Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема : Органы исполнительной власти как субъекты административного права.




Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти.

Принципы построения и деятельности системы органов исполнительной власти (ОИВ).

Виды ОИВ.

1. Функционирование органов исполнительной власти носит непосредственно деятельностный характер, т.е. в процессе его осуществления непосредственно реализуются функции государства в различных сферах: политических, хозяйственных, социальных и др.

Содержание деятельности органов исполнительной власти заключается в осуществлении ими определенных задач и функций путем использования государственно-властных полномочий, которыми они наделены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Задачи, функции и полномочия органа исполнительной власти образуют компетенцию этого органа.

Реализация принадлежащих этим органам юридически властных полномочий осуществляется в административном порядке. Следовательно, деятельность органов исполнительной власти носит государственно-властный характер и представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены.

ОИВ занимают особое место в системе разделения властей. Это политические учреждения, созданные для осуществления функций ИВ и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера.

Их основные признаки:

- являются частью единой системы ОИВ и обладают всеми признаками и свойствами, присущими ИВ.

- обеспечивают реализацию ИВ, осуществляют госуправление, исполнительно-распорядительную деятельность по руководству экономической, социальной, административно-политической сферой жизни общества и государства.

- обладают своим статусом, который устанавливается в Конституции, законах, подзаконных актах.

- действуют от имени государства и выражают его обязательное повеление.

- наделены полномочиями, которые реализуются в характерных для каждого органа правовых формах и в пределах их компетенции.

- их деятельность носит подзаконный характер.

- действуют на основе принципов профессионализма и принципах осуществления госслужбы.

- являются структурно-организационными, имеют свой штат, материально-техническое и иное обеспечение.

- находятся исключительно на бюджетном финансировании.

- являются юридическими лицами, следовательно обладают определенной правосубъектностью.

- как правило, создаются вышестоящими органами, которым подотчетны и подконтрольны.

Административно-правовой статус включает следующие элементы:

- точное наименование ОИВ.

- цели и задачи деятельности.

- компетенция (предметы ведения в сфере деятельности данного органа в целях реализации возложенных на него задач; полномочия- права и обязанности в данной сфере).

- положение в системе ОИВ. Обязательно определяется, является ли данный орган самостоятельным (министерства, ведомства) или структурным подразделением соответствующего органа (упрвление, отдел).

-взаимоотношения с другими органами: внутрисистемные – между министерствами, ведомствами; внешние – между органами законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти.

- порядок образования, реорганизации и упразднения органов.

- принципы, формы и методы управления.

-структура.

- виды издаваемых правовых актов.

Орган исполнительной власти - организация, которая является частью госаппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать от имени и по поручению государства, призвана в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферой жизни общества и государства, осуществлять межотраслевое управление.

2. Основные Принципы, характеризующие ОИВ:

- единство системы ОИВ. Они создаются в соответствиями с основами конституционного строя.

- функциональный или отраслевой принцип построения системы ОИВ. Так, председатель Правительства в течение недельного срока после назначения представляет Президенту предложения по структуре ОИВ. ОИВ являются самостоятельными субъектами ИВ и создаются для осуществления ее функций.

- самостоятельность ОИВ.

-принцип законности.

- учета особенностей управляемых объектов.

- ответственности.

- гласности, открытости и прозрачности деятельности.

- экономичности.

- эффективности.

- подотчетности и подконтрольности.

3.

Органы исполнительной власти - это создаваемые в системе исполнительной власти государственные органы, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию (функции и полномочия), направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях государственной жизни.

В административно-правовой литературе применяются следующие критерии для классификации органов исполнительной власти.

По территории деятельности:

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По основаниям образования:

- органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

По способу образования:

- избираемые органы исполнительной власти (председатели правительства ряда субъектов Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации);

- органы исполнительной власти, создаваемые на основе законодательства и иных нормативных правовых актов.

По характеру компетенции:

- органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех отраслей и сфер государственного управления (правительства, администрации краев, областей);

- органы исполнительной власти отраслевой компетенции, ведающие какой-либо отраслью управления (министерства и иные отраслевые органы исполнительной власти);

- органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые в своей сфере деятельности координируют деятельность иных органов исполнительной власти (федеральные министерства; федеральные службы);

- органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах государственного управления (федеральные службы).

По порядку разрешения подведомственных вопросов:

- коллегиальные органы исполнительной власти (правительства);

- единоначальные органы исполнительной власти (министерства и другие органы исполнительной власти).

По организационно-правовой форме:

- министерства;

- иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы, федеральные агентства);

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

СТРУКТУРА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...