В управлении государственными финансами принимают участие высшие органы власти страны, и организовано оно следующим образом.
В границах обозначенной компетенции Минфин РФ:
Для выполнения этих своих функций Минфин РФ вправе:
Федеральная налоговая служба и МВД осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом управляет государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества). Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд. Центральный банк РФ – важный орган реализации денежнокредитной и финансовой политики. ЦБ РФ наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность кредитных организаций. Счетная палата РФ осуществляет парламентский контроль за федеральными денежными средствами. Она независима от Правительства РФ и подотчетна лишь Федеральному Собранию. В субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях финансовую политику проводят соответствующие финансовые учреждения.
7. Финансовые рынки и институты Финансовый рынок (от лат. — наличность, доход) в экономической теории — система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника. На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок. Исторически сформировалось две основные модели финансовых рынков: финансовая система, ориентированная на банковское финансирование (bank based financial system, так называемая континентальная модель), и финансовая система, ориентированная на рынок ценных бумаг и систему институциональных инвесторов (страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды) — так называемая market based financial system, или англо-американская модель. Для англо-американской модели характерна ориентация на публичное размещение ценных бумаг и высокий уровень развития вторичного рынка, который по объему значительно больше вторичного рынка стран континентальной Европы. Для континентальной модели характерен высокий уровень концентрации акционерных капиталов при небольшом количестве акционеров и непубличности размещения ценных бумаг, а вторичный рынок не так развит. В конце ХХ — в начале ХХІ веков во многих европейских странах финансовые рынки начали приобретать черты англо-американской модели, и происходит постепенное сближение, конвергенция континентальной и англо-американской моделей финансовых рынков.
Финансовый рынок подразделяется на:
Фина́нсовый институ́т — организация, участвующая в финансово-кредитной системе, как то: банк, страховая компания, инвестиционный фонд (инвестиционная компания), пенсионный фонд, взаимный фонд и др. Экономике развитых стран присуща сложная и многообразная структура институтов, осуществляющих мобилизацию инвестиционных ресурсов с последующим их вложением в предпринимательскую деятельность. Эти институты, выступая финансовыми посредниками, аккумулируют отдельные сбережения домашних хозяйств и фирм в значительные массы инвестиционного капитала, который затем размещается среди потребителей инвестиций. В наиболее общем виде финансовые институты включают следующие типы:
Финансовый контроль Финансовый контроль как неотъемлемая составная часть процесса управления финансами обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП сопровождается контролем денежных потоков в экономике.
Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах: 1) как деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства; 2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций. Финансовый контроль - законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров-аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций. Финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами, а должен иметь и аналитический аспект. Объектом финансового контроля прежде всего являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Ведь финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономический субъектов. Финансовый контроль можно разделить (как это и практикуется в экономически развитых странах) на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: контроль государственный и негосударственный. Государственный финансовый контроль - это комплексная система контрольных действий органов власти и управления, базирующаяся на Конституции и других законах государства. Его назначение - отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта, контролируя все каналы движения денежных потоков, так или иначе связанных с формированием государственных финансовых ресурсов - полнотой и своевременностью их поступления, а также с их целевым использованием.
Цель государственного финансового контроля - максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования. Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный и аудиторский контроль. Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий и подразделяется на оперативный (текущий) и стратегический. Система органов финансового контроля в экономически развитых странах в целом однотипна и включает следующие элементы: 1) ведомство главного ревизора - аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Цель этого ведомства - контроль за расходованием государственных средств и государственного имущества; 2) налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну; 3) контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений; 4) аудиторские формы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций; 5) службы внутрифирменного контроля (внутренний аудит), основная задача которых - контроль снижения издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли. Каждый институт и разновидность контроля имеют свой регламент, т.е. порядок и последовательность контрольных действий. Например, общепринятый регламент проведения комплексной ревизии хозяйствующего субъекта включает следующие поэтапные действия контрольных органов: 1) инвентаризацию наличия и сохранности товарно-материальных ценностей, субъектов незавершенного производства либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов; 2) визуальную проверку правильности оформления документов, полноты и достоверности заполнения реквизитов, соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам, выявление некачественных документов, арифметический подсчет итогов и т.д.; 3) проверку полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций, а также правильность и полноту отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в Главной книге и т.д.;
4) проверку правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредит и т.д.); 5) проверку правильности составления отчетности - бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной действующим законодательством страны. Финансовый контроль принято классифицировать по следующим критериям: * регламенту осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний); * времени проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий; * субъектам контроля - президентский; законодательных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти; финансово-кредитных органов; внутрифирменный; ведомственный; аудиторский; * объектам контроля - бюджетный; за внебюджетными фондами; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный; таможенный; за денежной массой. Различают следующие методы проведения контроля: 1) документальные и камеральные проверки; 2) обследования; 3) надзор; 4) анализ финансового состояния; 5) наблюдение (мониторинг); 6) ревизии. 1. В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений. 2. Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. 3. Надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор за коммерческими банками со стороны Банка России и надзор за страховыми компаниями со стороны Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии. 4. Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение поквартальной или годовой финансово-бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. 5. Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования либо требованию досрочного возврата ссуды. 6. Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в целях проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии: полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые. Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком РФ, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|