Положение о собственности в МП.
Так как в Коране этим вопросам не уделено отдельного внимания, то и в МП собственность никогда не составляла специального предмета исследований. Вопросы собственности разбросаны по разным частям мусульманского права: имущественные отношения, связанные с наследованием, относятся к разделу наследования, имущественные споры, возникающие между супругами при разделе имущества, относятся к семейному праву и т. д. С давних времён существует спор между учёным‑правоведами всех стран: есть ли частная собственность в МП. Многие работы труды российских международников‑юристов посвящались, целые докторские диссертации защищались с доказательством того, что частной собственности в МП нет. С другой стороны, в МП говорится, что человек может распоряжаться частной собственностью, принадлежащей ему, и никто другой не может пользоваться этой его собственностью без легальных на то оснований. В МП существует двойственный подход к понятию собственности: с одной стороны МП исходит из того, что существует право собственности как право защищенное, с другой - близость МП к концепции права собственности как социальной функции (возможность изъятия собственности ради общественных интересов). Таким образом, в МП есть понятие собственности, но собственность - не абсолютна и не неприкосновенна. Пример. Ислам говорит, что любая вещь, находится во владении человека временно, и если он не распоряжается ею, то в целях высшей справедливости собственником вещи может стать другой человек, которому она принесёт больше пользы. Например, один человек отдаёт на время другу свою библиотеку из тысячи томов, которая этому человеку не приносит никакой пользы и не используется им. Эта библиотека может принудительно быть изъята государством, конечно, за определённую компенсацию её владельцу, т.к. с позиции Аллаха так справедливее.
Долго существуют споры по поводу: есть ли в мусульманских странах собственность на землю. Согласно законам "любой человек, который нашёл необработанный участок земли и возделал его: посадил растения, собрал урожай и т. п. является собственником этой земли". Но этот же закон гласит: "Если участок земли никем не обрабатывается в течение 5 лет, то любой человек, обработавший её становится новым собственником этой земли, взамен старого". Собственность на землю в МП предполагает: - собственность на продукты земледелия; - неприкосновенность земельного участка. Однако в Коране говорится, что вода, огонь и корм для скота являются общими. Никто не может себе присвоить то, что принадлежит всем мусульманам. Какое‑то пастбище может быть в чьей‑то земельной собственности. Но трава, растущая на нём, не является собственностью владельца этого участка земли. Трава может потребоваться проходящему мимо каравану, и он вправе без спроса подойти и накормить своих верблюдов. На территории чьих‑то владений может протекать река. Вода в этой реке принадлежит всем, и любой может прийти к ней (по земле, которая принадлежит чужому владельцу без спроса у него об этом) и напиться. Как отмечалось выше, мусульманское право очень близко к социальной функции собственности. В МП очень развит институт изъятия частной собственности в общественных нуждах. Все вещи на земле, в том числе и сам человек созданы Аллахом, говорит Коран. Всё, чем человек обладает, дано ему Аллахом - на время, попользоваться. Аллах завещал правила высшей справедливости и наибольшей пользы, поэтому когда вещь переходит из частной собственности в общественное пользование, она возвращается к Аллаху.
В Европе только в конце XIX-начале XX веков начали появляться нормы, разрешающие изъятие государством земли из частного владения за справедливый выкуп в общественно необходимых случаях. Например, если через чьи‑либо владения необходимо построить дорогу. МП знало эти правила всё время своего существования и институт изъятия собственности был очень сильно развит во все времена. Этим К.Маркс объясняет то, что торговля в Османской империи пришла в упадок: торговец не был защищён, в любой момент его имущество могли отобрать (за плату или без). Мусульманскому праву характерны очень значительные коллективистские черты. Пророк Мухаммед завещал, что существуют 3 вещи, принадлежащие всем мусульманам - вода, огонь и подножный корм для скота. Человек может иметь в собственности древесину, дрова, и из них он может разложить костёр. Но он не будет собственником огня, потому что огонь не может быть собственностью. Любой путник, проходящий мимо, имеет право, даже не спрашивая на то разрешения, подойти к огню и согреться. Рассуждая о причинах, по которым пророк Мухаммед назвал вышеперечисленные вещи принадлежащими всем людям, мусульманские правоведы решили, что выбор пал на них потому, что эти предметы являлись жизненно необходимыми для любого человека того времени. Потребности людей за прошедшие тысячелетия не изменились. Людям также нужно тепло, чтобы согреться; огонь, чтобы приготовить себе пищу; воду, чтобы напиться. Но сегодня человек получает огонь, тепло и пищу из других источников - из нефти, из газа, из угля. Сегодня они так же необходимы всем людям для выжигания, как когда‑то огонь, вода и трава. Следовательно, природные ресурсы не могут принадлежать кому‑то в отдельности. Этим объясняется долго существовавшая на протяжении XX века в арабских мусульманских странах концепция о принадлежности природных ресурсов всему мусульманскому народу, отрицание частной собственности на него. Некоторое изменение позиции в отношении ресурсов наблюдается с конца 70-х годов: они находятся в собственности. Один из собственников ‑ непосредственный частный владелец. Другой - мусульмане, народ. В целом с конца 70‑х - возрастание количества гарантий собственности в МП.
МП - самостоятельная правовая система. Самостоятельность правовой системы предполагает наличие в ней специфических правовых институтов. Большинство правовых систем мира использует три института собственности, три формы права собственности - владение, распоряжение и пользование. В понятии собственности в МП - только право владения и право распоряжения. МП рассматривает любой объект собственности в двух качествах: во‑первых эта сама физическая вещь, которую можно потрогать, купить, забыть на базаре, сжечь или выбросить. Это оболочка. С другой стороны вещь несёт в себе какие‑то полезные свойства, ради которых мы эту вещь и приобретаем. Они позволяют нам использовать эту вещь. Полезные свойства вещей являются самостоятельным субъектом МП. Пример. а) Пиджак состоит из двух частей: собственно пиджак - сшитые вместе куски ткани, и тепло, которое от него можно получить - его полезное свойство. Когда кто‑то просит у вас поносить пиджак, он нуждается не в кусочках материи, а в том тепле, которое они могут дать. б) Квартира состоит из двух частей. Собственно квартира - кирпичные стены, оклеенные обоями, и её полезное свойство - проживание в ней. Когда вы передаёте вещь во временное пользование, в аренду, вы отдаёте не вещь, а её полезные свойства. Полезные свойства могут быть во владении другого человека, в то время как сама вещь принадлежать её настоящему хозяину.
Обязательства в МП. МП - плод правоведов‑юристов. МП разрабатывало не правовые нормы, а решения конкретных дел - истолкование законов, посланных Аллахом. В МП нет самого понятия норма. На арабском языке этот термин звучит так же и означает то же, что и просто одиночное судебное решение. За основу берется ряд основных принципов: - принцип “Что не запрещено - то разрешено” ( по Корану: “в основе вещей - дозволенье”) - так как все законы, запреты, необходимые для жизни людей Аллах послал в Коране, то всё, что не запрещено - то разрешено - логика мусульман. Это правило применяется и в мирской жизни - отсюда большая вседозволенность мусульман (это не относится ко всему, что связано с Аллахом, религией, религиозным темам - всё это свято и за публичное нарушение - джихад).
- принцип эквивалентности обязательств; - принцип обязательности возмещения нанесенного вреда, даже неумышленного - во всех, кроме МП, правовых системах существует правило, что человек, даже если он причинил ущерб, но вину его невозможно доказать, считается невиновным и возмещать ущерб не обязан. В МП расследуется не вина, а факт причинения ущерба. Логика: если причинён ущерб, то кто‑то должен его возместить (ликвидировать последствия совершённого зла). Если есть материальный урон, то тот, кто его нанёс, даже если он невиновен, обязан его компенсировать. Главное не вина, а исправление последствий преступления. - принцип “Нельзя вредом отвечать на вред” - если плохой сосед взял камень и при всех разбил тебе окно - он совершил зло. Но в два раза тяжелее будет грех, если ответить ему тем же - сломать ему забор, например. Объяснение: все поступки людей должны быть направлены на то, что количество зла в мире уменьшалось, а добра - увеличивалось. - принцип умеренности - общий подход мусульман к жизни можно назвать "умеренность и усреднённость". Как должен ходить мусульманин: быстро или медленно? - не очень быстро, и не очень медленно. Какого роста должен быть мусульманин - высокого или низкого? - не очень высокого, но и не низкого. - принцип избежания риска - МП, мусульмане и мусульманское правосудие очень предосудительно относится к риску. Во всём мусульманском мире очень отрицательно относятся к азартным играм. В современном Иране даже запрещены шахматы, как игра, в которой проявляется азарт. В мусульманском мире практически не распространено страхование. Логика: страхование необходимо, когда существует риск - оно защищает от него, то есть потворствует ему, поощряет. А риск вообще не должен иметь место в делах и в жизни мусульманина. Пример. Фермеру в США необходимы деньги для закупки семян для посева. Он берёт взаймы и обещает отдать кредитору долг в форме выращенного урожая. В МП подобное не разрешено. Нельзя продать несуществующую вещь. Поэтому неразвит фондовый рынок фьючерсов, опционов и т.п. Исключение: договор подряда. Пример. Когда человек хочет сшить себе костюм, он приходит к портному, делает заказ и отдаёт деньги (аванс или всю сумму) за еще не сшитый костюм. Он покупает вещь, которая ещё не существует. Заказчик приносит материал и покупает труд портного, который уже в наличии. Исламские банки. Коран говорит: "можно торговать, но нельзя отдавать деньги в рост". Это значит, что во всём мусульманском мире не существует банковского процента. Однако исламские банки известны по всему миру и считаются достаточно надёжными. С конца 60‑х годов идёт их очень широкое распространение, и многие на Западе сейчас предпочитают мусульманские банки традиционным. Как банкиры Востока обошли букву Корана? Они использовали единственное исключение из общего правила - договор подряда.
Пример. Один мусульманин копил всю жизнь деньги и, когда набрал их значительную сумму, решил снарядить торговый караван в дальние страны. Но он был уже стар и слаб здоровьем. Он купил верблюдов, нагрузил их товаром и предложил молодому энергичному человеку поехать вместо него. За труд этого работника он пообещал поделиться с ним частью прибыли, которую тот привезёт. Банк в современном мире выполняет роль этого молодого человека. Банк является посредником и доверенным лицом вкладчика. Вкладывая свои деньги, их владелец подписывает с банком несколько соглашений, в которых он даёт согласие на то, чтобы банк инвестировал его средства в определённые направления. Полученную от инвестирования прибыль вкладчик согласен поделить с банком в определённом в договоре соотношении. Исламские банки похожи на инвестиционные фонды России; единственное, но самое большое отличие - в их стабильности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|