Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и принципы муниципальной службы




 

Муниципальное управление - это деятельность органов местного самоуправления либо населения (местного сообщества), направленная на удовлетворение коллективных (общественных) интересов и потребностей местного сообщества, создание благоприятных условий для жизнедеятельности различных субъектов, расположенных и осуществляющих деятельность на территории муниципального образования осуществляемая в соответствии с действующим законодательством и с учетом местных исторических, социально-экономических, политических и иных особенностей и традиций.

Развитие местного самоуправления имеет большое значение для поиска новых моделей управления обществом, формирования новой российской государственности. Суть в том, что полномочия по определенным объектам управления должны исполняться на максимально приближенном к населению уровне власти. Поэтому именно местное самоуправление, являясь публичной властью местного сообщества, может реализовать эту идею в силу знания местных условий хозяйствования и интересов населения.

Требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти отражаются в принципах муниципального управления. Среди них, в качестве важнейших, выделяются принцип законности, принцип само-управления, принцип социальности, принцип гласности деятельности и др.

Они определяют структуру и функционирование муниципальной власти, способствуют выяснению сущности муниципального управления как особого типа управленческой детальности, его отличительные черты и признаки. Как правило, принципы выступают в качестве критерия оценки действующей системы муниципального управления как подсистемы местного само-управления, регионального управления.

Служба в органах управления представляет собой один из видов социальной деятельности, являющейся необходимым условием функциони-рования государства и общества. Пункт 1 ст. 2 ФЗ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определяет муниципальную службу как профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Под принципами муниципальной службы понимаются закрепляемые в Конституции РФ и федеральных законах и обусловленные природой местного самоуправления основополагающие идеи и правила, выражающие объективные закономерности и определяющие научно-обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе муниципаль-ной службы.

Правовое установление принципов муниципальной службы обуслав-ливает функционирование соответствующих органов, деятельность муници-пальных служащих, устойчивость служебных отношений, а также обоснование тенденций развития законодательства о муниципальной службе.

Изучение принципов муниципальной службы дает ответ на вопрос: что является главным в институте муниципальной службы, что постоянно сопутствует системе служебных отношений, без чего не могут существовать различные подинституты комплексного правового института муниципальной службы. Основное значение принципов муниципальной службы заключается в том, что они определяют жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование муниципальной службы.

Принципы муниципальной службы должны объективно отражать сущность муниципальной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт муниципальной службы.

Принципы муниципальной службы устанавливают важнейшие законо-мерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.

Принципы муниципальной службы - это субъективное понятие. Они формируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Принципы муниципального управления разнообразны. В их системе можно выделить принципы общие и специфические.

Среди общих принципов, действующих во всех сферах общественной организации, в том числе в муниципальном управлении, следует назвать принципы системности, научности, выделения главного звена, устойчивого развития, социально-экономической эффективности и т.п.

Специфические (частные) принципы обусловлены особенностями объектов и субъектов муниципального управления.

К специфическим принципам муниципального управления можно отнести: принцип оптимального сочетания федерального и регионального управления с местным самоуправлением; принцип ориентации структур местного самоуправления на социальное обслуживание населения; комплексность социально-экономического развития городов и районов, их саморазвитие на основе наращивания и наиболее полной реализации потенциала в условиях рынка; принцип целостности территориальных структур.

Основные принципы муниципальной службы сформулированы в ст. 4 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»:

верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;

самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий;

профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

равный доступ граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;

правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

внепартийность муниципальной службы.

Каждый в отдельности принцип муниципальной службы отражает определенную закономерность в организации муниципальной службы и деятельности муниципальных служащих. Но все эти принципы взаимосвязаны: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнение остальных принципов. Кроме того, принципы лишь по форме являются неизменными. Их содержание динамично и, как правило, соответствует условиям развития страны, ее регионов и муниципальных образований.


2.2 Реализация принципа профессионализма и компетентности муниципальных служащих

 

Одним из основных принципов, указанных в Законе «О муниципальной службе в Российской Федерации», является принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих. Именно профессиональная деятельность, в определении понятия муниципальной службы, выделяется в качестве ведущего признака.

В научной литературе, профессионализм определяется как «высший уровень психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях».

Профессионализм тесно связан с понятием «компетентность» (от лат. competens - соответствующий, способный), которая означает

) круг полномочий, представленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу;

) знания и опыт в той или иной области, которое означает доскональное знание своего дела, сути выполняемой работы, норм, правил и процедур организации, а также наличие умений и навыков, способствующих эффективной реализации этих знаний в практической деятельности.

Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, публичной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.

Принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих положен в основу формирования кадрового состава муниципальной службы, и отражает сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности, ибо с его помощью можно судить о степени соответствия самого государства с его многочисленными органами тем целям, которые оно провозгласило в качестве государственных. Профессионализм и компетентность как раз и представляет собой глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в области общественно полезной деятельности муниципальных служащих.

Реализации данного принципа способствуют закрепляемые нормативно-правовыми актами требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на занятие должности муниципальной службы. Так, основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы устанав-ливаются Законом «О муниципальной службе в Российской Федерации». В соответствии со ст. 9, для замещения должностей муниципальной службы, квалификационные требования предъявляются:

к уровню профессионального образования;

стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности;

профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Названные квалификационные требования устанавливаются муниципаль-ными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы (Приложение 1), которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В некоторых случаях, требования к отдельным муниципальным служащим могут устанавливаться специальными федеральными законами, например, п. 2 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» устанавливает, что на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане РФ, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государ-ственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

Е.Ю. Киреева предлагает следующие составляющие реализации рассматриваемого принципа:

наличие образования;

наличие опыта работы и стажа;

знание структуры управления муниципальной службы, схем служебных взаимоотношений, осуществление взаимодействия с коллегами внутри своего подразделения с выше- и нижестоящими структурами;

знание задач и функций органа местного самоуправления, а также задач и функций, предусмотренных занимаемой муниципальной должностью;

знание и практическая реализация муниципальным служащим своих должностных обязанностей;

совершенствование профессионализма (повышение квалификации, получение дополнительного образования). Так, квалификационные требования, предъявляемые для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Красноярского края, к уровню профессионального образования и стажу, определяются в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы в Красноярском крае. В соответствии с этим положением, ниже в таблице 1, показаны квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы в администрации Александровского сельского поселения Рыбинского района Красноярского края.

Муниципальное образование - это территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов.

Муниципальное образование: сельское поселение Александровский сельсовет расположено по адресу: 663960, Красноярский край, Рыбинский район, село Александровка, ул. Советская 37б.

В состав поселения входят: с. Александровка, д. Новая Прилука, д. Новая Печера, д. Высотино, д. Искра.

Главная задача местных органов самоуправления - обеспечить эффективное управление. Полномочия, возложенные на администрацию ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по реализации местных, краевых и государственных программ, работниками администрации выполняются в полном объеме, что во многом зависит от формирования кадрового корпуса муниципальных служащих.

Кадровое обеспечение муниципального образования - это процесс формирования муниципальных служащих - профессиональных работников, занятых на постоянной основе в органах местного самоуправления и организующих исполнение их полномочий, который отвечал бы современным требованиям проводимой государственной кадровой политики, а именно, в высококвалифицированных муниципальных служащих нового типа, которые обладают системностью мышления, способностью к многоаспектному, многоуровневому и целенаправленному анализу общественных процессов; владеющих теорией и практикой регионального и местного развития.

 

Таблица 1 - Квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы в администрации Александровского сельского поселения Рыбинского района Красноярского края

Группы должностей муниципальной службы Должность муниципальной службы Требования к уровню профессионального образования Требования к профессиональным знаниям и навыкам
Высшая должность Глава администрации сельского поселения высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование Не менее 2-х лет стажа муниципальной службы или не менее 5-и лет работы по специальности
Старшие должности муниципальной службы Главный специалист, ведущий специалист Высшее или среднее специальное образование Без предъявления требований к стажу (опыту) работы
Младшие должности муниципальной службы Специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист Высшее или среднее специальное образование Без предъявления требований к стажу (опыту) работы

 

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (или стажу работы по специальности), профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей в администрации Александровского сельского поселения представлены в Приложении.

В вопросах реализации принципа профессионализма и компетентности одну из ключевых ролей играет грамотная кадровая политика, которая являться одним из основных средств повышения эффективности системы органов местного самоуправления, путем формирования и эффективного использования кадрового состава, обладающего необходимыми качествами и способного ответить требованиям современному уровню развития органов власти, иными словами в полной мере отвечающего принципу профессионализма и компетентности. Для достижения профессионализма и компетентности муниципальных служащих, приоритетными направлениями кадровой политики в системе органов местного самоуправления являются:

формирование эффективной и оптимальной структуры органов местного самоуправления, адекватной задачам и функциям государства;

повышение эффективности деятельности органов муниципальной власти и управления за счет роста профессионализма муниципальных служащих;

повышение престижа муниципальной службы и авторитета муниципальных служащих;

совершенствование системы профессионального развития кадров органов местного самоуправления;

создание эффективных механизмов востребованности кадров в муниципальных органах власти и управления.

На повышение профессионализма и компетенции муниципальных служащих направлены профессиональная переподготовка, повышение квали-фикации и стажировка служащих. Профессионализм стимулирует расширение и повышение знаний, накапливание опыта, развитие организаторских способностей, поддержание постоянно высокого уровня служебной и исполнительской дисциплины.

В вопросах профессионализма и компетентности важен опережающий характер обучения. Этот принцип предполагает такое функционирование системы, при котором объем навыков и знаний, которыми обладает муници-пальный служащий, позволяет ему решать более сложные задачи, чем те, которые он обычно решает на своем рабочем месте. Вместе с тем, такая ситуация требует, чтобы система работы с кадрами в муниципальных органах управления, в сложившихся условиях риска и неопределенности, позволяла все в большей степени реализовывать способности служащего.

Кроме того, следует руководствоваться принципом единства обучения и воспитания, что позволит готовить муниципального служащего, ориентирован-ного на реализацию общественных интересов, выполнение юридических и господствующих в обществе моральных норм. Этот принцип наиболее важно реализовать на более низких уровнях системы непрерывного образования кадров для органов местного самоуправления.

Рациональное формирование кадрового состава муниципальной службы обеспечивается, в том числе и с помощью оценки результатов профессиональ-ной служебной деятельности муниципальных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена. Поэтому сегодня дело первостепенной важности ‒ поиск системы оценки эффективности деятельности муниципальных служащих на основе выделения их компетенций и профессиональных качеств.

В соответствии со ст. 18 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Цели, которые преследует аттестация муниципальных служащих:

формирование кадрового состава соответствующей квалификации;

определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки муниципальных служащих;

обеспечение возможности профессионального и служебного роста, движения кадров муниципальной службы;

эффективное использование каждого муниципального служащего в соответствии с его специальностью и уровнем квалификации;

стимулирование роста профессионализма муниципальных служащих и др.

Отметим, что не менее важной составной частью общей компетенции государственных и муниципальных служащих и фактором, определяющим уровень их профессионализма, на современном этапе информационного развития российского общества и государственных институтов, является их информационная компетентность.

Информационная компетентность муниципальных служащих: владение компьютером, современными информационными технологиями, возмож-ностями Интернет-технологий, говорит о высоком уровне их профес-сионализма, и позволяет им оперативно решать текущие задачи по реализации вопросов местного значения. В то же время, следует признать, что недостаточный уровень информационной компетентности муниципальных служащих является той причиной, которая объективно тормозит развитие взаимоотношений органов местного самоуправления и граждан. Соответственно, решение проблемы повышения уровня информационной компетентности муниципальных служащих, в числе других, будет способствовать более полной реализации конституционных прав и свобод российских граждан.

Таким образом, муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора. Одним из основных принципов, указанных в Законе о муниципальной службе, является принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих. Поэтому при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора предшествует конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

 


Заключение

 

Таким образом, управление представляет собой осознанную целе-направленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники.

Управление базируется на ряде основополагающих законов и принципов. Законы и закономерности управления - это наиболее важные и систематически повторяющиеся явления, которые, в свою очередь, отражают устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

Среди законов управления можно выделить: закон единства и целостности системы управления; закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы правления; закон зависимости эффективности решения задач управления от объема использования информации; закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления; закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем; закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.

Принципы управления - руководящие правила, регламентирующие реальную управленческую практику в любой организации. Они формируют требования к системе управления организацией - функциям, методам и организационной структуре управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания. Принципы вытекают из законов, сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. Принципы, сформированные А.Файолем, служат основой, на которой функционирует современная система управления.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены: научность; системность и комплексность; принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений; принцип централизованности и децентрализованности; принцип пропорциональности в управлении; принцип единства распорядительства в управлении; принцип экономии времени; принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях; принцип делегирования полномочий; принцип обратной связи.

Во второй части работы нами рассмотрена практическая реализация принципа профессионализма и компетентности муниципальных служащих.

Государственная и муниципальная служба России - важнейший инструмент преобразований во власти, экономике, социальной сфере.

В результате резкого усиления роли муниципальных образований в решении местных экономических, социальных, экологических и иных вопросов испытывается все возрастающая потребность в высококвалифицированных муниципальных служащих, владеющих теорией и практикой регионального и местного развития, умеющих работать в условиях жесткой конкуренции и соблюдающих этически нравственные нормы в деловых отношениях.

Руководители и специалисты муниципальной службы должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию муниципальной службы. Муниципальному служащему необходим комплекс специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате общей и специальной подготовки, а также опыта работы. Особенность профессионализма муниципальных служащих заключается в том, что они должны обладать знаниями особенностей соответствующей управляемой сферы. Одним из основных качеств, необходимых муниципальному чиновнику в профессиональной деятельности для успешного выполнения своих обязанностей, является компетентность.

Таким образом, компетентность и высокая квалификация должны быть положены в основу профессионализма современного российского муниципального чиновника. Совершенно очевидно, что если чиновник хорошо знает свое дело, при выполнении должностных обязанностей проявляет собранность, деловитость, - его труд оценивается по достоинству населением и тем самым поддерживает авторитет всего органа местного самоуправления.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...