Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример вопросов на семинарское занятие




Роман Б. Шлинка «Чтец»

  1. Марта Нусбаум: феномен чтения с позиций философии и культуры. Метафора «чтения» в романе.
  2. Жак Деррида: концепция «следа» и «события». Текст с точки зрения Trauma Studies, Body Studies, Holocaust Studies.
  3. Мишель Фуко: концепция дисциплинарной власти и ее реализация в романе.
  4. Образ немецкого философа в романе. Роль литературных аллюзий.
  5. Закон и этика в романе: феномен неразрешимости.
  6. Место романа Б. Шлинка «Чтец» в традиции литературы о «немецкой вине».

Литература:

  1. Деррида Ж. Фрейд и сцена письма.// Деррида Ж. Письмо и различие. СПб: Академический проект, 2000.
  2. Игнатов А.В. Историзм и исторические документы в литературных произведениях о Нюренбергском процессе // Современная наука. №1 (4), 2011. С. 116-119.

3. Николаева О.О. Мировоззренческая пресуппозиция «немецкой вины» как «ключ» к пониманию текста романа Б. Шлинка «Чтец» // Филология и культура. 2012. №4 (30). С. 202-205.

4. Рахимова А.Э. Реализация бинарной оппозиции Liebe (любовь) / Hass (ненависть) в современной языковой картине мира немецкого этноса // Филология и культура. 2013. №4(34). С.109-113.

  1. Соколова Е.В. «Диалог невозможен…»: Коммуникативная проблематика в современной литературе Германии (Б. Шлинк, М. Байер, К. Хакер, В. Генацино, К. Крахт). Аналитический обзор / РАН. ИНИОН. М., 2008. – 128 с.
  2. Фуко M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с фр. В. Наумова под ред. И. Борисовой. M.: Ad Marginem, 1999.
  3. Чугунов Д.А. Временный фактор и «знаки темы» в литературном произведении (о повести У. Тимма «Открытие колбасы «Карри») // Известия ЮФУ. Филологические науки. №1, 2008. С. 55-64.
  4. Шевелёва Г.И. Метафора как средство создания образности в текстах оригинала и перевода // Язык, коммуникация и социальная среда / Language, Communication and Social Environment. Выпуск / Issue 10. Воронеж, 2012. С. 222-230.
  5. Relke D.The Goyishe Gaze: Reading Against American Movie Reviews of The Reader // Canadian Review of American Studies, Volume 41, Number 3, 2011, pp. 370-394.
  6. MacKinnon J. Law and Tenderness in Bernhard Schlink's The Reader// Law and Literature, Vol. 16, No. 2 (Summer 2004), pp. 179-201.
  7. Mahlendorf U. Trauma Narrated, Read and (Mis)understood: Bernhard Schlink's "The Reader": "... Irrevocably Complicit in Their Crimes..." // Monatshefte, Vol. 95, No. 3 (Fall, 2003), pp. 458-481.
  8. Nussbaum M. Cultivating Humanity. Harvard University Press, 1998.

 

Критерии оценки/ методика оценивания:

Максимальная оценка работы на практическом занятии – 5 баллов.

Выставляется за полный (подробный, свидетельствующий о внимательном изучении рекомендованной литературы, демонстрирующий свободное владение материалом) устный ответ на один из вопросов занятия.

Возможно получение максимальной оценки за активные добавления по всем вопросам практического занятия.

 

 


РЕФЕРИРОВАНИЕ

Реферирование научных источников предлагается студентам на протяжении всего периода обучения в рамках самостоятельной работы над сообщениями и докладами. Среди форм работы них: самостоятельный поиск качественных источников на русском и английском языках, работа с крупнейшими базами научной информации, систематизация данных, аналитическая работа с ними, работа со справочным аппаратом; выделение ключевых слов (научные термины или словосочетания и положения, характерные для языка данной науки, которые в логической последовательности уже сами по себе схематично передают основное содержание текста); практика работы с аналитическим словарем.

Составление реферата строится на глубоком смысловом анализе текста, а целью обучения становится формирование сложного интеллектуального аналитико-синтетического умения по извлечению актуальной информации для читающего как специалиста в области английской литературы. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным (конспект, резюме), воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным (обзор, доклад), содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

В структуре реферата должны быть три основных компонента: библиографическое описание; собственно реферативный текст; справочный аппарат. Например:

 

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи, книги. Указывается общая тема первоисточника.

3. Композиция. Указывается, из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга).

4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи.

5. Адресат. Отмечается, для кого предназначен текст.

 

Студенты получают задание найти и отреферировать диссертации, статьи, интервью, обзоры, рецензии, размещенные в библиотечных ресурсах и на качественных Интернет-сайтах. Задание меняется преподавателем на ежегодной основе. К заданию прилагается базовый пул из 5 источников, который должен быть самостоятельно расширен студентом до 10.

 

Пример задания для реферирования перед семинарским занятием по роману Э. Каррера «Усы»:

Тема: Формы и способы репрезентации понятия любви в современной философской эссеистике

 

Задачи: сформулировать ключевые слова по теме для поиска в библиотечных базах данных; найти, сделать выборку и отреферировать 10 качественных источников по теме.

 

Базовый пул источников:

  1. Бадью А. Что такое любовь? // Новое литературное обозрение. №112, 2011 Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2011/112/ba3.html
  2. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М: Ad marginem, 1999.
  3. Боттон А.де. Опыты любви. М.: София, 2004.
  4. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Спб.: Питер, 2004.
  5. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск: Современный литератор, 1999.

 

Максимальное количество баллов за реферирование - 5 (при условии, что реферировались материалы на русском и английском языках)


РЕФЕРАТ

Написание реферата – часть самостоятельной работы студентов и форма рубежного контроля по модулю. Работа над рефератом требует от студента поиска дополнительной литературы по теме (не менее 10 источников) и подготовки презентации. Реферат представляет собой сочинение, основанное на анализе определённой, заранее избранной темы.

В каждом случае предполагается самостоятельный выбор материала для анализа и представления.

Формальные требования к оформлению:

1. Ссылки на использованные в работе источники, монографии и статьи является обязательным требованием к любой письменной работе. Количество ссылок не является показателем качества работы. Ссылка на используемую литературу оформляется либо в виде сноски внизу страницы, либо указанием в тексте на соответствующую позицию в списке литературы в конце работы. В первом случае нумерация сносок сквозная. При первом упоминании источника выходные сведения указываются в полном объеме. Если он цитируется в дальнейшем, то дается лишь его краткое описание.

2. Объём доклада должен составлять 7-8 стандартных машинописных страниц А4.

9. При написании реферата допускается использование Internet–материалов, однако на них в обязательном порядке должны быть сноски.

Студенту предлагается два подхода к рассмотрению конкретной персоналии (на выбор):

Философ как писатель Св. Августин М. Монтень Т. Мор Вольтер Монтескье Д. Дидро Ж. Ж. Руссо Л. Кэрролл С. Кьеркегор Ж.П. Сартр А. Камю С. де Бувуар У. Эко Л. Витгенштейн Писатель как философ У. Шекспир У. Блейк М. де Сервантес Данте Дж. Мильтон Дж. Свифт Г. Гете Ф.Достоевский Т. Манн Г. Гессе О. Хаксли И. Кальвино М. Кундера Э. Елинек

Критерии оценки:

Оценка «зачтено» выставляется студенту, если текст соответствует теме, имеется понимание предмета анализа, использованы источники и научная литература, оформление работы соответствует принятым нормам; оценка «не зачтено» выставляется студенту, если текст не соответствует теме, не имеется понимание предмета анализа, не использованы источники и научная литература, оформление работы не соответствует принятым нормам. Максимальное количество баллов за реферат - 20

Темы докладов

  1. Литература как зло в прочтении Ж. Батая
  2. Время и нарратив в романе Вульф в прочтении П. Рикера
  3. «Записки из подполья» в прочтении М. Бахтина и Дж. Кутзее
  4. Роман Сартра «Тошнота» как феноменологическое исследование
  5. Классическая русская литература и западная философия
  6. Влияние «Рождения трагедии из духа музыки» Ницше на литературу
  7. Монолог Гамлета в философском прочтении Колриджа
  8. «Алиса в Стране Чудес» с позиций Ж. Делеза
  9. Бальзак в интерпретации Р. Барта
  10. «Исповедь» Руссо в прочтении П. де Мана
  11. Гердерлин в интерпретации М. Хайдеггера
  12. «Цветы зла» Бодлера в исследовании Ж.П. Сартра

 

Пример начальной разработки темы для доклада:

« Классическая русская литература и западная философия: Достоевский, Тургенев, Толстой»

  • Напишите реферат на тему «Достоевский и Ницше».
  • Охарактеризуйте «подпольного героя» Достоевского и найдите подобный характер в творчестве французского экзистенциалиста А.Камю.
  • Прочитайте известную статью З.Фрейда «Достоевский и отцеубийство». Подтвердите или опровергните выводы ученого, обратившись к роману Достоевского «Подросток».
  • Прочитайте повесть И.Тургенева «Яков Пасынков». Почему Тургенев выбирает такое имя для героя? Напишите эссе о роли немецкой идеалистической мысли в создании образа главного героя.

 

Литература

1. Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. М., 1963.

2. Данилевский Р.Ю., Тиме Г.А. Германия в повестях «Ася» и «Вешние воды» // И.С.Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л., 1982.

3. Зохраб И. «Европейские гипотезы» и «русские аксиомы»: Достоевский и Джон Стюарт Милль // Русская литература. – 2000. - № 3. - С.37-52

4. Кантор В.К. Философия и культура. Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе конца XIX - начала XX века // Вопросы философии. – 2002. - № 9. - С.54-67

5. Пронин В.А. Немецкие литературные реминисценции в произведениях Тургенева // И.С.Тургенев в современном мире. М., 1987.

6. Тиме Г.А. Два лика «русской идеи» (Достоевский и Л. Толстой в "Закате Европы" О. Шпенглера) // Достоевский: материалы и исследования. – 2001. - № 16. - С.288-302

7. Шашкова А.Е. Толстой или Достоевский? Философско–эстетические искания в культурах Запада и Востока // Русская литература. – 2002. - № 1. - С.260-264

8. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше // Вопросы философии. 1990. №7. С.64-65.

9. Фридлендер Г. Достоевский и мировая литература. Л.: Сов. Писатель, 1985.

Критерии оценки:

Оценка «зачтено» выставляется студенту, если текст соответствует теме, имеется понимание предмета анализа, использованы источники и научная литература, оформление работы соответствует принятым нормам; оценка «не зачтено» выставляется студенту, если текст не соответствует теме, не имеется понимание предмета анализа, не использованы источники и научная литература, оформление работы не соответствует принятым нормам. Максимальное количество баллов за доклад - 20


Темы эссе

Курс предполагает написание аналитических эссе по модулям в качестве рубежного контроля знаний и способности к самостоятельному филологическому анализу и интерпретации текста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...