Игры, в которые играют люди
Люди играют в психологические игры, которые напоминают такие игры, как бридж, шашки, "Монополия". Для того чтобы играть, игроки должны знать правила игры. При этом, если вступающий в игру собирается играть в бридж в то время, как остальные собираются играть в покер, ему вряд ли удастся хорошо сыграть с ними. Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимую плату. Психологические игры, кроме этого, имеют еще скрытую цель, и в них играют не для удовольствия. Хотя надо сказать, некоторые играют в покер тоже не для удовольствия. Берн определяет психологическую игру как "часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешне разумное обоснование, или, -более кратко, как серию трансакций с уловкой" (11). Чтобы последовательность трансакций образовала игру, необходимо наличие трех аспектов: Непрерывная последовательность дополнительных трансакций, благовидных на социальном уровне. Скрытая/трансакция, которая является сообщением, лежащим в основе игры. Ожидаемая расплата, которая завершает игру и является ее настоящей целью. Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между играющими. Несмотря на это, люди играют в психологические игры, потому что они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других и, наконец, превращаются в их судьбу. Хотя в психологические игры играют, чтобы выиграть, люди, для которых игры стали стилем жизни, не могут быть Выигрывающими. Иногда для того, чтобы выиграть, личность ведет себя как Проигрывающий (см. рис. 20). Например, в игре "Пни Меня", играющий пытается вызвать у своего партнера неуважительную
к себе реакцию. Студент: Я очень поздно лег прошлой ночью, но так и не выполнил задание. (Скрытое: Я плохой мальчишка, ударьте меня.) Преподаватель: Вам не повезло. Сегодня последний день, когда я могу принять эту задолженность. (Скрытое: Ты плохой мальчишка, и вот тебе пинок.) Играющие в игру "Пни Меня", хотя могут это и отрицать, стремятся привлечь к себе тех, кто хочет подыграть им и желает кого-нибудь "пнуть". Каждая игра имеет первый ход. Первый ход может быть бессловесным действием: холодно отвернуться, кокетливо подмигнуть, погрозить пальцем, хлопнуть дверью, обнаружить грязь в доме, прочесть чужую почту или мрачно молчать. Первый ход может быть фразой: "У тебя такой одинокий, отсутствующий вид..." "Как ты можешь ходить в школу в таком виде!" "Он критиковал тебя. И ты собираешься терпеть это?" "Разве это не ужасно, что..." Любимой игрой Барбары и Тома была игра "Скандал". Они оба знали первый ход и потому каждый мог начать ее. Стоило только игре начаться, как она переходила в предсказуемый ряд трансакций и достигала своей кульминации, превращаясь в громкую ссору. Оканчивалась игра всегда одним и тем же -- враждебным уходом. Расплатой за игру было избегание близости. Чтобы начать игру, Барбара молча провоцирует партнера своим поведением (или то же делает Том): курением одной сигареты за другой, надутым видом, уединением, раздраженными действиями. Когда партнер втянут в игру, она началась. По мере продолжения игры партнер зарабатывает пренебрежительные замечания в свой адрес. После обмена обидными словами супруги окончательно отдаляются друг от друга. Игру начинает Барбара Барбара: ( С недовольной гримасой на лице выкуривает одну за одной несколько сигарет.) Том: Что случилось? Что-нибудь не в порядке? Барбара Это не твое дело! Том: (Уходит в ближайший бар.)
Барбара: (Разражается гневом, когда возвращается Том. Следует долгая баталия, заполненная обвинениями и контробвинениями. Расплата наступает, когда Барбара вся в слезах бежит в спальню и хлопает дверью. Том удаляется на кухню за новой порцией виски. В этот вечер они больше не вступают в контакт.) Игру начинает Том Том: (Приготовляет себе выпить, выходит в свой кабинет и закрывает дверь.) Барбара: Почему ты не приготовил выпить и для меня? Что-нибудь произошло? Том: Могу я побыть хоть несколько минут один! Барбара: Если ты хочешь остаться один, я могу уйти! (Барбара идет в универмаг, делает покупки, которые обычно не может себе позволить, и возвращается, неся несколько пакетов.) Том: (Срывается в гневе из-за того, на что Барбара потратила деньги. Игра завершает полный цикл, когда Барбара начинает неистово топать ногами, а Том выносит свою постель в кабинет.) Игры имеют тягу к повторению. Люди обнаруживают, что говорят те же слова с теми же интонациями, меняется только время и место. Повторение игры может восприниматься как ощущение, что это уже проходило раньше. Люди играют в игры различной степени напряженности, от социально приемлемого, смягченного уровня до убийственного (самоубийственного) уровня. Берн различает: а) игры первой степени, которые приемлемы в обществе; б) игры второй степени, которые не всегда наносят непоправимый ущерб, но которые игроки будут, скорее всего, скрывать от посторонних; в) игры третьей степени, которые играют раз и навсегда и которые заканчиваются в кабинете врача, в зале суда или в морге (12). Игры индивидуально программируются. Их исполняют из состояния Я Родителя, когда повторяют игры родителей. Их исполняют из состояния Я Взрослого, когда они сознательно рассчитаны. Их исполняют из состояния Я Ребенка, если они основаны на ранних жизненных переживаниях, решениях и на позициях, которые ребенок принял о себе самом и других в детстве. Дни решений К восьми годам у детей развивается представление о своей ценности. У них также формируется представление о ценности окружающих. К этому времени выкристаллизовывается их жизненный опыт, и они решают, что он означает для
них, какие роли и как они собираются играть. Такие дни являются днями решений ребенка (13). Когда решения о себе и других принимаются слишком рано, они могут оказаться совершенно нереалистичными. Эти решения, по всей вероятности, и будут отчасти искаженными или нерациональными, так как ребенок воспринимает мир лишь через призму собственного существования. Эти искажения могут достичь различной степени патологии, от непоследовательности в поведении до серьезных нарушений. Тем не менее они кажутся логичными и имеющими смысл для ребенка в тот момент, когда он принимает их. Следующая история, рассказанная Бетти, женщиной сорока трех лет, которая двадцать лет была женой алкоголика, иллюстрирует влияние ранних решений. Иллюстрирующий пример Мой отец был хроническим алкоголиком. Когда он напивался, то кричал на меня и пытался ударить. Я пряталась от него. Однажды он пришел домой более пьяный, чем обычно. Он схватил кухонный нож и начал метаться по дому. Я спряталась в платяной шкаф. В шкафу было темно и страшно, и мне казалось, что вещи бьют меня по лицу. Мне тогда было около четырех лет. В этот день я решила, что мужчины -- это грубые животные, которые всегда будут только обижать меня. Я была крупным ребенком и помню, как думала тогда: "Если бы я была меньше, он любил бы меня" и "Если бы я была более красивой, он любил бы меня". Я всегда считала, что я ничего не стою. Дни решений приводят людей к принятию психологических позиций (14). В вышеприведенном случае женщина приняла позицию "Я ничего не стою" ("Я -- не о'кей") и "Мужчины -- это животные, которые будут обижать меня" ("Мужчины г-- не о'кей"). На основе этих позиций она выбирала людей, которые играли определенные роли, соответствующие ее жизненному сценарию. Бетти вышла замуж за "животное", ее муж был алкоголиком. В дополнение к этому она часто играла на людях в игру "Насильник". Привлекая мужчину беседой, она пыталась его соблазнить. Если он поддавался на это, то она с возмущением отвергала его, еще раз убеждаясь, что "мужчины -- это животные,
которые хотят обидеть ее". Психологические позиции Когда люди принимают психологические позиции относительно себя, они могут решить: Я остроумный. Я глупый. Я сильный. Я ненормальный. Я славный. Я ужасный. Я ангел. Я дьявол. Я все делаю неправильно Я никогда не ошибаюсь. Я лучше всех. Я не заслуживаю того, чтобы жить. Когда люди принимают психологические позиции относительно других, они могут решить:
-Люди дадут мне все, что я захочу. Люди чудесны.
-Никто мне ничего не даст. У людей и в мыслях нет делать добро.
-Кто-нибудь мне поможет, когда возникнет необходимость.
-Когда мне что-нибудь понадобится, никого не будет рядом.
-Меня все любят.
-Меня никто не любит
-Люди симпатичны
-Каждый человек низок
В основном вышеприведенные позиции являются позициями "Я -- о'кей" или "Я -- не о'кей" и "Вы -- о'кей" или "Вы -- не о'кей". Эти психологические позиции, принимаемые относительно себя и других, образуют четыре основных типа позиций (15). Первый тип является позицией Выигрывающего, но даже Выигрывающие могут изредка испытывать чувства, сходные с остальными тремя типами позиций. Первая позиция: "Я -- о'кей, Вы -- о'кей" -- психологически здоровая позиция. Люди с такой позицией относительно себя и других могут конструктивно решать свои проблемы. Их ожидания, вероятно, будут адекватны. Они признают значимость других. Вторая, или проективная, позиция: "Я -- о'кей, Вы -- не о'кей" -- это позиция людей, которые чувствуют себя обманутыми или преследуемыми и поэтому обманывают или преследуют других. Они упрекают других в своих ошибках. Аферисты и преступники часто имеют эту позицию, принимающую форму параноидного поведения, которое в крайних своих проявлениях может привести к убийству. Третья, или интроективная, позиция: "Я -- не о'кей, Вы -- о'кей" -- позиция людей, чувствующих свое бессилие, когда они сравнивают себя с другими. Эта позиция приводит их к отдалению от людей, депрессии и в крайних случаях к самоубийству. Четвертая, или позиция тщетности: "Я -- не о'кей, Вы -- не о'кей" -- позиция тех, кто теряет интерес к жизни, кто проявляет шизоидное поведение и кто в крайних случаях совершает самоубийство или убийство. Люди с первой позицией чувствуют. "Жизнь стоит эго, чтобы жить". Со второй позицией они чувствуют, "Ваша жизнь немногого стоит". С третьей позицией: "Моя жизнь немногого стоит". И с четвертой позицией: "Жизнь вообще ничего не стоит".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|