Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Величие и падение Рима. Закат античной культуры

Римская культура изначально складывалась как синтетическая и оказалась более жизнеспособной, чем греческая. Греция и Рим стартовали в истории почти одновременно. Греки началом своей истории считают I олимпийские игры – это 786 г. до Рождества Христова, а римляне – 751г. до Рождества Христова – это основание Рима. Но Рим пережил Грецию на 7 веков. Падение Рима – это 476г., стало концом античной эпохи. А в воспоминаниях Рим жил еще 1000-летие. Рим вбирал в себя все ценное, не упуская ничего. Сначала в римскую культуру были ассимилированы этруски – народ неведомого происхождения, живший на севере Италии, потом была Греция, затем Восток. К 3 в. до Рождества Христова Риму принадлежал весь Апеннинский полуостров, к концу I в. до Рождества Христова они кольцом охватили все Средиземное море. Именно открытость римской культуры обеспечила ей такую жизнеустойчивость. Этруски дали первую религию, политику и музыку и подготовили почву для встречи римской и греческой культур. Сходство между греками и римлянами было в демократических началах жизни, главное – это власть народа, свобода города и его граждан. Если центром греческого мировоззрения были боги, то для римлян – это был сам Рим и его героические римляне. Рим вел постоянные войны, это выработало типичную римскую ментальность. Железная дисциплина, мужество, стойкость, гордое достоинство, без всякого шумного веселья, которое так любили греки. Любой успех у римлян был возможен только через армию и военную карьеру. Никакой калокагатии, агонистики и диалектики.

Важнейшим достижением Рима было создание системы римского права. Это был безусловный положительный вклад в мировую культуру. В основу была положена римская семейная система права, согласно которой отец имеет абсолютную власть, он управляет женой, детьми и рабами. Юноши с детства приучались к беспрекословному повиновению. Под руководством отца изучали 2 ремесла: воина и земледельца. Подобно конфуцианству в Китае, римское право стало 2 натурой римских чиновников. Почему право возникло у римлян, а не у греков? Римский плебс, простой народ, жил труднее греческого демоса. Много сил отнимала борьба патрициев и плебеев. В ходе ее первостепенное значение приобрела борьба за различные законы, регулирующие права граждан. Так появилась особая роль римского права в жизни общества. Религия Рима больше была связана с правом, а у греков с искусством, литературой, мифом. Отношение к богам было «деловое», богам нужны не чувства, а взятка в виде жертвоприношений.

Для римской культуры характерна особая роль римской аристократии. Богатые патриции имели больше прав, но и больше обязанностей. И в военное и мирное время они поставляли на службу свое состояние. Чтобы получить доступ в сенат, занять высокую должность, надо было участвовать не менее чем в 10 военных кампаниях на коне. Так что патриций был настоящим патрицием, только доблесть могла помочь ему. Простой народ, плебс, чувствовал себя неплохо, у него не было прав, но не было и таких обязанностей, как у патрициев. Знатное происхождение в Риме имело справедливое уважение. Много значило просто римское гражданство, неважно, кто ты, плебей или патриций, римский гражданин имел право на землю и долю военной добычи. Парадокс, но самым трудовым слоем в Риме была римская аристократия. Плебей, если терял землю, то становился пролетарием, от слова proles – потомство, кроме потомства ничего не имел, но само гражданство давало ему право на государственную дотацию в виде «хлеба и зрелищ».

Основная доминанта сознания римлян: «Рим – центр мира», все остальное они присоединяли к Риму, ассимилировали. Греческая наука, философия, мифология, искусство – все легко становилось римской культурой. Даже язык. Во II в. до Рождества Христова римская культура становится двуязычной: римские фамилии говорят по-гречески и по-латыни. Но, восприняв нечто чужое, они употребляли его по-своему. Например, ораторское искусство уважали, открыли риторские школы, но обучали там не всех желающих, а будущих государственных чиновников.

В I в. в Риме устанавливается военная диктатура, Рим из республики превращается в империю. Так возникает Римская империя, первым императором был Октавиан Август, он пришел к власти в результате столетней гражданской войны. Правление Августа называлось «золотым веком»: вся империя покрылась прекрасными мощеными дорогами, водопроводы снабжают города питьевой водой, строят порты, акведуки, термы (бани), театры. Возникает новая арочная архитектура, новый строительный материал, кирпич и бетон, его изготавливают из извести и вулканического пепла. Так возникает классическая цивилизация. 

Римляне были народом солдат, строителей, инженеров и юристов. Завоевывая огромные территории, Рим нес туда, варварам свою цивилизацию в виде дорог, акведуков, римского права и римской школы. Во всем, создаваемом римлянами, был пафос полезности.

Это в полной мере относится и к римскому искусству. Римляне, как и греки, были язычниками, но их искусство было более прозаическим, чем проникнутое мифологией, любовью к богам, искусство греков. Во всех проявлениях римляне были практичными и трезвыми. Но высокое классическое греческое искусство они почитали за образец. По этой причине, начиная с I в., всю римскую культуру захватывает идея реставрации греческой классики. Самое сильное философское течение этого периода – неоплатонизм, представляет собой реставрацию древней греческой мифологии (оно просуществовало последующие четыре столетия).

Когда греческая культура была освоена, новая римская культура вышла за пределы аристократических кружков в средние слои общества. Этому способствовали философы и ораторы: Цицерон (I в. до Рождества Христова) создал новый идеал культурного человека – это оратор. Цицерон соединил философскую образованность и риторическое искусство, упорядочил и отточил латинскую речь. Первый римский император Август привлек к себе не только философов, но и лучших писателей своего времени – эпика Вергилия и лирика Горация. Самая значительная фигура этого времени – поэт Вергилий, равный Гомеру. В его идиллиях и буколиках изображены картины пастушеской жизни, в которых он ищет душевного покоя в эпоху политических смут. Героическая поэма Вергилия «Энеида» прославляет Великий Рим, его справедливую власть над миром. Последний великий поэт эпохи Августа Овидий демонстрирует уже полный аполитизм, у него преобладает любовная лирика («Наука о любви»). Литература постепенно вырождается в игру стиля. Это нашло полное выражение в философских трактатах и письмах Сенеки (1 век н.э.), который был воспитателем императора Нерона. В пьесах этого философа, предназначенных для чтения аристократов, героями являются люди сильных страстей, совершается много насилия и смертей. Это понятно. Весь императорский Рим жил в атмосфере кровавых репрессий, в результате которых погиб и сам Сенека.

Изобразительное искусство Рима не уступало литературе в прославлении величия Рима и его императоров. Появились бесчисленные статуи Октавиана Августа и других императоров, в которых они изображались в образе бога, чаще всего Юпитера. Каждый император, прославляя себя, сооружал новые площади, здания, амфитеатры. В I в. был построен Колизей – огромный амфитеатр для гладиаторских боев, по типу которого по сей день сооружаются стадионы. В плане Колизей представляет собой эллипс, его длина 188 м, ширина 156 м. Стена высотой 50 м состоит из трех ярусов сводчатых арок, четвертый ярус – глухой. Первый ярус украшен полуколоннами дорического ордера, второй – ионического, третий – коринфского. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. На арене Колизея могло сражаться сразу до 3000 пар гладиаторов. Арену можно было затопить водой и разыгрывать в Колизее морские бои. В честь побед римлян и для прославления императоров возводились триумфальные арки. В I в. от извержения вулкана Везувия погибли города Помпеи, Стабии и Геркуланум. В XVIII в. раскопки Помпеи показали изумленной Европе жизнь римского города с 20000 населения, его планировку, устройство жилищ. Жилые дома одно- или двух этажные, строили из кирпича или бетона и покрывали черепичными крышами. Дом делился на две части. Для гостей предназначался атриум с бассейном посередине. В центре бассейна был фонтан, украшенный статуей. В частной половине дома, где проходила жизнь семьи, обязательно был перистиль -–внутренний дворик, прямоугольной формы, любимое место отдыха семьи. Перистиль был украшен статуями, нишами, фонтанами. Вокруг атриума и перистиля были хозяйственные постройки. Полы в домах украшались из горных пород, из морской гальки или смальты – цветной стеклянной смолы. Стены дома были расписаны фресками.

Римлянами был создан еще один тип сооружения – термы, общественные бани. Термы – не просто бани в современном смысле слова, это комплекс сооружений для омовения, отдыха и развлечений. До нашего времени сохранились руины терм Каракаллы (III век) площадью более чем в 11 гектаров.

Однако внешнее величие Рима имело свою теневую сторону. Главным для Рима была власть над миром. Обретя эту власть, создав огромную империю, до берегов Рейна и Дуная, Рим утратил внутреннюю цель. Пик имперского могущества одновременно стал кризисом и началом конца. Отсутствие цели породило духовный вакуум и скепсис. Рим, внешне могучий, внутренне исчерпал себя. Богатства, награбленные в походах, тратились на зрелища и развлечения. Пресыщенная публика щекотала нервы гладиаторскими боями, травлей львами зашитых в шкуры живых пленников и рабов, лицезрением всякой экзотики и уродов. В Риме был рынок, где можно было купить для потехи человека, родившегося без рук и ног, трехглазого человека, «сиамских близнецов» и т.п. Военные походы доставляли много рабов, римские гурманы кормили телами рабов любимых рыб. В театре роли злодеев играли осужденные на смерть преступники, по ходу спектакля их натурально убивали. Это вызывало восторг зрителей. Падение нравов – вот диагноз больного Рима. В распущенности тон задавали императоры: символами разврата и жестокости стали имена Калигулы и Нерона.

 Для науки этого периода трагедия состояла в том, что цивилизация умирала очень долго. Достигнутые знания и науки без употребления деградируют и исчезают. Сначала книги просто валялись на полках, очень немногие их читали, вскоре никто уже не мог понять их, в конце концов, их стали сжигать для нагревания воды в общественных банях.

Образованная римская аристократия ушла в свою духовную нишу. В литературе возникает роман, а в скульптуре очень психологичный портрет. В портретах можно прочитать всю жестокую историю Рима: произвол правителей, праздный быт знати. По выражению Герцена, вся история римского падения выражена бровями, лбами и губами. Внутренняя логика развития жизни завершается трагедией. «Зерно, не погибнув, не может возродиться в колосе» Выходило так, что надо погибнуть. Античность умерла в христианстве, но потом возродилась в Новое время.  


Вывод

 

Античность, т.е. греко-римская культура, создала Европейскую Цивилизацию и Европейца, как тип личности. Это человек слова и дела, гармонии и пользы – вот драгоценное наследие античности, которое, чем дальше, тем больше привлекает к себе восхищенное внимание. 


Список литературы

1. Введение в культурологию. - М: «Владос», 1995.

2. Боннэр А. Греческая цивилизация. - Ростов-на-Дону, 1994, тт. 1,2.

3. Древние цивилизации. - М.. 1989.

4. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. - Ростов-на-Дону, 1994.

5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.

6. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М., 1995.

7. Краткая история искусств. - М., 1991.

8. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Жи­вопись. Скульптура. Графика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...