Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Моногибридное скрещивание




Задание для самостоятельной работы

 

1. Обработайте результаты опытов по скрещиванию линий дрозофил.

 

Методическое указание

 

Проведите статистический анализ расщепления методом c2 (хи-квадрат), сделайте выводы о соответствии или несоответ­ствии полученных данных теоретически ожидаемым. Резуль­таты анализа оформите в соответствии с планом отчета по моно­гибридному скрещиванию.

 

План отчета по моногибридному скрещиванию линий дрозофил

 

1. Какие линии были взяты для скрещивания, дайте их краткую характеристику. Для мутантных линий укажите, в какой хромосоме присутствует мутация. Приведите рисунки родительских особей.

2. Опишите технику скрещивания.

3. Какие закономерности наследования выявлены в F1, какой признак доминирует?

4. Какие закономерности выявлены в F2?

5. На сколько классов, и в каком соотношении произошло расщепление по фенотипу? Соответствует ли фактическое (на­блюдаемое) расщепление теоретически ожидаемому? Приведите результаты обработки фенотипического расщепления методом хи-квадрат. c2 рассчитайте, используя суммарные данные, полученные всеми студентами подгруппы.

6. Введите генетическую символику и запишите схему скрещивания с обозначением хромосом.

7. На сколько классов, и в каком отношении произошло расщепление в F2 по генотипу? Дайте ответ на основе приве­денной схемы скрещивания. Сделайте общий вывод по работе.

Оборудование и материалы

Таблицы, фрагменты фильма «Что такое генетика», «Законы наследственности», других видеоматериалов, кодограммы.

Терминологический минимум

Признак, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантность, рецессивность, расщепление, гибрид, гибридизация, гибридное поколение, анализирующее скрещивание, возвратное, реципрокное скрещивание, множественный аллелизм.

 

Задачи для самостоятельного решения по теме

«Моногибридное скрещивание»

Задача 1. Черный цвет щетины у свиней доминирует над рыжим. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черной свиньи с генотипом FF и черного хряка с генотипом Ff?

Задача 2. У коров черная окраска шерсти (А) доминирует над красной (а). В стаде бык с черной окраской шерсти, а коровы – черной и красной масти. Все телята, появившиеся в этом стаде, имеют черную масть. Определите генотип быка.

Задача 3. Скрещивались мыши серые с белыми. В первом поколении появились серые мыши, во втором поколении – 199 серых и 70 белых. Какое количество мышей во втором поколении будет давать нерасщепляющееся потомство?

Задача 4. Мыши генотипа уу – серые, Уу – желтые, УУ – гибнут на эмбриональной стадии развития. Каким будет потомство от скрещиваний: 1) желтая с серым; 2) желтая с желтым; 3) в каком скрещивании можно ожидать более многочисленного помета?

Задача 5. Полидактилия (шестипалость) у человека наследуется как доминантный признак. Мать – шестипалая, отец и сын – пятипалые. Какова вероятность рождения в этой семье: 1) еще одного пятипалого ребенка; 2) шестипалого ребенка?

Задача 6. От скрещивания кроликов с серой окраской меха получено 11 крольчат, 8 из которых имели серую окраску меха, а 3 – черную. Определите: 1) доминантный признак; 2) генотип скрещиваемых кроликов.

Задача 7. У фасоли черная окраска семян доминирует над белой. При скрещивании черносемянного растения с белосемянным получены растения только с черными семянами. Какую окраску семян будет иметь потомство от скрещивания двух таких черносемянных особей первого поколения между собой?

Задача 8. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Какое потомство можно ожидать от брака женщины с нормальным слухом (генотип ВВ) и глухого мужчины (генотип bb)?

Задача 9. У томатов нормальная высота растений А доминирует над карликовостью а. Определите генотипы скрещиваемых растений, если в их потомстве наблюдается расщепление по этим признакам в отношении: 1) 1:1; 2) 3:1.

Задача 10. У мексиканского дога ген, вызывающий отсутствие шерсти, в гомозиготном состоянии ведет к гибели потомства. При скрещивании двух догов с нормальными фенотипами некоторая часть потомства погибла. При скрещивании того самца с другой самкой гибели в потомстве не было. Однако при скрещивании потомков от этих двух скрещиваний опять наблюдалась гибель щенков. Определите возможные генотипы всех скрещиваемых особей и потомства.

 

Задачи для самостоятельного решения по теме

«Неполное доминирование»

Задача 1. При спаривании желтых морских свинок с белыми все потомки первого поколения получаются кремовыми. При разведении кремовых животных было получено 10 желтых, 23 кремовых и 8 белых потомков. Объясните полученные результаты и составьте схему скрещиваний.

Задача 2. Растения душистого горошка с розовыми цветками получают при скрещивании красноцветковых и белоцветковых форм растений. Какой окраски цветки будут иметь растения, полученные при скрещивании розовоцветковых растений с белоцветковыми?

Задача 3. У ночной красавицы красная окраска цветков неполно доминирует над белой. При скрещивании красноцветкового растения с розовоцветковым получено 48 растений. Какие цветки будут иметь полученные растения?

Задача 4. При скрещивании двух сортов земляники с красными и белыми ягодами получили гибриды с розовыми ягодами. Сколько разных фенотипов получится при скрещивании гибрида первого поколения с белоплодным сортом?

Задача 5. У крупного рогатого скота шортгорнской породы ген красной масти (R) и белой масти (r) в гетерозиготном состоянии дают чалое потомство.

а) Какова вероятность, что при скрещивании двух чалых животных потомок будет иметь чалую масть?

б) Может ли у красной коровы родиться белый теленок?

Задача 6. У некоторых овец встречаются животные с укороченными ушами (стреловидные), безухие и длинноухие. Какое потомство будет получено от скрещивания длинноухих животных со стреловидными?

Задача 7. У львиного зева красная окраска цветов неполностью доминирует над белой, а гетерозиготы имеют розовую окраску цветов. Определите окраску цветов у потомков, полученных от скрещивания розовых цветов между собой?

Задача 8. При скрещивании растений хлопчатника, имеющих цельнокрайние листья, с растениями с рассеченными листьями, было получено 105 растений, листья которых оказались неполно рассеченными, Во втором поколении 189 растений имели неполно рассеченные листья, 81 – рассеченные и 95 – цельнокрайние. Как наследуется признак? Что получится, если растения первого поколения скрестить с исходными родительскими растениями?

Задача 9. При скрещивании двух растений ночной красавицы половина гибридов имела розовые, а половина белые цветки. Определите генотип и фенотип родителей.

 

Контрольные задачи по теме: «Моногибридное наследование, неполное доминирование и множественный аллелизм»

Задача 1. При спаривании желтых морских свинок с белыми все потомки F1 получаются кремовыми. При разведении кремовых животных было получено 10 желтых, 23 кремовых и 8 белых потомков. Объясните полученные результаты и составьте схему скрещиваний.

Задача 2. При спаривании черных андалузских кур с белыми петухами получили потомство F1 с голубой окраской оперения.

а) Какое потомство будет получено от спаривания голубых кур с белыми петухами?

б) Какое будет иметь оперение потомство при разведении андалузских кур в себе?

Задача 3. В родильном доме перепутали двух девочек. Родители одной из них имеют первую и вторую группы крови, родители другой - вторую и четвертую. Исследование показало, что дети имеют первую и вторую группы крови. Определите, кто чья дочь?

Задача 4. У матери первая группа крови, а у отца - четвертая. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из своих родителей?

Задача 5. От спаривания гималайских самок с гималайскими самцами было получено потомство, 3 части которого составили гималайские крольчата и 1 часть - альбиносы. Каковы генотипы родителей?

Задача 6. У некоторых пород овец встречаются животные с укороченными ушами (стреловидные), безухие и длинноухие. Какое потомство будет получено от скрещивания длинноухих животных со стреловидными?

Задача 7. У львиного зева красная окраска цветов неполностью доминирует над белой (г), а гетерозиготы имеют розовую окраску цветов. Определите окраску цветов у потомков, полученных от скрещивания розовых цветов между собой.

Задача 8. Родители имеют вторую и третью группы крови. Какие группы крови можно ожидать у детей?

Задача 9. Мать с третьей группой крови имеет ребенка с первой группой крови. Установите возможные группы крови отца.

Задача10. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Какое потомство можно ожидать от брака женщины с нормальным слухом (генотип ВВ) и глухого мужчины (генотип bb)?

Задача 11. У томатов нормальная высота растений А доминирует над карликовостью а. Определите генотипы скрещиваемых растений, если в их потомстве наблюдается расщепление по этим признакам в отношении: 1) 1:1; 2) 3:1.

Задача 12. У мексиканского дога ген, вызывающий отсутствие шерсти, в гомозиготном состоянии ведет к гибели потомства. При скрещивании двух догов с нормальными фенотипами некоторая часть потомства погибла. При скрещивании того самца с другой самкой гибели в потомстве не было. Однако при скрещивании потомков от этих двух скрещиваний опять наблюдалась гибель щенков. Определите возможные генотипы всех скрещиваемых особей и потомства.

Задача 13. При спаривании желтых морских свинок с белыми все потомки первого поколения получаются кремовыми. При разведении кремовых животных было получено 10 желтых, 23 кремовых и 8 белых потомков. Объясните полученные результаты и составьте схему скрещиваний.

Задача 14. Растения душистого горошка с розовыми цветками получают при скрещивании красноцветковых и белоцветковых форм растений. Какой окраски цветки будут иметь растения, полученные при скрещивании розовоцветковых растений с белоцветковыми?

Задача 15. У ночной красавицы красная окраска цветков неполно доминирует над белой. При скрещивании красноцветкового растения с розовоцветковым получено 48 растений. Какие цветки будут иметь полученные растения?

Задача 16. При скрещивании двух сортов земляники с красными и белыми ягодами получили гибриды с розовыми ягодами. Сколько разных фенотипов получится при скрещивании гибрида первого поколения с белоплодным сортом?

 

Библиографический список

1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике. – М.: Просвещение, 1979.

2. Лакин Г.Ф. Биометрия. – М.: Высш. шк., 1990.

3. Медведев Н.Н. Практическая генетика. – М.: Наука, 1968.

 

Формы контроля знаний

Текущий – анализ статистической обработки результатов опытов.

Периодический – контрольная работа по решению задач.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...