Глава 5. Неврология — новая философия
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
1. Есть и другая возможность. Это «запаздывание» не имеет функционального значения, а происходит из‑за того, что событие в мозгу неизбежно «<растягивается» во времени. Поскольку там нет «кнноэкрвна», на который в реальном времени смотрит маленький человечек (гомункулус), нет основания ожидать точной синхронности между переживанием волевого усилия и нервной активностью, порождающей соответствующие движения. Эту точку зрения бурно отстаивает выдающийся Теореме Ферма — утверждение теории чисел, со1ласно которому уравнение хп + уг = z" при η > 2 не имеет целых положительных решений. Ферма, высказавший эту теорему, не оставил се доказательства Догадка Гольбаха — недоказанная теорема, по к<>торой каждое целое четное число больше 2 можно записать как сумму двух простых чисел американский философ Дэн Деннет, и в ней есть преимущество закона экономии. (Хотя в биологии закон экономии может быть обманчивым, учитывая пути эволюции. Как однажды сказал Фрэнсис Крик: «Бог хакер, а не строитель».) Вегнер (2002) и Черчлэнд (1996, 2002) внесли важный вклад в развитие проблемы свободы воли. Благодаря им, а также Фрэнсису Крику, Кристофу Коху и Джеральду Эдельману, сегодня изучение сознания считается достойным занятием. Здесь возникает одна трудность с идеей «растянутости» во времени — почему сбой в синхронизации между активностью мозга и ощущением волевого акта происходит всегда в одном направлении. Если это просто сбой, то можно было бы ожидать, что переживание произвольного актв хотя бы в редких случаях опережает активность мозга. Честно говоря, философы, с некоторыми исключениями, недалеко продвинулись в понимании сознвния. В частности, это касается Пат и Пауля Черчлэнд, Джона Серла, Дэна Деннета, Джерри Фодора, Дейвида Чалмерза, Билла Херстейна, Неда Блока, Рика Краша, Алвы Ноу и Сузан Херли (хотя даже эта группа просвещенных имеет склонность находшъ извращенное удовольствие в несогласнн между собой ad nauseam[69]).
2. Если эти идеи верны, тогда мы можем сделать еще одно предположение. Нормальный человек, посылая руке команду двигаться, получает обратную связь от зрения и пропрноцептивных ощущений (суставов и мышц) о том. что рука повинуется команде. Но если использовать систему зеркал и помощника в перчатке, тогда испытуемый будет видеть свою руку совершенно неподвижной — то есть не двигающейся. Даже невзирая на это, двигательные команды будут отслеживаться его мозгом, а рука будет чувствовать движение, но выглядеть недвижимой (Ramachandran, Blakeslee, 1998). Нормальные люди, сталкиваясь с такой несообразностью, будут переживать потрясение, говоря что‑нибудь вроде: «Боже мой, что происходит! Почему рука не двигается?». Тем не менее, когда мы попробовали провести этот опыт над непарализованной правой рукой у больной с анозогнозией, вызванной поражением правого полушария, она спокойно сообщила нам, что отлично видит, как двигается ее рука, то есть проигнорировала это несоответствие. Продолжая аналогию между анозогнозией и шизофренией, я предполагаю, что в ситуации с «зеркальным ящиком» шизофреники будут вести себя таким же образом — опи будуг видеть «галлюцинацию» со своей движущейся рукой. 3. Существует два различных взгляда на проблему квалии (Ramachandran, Blakeslee, 1998). Первый, как я думаю, теснейшим образом связан с самоощущением — это вопрос — головоломка о наличии вообще каких‑либо субъективных ощущений. Почему каждый из нас, включая и меия, не может быть зомби, который выполняет свою работу? Почему могут существовать два параллельных описания или «рассказа» о мире — субъективный рассказ Т и объективный рассказ «Оно»? Второй — почему ощущения принимают те или иные конкретные формы. По моему мнению, он более поддается научному изучению, и решение этой проблемы может также подвести нас ближе к ответу на первый вопрос.
Давайте проиллюстрируем его следующим парадоксом. Представьте, что я показываю вам двух абсолютно схожих людей. Одни из них с этого момента (без его ведома) будет помещен в камеру и обречен на мучительное существование, а другой будет жить на свободе в свое удовольствие. Если я спрошу вас: «Хорошо ли я поступлю, если я поменяю местами этих двух людей, пока онн спят?» — вы согласитесь или по крайней мере не увидите никакой причины, по которой так делать нельзя. Но если я изменю вопрос и скажу: «Предположим, что вы один из них (тот, кто жнвет на свободе)… Хорошо ли будет, если я произведу этот обмен?» — вы ответите: «Нет, нехорошо». И как вы объясните это логически, если считаете, что существует только «объективный мир» — мнение третьей стороны? Похожий вопрос поднимался в Древней Индии философами Санкхья[70](как цитирует его Эрвин Шродингер в книге «Mind and matter» («Разум и материя»). В качестве примера второй проблемы квалии посмотрим, каким образом мы ощущаем два разных физических измерения: длину волны (зрение) и высоту звука (слух). Несмотря на то что длина волны является непрерывным изменением, мы видим цвета как четыре качественно различных ощущения — красный, желтый, зеленый и синий. Эти четыре цвета субъективно воспринимаются как «чистые» — они не кажутся промежуточными или состоящими из других цветов. Смежные цвета в этсм наборе четырех — «смешивающиеся», то есть мы можем видеть, что оранжевый составлен из красного и желтого, а лиловый — из красного и синего, Но несмежные цвета не поддаются смешению, как масло и вода. Довольно трудно представить себе голубоватый желтый или красноватый зеленый. Следовательно, по — видимому, цветовое восприятие «раскладывается» на четыре несмешивающпхся вида. Но в случае с частотой звуковой волны это не так: мы сшишш весь спектр от самой низкой до самой высокой частоты как непрерывное звучание в квалии Все это очевидно, но вопрос в том, почему так должно быть. Сказав, что это происходит из‑за того, как цвета закодированы (используя три рецептора в глазу — для красного, зеленого и синего — и четыре нервных пути), все равно не объяснишь, почему квалия должна раскладываться на четыре элементарных субъективных ощущения. И наконец, поскольку информация о длине волны извлекается с помощью вычислительных коэффициентов активности грех классов колбочек, теоретически они должны быть представлены в мозгу и субъективно восприниматься как непрерывные, подобно высоте звукового тона. Тот факт, что разные модальности ощущений прилагаются к длине волны и частоте тона, предполагает, что квалия не может быть вторичной. У нее должна быть эволюционная функция, например служить мнемоническим задачам, чтобы помечать такие вещи, как съедобные фрукты (красные), несъедобные фрукты (зеленые) или, наоборот, съедобные листья (зеленые), или сексуально привлекательный зад самки примата (красный и голубой) и т. д Высота тона не используется подобным образом для «меток» объектов. По общему признанию, это притянутый за уши аргумент для различения цветовой квалии, но, размышляя на эту тему, трудно избежать таких натяжек (см. также Crick, 1994; Ramachandran, Hirstein, 1997; Crick, Koch, 1998) Ричард Докпнз спросил меня, могут ли летучне мыши, которые «видят» предметы и качество поверхностей с помощью эхолокации, использовать цветовые ярлыки, когда онн ощущают и обозначают структурные качества звуковой информации. Я согласился с тем, что это не такое уж неправомерное предположение.
Другой взгляд на интроспективное сознание состоит в том, что исходно оно возникло для того, чтобы стимулировать разум других людей помогать развивать сложные идеи в сознании других. Ник Хамфри высказал эту версию на конференции, которую я организовал в Кембридже (Josephson, Ramachandran, 1979). Подобные идеи были у Дейвида Премака и Макса Хаузера. На той же встрече Хорас Барлоу предположил существование тесной связи между языком и сознвнием. Квалия может нуждаться в самоощущения, но мие трудно поверить в то, что ей необходим окончательно сформировавшийся язык в обычном понимании этого термина. Как я заметил на той конференции в Кембридже, квалпя в целом, а цвета в частности гораздо более «мелкозернисты», чем слова, которые используются для их обозначения.
4. Было бы интересно посмотреть, как пациент ствнет реагировать на укол иглой, испытывая эффект «отстраненности» от тела. Будет ли у него кожно — гальваниче- ская реакция? Будет ли пн чувствовать боль или хотя бы тактильные ощущения, как если бы его тело испытываю боль, a он просто наблюдал за этим со стороны? Вопрос о кожно — гальванической реакции также можно задать про пациентов, находящихся под воздействием кеташша[71]. поскольку они тоже испытывают чувство отстраненности от тела. 5. Другой способностью, тесио связанной с семантическими аспектами языка, является обращение с символами: способность «жонглировать» зрительными образами объектов в своем мозгу «офлайн». Чтобы проиллюстрировать это, я предлагаю мыслительный эксперимент (в отличие от экспериментов философов, мой опыт можно провести). Представьте себе, что я показываю вам три ящика разных размеров, стоящие на полу, и некий приятный предмет, свисающий с высокого потолка. Я быстро составляю три ящика, вннз поставив самый большой и сверху два меньших, затем становлюсь на них, чтобы достать награду. Шимпанзе тоже может решить эту задачу, но он добьется этого решения путем проб и ошибок, исследуя ящики на практике. Теперь я вношу в эксперимент изменение. Все три ящика помечаю тремя цветными светящимися точками, например красной — большой ятцпк, синей — средний ящик и зеленой — маленький ящик, и размещаю пх порознь на полу. Я приглашаю вас в комнату и даю вам некоторое время, достаточное, чтобы запомнить, какую точку имеет каждый из ящиков. Далее выключается свет, и теперь вы видите только символы ящиков — светящиеся цветные точки. После этого я вношу в темную комнату светящийся предмет — награду и эакрепляю его на потолке. Если у вас здоровый мозг, то вы без всяких колебаний поставите красную точку в основании, синюю в середине, а зеленую сверху, а затем вскарабкаетесь на них. Другими словами, будучи человеческим существом, вы способны создавать случайные символы (по свободной аналогии со словами), а потом «жонглировать» зрительными образами объектов в своем мозгу, производя мысленное воспроизведение реальности, чтобы найти решение. Вы сможете сделать это, даже если на первом этапе увидите ящики только с красной и зеленой точками, отдельно — ящики с зеленой и синей точками, а на стадии эксперимента я покажу вам отдельно ящики с красной и зеленой точками (поскольку сложение даже двух ящиков дает вам лучший доступ к Hai раде). Совершенно уверен, что теперь вы сможете мыс\енно «жонглировать» символами, чтобы определить переходные условия: если красный ящик больше, чем синий, а синий больше, чем зеленый, значит, красный должен быть больше, чем зеленый Это позволит вам и в темноте поставить зеленый ящик на красный, даже при том. что относительные их размеры будут невидимыми.
Человекообразная обезьяна определенно не сможет выполнить такое задание, поскольку оно требует мыс- \l‑iiiilix манипуляций «машчеекпми» (условными) знаками, что является основой языка Тем не мепсе. А" какой степени речь является необходимым уаовиеы рассуждений «если… то» — особенно в новых ситуациях? Что. если бы вы попробовали провести эксперимент с пациентами, страдающими афазией Вериике [72]. не понимающими речь? Или с афазией Брока[73], при которой люди имеют трудности с такими грамматиче- ски — функциональнымн образованиями, как «если… то»? Такие эксперименты могут сильно помочь нам в изучении неуловимого раздела между речью и мышлением. А как насчет способностей, которые требуются для игры в шахматы {необходимость предположения «если., то»), решения алгебраических задач (у Джона и Мэри было девять яблок: у Джона было вдвое больше, чем у Мэри Сколько яблок было у каждого?) или составления компьютерных программ? Могут ли больные с афазией Брока или Вернике выполнять такие задания, если предположить, что они были хорошими шахматистами, математиками или программистами до болезни? И наконец, у классической алгебры есть собственный «синтаксис», у программирования — свой «язык», но до какой степени они подключаются к механизмам мозга как естественный язык? Однако не слишком ли мы перегибаем палку? В конечном счете большинство из нас может представлять себе последовательность зрительных образов, не называя в уме такие слова, как «если., то», — так зачем вообще ссылаться на язык? Однако здесь нам нужно быть осторожнее, чтобы не потонуть в интроспекции; ведь вполне возможно, что даже то, что воспринимается как жонглирование зрительными символами, может быть безмолвным бессознательным использованием тех же нервных механизмов, что и в определенных аспектах речи. 6. Но не приводит ли этот взгляд на «репрезентацию репрезентации» к бесконечному регрессу? Не понадобится ли вам еще и третичная репрезентация вторичной репрезентации? Это необязательно. Представьте себе предложение: «Я знаю, что он знает, что я знаю, что он угнал мою машину». Оно влечет за собой репрезентацию его репрезентации моей репрезентации. Но если я пойду дальше, то не смогу удерживать большее количество репрезентаций одновременно; они начнут угасать, как эхо. (Хотя я могу вычислить их в уме.) Одна метарепрезентация уже является большим подспорьем, и здесь у эволюции может просто не быть иного выбора, кроме как развивать способность к ограничениям, учитывая наши уже существующие лимиты памяти и внимания. Сознание имеет гораздо более ограниченные возможности. чем мы обычно полагаем. 7. Что именно влечет за собой это «изготовление удобных в обращении порций» квалий, речи и мышления {см. с. 115)? Здесь мы входим в сумеречную зону: это загадочная ступень эволюции, которая трансформировала человекообразное мышление в человеческое сознание и самосознание. В книге «Фантомы мозга» я высказываю предположение о существовании четырех функциональных свойств, совмещенных с нейрофизиологическими событиями, которые оказываются привязанными к квалиям, в противоположность качествам, не связанным с этими событиями (как, например, ретроспективный взгляд). Я называю их «четыре закона квалии»: I) очевидность/бесповоротность; 2) воскрешение в памяти явного смысла или семантических значений; 3) кратковременная память; 4) внимание. В книге «Фантомы мозга» я подробно описываю первый закон, поэтому сейчас просто сделаю короткое резюме остальных трех. У пациента с параплегией коленный рефлекс остается неповрежденным — удар по его сухожилию неизменно вызывает коленный рефлекс; но он не испытывает квалию. Причина в том, что ощущение, идущее от спинного мозга, подключается только к одному выходу — сокращению мышцы — и не может быть использовано любым другим образом. С другой стороны, нагруженный квалией объект восприятия {такой, как зрительное восприятие желтого пятна на брюках) имеет несчетное количество толкований, например «банан», «желтый зуб», «лимон». Слово «желтый» предоставляет вам роскошь выбора: какое «толкование» выявляет текущие потребности, предписанные пояспой извилиной и другими лобными структурами. Выбор, в свою очередь, требует от вас удерживать информацию в «рабочей» памяти {закон третий) столько времени, сколько понадобится, чтобы задействовать внимание, используя поясную извилину (закон четвертый). На этом мы закончим наш экскурс в мои «четыре закона квалии». Преимущество знания этих критериев состоит в том, что вы можете применять их к любой системе, чтобы понять, обладает ли она квалией и самосознанием. (Например, применимы ли они к лунатику?) Они также выявляют такие глупые вопросы, как: «Испытывает ли венерина мухоловка сенсорную квалию от насекомого, когда она захлопывает свое рыльце?» — нет не испытывает; «Имеет ли термостат температурную квалию?» и т. д Эти вопросы имеют мало смысла для нейрофизиолога, как и следующий: «Являются ли вирусы живыми существами?» — да, являются для молекулярного биолога, работающего после открытия Уотсона и Крика. Такие пограничные примеры нужно приводить, чтобы прояснять туманные различия. В среде нейрофизиологов и ицдийских мистиков стало модно утверждать, что «Я» является иллюзией, но если это так, следовательно, на нас ложится бремя доказательств, как возникла эта иллюзия. Самое яркое толкование этой проблемы лдл Золтан Торей, который выдвинул остроумное предположение, что и самосознание, и квалия могут базироваться на вгщмании, переключающемся от одного полушария головного мозга к другому. Торей и Дейвид Дарлинг исследовали также связь между речью и самосознанием (Тогеу, 1999; Darling, 1993), как. и я в этой главе. В часгности, книга Торея полна повых блестящих догадок но многим аспектам этой проблемы. 8. О ключевой роли специализации полушарий в человеческом сознании говорили Марсел Киисборн, Джек Петтигру, Майк Газзанига, Джо Боген и Роджер Сперри. Несколько лет назад Вильям Херстейн и я опубли ковали работу, которая показывает, что невербальное правое полушарие пациента с расщепленным мозгом может обманывать (например, при невербальном кон такте дается неверный ответ экспериментатору Б по- еле получения инструкций от экспериментатора А обмануть Б) Это доказывает, что ложь не требует речи. Примите во внимание, что даже несмотря на то что правое полушарие не имеет синтаксиса и не может говорить, у него все‑таки есть некоторый протоязык — рудиментарная семантика и определенный набор слов, обращенный к предметам Поэтому единственным способом разрешения этого может служить тестирование левого полушария пациента с расщепленным мозгом, который впоследствии пережил инсульт и получил повреждение речевой зоны Вернике в левом полушарии! Будет ли способно его левое полушарие на автономную манипуляцию символами и самосознание? И сможет ли оно обманывать? Мы также пробовали тестировать личность и эстетические предпочтенпя двух полушарий по отдельности, пользуясь той же процедурой, а именно обучая правое полушарие пациенте давать нам невербальные otbcibi «да/нет» или «Я не знаю» при помощи выбора левой рукой одной из трех абстрактных фигур. Представьте себе наше удивление, когда мы столкнулись с тем, что левое полушарие пациента Л. Б сказало нам, что верит в Бога, в то время как правое полушарие сообщило, что он атеист Эта проба на внутреннюю согласованность нуждается в проверке, но по меньшей мере она показывает, что два полушария могут одновременно иметь противоположное отношение к Богу. Эти наблюдения должны вызвать шоковую реакцию в теологическом сообществе. Что же будет, когда такой пациент в конечном итоге умрет— окажется ли одно из его полушарий в преисподней, а другое — в раю? 9. См.: V. S. Ramachandran. Mirror neurons and the great leap forward (Рамачандран B. C. Зеркальные нейроны и великий скачок вперед), 1999; http://www.edge.org/3rd_culfun>/ ramachandran/ramachandranmdex‑html
Словарь терминов
Я хотел бы поблагодарить сообщество ученых — ней- рофизиологов за разрешение воспроизвести этот словарь терминов. В нем были сделаны некоторые исправления Агонист (agonist) — нейротрансмиттер (передатчик возбуждения), вещество или другая молекула, стимулирующие рецепторы для получения желаемой реакции. Адреналин (adrenaline) — гормон, выделяемый мозговым веществом надпочечника и мозгом, который действует совместно с норадреналином, активируя симпатический раздел автономной нервной системы. Аксон (axon) — волокнистый отросток нейрона, по которому к\етка отправляет информацию к своей цели. Аминокислотные трансмиттеры (amino acid transmit- iers) — самые распространенные нейротрансмиттеры (медиаторы) мозга, включающие глютамат и аспарагиновую кислоту, которые оказывают возбуждающее действие; глицин и гамма — ами- номасляную кислоту, оказывающие тормозящее действие. Андрогены (androgens) — мужские половые гормоны, включающие тестостерон; содержатся в значительно большем количестве у мужчин, чем у женщин; отвечают за половое созревание мужчин. Анозогнозия (anosognosia) — синдром, при котором человек с парализованной конечностью утверждает, что она по — прежнему функционирует. (Анозогнозия означает отрицание заболевания.) Объяснение затрагивает глубокий анализ различных ролей правого и левого полушарий мозга. Антагонист (antagonist) — вещество или другая молекула, которая блокирует рецепторы. Антагонисты препятствуют агонистам. Асимболия боли (pain asymbolla) (или асимволия). Люди в этом состоянии не чувствуют боли, когда, например, им вонзают в палец острую иглу. Иногда пациенты говорят, что могут чувствовать боль, но она не беспокоит их. Они знают, что их укололи, но не испытывают никаких обычных для этого эмоциональных переживаний. Этот синдром часто является результатом повреждения частн мозга, называемой инсулярной извилиной. Ощущение укола поступает из одной части мозга, но информация не проходит в другую область, которая обычно опознает ощущение как угрожающее и запускает — с помощью ощущения боли — реакцию избегания. Афазия (aphasia) — расстройство понимания ιιίη воспроизведения речи, часто возникает в результате инсульта. Аффективный психоз (affective psychosis) — психиатрическое заболевание, касающееся расстройства настроения. В целом оно характеризуется состоянием депрессии, не связанной с внешними обстоятельствами жизни пациента, которое перемежается периодами нормального настроения или неуместного проявления эйфории и мании. Ацетилхолин (acetylcholine) — медиатор (или нейротрансмиттер) как в мозгу, где он может регулировать память, так и в периферической нервной системе, где он контролирует скелетную и гладкую мускулатуру. Базальные ганглии (basal ganglia) — скопление нейронов, включающих хвостатое ядро, скорлупу, бледный шар (паллидум) и черную субстанцию, которые расположены глубоко в мозгу и играют важную роль в движении. Гибель клетки в черной субстанции приводит к проявлениям паркинсонизма. Быстродействующая память (immediate memory) — фаза памяти с очень коротким сроком запоминания, при которой информация сохраняется только несколько секунд. Она также известна как оперативная память. Вегетативная нервная система (autonomic nervös system) — часть периферической нервной системы, регулирующая деятельность внутренних органов. Она включает симпатическую и парасимпатическую нервные системы. Височная доля (temporal lobe) — одна из четырех (наряду с затылочной, теменной и лобной) долей каждого полушария головного мозга. Играет роль в слуховом восприятии, речи и сложных зрительных ощущениях. Височная эпилепсия (temporal lobe epilepsy) — состояние, которое может вызывать преувеличенные представления о себе, часто связанные с рели гиозными и интеллектуальными переживаниями. Некоторые люди претерпевают разительные изменения личности и могут быть одержимы абстрактными идеями. Возможным объяснением этого расстройства могут быть повторяющиеся припадки, которые укрепляют связи между двумя областями мозга — височной корой и миндалиной У пациентов наблюдается тенденция приписывать глубокий смысл всему, что их окружает, включая их самих. Возбуждение (excitation) — изменение в электрической активности нейрона, которое связано с повышением вероятности действия потенциалов. Вторичное поглощение (reuptake) — процесс, при котором медиаторы поглощаются для последующего повторного использования. Вторичные мессенджеры (second messengers) — недавно обнаруженное вещество, которое инициирует взаимодействия между различными частями нейрона. Полагают, что эти химические соединения играют роль в производстве и высвобождении медиаторов, во внутриклеточном развитии, метаболизме углеводов и, возможно, даже в процессе роста и развития. Их непосредственное воздействие на генетический материал клеток может приводить к долгосрочной перестройке таких процессов, как память. Вызванные потенциалы (evoked potentials) — измерение электрической активности мозга в ответ на сенсорную стимуляцию. Это достигается с помощью помещения электродов на поверхности че репа (или — гораздо реже — на черепную коробку) при повторяющемся предъявлении стимулов. Затем результаты обрабатывают на компьютере Гамма — аминомасляная кислота (ГАМК) (gamma‑ami- по butyric acid (GABA) — аминокислотный трансмиттер мозга, главная функция которого заключается в блокировании запуска нейронов. Словарь терминов t73 Гипоталамус (hypothalamus) — структура коры мозга, состоящая из многих ядер с разнообразными функциями. Она включает регуляцию деятельности внутренних органов, получение информации от автономной нервной системы и контроль за гипофизом. Гипофиз (pituitary gland) — железа внутренней сек- реции, тесно примыкающая к гипоталамусу. У человека она состоит из двух долей и вырабатывает ряд гормонов, которые регулируют деятельность органов внутренней секреции в теле. Гиппокамп (hippocampus) — структура, напоминающая морского конька, расположенная внутри мозга и являющаяся важной частью лимбической системы. В ее функции входит научение, память и эмоции. Глутамат (glutamate) — аминокислотный нейротрансмиттер, который действует для возбуждения нейронов. Возможно, глутамат стимулирует N‑methyl- D‑aspartat.e (NMDA) рецепторы, которые были вовлечены в разную деятельность, от обучения и памяти до развития и специализации нервных контактов в эволюции животного. Стимуляция NMDA — рецепторов способствует благотворпым изменениям, тогда как сверхстимуляция может привести к повреждению или гибели нервной клетки при неврологической травме или инсульте. Гонада (gonad) — половая железа: яички у мужчин и яичники у женщин. Гормоны (hormones) — химические носители, выделяемые железами внутренней секреции для управления деятельностью клеток — мншеней. Они играют роль в половом развитии, кальциевом метаболизме в костях, росте и выполняют многие другие функции. Двигательный (моторный) нейрон (motor neuron) — нейрон, который несет информацию из центральной нервной системы к мышцам. Дендрит (dendrite) — древовидный отросток тела клетки нейрона. Наряду с телом клетки он получает информацию от других нейронов Долговременная память (long‑term memory) — финальная фаза памяти, в которой хранение информации может длиться от часа до всей жизни. Допамин (dopamine) — кагехоламгаювый нейрсяранс- мнттер. Известно, что он имеет многочисленные функции в зависимости от того, где действует. Нейроны, содержащие допамин, в черной субстанции ствола мозга проецируются на хвостатое ядро и разрушаются у больных паркинсонизмом. Считается, что допамин управляет эмоциональными реакциями и играет роль в заболевании шизофренией и употреблении кокаина. Желудочки (ventricles) — из четырех желудочков сравнительно большого объема, заполненных церебральной жидкостью, три размещаются в M03iy и один — в стволе мозга. Латеральные желудочки, самые большие, расположены симметрично над стволом, по одному в каждом полушарии. Затылочная доля (occipital lobe) — одна из четырех (наряду с височной, темениой и лобной) долей каждого полушария головного мозга. Играет роль в зрительном восприятии. Зона Брока (Broca's area) — область мозга, расположенная в лобной доле левого полушария; играет важную роль в воспроизведении речи. Зона Вернике (Wernicke's area) — область мозга, отвечающая за понимание речи и воспроизведение смысловой речи. Инсульт (stroke) — главная причина смерти на Западе; препятствует кровоснабжению мозга. Он может быть вызван образованием тромба в кровеносном сосуде, разрывом стенки кровеносного сосуда, нарушением кровотока из‑за тромба или другого вещества или давления на кровеносный сосуд (как, например, при опухоли). При отсутствии кислорода, который попадает с кровью, нервные клетки в пораженной области не могут функционировать и погибают. Таким образом, часть тела, контролируемая этими клетками, больше не может функционировать. Инсульт может приводить к потере сознания, нарушению работы мозга и смерти. Ионы (ions) — электрически заряженные атомы или молекулы. Капгра синдром (Capgras delusion) — редкий синдром, при котором пациент уверен в том, что его близкие, обычно родители, супруг, дети или братья и сестры, — обманщики. Он может быть вызван повреждением связей между областями мозга, связанными с узнаванием лиц и эмоциональной реакцией. Больной может опознавать лица своих любимых, но не испытывает эмоциональной реакции, обычно возникающей при встрече с близкими. Катехоламин (catecholamines) — нейротрансмиттеры допамин, адреналин и норадреналин, которые действуют как в мозгу, так и в периферической нервной системе. Эти три молекулы имеют определенное структурное сходство и являются частью более крупного класса нейротрансмиттеров, известных как моноамины. Квалия (qualla) — термин для определения индивидуальных ощущений. Классический условный рефлекс (classical conditioning) — научение, при котором стимул, естественным образом вызывающий специфическую реакцию (безусловный стимул), повторяется в паре с нейтральным стимулом (условный стимул). В результате условный стимул может получить возможность возбуждать реакцию, сходную с реакцией на безусловный стимул. Колбочка (cone) — ведущая клетка рецептора зрения, находящаяся в сетчатке. Она чувствительна к цвету и в основном активна при дневном свете. Конус роста (growth cone) — специфическая структура на растущем конце аксона. Это место, где к аксону могут добавляться новые материалы. Кора головного мозга (cerebral cortex) — окраинный слой полушарий головного мозга. Она отвечает за все формы сознания, включая восприятие, эмоции, мышление и планирование. Кора надпочечника (adrenal cortex) — эндокринный орган, который выделяет кортикостероиды для обменных функций: альдостерон задерживает кальций в почках: андрогены — мужской половой гормон; эстроген — женский половой гормон Корсаковский синдром’ (Korsakoffs syndrome) — заболевание, чаще связанное с хроническим алкоголизмом, которое развивается в результате дефицита витамина Bj. У пациентов повреждена часть таламуса и мозжечка. Симптомы включают воспаление нервных окончаний, бред, бессонницу, иллюзии, галлюцинации и продолжительную амиезию Корсаковский синдром — назван по имени описавптого?>го выдающегося русского психиатра Сергея Корсакова (1854–1900]. Кортизол (cortisol) (гидрокортизон) — гормон, вырабатываемый корой надпочечника. У человека он вырабатывается в больших количествах до рассвета, подготавливая тело к активной деятельности перед наступающим днем Котара синдром (Cotard's syndrome) — расстройство, при котором пациент утверждает, что он мертв, от него исходит запах гыиения или по коже ползают червн. Это также случается при острых формах синдрома Капгра, когда не только одна сенсорная область (то есть узнавание лица), но и все остальные оказываются отрезанными от лимбической системы. Приводит к полному отсутствию эмоционального контакта с миром. Кратковременная память (short‑ienn memory) — фаза памяти, в которой ограниченное хранение информации может длиться от нескольких секунд до нескольких минут. Лимбическая система (limbic system) — группа мозговых структур, включая миндалину, гиппокамп, перегородку и базальные ганглии. Работает, способствуя управлению эмоциими, памятью и определенными аспектами движений. Лобная доля (frontal lobe) — один из четырех разделов (наряду с височной, теменной и затылочной) каждого полушария головного мозга. Играет роль в управлении движением и ассоциативными функциями других областей мозга. Мания (mania) — психическое расстройство, характеризующееся нарастающим возбуждением. Это форма психоза с экзальтированными эмоциями, бредом величия, приподнятым настроением, психомоторным возбуждением и потоком сознания. Мелатонин (melatonin) — производимый серотонином мелатонин выпускается шишковидной железой в кровоток. Он воздействует на физиологические изменения, связанные со временем и световыми циклами. Метаболизм (metabolism) — сумма всех физических и химических изменений, которые происходят в организме, и все энергетические преобразования, возникающие в живых клетках. Миастения гравис (myastenia gravis) — заболевание, при котором разрушаются ацетилхолиновые рецепторы в мышечных клетках, таким образом, мышцы больше не способны отвечать на сигнал ацетилхолина с целью сокращения. Симптомы включают мышечную слабость и чаще всего на растающие приступы истощения. Причины заболевания неизвестны, но женщин они поражает чаще, чем мужчин, и наступает в период между 20 и 50 годами. Миелин (myelin) — плотный жировой слой, который окружает и ограждает аксоны и некоторые нейроны. Миндалина (amygdala) — структура переднею мозга, являющаяся важным компонентом лимбической системы. Митохондрии (mitochondria) — небольшие цилиндрические частицы внутри клеток, которые создают для них энергию, преобразуй сахар и кислород в особые энергетические молекулы. Мозговое вещество надпочечника (adrenal medulla) — эндокринный орган, который выделяет адреналин и норадреналин для активации симпатической нервной системы. Мозолистое тело (corpus callosum) — большой пучок нервных волокон, соединяющих левое и правое полушария. Моноамин оксидаза (monoamine oxidase) (МАО) — энзим (фермент) мозга и печени, который обычно расщепляет катехоламин, норадреналин, серотонин и допамин. Мост (pons) — часть заднего мозга, который совместно с другими структурами контролирует дыхание и регулирует ритмы сердца. Мост является главным путем, по которому задний мозг обменивается информацией со спинным мозгом и периферической нервной системой. Нейрон (neuron) — нервная клетка. Она специализирована на преобразовании информации и характеризуется длинными волокнистыми отростками, называемыми аксонами, и короткими разветвленными окончаниями дендрнтами. Нейрсирансмиттер (neurotransmitter) (или медиатор) — химическое соединение, выделяемое нейронами для синапса с целью передачи информации через рецепторы. Нервная ткань (glia) (глия или нейроглия) — специфические клеткп, которые вскармливают и поддерживают нейроны. Норадреналин (norepinephrine) — катехоламиновый медиатор, который производится как в мозгу, так и в периферической нервной системе. По — впди- мому, он участвует в регуляции сна и настроения, а также кровяного давления. Ноцицепторы (nociceptors) — нервные окончания у животных, которые передают сигнал ощущения боли. У человека их называют болевыми рецепторами. Органоиды (organelles) (органеллы) — небольшие структуры внутри клетки, которые ее сохраняют и выполняют ее работу Палочка (rod) — сенсорный нейрон, расположенный ка периферии сетчатки. Он чувствителен к свету слабой интенсивности и специализируется на зрении в ночное время Парасимпатическая нервная система (parasympathetic nervous system) — ответвление вегетативной нервной системы, связанное с сохранением энергии и ресурсов тела в состоянии покоя. Пептиды (peptides) — цепочки аминокислот, которые могут работать как медиаторы или гормоны Передний мозг (forebraln) — самый большой раздел мозга, который включает кору головного мозга и базальные ганглии. Его деятельности приписывают высшие интеллектуальные функции. Периферическая нервная система (peripheral nervous system) — раздел нервной системы, содержащий все нервные окончания спинного и головного мозга. Познание (cognition) — процесс или процессы, с помощью которых организм приобретает знания или осознает события или объекты в окружающей среде и использует эти знания для их постижения и решения проблем. Полушария головного мозга (cerebral hemispheres) — две половины мозга. Левое полушарие специализируется на речи, письме, языке и счете; правое полушарие отвечает за пространственные способности, узнавание лиц и зрение, а также некоторые аспекты музыкального восприятия и воспроизведения. Словарь терминов 18J Потенциал действия (action potential) — происходит, когда нейрон активизирован и временно меняет электрический статус своей внутренней мембраны с отрицательного на положительный. Этот электрический заряд двигается по аксону к окончанию нейрона, где он запуска
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|