Модуль 2. Художественный жанр в свете аксиологии. Художественная антропология
Стр 1 из 3Следующая ⇒ I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель освоения курса - представить отдельные идеи и художественных открытия в европейской культуре в системе философско-эстетических и поэтологических связей. Задачи: o представить наиболее значимые в идейном и художественном отношениях литературные феномены в философской, антропологической и эстетической перспективах; o ознакомить студентов с крупнейшими представителями философии и художественного творчества сквозь призму особенностей их эстетико-философских и художественных исканий; o обучить приёмам анализа художественных явлений в контексте отдельных философских понятий и концепций; обучить приёмам анализа философских текстов как художественных феноменов; привить интерес к компаративным наблюдениям; o продемонстрировать важность научной рефлексии о выборе терминологического словаря при анализе философского и/или художественного текста. II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП 2.1. Учебная дисциплина «Литература и философия» относится к ***.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: « Актуальные проблемы современной философии и ее истории», «Философия науки, университетское образование и институционализация науки», «Междисциплинарность и новые научные парадигмы». Знания: - актуальных проблем философии и ее истории; - имён и концепций крупнейших философов и литераторов; - основных литературных и философских жанров, базовой терминологии в области философии и литературоведения; Умения: - воспринимать информацию, обобщать и анализировать её, исходя из понимания целостности исторического процесса;
- ориентироваться в истории и теории философии и литературы; - формулироваить научную проблему Навыки: -критического анализа исторических источников и основных философских и литературоведческих подходов, концепций, парадигм; - сбора материала по изучаемой проблеме. 2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Методика преподавания философии, педагогика высшей школы и экономико-правовые основы деятельности ВУЗа».
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности):
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины составляет * зачетных единицы, ** часов Форма отчетности: зачет 4.1 Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов
План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Содержание учебного материала
Модуль 1. Литература и философское вопрошание Искусство как создание эстетических ценностей. Искусство как познавательная деятельность. Литература и истина. Искусство и онтология человеческого бытия. Основополагающие феномены человеческого бытия и литературная тематика. Литература и аспекты морали. Моделирующий характер мира произведения. Функционирование литературы: понимание, интерпретация, смысл, диалогичность. Проблема «конфликта интерпретаций» (П. Рикер). Модуль 2. Художественный жанр в свете аксиологии. Художественная антропология Философский роман / повесть / притча / сказка /драма / поэма (Мильтон, Свифт, Вольтер, Дидро, Руссо, Гете, Новалис, Шелли, Достоевский, Толстой, Манн, Гессе, Музиль, Сартр, Камю, Кэрролл, Метерлинк, Беккет и др.). Роман идей, интеллектуальная драма и традиции диалектики. Роман воспитания как феномен историзма. Роман о художнике и вариации на тему креационизма. Утопия и утопическое сознание. Литература абсурда. Философское размышление и его жанровые формы. Феномен М. Монтеня. Собрание афоризмов: Эпиктет, Паскаль, Ницше, Витгенштейн и др. Письмо: Локк, Вольтер, Деррида и др. Эссе: Деррида, Барт, Сонтаг и др. «Сократический диалог»: Платон, Николай Кузанский, Декарт и др. Философская поэма: Паменид, Лукреций, Ницше и др. Исповедь: Августин, Абеляр и др. Художественная антропология. Экзистенциальная проблематика, тропы и сюжеты. Литература и проблемы нравственности. Духовно-аксиологическая сфера литературного героя. Психологическая структура литературного героя. Сфера телесности героя (тело, природа, среда, голос, габитус).
Модуль 3. Современный философский словарь как метафора и художественный образ
Метафора в философском знании. Модели метафоры в философии от Нового времени до постмодернизма. Метафора и картина мира. Метафора в трудах Деррида, Рикера, Делеза, де Мана. Популярность философской метафорики в XX веке: палимпсест, ризома, складка, след, симулякр, лента Мебиуса, лабиринт, плоскость, паранойя, карта, смерть автора, разрыв, руины, событие, эхокамера, археология знания, диалог, карнавал, «недонос банки», поворот, рассеивание, поверхность, габитус и пр. Критика метафорического словаря современной в философии Сокалом и Брикмоном. Философская метафора и художественный текст: аспекты интерпретации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|