Тема : Органы исполнительной власти как субъекты административного права.
Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти. Принципы построения и деятельности системы органов исполнительной власти (ОИВ). Виды ОИВ. 1. Функционирование органов исполнительной власти носит непосредственно деятельностный характер, т.е. в процессе его осуществления непосредственно реализуются функции государства в различных сферах: политических, хозяйственных, социальных и др. Содержание деятельности органов исполнительной власти заключается в осуществлении ими определенных задач и функций путем использования государственно-властных полномочий, которыми они наделены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Задачи, функции и полномочия органа исполнительной власти образуют компетенцию этого органа. Реализация принадлежащих этим органам юридически властных полномочий осуществляется в административном порядке. Следовательно, деятельность органов исполнительной власти носит государственно-властный характер и представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены. ОИВ занимают особое место в системе разделения властей. Это политические учреждения, созданные для осуществления функций ИВ и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Их основные признаки: - являются частью единой системы ОИВ и обладают всеми признаками и свойствами, присущими ИВ. - обеспечивают реализацию ИВ, осуществляют госуправление, исполнительно-распорядительную деятельность по руководству экономической, социальной, административно-политической сферой жизни общества и государства.
- обладают своим статусом, который устанавливается в Конституции, законах, подзаконных актах. - действуют от имени государства и выражают его обязательное повеление. - наделены полномочиями, которые реализуются в характерных для каждого органа правовых формах и в пределах их компетенции. - их деятельность носит подзаконный характер. - действуют на основе принципов профессионализма и принципах осуществления госслужбы. - являются структурно-организационными, имеют свой штат, материально-техническое и иное обеспечение. - находятся исключительно на бюджетном финансировании. - являются юридическими лицами, следовательно обладают определенной правосубъектностью. - как правило, создаются вышестоящими органами, которым подотчетны и подконтрольны. Административно-правовой статус включает следующие элементы: - точное наименование ОИВ. - цели и задачи деятельности. - компетенция (предметы ведения в сфере деятельности данного органа в целях реализации возложенных на него задач; полномочия- права и обязанности в данной сфере). - положение в системе ОИВ. Обязательно определяется, является ли данный орган самостоятельным (министерства, ведомства) или структурным подразделением соответствующего органа (упрвление, отдел). -взаимоотношения с другими органами: внутрисистемные – между министерствами, ведомствами; внешние – между органами законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти. - порядок образования, реорганизации и упразднения органов. - принципы, формы и методы управления. -структура. - виды издаваемых правовых актов. Орган исполнительной власти - организация, которая является частью госаппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать от имени и по поручению государства, призвана в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферой жизни общества и государства, осуществлять межотраслевое управление.
2. Основные Принципы, характеризующие ОИВ: - единство системы ОИВ. Они создаются в соответствиями с основами конституционного строя. - функциональный или отраслевой принцип построения системы ОИВ. Так, председатель Правительства в течение недельного срока после назначения представляет Президенту предложения по структуре ОИВ. ОИВ являются самостоятельными субъектами ИВ и создаются для осуществления ее функций. - самостоятельность ОИВ. -принцип законности. - учета особенностей управляемых объектов. - ответственности. - гласности, открытости и прозрачности деятельности. - экономичности. - эффективности. - подотчетности и подконтрольности. 3. Органы исполнительной власти - это создаваемые в системе исполнительной власти государственные органы, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию (функции и полномочия), направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях государственной жизни. В административно-правовой литературе применяются следующие критерии для классификации органов исполнительной власти. По территории деятельности: - федеральные органы исполнительной власти; - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По основаниям образования: - органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации; - органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. По способу образования: - избираемые органы исполнительной власти (председатели правительства ряда субъектов Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации); - органы исполнительной власти, создаваемые на основе законодательства и иных нормативных правовых актов. По характеру компетенции: - органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех отраслей и сфер государственного управления (правительства, администрации краев, областей);
- органы исполнительной власти отраслевой компетенции, ведающие какой-либо отраслью управления (министерства и иные отраслевые органы исполнительной власти); - органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые в своей сфере деятельности координируют деятельность иных органов исполнительной власти (федеральные министерства; федеральные службы); - органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах государственного управления (федеральные службы). По порядку разрешения подведомственных вопросов: - коллегиальные органы исполнительной власти (правительства); - единоначальные органы исполнительной власти (министерства и другие органы исполнительной власти). По организационно-правовой форме: - министерства; - иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы, федеральные агентства); - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. СТРУКТУРА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|