Основные процедуры контент-анализа
Основные процедуры контент-анализа Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:
Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м – исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста. Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:
Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.
Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т. п. ); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде. Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу Таблица контент-анализа
24) Особенности разработки инструментария исследования при проведении теоретико-эмпирического исследования.
Проведение эмпирического исследования является очень важным этапом дипломного исследования. Перед проведением исследования необходимо подобрать диагностический инструментарий, соответствующий целям и задачам работы. Основными эмпирическими методами научного исследования в психологии являются: наблюдение, опрос, метод тестов, эксперимент, моделирование. Метод – способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект. Методика – форма реализации метода, совокупность приемов и операций, процедура или набор процедур для достижения поставленной цели. Выбор методов и методик исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования, поставленными целям. Ограничения, связанные с возможностью реализации конкретных методов, нередко заставляют корректировать формулировку предмета исследования и пересматривать цели. Кроме этого, автор работы должен согласовать способы сбора и последующей обработки данных с понятиями, в которых сформулирована гипотеза.
Использование методов в современном психологическом исследовании определяется комплексным подходом, то есть применяется не один какой-то метод, а несколько взаимно дополняющих друг друга методов и приемов, обеспечивающих разносторонний анализ изучаемых явлений. При выборе методик следует учитывать ее возможности и ограничения, прежде всего ее надежность и валидность. Следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению. Чем меньше методика апробирована, тем меньше шансов получить достоверные результаты и затем сделать обоснованные выводы. Не стоит увлекаться использованием методик зарубежных авторов, если для этих методик не проведена вся необходимая адаптация (не подтверждена эквивалентность иноязычной и русскоязычной версии, нет норм для соответствующей выборки и т. д. ). При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели. Часто наиболее интересными и обоснованными воспринимаются исследования, в которых использованы и известные, достаточно распространенные, и новые, оригинальные методики. Основными этапами проведения эмпирического исследования являются: · подготовка эмпирического исследования, · инструктирование и мотивирование испытуемых, · Подготовка эмпирического исследования. Автор работы заблаговременно решает вопрос о возможности проведения исследования с руководителем и психологом соответствующего учреждения. Студентготовит помещение, где будет проходить исследование и все необходимые для этого материалы (бланки ответов, стимульный материал и т. д. ). Важнейший момент данного этапа – разработка и уточнение инструкции. Она должна состоять из кратких предложений (не более 11 слов). В инструкции с помощью абзацев выделяются смысловые блоки. Чтобы проверить, понятна инструкция или нет, можно провести пилотажное исследование на 5–10 испытуемых.
Инструктирование и мотивирование испытуемых. Экспериментатор обязательно знакомится с испытуемыми, сообщает им о цели исследования, инструктирует о ходе работы. В инструкцию необходимо включать мотивационные компоненты, с ее помощью обеспечивается положительное отношение к исследованию. Поскольку ситуация эксперимента или диагностики для большинства испытуемых непривычна, они испытывают тревогу. Поэтому инструкция должна четко определять задачу испытуемого, обозначать поле его действий. Ее нужно формулировать ясно, кратко и однозначно. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особенностей темперамента, знания языка и т. д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию. При необходимости надо ее повторить, избегая дополнительных развернутых комментариев. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эмпирическом исследовании. Сбор эмпирических данных. Сначала надо убедиться в дееспособности испытуемого: здоров ли он, желает ли участвовать в эксперименте. Исследователь должен иметь инструкцию, в которой зафиксирован порядок его действий в процессе исследования. Ход эксперимента обязательно протоколируется. В протоколе указывается название методики, фамилия, имя и отчество испытуемого или его псевдоним, пол, возраст, образование, дата проведения исследования и фамилия, имя и отчество экспериментатора. Он ведет протокол, в котором фиксируются ответы испытуемого. Протокол может также содержать бланк ответов для испытуемого, который он заполняет самостоятельно после соответствующей инструкции исследователя. Примерный образец оформления протокола исследования дан в приложении 7. Кроме того, экспериментатор наблюдает за поведением испытуемого и его состоянием, в протокол могут вноситься его вопросы, реплики, изменения мимики и т. д., а также все отклонения от стандартной процедуры исследования. Необходимо помнить, что научное психологическое исследование должно осуществляться в строгом соответствии с основными этическими принципами его построения и проведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|