Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Степень влияния мусульманского права на действующие законодательства мусульманских стран в последние десятилетия возрастает.

Чрезвычайная оригинальность и большие отличия мусульманского права от европейского права, спорность и двойственность многих моментов давали основание многим правоведам в мире утверждать, что МП (мусульманское право) со временем отомрёт. Наоборот, мусульманское право сейчас широко распространено по исламским странам, и степень его влияния на право мусульманского мира возрастает.

Также существует еще ряд особенностей МП.

Основной источник - доктрина. Основным источником гражданского права МП с VIII-IX века является доктрина (труды правоведов, в основном средних веков). В континентальном праве (германское, французское) основным источником права является закон и нормативный акт органов государственной власти. На полках в суде можно найти Конституцию и сборники законов и законодательных актов, принятых парламентами. В англо‑саксонском праве источником права является судебный прецедент. Полки судов заполнены многими сотнями томов судебных решений, принятых судами за всю историю их существования. Но нигде в мире, кроме МП, в качестве источника права нет ничего, похожего на доктрину. В мусульманском суде на полках стоят огромные книги, старинные фолианты - труды правоведов, написанные в средние века. Эти работы появились многие столетия назад. К новым же работам в области права мусульманский мир относится очень настороженно, поэтому самая "молодая" правовая книга, получившая всеобщее распространение, написана в начале XIX века. Объяснение подобному отношению к "писанному юристами" праву кроется в религии.

В МП разграничиваются две категории норм:

1) Вечные (неотменяемые) нормы - большая часть норм идёт из Корана - они являются основополагающими, формирующими всю правовую систему МП. Так как эти нормы посланы людям самим Аллахом, то они являются незыблемыми, безошибочными, обязательными для выполнения всеми и постоянными. Они будут существовать и выполняться вечно - до тех пор пока существует мусульманство, мусульманские страны и весь исламский мир. Никто не может отменить или изменить "слово Аллаха". Распространение полигамии объясняется тем, что в Коране сказано: "... и будет иметь человек и две, и три, и четыре жены". И никакой смертный, никакая государственная власть не может отменить это положение.

2) Нормы, созданные людьми, сформулированные юристами (изменяющиеся): во-первых, законы может установить только Аллах. Писать законы смертным людям - равносильно попытке сравняться в силах с Всевышним. Смертные люди могут лишь придать грамотный правовой вид тому, что сказано Аллахом, истолковать и применить надписи Корана. Устанавливать общие законы - право только Всевышнего. Все законы, которые необходимы человеку для жизни на земле, Аллах послал в Коране. Если же сам Аллах чего‑то не сформулировал в Коране, то тем более человек не имеет права пытаться это сделать. Вот почему, например, до сих пор в МП нет договорного законодательства, закрепляющего общие права и обязанности сторон-партнёров. МП не знает свободы договора. Вместо договорного законодательства в МП существуют множество отдельных правовых договоров, регулирующих отношения между сторонами в конкретных, частных случаях (договоры купли‑про­дажи, аренды, обмена и т. д.). Во-вторых, всё написанное людьми не обладает свойствами незыблемости, безошибочности и постоянства: все смертные ошибаются. Поэтому любые из созданных людьми норм легко подвергаются изменениям и дополнениям.

Множественность школ и толкований. МП очень противоречиво и абстрактно, очень многообразно. Существует очень большое количество вариантов толкований святых высказываний Корана. В общей сложности ортодоксальными юристами‑право­ведами средневековья было написано более 6 тысяч томов работ. В этом огромном количестве материала очень часто встречаются нормы, дающие много вариантов решения одной и той же ситуации. В МП нет системы норм права, способной сформировать единообразное толкование поведения. В мусульманских судах преобладают казуальные, индивидуальные решения, часто не совпадающие друг с другом даже по идентичным случаям судебного разбирательства.

Пример. Обыденное представление о МП включает в себя три вещи:

1. У мусульман разрешена полигамия.

2. Нельзя употреблять алкоголь.

3. Человеку, совершившему кражу, вору, отрубают руку.

В Коране говорится, что вору необходимо отсечь руку за преступление, дабы он его не повторил. Но там не указано, как это сделать, Аллаху всё равно, какую часть руки отрубят преступнику: только пальцы, кисть руки, руку по локоть или до плеча - результат будет один и тот же. Однако этот вопрос далеко не безразличен самому преступнику, чья рука будет отрублена. И здесь всё зависит от решений судей... очень часто индивидуальных, порой казуальных решений.

Наслоение новых правовых норм на старые нормы. В континентальном праве Европы принято, что новые нормы отменяют старые. Например, новая Конституция России отменила все положения и дополнения к старой конституции, новый гражданский кодекс отменил старый.

В МП новые нормы наслаиваются на старые. В результате получается многослойный “пирог”. Среди огромного количества норм внутри этого “пирога” есть более употребительные в последнее время нормы, есть менее, но в принципе из этого “пирога” может быть вытащен на свет любой слой, любое решение‑тол­кова­ние Корана, независимо от давности его написания.

Гражданское и торговое право МП.

 

В Коране очень мало внимания уделено торговым отношениям. Поэтому большая часть правовых норм в этой области создавалась мусульманскими юристами‑право­ведами.

В Коране существует всего три высказывания по поводу торговли:

1) Аллах разрешил торговлю, но запретил рост (ростовщичество, ссудный капитал, получение процента за деньги, отданные в долг).

2) Аллах постановил исполнять договоры.

3) Если дали в долг, то записывайте (чтобы потом смогли доказать и вернуть себе деньги).

Правовые системы, как и живые существа развиваются: рождаются, растут, достигают своего расцвета, затухают, изменяют свои формы или умирают. Для любой правовой системы очень важна среда её развития. Для системы МП в области ГТП средой её развития явился малый торговый бизнес. Малый - потому что для развития крупного необходима большая степень риска и наличие заёмных денежных средств для раскрутки. И то, и другое запрещено. Наиболее часто встречаемая картина - торговец, который сидит в своей торговой лавке на восточном базаре и продаёт свой товар.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...