Результаты проведенной методики
Эффективность выстроенной системы работы отслеживалась на протяжении 2-х лет через различные формы и метод: диагностирования, наблюдения, тесты. Результаты заносила в таблицу.
Класс.
Класс.
Данные исследования подтверждают эффективность выстроенной системы.
Заключение
Речь – широкая сфера деятельности человека. По развитию речевой деятельности выделяют следующие уровни работы: 1. Произносительный уровень – произносительная работа планируется по трём направлениям: - техника – к ней относится правильное дыхание, дикция; - орфоэпия – оптимизация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка; - интонация – звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. 2. Лексический уровень или словарная работа. Задачами данного уровня являются:
- количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения; - задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включение их в предложения и текст в прямом и переносном значении. 3. Грамматический уровень – построение словосочетаний и предложений. 4. Уровень текста (связная речь) Выделяют три вида упражнений: - по образцу; - конструктивные; - коммуникативно-творческие. На данном уровне учащиеся должны уметь: а) понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы; б) собирать материал: отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное; в) располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ, писать сочинение по плану; г) пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать написанное. Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения. Однако основной базой для решения этих задач являются уроки русского языка и литературы.. Анализируя характер материала учебников, стоит отметить следующее. Неоценимым достоинством учебников являются тексты, взятые из лучших произведений классической и научно-популярной литературы. Обогащение словаря происходит за счёт узнавания новых слов, их значений, знакомства с этимологией слов. Обращение учащихся к истории отдельных слов способствует более внимательному отношению к словам родного языка. Рисунки и тексты упражнений помогают создать конкретные образы, воспринять значение многозначных слов. В процессе выполнения практических заданий уточняется и углубляется представление учащихся о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, о синонимах и антонимах.
Пути повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся: - во-первых, это целенаправленная подготовка урока, чёткая цель, продуманность отбора материала, обязательное введение пословиц, ежеурочное введение новых слов, создание условий для свободных высказываний, внимательное отношение к речи учащихся, оценка, как стимул для овладения речевыми умениями; - во-вторых, обучение живому, очеловеченному языку. Слово должно представляться не только с позиций формально-грамматических, но в первую очередь нравственно-эстетических. В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие. Список литературы
1. Бондаренко А.А., Калинчук М.Л. «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников». 2. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».— 2-е изд.— М.: 1981. 3. Жинкин Н.И. «Язык – речь – творчество» - М., Просвещение, 1998 г. 4. Закожурникова В.А. «Работа над предложением и связной речью в начальной школе». 5. Ладыженская Т.А. «Живое слово» - М., Просвещение, 1986 г. 6. Ладыженская Т.А. «Методика развития речи на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1991 г. 7. Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути её развития» - М., Просвещение, 1985 г. 8. Львов М.Р. «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г. 9. Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1984 г. 10. Программа 1-4 «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой и обеспечивающие её учебники и методические пособия. 11. Рождественский Н.С. «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980 г. 12. Синицын В.А. «Путь к слову» - М., АО «Столетие», 1996 г. 13. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1 – 1994г. 14. Современные подходы к развитию речи младших школьников /Начальная школа, № 2, 2003 г.
15. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966. – 175с. 16. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. – 280с. 17. Ушаков Н.Н. «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г. 18. Формирование культуры речи младших школьников /Начальная школа, № 10, 2003 г. 19. Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К.Д. Ушинского /Начальная школа, № 10, 2001 г. 20. Что такое виды речевой деятельности /Начальная школа. Плюс – минус, № 4, 2003 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|