Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансы домашних хозяйств.




Каждое звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств. Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Сформировавшаяся к настоящему времени государственная бюджетная система РФ состоит из трех самостоятельных звеньев:

  • республиканского (федерального) бюджета РФ;
  • бюджетов национально-государственных и административнотерриториальных образований (республиканских бюджетов республик в составе РФ, краевых, oбластных бюджетов, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга);
  • бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).

Бюджетная система РФ является типичной для стран, имеющих федеративное устройство.

Государственный бюджет – главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально-экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и т.д.

Внебюджетные фонды – это средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они создаются во всех странах на определенный срок или действуют постоянно. Их создание обосновывается необходимостью иметь источники средств, не зависящие от одобрения или неодобрения государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и т.д. Мобилизация и использование средств фондов осуществляются в специфических формах и особыми методами. Отсюда их выделение в самостоятельное звено государственных финансов.


Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы — это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений.

Финансовые ресурсы предназначены:

  • для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров;
  • осуществления затрат по расширению, реконструкции и модернизации производства, приобретения новых основных средств;
  • оплаты труда и материального стимулирования работников предприятий;
  • финансирования других затрат.

Наличие в достаточном объёме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия, платёжеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.

Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство.

Источниками финансовых ресурсов являются все денежные доходы и поступления, которыми располагает предприятие. Они направляются на осуществление расходов и отчислений, необходимых для производственного и социального развития:

Финансы воздействуют на общественное воспроизводство в следующих направлениях:

  • финансовое обеспечение воспроизводственного процесса;
  • финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
  • финансовое стимул экономики.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

1. ВВП (первая группа финансовых источников).

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности (сейчас наши статистические органы переходят к системе национальных счетов (СНС), которая помогает найти ВВП, НД и т.п.).

3. Национальное богатство.

4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

Источники финансовых ресурсов на микроуровне:

1. Источники собственных финансовых ресурсов

  • Внешняя экономическая деятельность предприятия;
  • Богатство предприятия

1. Средства предприятия, которые приравниваются к собственным

  • зарплата
  • отпускные деньги

1. Привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предприятием на финансовом рынке — рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных капиталов и т.п.):

  • заемные средства;
  • путем продажи акций и облигаций.

4. Источники, которые получают предприятия в порядке перераспределения средств:

  • от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета;
  • страховые возмещения (страхование – способ перераспределения средств).

 


Финансы домашних хозяйств

Финансы домашних хозяйств - совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства.

Под домашним хозяйством с экономической точки зрения понимается группа лиц, чаще всего связанных родственными отношениями (семья), совместно принимающих экономические решения на основе совместного формирования и совместного использования фондов денежных средств, необходимых для потребления и накопления. Домашнее хозяйство (в лице его членов-представителей) в системе рыночных отношений выступает в качестве:

  • покупателя и потребителя товаров и услуг;
  • поставщика факторов производства (труд, капитал);
  • накопителя денежных фондов путём сбережения части полученного дохода;
  • кредитора или заёмщика для различных финансовых посредников и институтов (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и др.);
  • налогоплательщика, формирующего бюджет.

Финансовые отношения, характерные для домашнего хозяйства, можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренними финансовыми отношениями домашнего хозяйства являются те, которые возникают между участниками (членами) домашнего хозяйства по поводу формирования и распределения фондов денежных средств, являющихся общими для домашнего хозяйства, между его членами.

К внешним причисляются финансовые отношения:

  • с предприятиями и организациями, производящими товары, работы и услуги, потребляемые членами домашнего хозяйства;
  • с государством по поводу формирования и использования бюджета и внебюджетных фондов;
  • с коммерческими банками по поводу предоставления во временное пользование, хранящихся на различных счетах денежных средств, а также по поводу заимствования денежных средств (домашнее хозяйство как кредитор и как заёмщик банка);
  • со страховыми компаниями (страховщиками) по поводу страхования своих рисков;
  • с другими домашними хозяйствами.
  • с работодателями

Для финансов домашних хозяйств характерны общие для финансов функции:

  • распределительная;
  • контрольная;
  • регулирующая;
  • инвестиционная

Финансовые решения домашних хозяйств принимаются в отношении формирования и использования денежных фондов.

С определённой степенью условности можно сказать, что домашнее хозяйство имеет свой баланс, в котором отражается совокупность его активов, т.е. стоимость его имущества в денежной и неденежной форме и пассивов, т. е. источников формирования этих активов. Важным источником формирования активов домашних хозяйств является не только текущие доходы, но и сбережения, накопления, полученные в порядке наследования от предыдущих поколений.

Бюджет домашних хозяйств

баланс фактических доходов и расходов домашнего хозяйства за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Доходы домашних хозяйств

Доходы домашних хозяйств могут быть в денежной и не денежной (натуральной) форме. К последним можно отнести полученные в личном подсобном хозяйстве продукты питания, а также натуроплату за работу на предприятиях или частные услуги.

В развитых рыночных экономиках денежная форма доходов естественным образом преобладает. Денежные доходы домашних хозяйств подразделяются по следующим источникам поступления:

  • Заработная плата
  • Пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты
  • Доходы от предпринимательской деятельности
  • Доходы от недвижимости и операций с денежными средствами на финансовом рынке

Расходы домашних хозяйств

Существуют различные подходы к классификации расходов домашних хозяйств.

С точки зрения сроков, на которые рассчитаны те или иные расходы, выделяют:

  • Краткосрочные расходы, т. е. расходы, рассчитанные на короткий период (до 1-2 месяцев), например, расходы на питание, транспорт. Краткосрочные расходы повторяются с наибольшей частотой или постоянно.
  • Среднесрочные расходы, т.е. расходы, рассчитанные на средний период (от нескольких месяцев до года, иногда более года), например, расходы на одежду, обувь.
  • Долгосрочные расходы, т.е. расходы, рассчитанные, как правило, на несколько лет и более, например, приобретение предметов длительного пользования: квартира, автомобиль, мебель и т.п.

В зависимости от функционального назначения расходы могут быть разделены на следующие основные группы:

  • Личные потребительские расходы, т.е. покупка товаров, оплата услуг
  • Налоги и другие обязательные платежи
  • Денежные накопления и сбережения.

 


Финансовая политика РФ

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль.

Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.

По содержанию финансовая политика предполагает:

  • разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;
  • создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;
  • управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйственных отношений.

Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

  • налоговой политики;
  • бюджетной политики;
  • денежно-кредитной политики;
  • ценовой политики;
  • таможенной политики;
  • социальной политики;
  • инвестиционной политики;
  • политики в области международных финансов.

Финансовая политика РФ основывается на следующей системе социально-экономических приоритетов:

  • достижение социальной стабильности в обществе;
  • оздоровление государственных финансов;
  • восстановление нормального функционирования кредитной системы;
  • поддержка сбалансированности натурально-вещественных и денежных потоков;
  • достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;
  • создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;
  • создание условий по пресечению финансовых злоупотреблений и коррупции.

Основные задачи современной налоговой политики РФ:

  • дальнейшее совершенствование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;
  • оптимизация налоговых льгот и преференций;
  • более жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет;
  • рационализация налогового администрирования;
  • реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Бюджетная политика РФ сводится к:

  • определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
  • установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ;
  • оптимизации структуры расходной части бюджета;
  • распределению расходов между бюджетами разных уровней;
  • определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;
  • управлению государственным долгом;
  • определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п.

В условиях современного бюджетного кризиса к первоочередным задачам бюджетной политики следует отнести:

  • повсеместную экономию государственных средств;
  • централизацию всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
  • реструктуризацию государственного долга;
  • инвентаризацию внешних и внутренних заимствований и результатов их использования.

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно”кредитную политику.

ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – окончательный вариант основных направлений.

Основные направления включают:

  • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ;
  • краткую характеристику состояния экономики РФ;
  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
  • количественный анализ причин отклонения от целей денежнокредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
  • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
  • прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год;
  • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые ЦБ РФ на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
  • основные показатели денежной программы на предстоящий финансовый год;
  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях социально-экономической конъюнктуры;
  • план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

 

 


Управление финансами в РФ

Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.

Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь, конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.

Система управления финансами, являясь сложным образованием, состоит из таких относительно самостоятельных, но тесно взаимодействующих блоков, как финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, комплекс правового обеспечения финансовой деятельности, система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...