Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и особенности философии




В.П. Лежников

Философия.

Ее предмет, особенности
и функции. Место в культуре.

Учебное пособие для студентов бакалавриата,
обучающихся по направлениям 080100.62
«Экономика» и 080500.62 «Менеджмент»

Ярославль 2012


 

УДК 101 (075.8)

ББК 87я73

Л40

Рецензент:

– Г.М. Нажмудинов, доктор философских наук,
профессор, зав. кафедрой философии и культурологии
Ярославского государственного университета
им. П. Г. Демидова.

 

Л40 Лежников, В. П. Философия. Ее предмет, особенности и функции. Место в культуре. [Текст] / В.П. Лежников: учебное пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям 080100.62 «Экономика» и 080500.62 «Менеджмент». Ярославль. – 2012 г. – 64 с.  

В работе освещается проблема "что такое философия", эволюция ее предмета, особенности и функции, становление и развитие философии как мировоззрения, роль в культуре, в жизни современного человека, сообществ людей. Анализируется связь, соотношение философского мировоззрения с методологией научного познания, жизнедеятельностью людей. Обоснован оптимальный путь освоения студентами бакалавриата философского взгляда на мир в целом – превращение философии в мировоззренческо-методологическую культуру собственного мышления, бытия, социальной активности.

Издание адресовано студентам бакалавриата, а также всем, кто в размышлении о мире в целом стремится формировать его философскую картину.

 

УДК 101 (075.8)

ББК 87я73

© В. П. Лежников

© Ярославский филиал
Финансового университета
при Правительстве РФ, 2012

Оглавление

 

 

1. Предмет и особенности философии.............. 4

 

2. Функции философии. Философия и мировоззрение 31

 

 

3. Место философии в культуре..................... 57

 


Предмет и особенности философии

 

Каждая наука имеет свой собственный предмет, или, иначе проблематику, совокупность проблем, исследуемых данной наукой. Естественно, что одна наука от другой отличается, прежде всего, своим собственным, неповторимым предметом. Именно предмет каждой науки отличает ее от всех других. Предмет науки - это то, что определяет лицо, суть данной науки, делает ее тем, чем она и является. Предмет науки воплощается в корпусезнаний, создаваемых данной наукой, знаний как результата исследованияматериальных или духовных объектов, явлений и процессов. Предмет любойнауки неразрывно связан с ее объектом. Объект науки – это то, на что направлено познание,исследование в этой науке. В отличие от объекта, который может быть фрагментом как объективной, так исубъективной реальности, предмет, проблематика любой науки всегда нематериален,его развертывание, экспликация является стороной духовного производства, поскольку знание – это результат духовной деятельности. Объектом философии как науки является мир в целом –природа и человек в ней, общество, место человека в этом мире, предметно-практическое, познавательное, эстетическое и т.п. отношение человека к миру. А предметом ее – поиски предельно обобщенных ответов в виде системы теоретического знания о сущности и существовании этих феноменов.

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» (любовь) и «sophia» (мудрость). По преданию, это слово впервые ввел в обиход греческий философ Пифагор, живший в 6 веке до н.э. По другой версии этот термин изобрел Гераклит. В таком плане философию можно понимать как поиск ответов на вечные проблемы, прежде всего, человеческого бытия: вопрос о первоначалах бытия вообще, о возможности достижения истины в познании его и его различных сторон, о сущности добра, красоты и справедливости, о происхождении и назначении человека. Это вечная, непрекращающаяся попытка понять кто мы, каково происхождение человеческого рода, куда, в каком направлении, к какой цели эволюционирует человечество. «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеться?» – таковы глобальные, всеохватывающие вопросы философии в ее учении о сущности и существовании человека, которые поставил И.Кант. Поскольку же философия является учением о мире в целом, а главным его фрагментом – человек, немецкий философ считал правомерным именовать философию антропологией – учением о сущности и существовании человека как такового.

Чтобы яснее представить себе дело философии, ее предмет, следует учитывать, что современное философское знание в отличие от исторически первой своей формы – натурфилософии,дифференцировано, в нем существует разделение труда философов. Такая специализацияу профессиональных философов соответствует структуре философского знания, взятого в целом. Философия как система знания, таким образом, включает в себя множество разделов: онтологию, гносеологию, ее часть – методологию, антропологию, аксиологию, философский анализ социальных явлений, процессов и отношений, а также другие отрасли, относительно обособленные, но органически связанные друг с другом. Ведь каждый из этих и других разделов является стороной объекта философии в целом. Такая структурированность философского знания позволяет конкретизировать проблематику исследований в творчестве каждого философа, посвятив ее исследованию того или иного аспекта философии. Дифференциация тематики и проблем философствования обеспечивает большее приближение философского знания к сущности изучаемого объекта.

Философия - форма общественного сознания, предельно общая форма самоосознания человека. Другими словами она – мировоззренческо-методологическая рефлексия, а поскольку - мировоззренческая, то, стало быть, и нравственная, эстетическая, политическая, психологическая форма осознания человеком самого себя, самосознание обществом, «что я – такое».

Термин "философия", таким образом, означает стремление родового человека, представителя рода человеческого размышлять над предельно широкими вопросами бытия: что такое мир в целом, создан ли он кем-либо и когда-либо или существует вечно? Изменяются ли, подчиняются ли явления и процессы в нем объективным законам? Познаваем ли мир? Чем (кем) является человек в этом мире, каковы его возможности? Как происходило становление человека? В чем состоит сущность, смысл человеческой индивидуальной жизни? Что такое общество, какие факторы привели к возникновению общества, какими были условия его становления, есть ли у истории словесно выражаемый смысл? Эти и другие предельно общие, но животрепещущие вопросы, и являются предметом любомудрия, предметом философии, философствования.

Философию называют и учением о предельно общих, самых общих основах бытия и познания. Делается это потому что, опираясь на частные науки о природе и человеке (духе человека, обществе) и обобщая их данные, философия в предельно общей, всеобщей форме пытается дать ответ и на следующий вопрос. Существует ли в мире нечто общее, неизменное и вечное как основа самых различных, но преходящих объектов, всего того, что является объективной реальностью? Поиски такой всеобщей основы и делает философию наукой о предельных основах или началах бытия, из чего, как из первого объекты образуются, и во что как в последнее они, как полагал Аристотель, разрушаются.

Но философия, как отмечено выше, это и учение о всеобщих основах познания. В этом качестве она стремится найти ответ на вопрос: имеется ли в познании, в любой его сфере и на любом уровне, такое общее, с чего начинается познание причем - всякое познание? И если да, то, что оно собой представляет: ту или иную форму познания - ощущение, с которого начинается познания, или таким началом является разум человека, его способность создавать какие-либо теоретические конструкции - теории, концепции, принципы, категории?

Но тотже вопрос,- как понимать "предельно общие основы познания"- видимо правомерно, поставить и в другой плоскости: можно ли обнаружить, четко и однозначно выразить в понятиях мысль о том, есть ли некий (нижний и верхний) предел человеческого познания, за который человеку пока "заглянуть не дано", а поэтому следует смириться с наличием столь нежелательных барьеров и считать их конечными станциями, между которыми и курсирует познание как деятельность рода человеческого?

Предметом философии, как вытекает из вышеизложенного, является всеобщая теоретическая модель бытия и модель познания, иначе говоря, воспроизведение в слове, что такое бытие, каково оно, вербализация процесса, уровней, форм и методов его познания. Выражение так же, в слове, как можно установить – соответствуют ли приобретенные человечеством знания, сконструированные им представления о вещах, свойствах и отношениях, изучаемых наукой, самим вещам, свойствам и отношениям. Отсюда цель философии, философствования - создать такиемодели, или, иначе, теоретическую картину на тему «что такое бытие, что такое мир в целом, с человеком и обществом в этом мире, каково место человека в окружающей его действительности, какмир в целом существует – развивается, или вечно остается неизменным…», создать картину познания.Конечно, уяснение сути предмета философии, сути ее самой происходит постепенно,по мере изучения и освоения этой дисциплины.Наиболее адекватное представление о предмете философии сложится лишь результате познания всего курса философии, а не в самом начале ее изучения. К тому же дать окончательное определение чему бы то ни было в принципе невозможно, ибо такова природа человеческого познания. Истина имеет процессуальный характер: она открывается в науке или осваивается в изучении не в один присест, а в течение длительного и упорного труда исследователя, познания, которое постоянно расширяется, обогащается. Человеческая мысль все более проникает в самые сокровенные, глубокие тайны материи. Но при всем притом наши знания об изучаемых объектах и их свойствах всегда будут оставаться беднее истинного содержания и свойств объектов. Сказанное относится и к пониманию сути предмета философии, ее самой. Об этом свидетельствует множество фактов истории этой науки. Так, например, среди философов различных эпох всегда были те, которые задавались вопросом «что такое философия?», то есть в чем состоит ее предмет, проблематика, как она связана со всей культурой, духовной и материальной? Нужна ли философия в обществе, надо ли ее изучать человеку, стремящемуся развить в себе подлинно человеческие качества? И т.д. и т.д. Характерно, что все философы отвечали на волновавшие их вопросы, и главный из них – что такое философия? Но все эти ответы не стали исчерпывающими, окончательными, и никогда не станут. И не станут не от того, что человеческое мышление не может справиться с данными вопросами, а оттого, что это невозможно в принципе. Но это обстоятельство было бы неверно объяснять предположением, что мир будто бы непознаваем, что предполагает агностицизм. Мир, вещи, явления и процессы в нем познаваемы. Об этом убедительно говорит практическая деятельность людей, которая, опираясь на новые и новые знания, становится все более успешной и продуктивной. В то же время познание, хотя в целом и прогрессирует, не может в одно прекрасное время завершиться. Человечество, а не только отдельно взятый человек, не может понять и высказать абсолютно все содержание, все свойства, связи и отношения даже отдельно взятого объекта или вещи, познать их окончательно. Причин тому довольно много: развивается сам познаваемый объект, методы познания, глубина понимания его сути, обнаруживаются новые и новые стороны объекта, его связи с другими объектами, для обозначения их вырабатываются и вводятся в научный обиход новые научные понятия. И так – без конца. Все сказанное относится и к процессу определения философии, ее предмета.

Структура философского знания. Изучение структуры философии, ее основного содержания, способствует более глубокому и наиболее адекватному пониманию предмета философии, ее проблематики. С самого своего возникновения в философии наличествует некое прочное центральное ядро, как бы сердцевинафилософии, которое, вслед за учениками Аристотеля, можно назвать метафизикой. В буквальном, но не в содержательном смысле слова «метафизика» - это то, что «идет после физики». В плане содержательном метафизика в ее традиционном понимании является учением о первоосновах сущего, предельных основах познания. Ее еще иногда называют «теоретической» философией, тем самым противополагая практическим ее разделам, о которых речь пойдет ниже. О составе метафизики (как синониме философии) до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является трактовка метафизики, как состоящей из трех, тесно друг с другом связанных, частей: онтологии (учения о бытии), гносеологии (теории познания) и аксиологии (всеобщей теории ценностей). В отличие от традиционного – в марксистском понимании метафизика (как учение о неизменных началах бытия) противопоставлялась диалектике (как учению об универсальности процессов развития).

Онтология представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь – природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной.

Любая онтология – признает ли она исходным материальное, идеальное или какое-то другое бытие – всегда пытается выявить всеобщие структуры и закономерности развития вещей и процессов как таковых (или самой по себе объектности любого рода), оставляя в стороне вопросы о закономерностях их познания и о ценностном отношении к ним со стороны познающего субъекта.

Аксиология, напротив, представляет собой такой раздел метафизики, который направлен на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания (хотя и это ей может быть интересно), а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается.

Теория познания(гносеология) образует своеобразное посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом. В отличие от онтологии, которая ищет закономерности самого бытия, и общей аксиологии, которую интересует его ценностное человеческое измерение, гносеологию занимают следующие вопросы: «как приобретается знание о бытии любого объекта?» и «как оно с ним соотносится?»

Если попытаться в более краткой и образной форме выразить взаимоотношения между тремя разделами метафизики, то следует отметить, что онтология может быть понята как философское учение об истинных основаниях бытия; гносеология – как учение об основаниях бытия истины; а общую аксиологию можно трактовать как учение о бытии истинных ценностей.

Приведем простейший пример для иллюстрации различия в этих метафизических ракурсах видения предмета. Предположим, мы созерцаем березу, растущую на берегу реки. Если мы задаемся вопросами о причинах возникновения березы, о соотношении случайного и необходимого в ее бытии, о ее конструктивных функциях в рамках окружающего ландшафта, то в данном случае наше видение березы будет онтологическим. Мы оказываемся здесь центрированными на закономерностях существования березы как таковой. Если же мы интересуемся проблемами типа: «А каково соотношение чувственного и рационального в нашем постижении березы?» или «Доступна ли нам в актах восприятия сущность березы самой по себе?», – то в этом случае наш ракурс исследования предмета будет теоретико-познавательным, гносеологическим.

Но, глядя на березу, можно отнестись к ней с аксиологических (ценностных) позиций, абстрагируясь равно и от онтологического, и от гносеологического ракурсов ее видения. Береза на берегу реки может выступить для нас символом: чистоты,(не совсем адекватным) символом России и т.п. Впрочем, можно отнестись к той же березе и сугубо эстетически, просто наслаждаясь ее красотой. Наконец, человеческое ценностное отношение к березе может быть совершенно утилитарным, если прозаически прикидывать, сколько из нее может получиться дров.

Ясно, что жесткие границы между тремя разделами метафизики можно провести лишь в абстракции, все разделы метафизики наличествуют в философии с самого ее начала, причем, будучи неразрывно связаны друг с другом. Тем не менее, исторически первоначально оформляется онтология (в рамках европейской традиции – уже у древних греков); позднее, начиная с ХVI-ХVII вв., начинается бурное развитие гносеологии (сам термин появился в середине ХIХ в.). В современной философии аксиология является, пожалуй, ведущим разделом метафизики, оказывая активное воздействие и на онтологическую, и на гносеологическую проблематику.

Постепенно, по мере развития человеческой культуры, науки и техники внутри философии формируются другие разделы, чаще всего в прямой зависимости от предметных областей, на которые она направляет свое внимание. Направленность философии на сферу социальных отношений и закономерностей исторического процесса ведет к возникновению социальной философии; правовых отношений и правового сознания – к появлению философии права. Потребность философского осмысления закономерностей религиозного опыта приводит к созданию философии религии; научный и технический прогресс привели к формированию столь бурно развивающихся сегодня отраслей философского знания как философия науки (или эпистемология) и философия техники. Сегодня можно также говорить о таких сложившихся разделах философии как философия языка, философская антропология (философское учение о сущности и существовании человеке), философия культуры, философия хозяйства, философия образования.И т.д.

Предмет философии,как и она сама,историчен;он изменяется во времени. При этом важно учитывать, что развитие философии, как ивсего нематериального – политики, науки, нравственности, вообще всей духовной жизни и даже состояние и развитие социальной структуры общества, в конечном итоге, определяетсяуровнем развития, которого достигло данное общество на данном историческом этапе. Не менее важно понять и постоянноиметь в виду, что и развитие нематериальных сфер жизни общества сами могут оказать и оказывают обратноевоздействие, порой достаточно мощное, на материальную, в частности, экономическую сторону бытия общества. Изменение предмета философии во времени, егоисторическое изменениесостоит в том,что на разных этапах развития человеческой культуры,в частности,философии, на первый планвней выдвигаются то одни,то другие проблемы.Так античная философия была космоцентрической: центральной,главной ее проблемой был поиск ответа на вопрос- что такое макрокосмос,вселенная,какова его структура, изменяется ли он,если да,то как,по каким законам,познаваемы ли они?Как с макрокосмосом соотнести человека - микрокосмос,каковыв этом контексте возможности и цель человеческого бытия, как достичь человеку гармонии с макрокосмосом, малой частью которого человек и является?

В средневековье философия стала теоцентрической, она всецело была основана на христианстве, двух его идеях. Одна из них– идея творения, на базе которого была создана средневековая онтология, учение о бытии,человека, которые, как утверждалось в Средние века, сотворены Богом. Другой идеей, привнесенной в культуру и философию христианством, явилась идея откровения. На ней, как на фундаменте, в Средневоковье былапостроена гносеология –теория познания, корпус господствующих представлений о мире, истории, человеке,которые тожеимели теоцентрический характер.Иначе говоря, во главу всех проблем средневековой гносеологии-откровения былапоставлена проблема воспроизведения, выражения в мысли модели природного и социального мира,сотворенного Богом. Теоцентричнымистали и задачи философствования – обосновать всеми философскими и зарождающимися научными средствами бытие Бога. Богакак центра и творца мироздания, носителя и источника знания о нем.Решение всех исследуемых философиейвопросов ивсех практических проблем предписывалось искать и отыскивать именно на этом пути.Он представлялся и провозглашался в ту поруединственноправильным иякобы непременно ведущим к истине, успеху в деятельности.

В эпоху Возрождения главным предметом философии становится человек, его предназначение,его возможности, то, каким образом человек может реализовать свою сущность,сделавшись архитектором,творцом самого себя.И так далее.

Наличие илибытованиерассмотренныхи других типов "центризма" философии являлось фактором,который определял всесодержаниефилософствования в эпоху, соответствующую тому или иному центризму."Центризм" выступал в качестве строгой,неукоснительно соблюдаемой программы,парадигмы философских исследований любыхпроблем. Все они - проблемы онтологии, гносеологии, аксиологии, социальной философии и другие - все они исследовались и решались вконтекстеименногосподствующего предмета философии,определяемого опять же соответствующей исторической эпохой, тем или иным философским, всеобщим в рамках эпохи центризмом. Именно предмет философии и задавал своеобразную матрицу философского анализа, какой бы то ни было темы, проблемы.

Однако, рассуждая таким путем довольно строго, мы неизбежновпали бы в ошибку, если бы не учли другой особенности философии, связанной с ее предметом, ее сущностью. Такой особенностью философии является присущий ей плюрализм. Он состоит в признании правомерности, резонности решать один и тот же вопрос даже в рамках одного центризма по-разному,а в пределе, и прямо противоположнымобразом,получая отличающиеся друг от друга результаты.В ту же, античную эпоху основополагающие вопросы,например,что такоебытие, материя, движение и т.п. в философских трудах разных философов получали различающиеся, а порой и взаимоисключающие ответы. Причем плюрализм философии, который отличает ее от всех других типов знания, проявлялся и в другом. В том, что все эти ответы обосновывались авторами, получалинеобходимуюаргументацию,и как равноправные с другими ответами, включались в плоть философии,корпус философского знания. Так же обстоит дело и во всех последующих исторических типах философии, так же и в современной философской мысли. В связи с рассматриваемым феноменом – плюрализмом в философии, которыйстановится все более широким, – правомерно возникает следующийвопрос. При таком разнообразии постановки и решения той или иной проблемы, притом, что философий столько, сколько философов, существует ли одна наука, которая и называется философией? Ответить следует утвердительно.

Причем, единство философии обеспечивается общностью обсуждаемых и решаемых ее проблем, составляющих основные разделы философии, ее проблематику. Философские концепции слагаются в единую философию, единую науку и потому, что все они создаются на основе единого подхода: подхода с позиций всеобщего, с точки зрения, что исследуемое явление или вещь связаны с другими, непременноразвиваются, что бытие, любой его фрагментпротиворечивы. Такой алгоритмсуществует и работает во всякой философской концепции. Все философские учения (концепции) исследуют свойства, связи и отношения вещей именнов контексте их связи со всем остальным в мире.Кроме того, изучаемое философией, рассматривается непременно как нечто развивающееся, благодаря «раздвоению единого на противоположности». А противоречиеи есть источник всякого развития, самодвижения, измененияво времени. Эти и другие моменты делают философию единой наукой, некоей целостностью, системой знаний, даже, если однафилософская теория утверждает обратное содержанию другой теории. Все это будет философия, философские учения, точки зрения, пусть и самые разные, а в пределе противоположные, которые объединяет предмет философии –система исследуемых проблем, методологияисследования. Следует подчеркнуть, сказанное здесь происходит, или по-другому – имеет место, при всем многообразии философских идей, школ, направлений,многообразии решений, в том числе в рамках одной и той же рассматриваемой проблемы.

Пониманию предмета философии, служит осознание и других о собенностей философии. Одной из следующих особенностей философии является специфика самого ее предмета. Вообще говоря, предмет каждой науки является особенным, отличающимся от предметов других наук. Именно по предмету данной науки мы и распознаем, идентифицируем каждую из них – например, физику называем физикой и тому подобное. Но предмет любой науки, кроме философии, – это система каких-либо частных вопросов, проблем. Поскольку же, каждая наука и даже каждое слово обобщает, частная наука представляет собой тоже общее знание о тех или иных конкретных явлениях, свойствах, связях и отношениях. В отличие от частных наук предметом, главным нервом проблематикифилософииявляется всеобщее. Это значит, что она изучает не просто существование той или иной вещи, объекта, связи и отношения вещей, а мир в целом, бытие вообще. Этот раздел философии и называется онтологией – учением о бытии. Онтология ставит и раскрывает самые общие вопросы: что такое бытие, возникло ли оно когда-то, существовало ли всегда, или создано неким Абсолютом?Как, каким образомоно существует? Развивается, или остается неизменным? Существуют лизаконы, отображающие развитие? Если да, токаковы они? Что является источником изменения, развития объектов,их свойств, отношений и связей с другими объектами? Подобные, предельно общие вопросы ставит и решает только философия в качестве онтологии –одного из важнейших своих разделов.Более широких, более общих вопросов в познании у человечествапросто нет, и принципиально быть не может.Вот этой широтой, этим предельным масштабом своих вопросов, поставленных в теоретической форме, философия отличается, в частности, от всех другихнаук, систем знания, в том числеот вненаучных и ненаучных.

Таким образом, необходимо усвоить, что обобщает знания и любая нефилософская наука, поскольку каждая из наук зиждется на понятиях, в которых и с которых как раз и начинаются представления об общности (одинаковости, тождестве) свойств, отношений и связей изучаемых объектов или процессов. Но обобщение в тойили иной частной наукекасается строго определенного, ограниченного круга явлений или объектов. Например,фундаментальные понятия природных явлений –сила в физике, химический элемент в химической науке, жизнь в биологии и так далее – обобщают явления, соответствующие предмету и объекту каждой из этих наук. Обобщает даже простое слово бытового, разговорного языка, скажем, стол, дерево, дом, животное и т.д. Однако частнонаучныеобобщения гораздо более узки по сравнению сфилософскими, которые являются всеобщими: материя, дух, движение, развитие и т.д. Язык философии – это язык категорий, тех предельно общих понятий (дух – материя; необходимость – случайность; добро – зло; прекрасное – безобразное; истина – заблуждение и т.д.), на котором формулируются ее вечные предельно широкиевопросы и на них же отыскиваются рациональные, хотя и неокончательные, ответы. Пары философских категорий образуют предельные полярные полюсы мысли, замыкающие в своем «логическом пространстве» все возможное богатство других рациональных понятий и доказательств. Базовые философские категории развиваются,наполняются различным содержанием в разные исторические эпохи и выступают в роли явного или неявного смыслового фундамента различных научных дисциплин. Каждая частная наука использует категории количества и качества, причины и следствия, сущности, закона и т.д., сознательно или бессознательно руководствуется ими как методологическими принципами наряду с законами диалектики, выстраивая научную мысль в соответствии с ними. Философия помогает наукам осмысливать и, самое главное, целенаправленно формировать собственные мировоззренческо-методологические основания, адекватные их предмету и задачам.

С позиций всеобщего, «с высоты птичьего полета» философия решает каждую рассматриваемую ею проблему, в том числе сложные вопросыфилософской антропологии – учения о сущности и существовании человека. Так,изучая человека, философия отвлекается от особенностей, детального знания каждого отдельно взятогочеловека, еговозраста, пола, конституции, социального положения и так далее. Онаисследует не конкретного человека, ачеловекакак такового, человека вообще. Это значит, что она выявляет и исследуетсвойства и качества, свойственные каждому нормальному, взрослому человеку: сознание, мышление, язык, труд, творчество и т. д. Философская антропология в качестве всеобщей теоретико-методологической базы человековедения, учения о сущности и существовании человека, исследует человека опять же сточки зрения всеобщего в человеке, всеобщих его качеств и свойств. Она абстрагируется от частностей в поиске ответа на Кантов вопрос «кто такой человек?». Не берет во внимание, какогопола человек, возраста, социального положения, национальности, образованности и так далее. Выявляет и анализирует только то, чтохарактерно для любого взрослого, здорового человека, для всех людей: сознание, язык, мышление, речь, труд, общение, творчество и так далее. Как раз по этой причине, в силу рассмотрения общечеловеческих качеств, философия в лице философской антропологии становится общей методологией для всех наук о человеке, обществе.

В исследовании сущности познания, его механизмов философы тоже подходят с точки зрения всеобщего в познании: изучают познание не какой-либо частности, например как изучается, познается механическое движения, или химические процессы и явления, а как происходит любое познание, познание как таковое, познание вообще. Это гносеология. Частью ее является методология –учение о методах познания, а также совокупность методов.

Специфика философии, философского мировоззрения и философский способ решения вечных проблем человеческого бытия становятсяособенно наглядными в результате сопоставления философии с наукой, ее частными отраслями, с религией и искусством. Особенностью философии, стало быть, является ее соотношение с наукой, с естествознанием. На вопрос –является ли философия наукой, невозможно ответить однозначно:да, или, напротив, нет. Философия – это наука, ибо имеет свой предмет, категориальный аппарат, методологию, систему знаний – критерии, или атрибутыкаждой науки. Она, как и частные науки, служит практике, работает на нее, причем всеохватно, глобально, во всех сферах жизни общества, людей, каждого многосторонне развитого человека. Однако…

Мир, в котором живет и действует, который познает человек, весьма многообразен. Изучается он, поэтому множеством наук, исчисляемых тысячами. Все науки условно можно разделить на две группы: науки о природе (естествознание) и науки о человеческом духе (социально-гуманитарное, в том числе философское знание, гуманитаристика). В связи с таким различением двух типов наук возникает вопрос: является ли философия наукой? Или не является таковой? Ответ логично искать на пути сопоставления, соотнесения особенностей, обнаружения отличия философского знания от естественнонаучного. Особенность философии, ее спецификапроявляется, как мы видели, уже в ее предмете, в проблематике, выраженной в ее структуре, содержании.Только философия имеет рассмотренную выше структуру, собственныйсостав главных разделов. Но отличия философии от всех других наук многообразны, не исчерпываются одним только особенностями ее предмета. Принадлежность философии к классу социально-гуманитарных наук является групповым отличием философии от естествознания. Но две группы наук не только разобщены, отличаются друг от друга, но имеют и элементы тождества, единства, уже в силу единства мира, которое все они, вместе взятые, отражают, пытаются отражать в мысли как можно адекватнее.

Неразрывные связи науки и философии проявляются как в естествознании, так и в самой философии. Эти связи указывают на их относительное (не абсолютное) тождество, сходство, способность взаимно обогащать друг друга. В этом контексте примечательно, что многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Паскаля, Ломоносова, Флоренского и Рассела, и многих, многих других. Философия своим содержанием и методологией олицетворяет единство двух групп наук, стилей, культур мышления,соответствующих специфике каждой группы – естественнонаучной и гуманитарной. И это тоже – проявление особенности философии.

Признакамиестественнонаучных знаний, естественнонаучной культуры мышленияявляются: объективность,математичность,определенная (далеко не абсолютная) однозначность и строгость языка,эмпирическая проверяемость. Этим они отличаются от гуманитарных, для которых в первую очередь характернасубъективность, зависимость отличностных особенностей, предпочтений открывающего или осваивающего их человека-субъекта. Гуманитарные знания носят поэтому, неоднозначный, оценочный характер. Тем не менее, именно философия осознает и обосновываетединство мира, высказываясь, вербализуя его в единстве природных и гуманитарныхнаук, культуры духовной и материальной – каждой в отдельности и вместе взятых. Существует определенная и весьма значимая аналогия между философией и наукой – с одной стороны, и культурами мышления – научно-рациональной и гуманитарной – с другой.Надо иметь в виду, что в сопоставлении науки и философиив качестве науки фигурирует естествознание, ибо словосочетание «философия и наука» противопоставляет их до полярной противоположности. Исключает саму возможность сосуществованияэтих феноменов в плоти единой отрасли культуры, предзадает их метафизическое разведение, разобщение.Существует-де «чистая» наука и без всякого тождества, единства с ней философия, и между ними якобы нет никакого тождества, взаимодействия и взаимообогащения, а потому и сопоставлять их не имеет никакого смысла.Науку и философию роднит факт, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». Однако, поскольку всякое тождество конкретно, между философией и частными науками (прежде всего науками о природе) есть, по меньшей мере, еще два серьезных различия.

Любая частная наука, в отличие от философии, имеет дело с ограниченной, фиксированной областью мира и никогда не ставит перед собой цель открыть и сформулировать универсальные законы бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия – химических процессов и явлений, социология – законы функционирования и развития общественных явлений и процессов. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с социальной жизнью, а законы жизни социума, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, ее частных формконструирует всеобщие универсальные суждения и стремится усмотреть законы всеобщего масштаба, действующие в природе, обществе, человеческом познании. Наличие этих законов указывает на единство мира, на правомерность рассмотрения его как системы, целостности. Этим, кроме прочего, философия отличается от всякой науки о природе, как и от частнонаучного знания об обществе, о человеке.

Наука внешне, как кажется представителям естествознания и математики, отвлекается и даже игнорирует использование ценностных представлений, суждений и от

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...