Административно-правовой договор.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 1. Содержание деятельности исполнительной власти составляют выполняемые ею управленческие функции. А понятие ее формы многоаспектно, она имеет много форм. Организационной формой административной власти является аппарат, государственная администрация, юридически в основном оформлена административным правом. В административно-правовой науке под формами управления чаще всего понимаются «виды действий органов управления с точки зрения их внешнего выражения», «внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами государственного управления...» Формы государственного управления – это внешние практические выражения управленческой деятельности в действиях, совершаемых субъектами управления. Формы государственного управления формируются с учетом следующих закономерностей: они должны соответствовать характеру управленческой деятельности; компетенции субъекта; особенностям конкретного субъекта управления; целям управляющего воздействия и т.д. Таким образом, можно сказать, что форма деятельности исполнительной власти – это внешне выраженные действия исполнительного органа или должностного лица, осуществляемые в рамках его компетенции и вызывающие определенные последствия. Административно-правовые формы – это внешнее выражение управленческих действий, вызывающих последствия юридического характера или имеющие юридическое значение. Фактически здесь речь идет о различии и разграничении исполнительно-распорядительной деятельности по ее конечному результату или ее правовым последствиям. 2. В зависимости от многообразия деятельности исполнительных органов выделяют многие административно-правовые формы.
Различают правовые и неправовые формы осуществления исполнительной власти. Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления. Среди правовых форм выделяются: 1) принятие правовых актов (решений); 2) заключение договоров; 3) совершение иных юридически значимых действий. Для достижения стоящих перед ними задач субъекты исполнительной власти издают огромное число правовых актов. С их помощью устанавливаются новые юридические нормы, изменяются или отменяются старые (правотворческая деятельность), формируются новые правоотношения, изменяются, прекращаются ранее действовавшие (правоприменительная деятельность). Неправовыми формами деятельности исполнительной власти считаются организационные действия и материально-технические операции. Они тоже осуществляются в рамках действующего законодательства, но часто такая деятельность правом регламентируется лишь в общем. Главная же их особенность состоит в том, что эти действия непосредственно юридических последствий не влекут. Например, такие организационные действия, как проведение совещаний, обсуждений, проверок, распространение передового опыта, разработка прогнозов, программ, методических рекомендаций, осуществление бухгалтерского и статистического учета, организация демонстраций, пресс-конференций, встреч с трудовыми коллективами, представителями общественных объединений. Выполнение материально-технических операций связано с делопроизводством (регистрация, оформление, размножение, рассылка документов), обработкой информации (подсчеты, подготовка данных для машинной обработки), разнообразными измерениями. К материально-техническим относятся и действия работников милиции, доставляющих в медицинские учреждения лиц, нуждающихся в неотложной помощи, исполняющих постановления об административном аресте (охрана, организация питания и др.).
В зависимости от характера и методов решения вопросов можно различать процессуальную и непроцессуальную формы осуществления власти. Непроцессуальная (процедурная) это, к примеру, принятие управленческих решений. Процессуальная деятельность осуществляется в рамках административно-юрисдикционного судопроизводства. В зависимости от условий применения различают: формы, применяемые в нормальных условиях жизнедеятельности; формы, применяемые в особых режимах или чрезвычайных ситуациях. 3.Правовой акт управления – это основная административно-правовая форма реализации задач и функций исполнительной власти, которые выражаются решениями, принимаемыми субъектами исполнительной власти в процессе повседневного непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества и государства. Признаки правового акта управления: - это юридический вариант управленческого решения, то есть с помощью правового акта органы исполнительной власти регулируют те или иные вопросы своей деятельности. - он создается только уполномоченным субъектом исполнительной власти в пределах его компетенции. - это юридически властное, одностороннее волеизъявление субъекта исполнительной власти, в котором выражается природа управленческой деятельности - он содержит в себе властные предписания, обязательные для исполнения лицами, которым они адресованы; - он определяет правила должного поведения в управляемой сфере. - может создавать основу для возникновения, изменения и прекращения юридических отношений, т.е., может быть юридическим фактом. - правовые акты издаются с соблюдением официально установленных правил, регулирующих порядок разработки проектов, его обсуждения, экспертизу и утверждение. - правовой акт может быть в установленном порядке обжалован или опротестован. - правовой акт, в случае несоблюдения содержащихся в нем предписаний влечет наступление ответственности. Т.о., правовой акт управления – это подзаконный, официальный юридический акт, принимаемый субъектом исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности и оформленный в соответствии с нормами права, содержащий односторонние властные волеизъявления, влекущие юридические последствия.
4. Классификация производится по различным основаниям. - в зависимости от юридического содержания: нормативные (акты, которые содержат нормы права, регулируют отношения персонально неопределенного характера), ненормативные (индивидуальные, не содержат нормы права), общие (например, акты о переносе рабочего дня, о назначении и награждении по общим правилам), смешанные акты (содержат и нормы права и индивидуальные предписания). -в зависимости от органов, издающих правовой акт: правовые акты Президента (указы и распоряжения), правовые акты министерств и ведомств (приказы, инструкции, положения), правовые акты органов местной власти. - в зависимости от наименования: указы, распоряжения, постановления, приказы, положения, правила, инструкции. - в зависимости от формы выражения: словесные (могут быть устными или письменными), конклюдентные (выраженные в знаках, световых, звуковых сигналов). - в зависимости от функциональной роли: плановые, методические, кадровые, учетные, финансовые и т.д. - в зависимости от порядка принятия: коллегиальные и единоначальные. -в зависимости от даты вступления в действие: правовые акты, которые вступают в силу немедленно; вступающие в силу с даты, указанной в самом акте; вступающими в силу с даты, указанной в другом акте; ведомственные правовые акты, вступающие в силу после государственной регистрации; правовые акты, вступающие в силу после официального опубликования. 5. Общие требования, предъявляемые к правовым актам: 1) эффективности. 2)целесообразность с точки зрения государственно-публичного интереса, т.е, в основе правового акта должно быть общественное благо. Он должен быть научно обоснован, соответствовать реальной обстановке, требованиям своевременности принятия и предусматривать механизм его реализации.
3)законность – правовой акт должен соответствовать конституции, законам, вышестоящим по юридической силе. 4)организационно-технические требования - требования, относящиеся к порядку изложения его текста и доведения до адресата. Язык правового акта должен быть четким, лаконичным и понятным для тех, кому он адресован, грамматически правильно оформлен, своевременно доведен до сведения исполнителей и заинтересованных лиц, должен был быть в установленном порядке оформлен и передан на хранение в государственный архив. Важным условием является соответствие нормативного акта требованиям, предъявляемым к форме и содержанию правового акта. В соответствии с Законом «Об актах законодательства» структура правового акта включает в себя: 1.содержательную часть, (выраженное в письменной форме словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права или индивидуальных предписаний, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы принятия). 2.реквизиты (обязательные сведения, включенные в текст правового акта для признания его действительным). Содержательная часть состоит из: преамбулы, части правового акта, разделов, глав, пунктов, подпунктов, абзацев. Общие реквизиты: государственный герб; наименование органа, принимающего акт; наименование вида документа; дата документа; номер документа; место составления или издания акта; гриф ограничения доступа к документу; заголовок; текст; отметка о наличии приложений; подпись лица, принявшего акт; гриф согласования; печать; фамилия исполнителя и его телефон. К требованиям к форме правового акта можно отнести требования о соответствии формы документа и принимающего его органа. Требования к содержанию касаются структуры самого текста (например, в преамбуле не может быть нормы права). Требования к реквизитам также закреплены в Законе «Об актах законодательства» (например, как и любой бланк, он должен содержать сведения, закрепленные в определенной последовательности). 6. Договор есть волевое соглашение двух или более субъектов права об установлении, изменении или прекращении субъективных прав и обязанностей. Это правовой акт, его заключение и вступление в юридическую силу влечет правовые последствия для его участников или третьих лиц. Существуют разные типы договоров, но им всем присущи общие принципы договорного регулирования. Это: 1) диспозитивность правового регулирования (свобода договорных условий); 2) автономия воли (добровольность заключения) договаривающихся сторон; 3) формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон;
4) эквивалентный характер; 5) взаимная ответственность сторон. Договор всегда представляет собой акт многостороннего характера, выражающий не одностороннее волеизъявление, а согласование, взаимодействие воли договаривающихся субъектов. Он является универсальным средством правового регулирования и применяется как регулятор общественных отношений во всех отраслях права. При этом удельный вес и значение договорного регулирования определяются сущностью и содержанием соответствующей отрасли права. Административный договор представляет собою вид сделок, в которых равноправие сторон так или иначе связано с властными полномочиями одной или даже обеих договаривающихся сторон. Договоры между субъектами властных полномочий довольно часто называются соглашениями. Административный договор — разновидность публично-правового. В системе правовых связей он занимает промежуточное место между административным актом, выражающим одностороннее властное волеизъявление компетентного государственного органа власти, и договором частноправового характера, основанным на равноправии сторон. Административный договор — это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение или прекращение административных (финансовых и др.) прав и обязанностей. Он является юридическим фактом, его заключение означает возникновение административного (финансового) правоотношения. С его помощью нормы административного права воплощаются в жизнь. Административный договор — это основанный на административно-правовых нормах и выработанный в результате добровольного согласования воли двух (либо более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект государственной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников. Классификация административных договоров возможна как на основе общих, так и с учетом специальных, связанных с их спецификой критериев. К специальным относятся деление на «внутриаппаратные» (внутриорганизационные), заключенные между субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями, и «внешние», заключенные уполномоченными субъектами государственной власти с гражданами, организациями. По степени сложности можно выделить ординарные административные договоры, сложные и уникальные. По предметному критерию можно различать: — договоры о компетенции (разграничение или делегирование полномочий и предметов ведения);— договоры в сфере управления государственной собственностью;— договоры, обеспечивающие государственные нужды (именуемые в законодательстве «государственными контрактами»); — контракты с государственными служащими, студентами; — финансовые и налоговые соглашения; — договоры о взаимодействии, сотрудничестве; — различного рода концессии и инвестиционные соглашения; — договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (охрана общественного порядка и имущества, содействие занятости населения, перевозка в общественном транспорте, коммунальные услуги). Особенности административного договора определяются и его субъектным составом. Государственно-властный субъект (государственный орган, должностное лицо или субъект с делегированными полномочиями) — обязательный, атрибутивный признак административного договора. Одной из сторон административного договора всегда выступает государство в лице своих органов власти.При этом в административном договоре государственный орган выступает именно как субъект, реализующий исполнительную власть и наделенный властными полномочиями. В этом состоит главное отличие административного договора от договоров частноправового характера, в частности от гражданско-правовых. Участвуя в административном договоре, государственный орган выступает в качестве субъекта публичного права, его статус определяется компетенцией. А если он становится участником гражданско-правовой сделки в качестве обычного юридического лица, его правовой статус определяется его гражданской правоспособностью. В числе функций административного договора можно выделить следующие. 1. Структурно-организационная. Она состоит в разграничении и фиксации прав и обязанностей сторон, предметов ведения, полномочий. Административный договор придает определенную стабильность, гласность, наглядность иерархическим отношениям. 2. Функция социального компромисса. Речь идет о согласовании интересов различных субъектов государственной и общественной жизни. Поскольку договор всегда означает некоторый компромисс, согласование, достижение консенсуса, то договорное регулирование может служить наиболее приемлемым способом снятия противоречий между публичными и частными интересами. Эту функцию выполняют и внутриаппаратные административные договоры, поскольку интересы различных государственных институтов на практике могут и не совпадать. 3. Обеспечительная. Состоит в обеспечении достижения общественно значимых результатов в тех областях, где прямое командное воздействие неэффективно (нерентабельные отрасли, образование, социальная сфера, приватизация) либо невозможно (частная собственность, межгосударственные, федеративные, межнациональные отношения). 4. Ориентационно-стимулирующая. Никто не будет вступать в договор без какой-либо для себя пользы. Поэтому зачастую необходимо косвенное государственное воздействие на материальные интересы субъекта путем включения в договор позитивных стимулов, в качестве которых выступают различного рода льготы, обеспеченное финансирование, квоты, лицензии, субсидии, поощрения и т. д., чтобы создать у последнего заинтересованность в общественно значимых действиях. 5. Демократизации исполнительной власти. Договорный процесс всегда предполагает равноправное партнерство, сотрудничество, взаимодействие его участников, т. е. речь идет уже не о соподчинении, а о согласовании воли. Сам процесс подготовки договора позволяет вышестоящей стороне лучше проанализировать ситуацию, в которую она вмешивается, а нижестоящей — обосновать свое мнение и лучше понять мотивы и содержаниевключенных в договор положений. И отношения, которые возникают на основе этих договоров, более демократичны, чем те, которые основаны на властных актах. 6. Воспитательная. Участие в договорном процессе способствует пробуждению деловой и правовой активности субъектов. 7. Охранительная. Уже закрепление в административном договоре взаимных прав и обязанностей служит своеобразной гарантией их соблюдения. Таким образом, в юридической литературе выделяются достаточные основания считать административный договор правовым актом исполнительной власти многостороннего характера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|