Место философии в культуре
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Лучшему усвоению темы «что такое философия?», осмыслению проблематики, предмета философии, ее особенностей содействует рассмотрение вопроса о месте философии в культуре. Забегая вперед, следует отметить, что философия – детище культуры, ее составная часть, продукт культурного бытия и развития человечества. Но, как станет ясно из дальнейшего изложения, философия – не только производное культуры. Философия определяющим образом служит развитию культуры. Следует иметь в виду, что культура понимается и истолковывается в философии предельно широко. Ведь философия рассматривает все с позиции всеобщего. Культура с точки зрения философии – это все то, что произведено трудом и разумом человечества. Это, так называемая, вторая природа, искусственный мир, в противоположность первой природе, тому, что существует само по себе, а не как результат человеческой деятельности. Второй природе принадлежит мир всего материального, а также нематериального, но сотворенного человеком как таковым. Материальная культура – это производство – промышленное и аграрное. Это – искусственные ландшафты, города, жилища, транспортные средства, средства связи и т.д. Духовной, нематериальной частью культуры является наука, мировоззрение, искусство. Или, иначе, – совокупность представлений, знаний, норм, идеалов и ценностей, составляющая внутренний мир человека. Понятно, что материальная и духовная культуры неразрывно, органически связаны друг с другом, взаимно друг друга обусловливают и обогащают. Появилась философия в качестве средства удовлетворения потребности человека знать, что такое мир в целом, то есть создать картину мира, его словесный портрет, причем более точную по сравнению с картиной мира, созданной сначала мифологией, а затем религией. Выполнить такую культурно-историческую миссию требовалось не просто для удовлетворения любознательности человечества. Ведь знание общего, философского характера призвано служить человеческому роду, делать его более сильным в результате формирования и применения знания естественнонаучного, технического, технологического и социально-гуманитарного, включающего и философское. Но ведь знание мифологическое и религиозное, исторически предшествуя философскому, тоже использовались человечеством, иначе говоря, уже выполняли социокультурную функцию – служили людям. Почему же род человеческий не остановился в развитии знания о действительности и не застыл в своем мышлении, мировидении и мироотношении на уровне мифологии и религии? Дело в том, что общество, в его функционировании, воспроизводстве самое себя, в том, чтобы продолжать свою историю, непременно должно развиваться. А значит, развивать общественное устройство, отношения в нем, содержание всей своей жизни, производство материальных и духовных благ. Кстати, такое развитие происходило уже вследствие перехода мышления и мировоззрения человечества от мифа к религиозным представлениям.
Но развитие общества, основанное в знаниях на одних лишь мифах, мифологических образах, фантазиях – из которых только и составляется знание давних эпох, не могло превратиться в эффективную силу, в средство преобразования природы, общества и самого человека для удовлетворения неизбежно растущих потребностей: оно было далеко не адекватным самой действительности. Не могла выполнить такую жизненно важную для человечества роль и религия, поскольку покоилась на дОгматах – утверждениях без всяких доказательств, основанных на одной только вере – существует-де некий Абсолют, или иначе Бог, он создал мир, человека, общество. Все, что происходит, происходит якобы по воле божьей. И хотя подобными знаниями люди все-таки руководствовались, такой уровень знаний, подобно мифологическому, не мог сделать людей необходимо сильными и эффективными в своей деятельности, не мог обеспечить продвижение общества вперед, ибо, как и мифы, религиозные представления были далеки от истинного положения дел в мире.
Философия, создавая с помощью разума понятия, их совокупность, на основе которых конструирует теории и в них описывает, отражает мир, достигает несравненно большей адекватности и точности, чем мифы и религия, даже вместе взятые. А потому и в применении на практике философия несопоставимо эффективнее мифологии и религии. Таким образом, философия возникла, во-первых, когда в ней назрела потребность общества в знаниях, которые отображали бы мир достовернее, чем прежде, для чего и потребовалось формирование теоретических понятий именно как средства принципиально нового описания действительности. Во-вторых, такая потребность не была сугубо познавательной, «чисто» теоретической. Необходимость в философии была обусловлена запросами социальной практики: развитие общества предполагало формирование (пусть и общего, философского) знания о мире, которое способствовало бы развитию не только частнонаучного познания явлений и процессов, происходящих в природе и обществе, но и служило бы совершенствованию практической жизни общества, каждого человека в результате использования знаний. Понятно, что философия как мировоззрение, система теоретического знания не могла появиться на пустом месте. Уже предшествующие исторические этапы развития мышления – мифологический и религиозный – не только поставили мировоззренческие вопросы – что такое мир в целом, каково место человека в мире, каковы его возможности отношения к внешнему миру, но и дали ответы на них, хотя и не совершенно адекватные реальности. Философия, таким образом, будучи частью культуры, как и вся культура, формируется и развивается преемственно. По-новому, посредством разумом созданных понятий, разумом же обоснованных, философия дает ответ на вопросы, уже выдвинутые в мифах и религии. В этих условиях и возникает философия как особая отрасль духовной культуры, призванная дать целостное (в отличие от частных научных знаний) и рационально обоснованное (в отличие от мифа, да и религии) мировоззрение. Определяющую роль философии в бытии человечества подчеркивал Гегель, называя философию эпохой, схваченной в мысли, мыслью. Маркс именовал философию «живой душой культуры», по его взгляду, философия "есть духовная квинтэссенция своего времени".
Итак, философия могла появиться и появилась, лишь, когда для этого сформировались необходимые дофилософские знания и был достигнут определенный уровень развития социальной практики. Когда для своего существования и дальнейшего развития общество в целом стало испытывать потребность в достоверном, добытом разумом знании об окружающей действительности. Отсюда становится ясным, что на докультурном, диком существовании наших далеких предков философии не было, поскольку не было культуры как таковой, могли быть лишь ее проблески, зачатки. Но как отмечено выше, философия – это не только порождение и сущностная сторона культуры. Философия, сформировавшись и развиваясь с течением времени, оказывает мощное воздействие на развитие культуры, причем и материальную и духовнуюее составляющие. Такое воздействие проявляется, прежде всего, в функциях философии. Но не только. Именно философия открыла важнейшее свойство материальных объектов – их активность, способность, названную самодвижением. Вещи, объекты изменяются сами по себе, без всякого внешнего воздействия, а всякое изменение – это и есть движение. Самодвижением обладают, конечно же, и объекты нематериальные – знания, наука, искусство. Правда, поскольку они являются продуктом культуры, созданы человеческим разумом и трудом, их самодвижение, как и всей культуры, осуществляется только благодаря деятельности человека. Активностью как всеобщим свойством, атрибутом материи, безусловно, обладает и родовой человек, общество людей. Только активность человечества проявляется в более масштабной, мощной форме как производство общественной жизни. В процессе труда, в процессе целеполагающей и целенаправленной деятельности человек как таковой преобразует вещество и энергию природы, придавая им свойства и качества, удовлетворяющие человеческие потребности. Активность человека, общества распространяется не только предметно-материальную действительность. Проявляется она существенным образом и в области духовной – в научном познании, искусстве. Вся культура всецело зиждется на ее фундаментальной основе, которой и является философия.
Литература:
1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. М., 2008. 2. Кузнецов В. Г. и др., Философия. Учебник. М., 1999. 3. Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2000-2001. 4. Лежников В. П. Роль философии в жизни общества. Учебно-методическое пособие в помощь студентам и аспирантам. М., 1993. 5. Лежников В. П. и др. Человек. Гуманизм. Образование. Ярославль. 1998. 6. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев и др., М., 1989. 7. Интернет-ресурсы. http://philos.msu.ru – Библиотека философского факультета МГУ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|