Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 2. Художественный жанр в свете аксиологии. Художественная антропология




I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоения курса - представить отдельные идеи и художественных открытия в европейской культуре в системе философско-эстетических и поэтологических связей.

Задачи:

o представить наиболее значимые в идейном и художественном отношениях литературные феномены в философской, антропологической и эстетической перспективах;

o ознакомить студентов с крупнейшими представителями философии и художественного творчества сквозь призму особенностей их эстетико-философских и художественных исканий;

o обучить приёмам анализа художественных явлений в контексте отдельных философских понятий и концепций; обучить приёмам анализа философских текстов как художественных феноменов; привить интерес к компаративным наблюдениям;

o продемонстрировать важность научной рефлексии о выборе терминологического словаря при анализе философского и/или художественного текста.

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП

2.1. Учебная дисциплина «Литература и философия» относится к ***.

 

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: « Актуальные проблемы современной философии и ее истории», «Философия науки, университетское образование и

институционализация науки», «Междисциплинарность и новые научные парадигмы».

Знания:

- актуальных проблем философии и ее истории;

- имён и концепций крупнейших философов и литераторов;

- основных литературных и философских жанров, базовой терминологии в области философии и литературоведения;

Умения:

- воспринимать информацию, обобщать и анализировать её, исходя из понимания целостности исторического процесса;

- ориентироваться в истории и теории философии и литературы;

- формулироваить научную проблему

Навыки:

-критического анализа исторических источников и основных философских и литературоведческих подходов, концепций, парадигм;

- сбора материала по изучаемой проблеме.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Методика преподавания философии, педагогика высшей школы и экономико-правовые основы деятельности ВУЗа».

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности):

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,

соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:

Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) Элементы компетенций, формируемые дисциплиной
Общекультурные компетенции (ОК)
ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала Знания: о философской, эстетической и художественной значимости отдельных творческих систем для культуры в целом
Умения: использовать современную базу научной, научно-методической и справочной литературы по проблемам философии и литературоведения
Навыки: обнаружения и демонстрации разнообразных связей между актуальными процессами в литературе, философии и современной художественной культуре
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК- 5 способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе Знания: основных источников информации по философии и литературоведению (библиотечных, электронных) для формулировки локальной творческой задачи компаративного характера
Умения: поиска необходимой информации с учетом локальной творческой задачи и потенциальной аудитории
Навыки: научной и популярной презентации философского материала с использованием литературных источников; научной и популярной презентации художественного материала с использованием философских источников

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины составляет * зачетных единицы, ** часов

Форма отчетности: зачет

4.1 Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов

№ п/п Раздел дисциплины/темы Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации
Контактная работа преподавателя с обучающимися Самостоятельная работа
Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
  Литература и философское вопрошание       -   Реферирование, реферат
  Художественный жанр в контексте аксиологии. Художественная антропология.       -   Реферирование, доклад
  Современный философский словарь как метафора и художественный образ       -   Реферирование, эссе
Итого часов           зачет

План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Семестр Название раздела, темы Самостоятельная работа обучающихся Оценочное средство Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
  Литература и философское вопрошание Презентации к семинарскому занятию Подготовка индивидуального задания по модулю 1-5 нед.   См. ниже   См. ниже
  Художественный жанр в контексте аксиологии. Художественная антропология. Презентации к семинарскому занятию Подготовка индивидуального задания по модулю   6-11 нед.   См. ниже   См. ниже
  Современный философский словарь как метафора и художественный образ Презентации к семинарскому занятию Подготовка индивидуального задания по модулю 12-17 нед.   См. ниже   См. ниже
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)      
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)      

Содержание учебного материала

Модуль 1. Литература и философское вопрошание

Искусство как создание эстетических ценностей. Искусство как познавательная деятельность. Литература и истина. Искусство и онтология человеческого бытия. Основополагающие феномены человеческого бытия и литературная тематика. Литература и аспекты морали. Моделирующий характер мира произведения. Функционирование литературы: понимание, интерпретация, смысл, диалогичность. Проблема «конфликта интерпретаций» (П. Рикер).

Модуль 2. Художественный жанр в свете аксиологии. Художественная антропология

Философский роман / повесть / притча / сказка /драма / поэма (Мильтон, Свифт, Вольтер, Дидро, Руссо, Гете, Новалис, Шелли, Достоевский, Толстой, Манн, Гессе, Музиль, Сартр, Камю, Кэрролл, Метерлинк, Беккет и др.). Роман идей, интеллектуальная драма и традиции диалектики. Роман воспитания как феномен историзма. Роман о художнике и вариации на тему креационизма. Утопия и утопическое сознание. Литература абсурда.

Философское размышление и его жанровые формы. Феномен М. Монтеня. Собрание афоризмов: Эпиктет, Паскаль, Ницше, Витгенштейн и др. Письмо: Локк, Вольтер, Деррида и др. Эссе: Деррида, Барт, Сонтаг и др. «Сократический диалог»: Платон, Николай Кузанский, Декарт и др. Философская поэма: Паменид, Лукреций, Ницше и др. Исповедь: Августин, Абеляр и др.

Художественная антропология. Экзистенциальная проблематика, тропы и сюжеты. Литература и проблемы нравственности. Духовно-аксиологическая сфера литературного героя. Психологическая структура литературного героя. Сфера телесности героя (тело, природа, среда, голос, габитус).

 

Модуль 3. Современный философский словарь как метафора и художественный образ

Метафора в философском знании. Модели метафоры в философии от Нового времени до постмодернизма. Метафора и картина мира. Метафора в трудах Деррида, Рикера, Делеза, де Мана. Популярность философской метафорики в XX веке: палимпсест, ризома, складка, след, симулякр, лента Мебиуса, лабиринт, плоскость, паранойя, карта, смерть автора, разрыв, руины, событие, эхокамера, археология знания, диалог, карнавал, «недонос банки», поворот, рассеивание, поверхность, габитус и пр. Критика метафорического словаря современной в философии Сокалом и Брикмоном.

Философская метафора и художественный текст: аспекты интерпретации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...