Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы защиты прав граждан




 

Защита прав граждан - это тот правовой инструмент, активное использование которого сегодня не только целесообразно, но и необходимо. Это обусловлено тем, что права граждан по-прежнему нарушаются, уровень правовой культуры недостаточно высок, а доверие к органам государственной власти оставляет желать большего. Все вышеперечисленные обстоятельства предопределяют особую значимость защиты прав на современном этапе, в условиях продолжающихся государственно-правовых преобразований. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации защита прав граждан является основной конституционной обязанностью государства.

Иногда категорию «защита прав» рассматривают в двух смыслах: материально-правовом и процессуально-правовом. В первом случае защита права есть «фактическое восстановление нарушенного права или законного интереса либо предотвращение угрозы нарушения». Во втором - защита права понимается как «правомерная деятельность управомоченных субъектов (при добровольном удовлетворении - обязанных субъектов), в том числе и государственных органов, по применению способов защиты, осуществляемая в случае, когда имеются препятствия в осуществлении субъективного права (нарушено субъективное право и (или) законный интерес правообладателя, либо создана угроза их нарушения), реализуемая в определенных формах».4

Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты личности:

1) от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан;

2) от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

Основными средствами защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности и других аномалий в деятельности должностных лиц, органов и иных обладателей властных полномочий являются:

1) создание организационно-правового механизма и повседневная работа уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.), важнейшей задачей которых является защита правопорядка;

2) существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты: созданные специально для этой цели (адвокатура); для которых такая деятельность является основной (профсоюзы); а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. д.);

3) активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права. Учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, здесь можно выделить и процессуальную защиту. Уголовно-процессуальное, административное и трудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности, на защиту от предъявленного обвинения, применяемых к нему принудительных мер.

Основным средством охраны и защиты прав и свобод, непосредственно предоставленных лицу в большинстве отраслей права, является субъективное право на обращение управомоченного лица в юрисдикционный орган с жалобой (запросом, ходатайством, иском, заявлением) для защиты нарушенных прав и свобод. Отметим, что юридическим средствам охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина независимо от их отраслевой принадлежности, присущи как общие, так и отличительные свойства, которые позволяют отделить данные средства от других элементов правовой системы и механизма правовой защиты в целом.5 Такими свойствами являются:

- средства охраны и защиты выражают собой юридические способы (меры) защиты и обеспечения интересов субъектов права;

-   сочетаясь определенным образом, они выступают основными

«работающими частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов, механизма правовой защиты;

- предназначены для охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, складывающихся во всех сферах жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной и т.д.).

-   имеют юридическую силу и поддерживаются государством.6 Конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина в свою очередь так же обладают рядом специальных признаков:

    они применяются тогда, когда средства охраны и защиты других отраслей права уже исчерпаны, однако при этом нарушенное право не восстановлено;

    предназначены для устранения актов законодательных и иных органов, препятствующих (или могущих препятствовать) нормальной реализации его конституционных прав и свобод;

    нормы, устанавливающие основания применения конституционных средств охраны и защиты, обращены не к лицам, в отношении которых они применяются, а к органам и должностным лицам, их осуществляющим. Именно эти органы и должностные лица, а не граждане определяют наличие необходимых условий правомерности применения таких средств, время и порядок их осуществления.

Своевременность защиты предполагает использование необходимых правозащитных механизмов таким образом, чтобы разрыв во времени между нарушением субъективного права и принятыми мерами был минимальным. Подчеркивая значимость своевременной защиты, Конституционный Суд Российской Федерации указывал законодателю на необходимость создания надлежащих, в том числе процессуальных, механизмов, которые позволяли бы гражданам, чьи права и свободы оказались нарушенными, добиваться их реальной защиты, используя все, не запрещенные законом, способы.7

Все действия по защите должны быть соразмерными. Соразмерность предполагает использование таких способов защиты, которые являются адекватными правонарушению. Например, защищая свою жизнь или жизнь и здоровье своих близких, при отражении нападения нужно учитывать положения ст. 37 Уголовного кодекса Российской Федерации, определяющие степень допустимости вреда, который может причинить защищающийся от общественно опасного посягательства. Поэтому соразмерность предполагает использование в каждом конкретном случае нарушений прав граждан соответствующего способа восстановления или компенсации, учитывающего их специфику. Это необходимо также для того, чтобы обеспечить баланс прав и законных интересов всех участников конкретных правоотношений.

В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам (необходимая оборона, отказ выполнить незаконное распоряжение должностного лица, занятие по своему усмотрению свободной смежной комнаты, неявка на работу по истечении установленного законом срока со дня подачи заявления об увольнении по собственному желанию и т. п.), либо обращается за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.

Очевидно, что все граждане вступают во взаимоотношения с органами публичной администрации намного чаще, чем с иными государственными и муниципальными органами. Администрация принимает, призывает, назначает, выделяет, выдает, изымает и повседневно реализует многие иные властные полномочия. Публичная администрация нарушает права граждан во много раз больше, чем все иные субъекты публичной власти(суды, органы прокуратуры и др.), вместе взятые. Поэтому защита прав и законных интересов граждан от неправильных деяний власти - это прежде всего защита от неправильных дея- ний государственной и муниципальной администрации. А для изучающих административное право это особенно важно, потому что несудебные формы защиты прав граждан от таких деяний в основном регулируются административным правом. В 90-х гг. XX в. в России серьезно обновился и расширился массив правовых норм, регламентирующих право граждан вооб- ще и особенно их право на защиту. Во-первых, значительно расширились возможности для судебной защиты. Во-вторых, увеличились возможности для реализации иных прав на защиту. Например, закрепление права на ношение оружия, на частную детективную и охранную деятельность позволяет шире использовать право на необходимую оборону. Возникновение обществ защиты прав потребителей, солдатских матерей, налогоплательщиков, развитие системы общественных правоохранительных организаций, появление независимых средств массовой информации создает гражданам более благо- приятные возможности для обращения за юридической помощью в негосударственные организации. В-третьих, создана новая государственная организационно- правовая форма защиты граждан-Уполномоченный по пра- вам человека в Российской Федерации и в ряде субъектов РФ. В-четвертых, в Российской Федерации вступила в силу Конвенция о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с нею любое лицо, группа частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушений, вправе обратиться с жалобами в Европейский Суд по правам человека. Он может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. В-пятых, в ст. 30, 31, 33, 37 Конституции РФ закреплены и в настоящее время широко используются коллективные формы защиты прав.

Высоко оценивая все сделанное, следует сказать, что, к сожалению, реальная защищенность граждан зависит не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных организаций.8 Резкий рост экономических и насильственных правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин значительно снизили реальную защищенность прав граждан. Сейчас их недостаточно защищают суды, а милиция, иные органы публичной исполнительной власти часто не при- нимают необходимых мер по их жалобам. Юридические механизмы правозащитной деятельности по экономическим, организационным и иным причинам в полной мере не используются. Чтобы фактически усилить защиту прав граждан, предстоит сделать еще очень многое.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...