Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Художественный мозг




 

1. Моя книга «Художественный мозг» должна быть опубликована в 2004 году·. Также о законах искусства смотрите сайт Брюса Гуча (Университет штата Юта)· http:// www cs.utah.edu/~bgooch/.

2. Эксперименты, возвращающие нас к Фрэнсису Гол- тону показывают, что составление нескольких лиц вместе часто создает лицо, которое оказывается очень привлекательным. Противоречит лн это моему закону максимального смещения? Отнюдь. Возможно, такое «составление» срабатывает за счет устранения незначительных недостатков и искажений, как. например, бородавки, диспропорции частей лица, асимметричности и т. д., которые имеют эволюционный смысл.

Тем не менее в соответствии с принципом макси малъного смещения наиболее привлекательное женское лицо не всегда является «средним», а, наоборот, обычно обладает определенными преувеличениями. Например, если вы извлечете средние женские черты из муж ского лица и усилите это различие, то в результате получите даже еще более прекрасное лицо — «суперженщину» (или мужскую особь с выдающимся подбородком и густыми бровями).

3. Просто шутки ради давайте представим себе, как далеко могут нас завести эти рассуждения. Кубизм пред полагает использование обычно невидимых сторон объекта или лица и помещение их в тот же план, что и видимые, например видимые одновременно два глаза и два уха у лица, показанного в профиль Этот эффект освобождает зрителя от тирании одной точки зрения, вам не нужно обходить объект, чтобы увидеть его оборотную сторону. Любой начинающий молодой художник знает, что это сущность кубизма, но лишь немногие задаются вопросом, почему это привлекает? Вызвано лн это шоковой реакцией, или здесь кроется что‑то еще?

Давайте рассмотрим реакцию одного нейрона мозга обезьяны. Нейроны веретенообразной извилины часто реагируют на конкретное лицо, например, одна клетка может реагировать на мать обезьяны, другая — на большого самца — вожака, а третья возбуждается при виде определенной дружественной особи — можно назвать ее «Phanka waala клеткой». Конечно, одна клетка не содержит всей информации о лице, это лишь часть системы, когорая избирательно реагирует на двиное лицо, но ее деятельность оказывается достаточно хоро шим способом контроля за активацией всей системы в целом. Все это было показано Чарли Гроссом, Эдом Ролле ом и Дейвом Перрей.

Интересно, что такой нейрон (назовем его «нейрон лица вожака») будет реагировать только на одни ракурс опредегенного лица, например его профиль. Дру гой, находящийся рядом, может отвечать на полупрофиль, а третий — на лнцо анфас. Очевидно, что ни один из этих нейронов не может сам по себе составить полный сигнал, сообщающий: «Это вожак», поскольку он может реагировать только на один его ракурс. Если вожак чуть повернется, нейрон прекращает активацию.

Однако на следующем этапе зрительной иерархи ческой обработки вы сталкиваетесь с новым классом нейронов, которые я назвал «клетки мастер — фейс» или «нейроны ГЪпсассо». Данные нейроны реагируют только на конкретное лицо, например «вожака» или «матери», но в отличие от нейронов веретенообразной извилины они активируются в ответ на любой ракурс этого лнца (но не на любое лицо). И они, соответственно, нужны, чтобы послать вам сигнал; «Эй, это вожак, будь осторожнее».

Какова конструкция «клеток мастер — фейс»? Мы не знаем, но. вероятно, нужно взять исходящие окончания — аксоны — всех клеток веретенообразной извилины. сигнализирующих о ракурсе лнца (напрнмер, «вожака»), и подсоединить их к одной «мастер — фсйс клетке», в данном случае — клепке «вожака». В результате объединения информаций вы можете получать любой ракурс лица вожака, и ou создаст в веретенообразной извилине клетки для опознания по крайней мере одного индивидуум а этот сигнал. в свою очередь, активирует «мастер — кадггку». Таким образом, «мастер — клегка» будет реаг ировать на любой ракурс этого «ща

Но что произойдет, ее*н вам будут предъявлены одновременно два изначально несовместимых ракурса лнца в одном и том же зрительном поле^ Вы будете активировать клетки веретенообразной извилины параллельно двух лиц, а следовательно, «мастер — клетка» получит двойную дозу акт ивности. Если клетка просто плюсует эти данные (хотя бы пока есть ее реакция), мастер — клетка будет генерировать сильнейший импульс, как если бы она увидела «сунерлицо». Суммарный результат — повышение эстетической привлекательности кубистического изображения лица — и Пикассо!

А теперь о преимуществах этой идеи — возможно, несколько надуманной. Ее можно непосредственно проверить, сделав записи активности клеток мозга обезьяны на разных этапах и показывая ей лица, подоб ные изображениям Пикассо. Я могу ошибаться, но и в этом сила гипотезы — ее по крайней мере можно олро- вертуть. Как сказал Дарвин, когда вы перекрываете один путь к невежес гву. часто одновременно вы открываете новую дорогу к истине. Этого не скажешь про большинство философских эстетических теорий

4. Если эти аргументы об «эстетических универсалиях» верны, тогда возникает естественный вопрос: почему не все лгобнт Пикассо? Ответ может удивить вас: суть в том. что все его любят, только большинство людей отрицают это. Тогда любовь к Пикассо может по боль шей части зависеть от преодоления этого отрицавия1 (Совсем как с англичанами викторианской эпохи, ко торые отвергали бронзу Чола, пока не преодолели сво его ханжества.) Знаю, что это может показаться немно го легкомысленным, поэтому попробую объясниться. Теперь мы уже знаем, что разум не представляется чем‑то однородным — он вовлекает параллельную активность многих квазинезависимых элементов. Даже наша зрительная реакция на объект не является простым одношаговым процессом — она подключает множество этапов или уровней обработки. И это особенно справедливо, когда мы говорим о таких сшжных вещах. как эстетическая реакция. Здесь безусловно задействовано много стадий обработки и много с «зев информации. В случае с Пикассо я настаиваю на том, что «нутряной уровень» реакции — импульс «Ага» — несомненно может существовать в мозгу любого человека, возможно, вызванный активацией ранней лимбической системы. Но затем высшие центры мозга большинства из нас отвергают эту реакцию, по существу сообщая нам: «Xoul Эти вещи выглядят настолько искаженными и анатомически неправильными, что лучше я не стану восхищаться, глядя на них». Таким же образом сочетание притворной стыдливости и невежества могло налагать вето на реакцию викгорианских критиков чувственной бронзовой скульптуры — даже нейроны на раннем этапе глушат активность, сигнализируя максимальное смещение Только когда эти последующие слои отрицания снимаются, мы можем наслаждаться работами Пикассо и скульптурой Чола. По иронш! судь бы Пикассо сам во многом черпал вдохновение в «при митивном» африканском искусстве.

5. В своей книге «Фантомы мозга» я предположил, что многие из этих эстетических законов — в особенности максимального смещения — могут сильнейшим образом влиять на фактическое направление эволюции животных; эту идею я назвал «перцептивная теория эволюции». Жнаотное должно обладать способностью определять своих сородичей, чтобы спариваться и воспроизводиться. Л для этого оно использует конкретные перцептивные «подписи», мало чем отличающиеся от клюва серебристой чайки с тремя полосками. Однако из‑за эффекта максимального смещения (ультранор- мального стимула) пару можно предпочесть чему‑то. что не имеет сходства с оригиналом. С этой точки зрения шея жнрафа стала длиннее не для того, чтобы доставать листья высокой акации, а потому что мозг жирафа автоматически демонстрировал большую склонность спариваться с более «жирафоподобной» самкой, то есть жирафой, обладающей более длинной шеей. Такая стратегия должна приводить к прогрессирующей карикатурности потомства в филогенезе. Это также предсказывает меньшую вариативность во внешней морфологии и окраске у животных, не обладающих хорошо развитыми сенсорными системами (например, троглодиты) и имеющих меньше вычурных изменений во внутренних органах, которые не наблюдаются визуально.

Это утверждение сродни дврвииовской идее полового отбора — самка павлина предпочитает паалина с самым большим хвостом. Но оно имеет отличия по трем аспектам.

Мой аргумент, в отличие от дарвиновского, приме- ним не только к вторичным сексуальным характеристикам. Я полагаю, что многие морфологические черты и «маркеры», определяющие родовые (а не половые) различия, могут толкать эволюцию в определенных направлениях.

Несмотря на то что Дарвин ссылается на принцип «пристрастия к большему хвосту» в половом отборе, он не объясняет, почему это происходит. Я предполагаю, что это происходит в результате развития еще более базового психологического закона, встроенного в наш мозг, который изначально эволюционировал по другим причинам, например, способствовал различительному обучению.

Исходя из принципа нашей серебристой чайки, то есть положения о том, что оптимально привлекательная стимуляция не должна гиаться за любым очевидным поверхностным сходством с оригиналом (из‑за уникальности нервных кодов восприятия), возможно, появятся новые направления морфологии, в которых не будет экстренных функциональных «подписей» и причудливых признаков. В этом отлнчие от популярной ныне точки зрения о том, что естественный отбор хвостов, огромных до нелепости, происходит оттого, что они являются «маркерами» отсутствия паразитов. Например, некоторую рыбку привлекает ярко — синяя точка, которой экспериментатор отмечает потенциальную партнершу, несмотря на то что у иее нет даже отдаленного сходства с этой рыбкой. Я предсказываю будущее появление рыб с синими точками, даже если такая точка не является ни половым или родовым признаком, ни свидетельством наличия хорошего гена, способствующего выживанию.

Обратите внимание, эти принципы имеют положительную обратную связь между наблюдателем и наблюдаемым Когда «торговая марка» вида запущена в зрительную систему мозга, iïotomor, у которого будут более выраженные признаки этой «марки», имеет больше шансов выжить и размножиться, распространяя, таким образом, это качество дальше. Поэтому оно становится еще более надежным видовым признаком, тем самым способствуя выживанию тех особей, мозг которых эффективнее определяет «торговую марку» вида. Таким образом, происходит прогрессивное распространение признака.

6. Другой способ проверки этих идей — измерение кож- ио — гальванической реакции (КГР), которая является показателем глубинного уровня вашей эмоциональной реакции на что‑либо. При усилении реакции ладонь потеег, а следовательно, проводимость руки повышается Мы зиаем, что знакомые лица обычно вызывают более сильную реакцию, чем незнакомые Это происходит за счет эмоционального импульса узнавания Разумно было бы предположить, что реакция на карикатуру знакомого лица или его изображение в стиле портретов Рембрандта должна быть более сильной, чем на реалистическое фото того же лица. (Можно проконтролировать эффекты новизны, вызванные преувеличением, и сравнить их с реакцией на произвольно деформированное знакомое лицо или «антикарикатур- ное» изображение со стертыми различиями.)

Я не утверждаю, что КГР может служить исчерпывающим средством измерения эстет ичечгкой реакции человека на искусство. На деле она является показателем возбуждения, а возбуждение не всегда аюпюешея с красотой — оно лишь подразумевает «нарушите равновесия». Однако трудно отрицать, что «нарушение равновесия» также может быть частью эсгсшче- ской реакции: вспомним Дали илн «пьяных коров» Дэмисиа Херста*. Уже никого не удивляет toi факт, что мы парадоксальным образом умудряемся получагь «удовольспзие» от фильмов ужасов и головокружнтель-

IfMum Хёрст — самый скандальный современный британский художник легендарною поколения YBA (Young British Artists) Среди его раГкгг встречаются такие энагажц, как раэ- резаппьгг· паттопплам свинки или овца в формалине Известно, что м*эр города Нью — Йорка Джулиани —.кшрегил выставку «Sensation», где должен был выставляться Херст.

ных автогонок. Возможно, такая активность предоставляет мозговым системам тренировку, чтобы противостоять будущим реальным угрозам, то же можно сказать и об эстетических реакциях на деформированные, захватывающие внимание зрительные образы. Когда некий объект или явление бросается в глаза и привлекает внимание просто самой своей природой, то побуждает смотреть на это, чтобы увидеть нечто большее Таким образом выполняется по крайней мере первое требование искусства. Однако «привлечение внимания» является ведущим также для произвольно деформированного лица и карикатуры, хотя только последняя будет иметь дополнительный компонент — максимальное смещение В конечном итоге эти различные «компоненты» эстетической реакции будут усложняться по мере нашего продвижение в понимании связей между зрительными областями, лимбическими структурами и логикой, которая ими руководит («законами», которые мы обсуждаем).

Итак, произвольно деформированная обнаженная натура будет возбуждать только миндалину («интерес + страх»), тогда как максимальное смещение бронзовой скульптуры Чола будет возбуждать миндалину (интерес) и перегородку и прилежащее ядро (что добавляет «удовольствие» к нашему коктейлю, и мы получаем «интерес + удовольствие»).

Здесь может быть уместной аналогия с тестами на IQ [67]. Большинство людей согласится с тем, что нелепо измерять многомерное и сложное качество — человеческий интеллект, используя такую одномерную шкалу, как Ю. Тем не менее, к примеру, лучше нанять матросов в спешке, чем остаться без них совсем. Человек с коэффициентом 70 вряд ли удовлетворяет любым стандартам а коэффициент 130 скорее всего не будет признаком глупости.

В этой связи я полагаю, что даже КГР может предоставить лишь грубое измерение эстетической реакции, но это лучше, чем ничего. И кроме того, это может

быть особенно полезным в сочетании с энцефалографическими данными и реакциями одного нейрона. Например, карикатура или картина Рембрандта могут эффективнее активировать клетки веретенообразной извилины, отвечающие за распознавание лица, чем реалистическая фотография.

7. Возможно, также было бы полезно провести дальней шие различия между «эстетическими универсалиями» и искусством. В некоторых отношениях «эстетические законы» оказываются более объемной темой, которая содержит так называемый замысел, но не содержит «пьяных коров».

Не очень понятно, что такое «китч», но если не задаваться этим вопросом, разве можно всерьез заявлять, что мы полностью понимаем искусство? В конце концов искусство китча порой подчиняется тем же законам, о которых я говорю, например, группирования или максимального смещения. Поэтому одним из способов обнаружить, какие нейронные связи участвуют в достижении «зрелой эстетической оценки», будут эксперименты по исследованию мозга, в которых можно «вычесть» реакцию объекта на китч из его реакции на высокое искусство.

Допустимо, что разница будет носить случайный и произвольный характер, например, для кого‑то китч может оказаться высоким искусством. Правда, это представляется маловероятным, поскольку мы все знаем, что из принятия китча вы можете развить интерес к истинным ценностям, но не наоборот. Я бы скорее допустил, что китч предполагает лишь поверхностное использование законов, η которых мы говорим, без подлинного их понимания. В результате такого рода псевдоискусство можно увидеть в вестибюлях отелей Северной Америки.

По аналогии мы можем сравнить китч с фастфудом* Крепкий раствор сахара оказывается сильным

вкусовым толчком (любой ребенок это знает), он мощнейшим образом активирует определенные вкусовые нейроны. Все это имеет смысл с эволюционной точки зрения: нашим предкам (как установил Стив Пинкер) часто приходилось переходить на углеводный рацион, чтобы выдерживать периодический голод. Но такая еда не может конкурировать с пищей гурмана в создании сложного многомерного возбуждения вкусовых рецепторов (отчасти по причинам оторванности от естественных эволюционных функций, например, из‑за максимального смещения контраста и т. п., которые применимы к вкусовым реакциям, а отчасти из‑за необходимости поддерживать пищевой баланс, чтобы в конечном счете сделать пищу более питательной). Китч с этой точки зрения оказывается таким зрительным фастфудом

8. Есть ли искусство у животных? Некоторые из этих универсальных законов эстетики (например, симметрия, группирование, максимальное смещение) могут существовать не только в разных культурах, но даже пересекать видовые барьеры. Самец шалашника* довольно невзрачный парень, зато он настоящий архитектор и художник, который создает поразительные декоративные беседки (птичий вариант холостяцкой квартирки), — нечто сродни фрейдовской компенсации собственной неказистой внешности. Он тщательно выкладывает вход, группирует ягодки и камушки в соответствии с цветовой гаммой, а в качестве «бижутерии» даже подбирает блестящие кусочки сигаретной фольги. Любая из этих беседок могла бы пойти за немалую цену, если бы ее выставили как произведение современного искусства в галерее на Пятой авеню в Манхэттене.

Существование эстетических универсалий также обусловлено тем фактом, что мы, люди, считаем красивыми цветы — и это несмотря на то что цветы обрели красоту в ходе эволюции для привлечения пчел и бабочек, которые отделились от наших предков в кембрийский период*. Кроме того, такие принципы, как симметрия, группирование, контраст и максимальное смещение, используют и птицы (например, райские птицы), эволюционировавшие, чтобы привлекать внимание себе подобных, но нас тоже трогает их красота.

Познакомившись с этой главой, Ричард Грегори и Ааарон Шольман заметили, что при существовании таких законов было бы возможно составить компьютерную программу хотя бы некоторых из них и создавать художественные произведения. Что‑то в этом роде пытался сделать Гарольд Коуэн миого лет назад в Калифорнийском университете, и его алгоритмы создавали привлекательные картины, которые продавались за немалые деньги.

9. Не все западные критики были так глухи, как сэр Джордж. Послушайте, как французский ученый Рене Гросс описывает Шиву (см. рис. 3.4).

«Окружен ли он ореолом огня Тирувази — мировым кругом, который он, король танца, одновременно и заполняет, и перешагивает, — он весь ритм и вос- горг. Тамбурин, который он держит в одной из своих правых рук, призывает всех существ двигаться под этот ритм, и опи тапцуют вместе с ним. Причудливые локо- еш его горящих волос и развевающийся шарф — все говорит о стремительности этого вселенского движения, которое кристаллизуется, а затем превращается в пыль. Одна из его левых рук держит огонь, который оживляет и поглощает мир в его космическом вихрр.

Одна из ног Бога попирает титана, поскольку это «танец на теле смерти», при этом одна из его правых рук выражает жестом утешенне (абхаямудра), то есть истина в том, что с космической точки зрения сама жестокость этой вселенской предопределенности приносит добро и животворящий принцип будущего. И не в одной скульптуре король танца несет улыбку на лице. Он улыбается смерти и жизни, боли и радости — всему. И если можно так сказать, его улыбка — сама жнзнь и смерть, боль и радость… По существу, все становится на свои места, находит свое объяснение и логическое построение… Сама множественность его рук, которая поначалу озадачивает, подчиняется закону, каждая пара является образцом грации, а вся фигура Натараджи в целом поражает гармонией его вселяющей трепет радости. А еще этот танец божественного актера безусловно показывает силу (лило) — жнзни и смерти, созидания и разрушения, определенности и бесцельности — первая из левых рук безвольно свисает в небрежном жесте гаджахаста (рука, как хобот слона). И наконец, если мы посмотрим на скульптуру сзади. то увидим, что ни твердость этих плеч, которые поддерживают мир. ни величие торса Юпитера не оказываются символом постоянства и неизменной сущности, а вращение ног в головокружительной скорости символизирует глубину этого феномена».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...