи.
Отношения, связанные со здравоохранением и медициной регулируются многими нормативными правовыми актами. Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» (с посл., изм.) выделен специальный раздел, посвященный здравоохранению, —140.010.000.
Это дает основания говорить о наличии самостоятельной отрасли законодательства — законодательства о здравоохранении. В качестве составных частей отрасли законодательства о здравоохранении выделяются нормативные акты по таким направлениям, как:
v управление в сфере здравоохранения; v медицинское страхование; v медицинские учреждения; v медицинская экспертиза и др.
Законодательство об охране здоровья граждан имеет выраженный комплексный характер, который опосредуется проявлением регулятивных норм различных отраслей права при регламентации сложных правоотношений в сфере здравоохранения. В силу особого отношения государства к охране здоровья населения, возведения отношений по охране здоровья в конституционный ранг (ст. 41 Конституции Российской Федерации), в данных отношениях наблюдается ярко выраженная публичность регулирующего эти отношения законодательства с преобладанием административно-регулятивной функции, несмотря на общий комплексный характер законодательства о здравоохранении.
Структура законодательства о здравоохранении как комплексное образование включает в себя Конституцию Российской Федерации и целый ряд нормативных правовых актов, конкретизирующих ее положения.
В ст. 2, 7, 20,41 Конституции Российской Федерации одной из основных задач Российского государства определена задача охраны здоровья людей, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закреплены права граждан России на жизнь и здоровье.
Конкретизирована данная обязанность государства по охране здоровья населения в целом комплексе федеральных законов, среди которых особо (по своей значимости) следует выделить следующие:
v Федеральный закон (далее ФЗ) от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»; v ФЗ от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ (с посл, изм, и доп.) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»; v ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; v ФЗ от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; v ФЗ от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об обращении лекарственных средств»; v ФЗ от 08.01.1998 г. № З-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О наркотических средствах и психотропных веществах»; v ФЗ от 09.01.1996 г. № З-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О радиационной безопасности населения»; v ФЗ от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»; v ФЗ от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»; v Закон Российской Федерации от 09.06.1993 г. № 5142-1 (с посл. изм. и доп.) «О донорстве крови и ее компонентов»; v Закон Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4979-1 (с посл. изм и доп.) «О ветеринарии»; v Закон Российской Федерации от 22.12.1992 г. № 4180-1 (с посл. изм. и доп.) «О трансплантации органов и (или) тканей человека»; v Закон Российской Федерации от 02.07 1992 г. № 3185-1 (с посл. изм. и доп.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; v ФЗ от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; v ФЗ от 20.05.2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека»; v ФЗ от 10.01.2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака». Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»: более полно, четко и комплексно регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. В нем законодательно определены, в частности, понятия: «здоровье», «охрана здоровья», «медицинская помощь», «профилактика», «лечение», «пациент», «медицинский работник», «фармацевтический работник», «лечащий врач», «заболевание», «качество медицинской помощи», «медицинский осмотр», «диспансеризация» и др. Федеральным законом установлены: v основные принципы охраны здоровья, к которым в том числе отнесены соблюдение прав граждан и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи; v права отдельных категорий граждан на охрану здоровья (работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, военнослужащие); v права семьи в сфере охраны здоровья, права беременных женщин и матерей, несовершеннолетних; v особенности организации оказания медицинской помощи отдельным категориям больных, в том числе страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями. В названном Федеральном законе определено, как обеспечивается право граждан на охрану здоровья, как реализуется право на медицинскую помощь, установлены порядок предоставления медицинской помощи в гарантированном объеме без взимания платы и порядок получения платных услуг, перечислены права пациента, раскрыто понятие и описана процедура дачи информированного согласия пациента на медицинское вмешательство (отказа от него), установлены порядок получения пациентом информации о состоянии его здоровья и о факторах, влияющих на здоровье, а также порядок выбора гражданином врача и медицинской организации. Федеральным законом установлена государственная система здравоохранения, а также муниципальная и частная системы здравоохранения, определен порядок их функционирования. Определены источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья, перечень видов медицинской помощи и перечень медицинских услуг, не подлежащих оплате за счет личных средств граждан, состав программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и порядок ее утверждения, а также состав территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинский помощи порядок их утверждения. Разграничены полномочия в сфере охраны здоровья между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В указанном Федеральном законе определены виды медицинской помощи (первичная медико-санитарная, специализированная, в том числе высокотехнологичная, скорая, паллиативная), ее формы (экстренная, неотложная, плановая) и условия ее оказания (вне медицинской организации, амбулаторно, в стационаре), установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками, обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и на основе стандартов медицинской помощи. В законе урегулированы также вопросы, связанные с рождением ребенка, применением вспомогательных репродуктивных технологий, донорством органов и тканей человека и их трансплантацией (пересадкой). Принятый закон гарантирует право всем жителям России на бесплатную медицинскую помощь, в том числе паллиативную, вводит единые стандарты для ее оказания, уточняет порядок оказания платных медицинских услуг. Закон также закрепляет право профессиональных медицинских сообществ участвовать в разработке стандартов, протоколов лечения и тарифов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Кроме того, впервые на законодательном уровне описывает правовые основы трансплантологии и лекарственного обеспечения больных с редкими заболеваниями. В нем предусматривается запрет на клонирование человека и эвтаназию. В Федеральном законе определены: Ø цели проведения и процедуры проведения медицинских экспертиз (экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы, экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией, экспертиза качества медицинской помощи), а также медицинского освидетельствования; Ø намечены медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека, процедура проведения патологоанатомических вскрытий и порядок использования тела, органов и тканей умершего человека. Федеральным законом урегулированы отношения, связанные с осуществлением медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе:
Ø определены права и обязанности медицинских организаций; Ø определены права и обязанности медицинских и фармацевтических работников, установлены ограничения, налагаемые на этих работников при осуществлении ими профессиональной деятельности; Ø прописаны особенности функционирования профессиональных организаций, создаваемых медицинскими и фармацевтическими работниками на основе принадлежности к указанным категориям работников, либо принадлежности к профессии (врачи, медицинские сестры, фельдшеры, провизоры, фармацевты), либо принадлежности к одной врачебной специальности. В законе урегулированы вопросы, связанные с осуществлением контроля качества и безопасности медицинской деятельности, определены формы и способы его осуществления, а также порядок осуществления государственного контроля за обращением медицинских изделий. Установлена ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи. Некоторые важные отношения в системе здравоохранения регламентируются подзаконными нормативными актами. Ø Указ Президента РФ регулируются отдельные вопросы охраны здоровья. - от 17.02.1995 г. №161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы». Ø - от 7.12.2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». Правительство Российской Федерации в рамках своих полномочий разрабатывает и принимает важные правовые акты по вопросам здравоохранения и оказания медицинской помощи, - утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения, - координирует
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|