Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Дигибридное скрещивание




Вопросы для самостоятельного изучения

 

1.Биография Г.И.Менделя.

2. Предшественники Г.И. Менделя.

3. Работа Менделя «Опыты над растительными гибридами».

Методические указания

 

Кратко опишите основные этапы жизни Г.И.Менделя. Укажите, кто был предшественником Менделя и ближе всего подошел к выявлению открытых им закономерностей.

Используя план самостоятельного изучения главного труда Менделя «Опыты над растительными гибридами», ответьте на контрольные вопросы.

 

Терминологический минимум

Дигибридное и полигибридное наследование, локус, неполное доминирование, полное доминирование, расщепление.

 

Оборудование и материалы

Таблицы, фрагменты фильма «Что такое генетика», «Законы наследственности», других видеоматериалов, кодограмма.

 

Контрольные вопросы к работе Г.И. Менделя

«Опыты над растительными гибридами»

 

1. Какие важные выводы следуют из данных таблицы, приведенной Менделем к опыту 2, и дополнения к ней в виде абзаца под таблицей (с.26)?

2. О чем свидетельствуют данные, показанные Менделем в таблице (с.30)? Какое отношение они могут иметь к вопросам, связанным с природными популяциями и деятельностью селекционеров?

3. В каком абзаце фактически говорится о генах, по современной терминологии, и как Мендель их называет?

4. Какие признаки изучил Мендель у гороха посевного?

5. Выпишите из работы положения, относящиеся к I, II и III законам Менделя, как их сейчас принято называть.

6. Какие термины ввел в биологию Мендель?

 

Контрольные задачи по теме: «Ди и полигибридное наследование».

Задача 1. У морской свинки (Cavia) имеются два аллеля, определяющие черную и белею окраску шерсти, и два аллеля, определяющих короткую и длинную шерсть. При скрещивании между гомозиготами с короткой черной шерстью и гомозиготами с длинной белой шерстью у всех потомков F1 шерсть была короткая и черная.

а) Какие аллели являются доминантными?

б) Каким будет соотношение различных фенотипов в F2?

Задача 2. У человека ген карих глаз (В) доминирует над геном голубых глаз (в), рыжий цвет волос (r) рецессивен по отношению к гену темных волос (R), вьющиеся волосы (S) доминируют над гладкими (s). Мужчина с генотипом BbrrSs вступает в брак с женщиной, имеющей генотип bbRrSs. Определите фенотипы родителей. Установите вероятность рождения ребенка с генотипом bbrrss, с генотипом BbRrSs и с генотипом BbrrSS.

Задача 3. У овец ген белой масти (В) доминирует над черной (в), а ген длинных ушей U – над безухостью (u). Гетерозиготные по этому признаку животные имеют короткие уши. Гомозиготный белый длинноухий баран скрещивался с гетерозиготными белыми короткоухими овцематками. Было получено 40 ягнят. Сколько разных генотипов может быть получено в результате этого скрещивания?

Задача 4. При скрещивании двух растений душистого табака, одно из которых было с узкими листьями, нормальными красными цветками, а другое с широкими листьями, пилорическими белыми цветками,в потомстве все растения оказались с листьями «промежуточной ширины» нормальными розовыми цветками.

Какова вероятность появления во втором поколении растений с узкими листьями, пилорическими розовыми цветками?

Задача 5. На одного резус-отрицательного ребенка, имеющего группу крови MN, претендуют две родительские пары: а) мать резус-отрицательная с группой крови М и отец резус-фактор - положительный с группой крови М, б) мать резус-положительная с группой крови N и отец резус-положительный с группой крови М. К какой паре принадлежит ребенок?

Задача 6. В брак вступают женщина с отрицательным резус-фактором и I группой крови и мужчина с положительным резус-фактором и IV группой крови. Определите вероятность иммунного конфликта у детей и возможную группу крови при этом, если известно, что у матери мужа кровь была резус-отрицательная?

Задача 7. У человека катаракта и многопалость вызываются доминантными аллелями двух сцепленных генов. Здоровая женщина выходит замуж за мужчину, страдающего этими признаками (многопалость унаследовал от отца, а катаракту от матери). Оцените вероятность того, что ребенок будет: а) одновременно страдать обеими аномалиями, б) страдать одной из двух аномалий, в) полностью здоров? Допустите, что кроссинговер не происходит.

Задача 8. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета тела над красным. Обе пары генов не сцепленные: а) скрещивается гетерозиготный по обоим признакам черный комолый бык с такой же коровой. Какими окажутся телята? б) в хозяйстве от 1000 рогатых красных коров получено 984 теленка, из них красных 472, комолых 483, рогатых 501. Определите генотипы родителей и процент черных телят.

Задача 9. У человека близорукость (М) доминирует над нормальным зрением (m), а карие глаза (В) над голубыми (b): а) единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определите генотипы всех трех членов этой семьи; б) голубоглазый близорукий мужчина, мать которого имела нормальное зрение, женился на кареглазой женщине с нормальным зрением. Первый ребенок от этого брака – кареглазый, близорукий, второй – голубоглазый, близорукий. Определите генотип родителей и детей.

Задача 10. У ячменя двурядный плотный колос – доминантные признаки, многорядный рыхлый – рецессивные. От скрещивания двурядного рыхлоколосного сорта с многорядным плотноколосным в первом поколении получили 122 растения (имели двурядный плотный колос), во втором поколении – 1140.

1) Сколько типов гамет могут образовать растения в F1?

2) Сколько растений F2 могут иметь многорядный рыхлый колос?

3) Сколько разных фенотипов может быть в F2?

4) Сколько разных генотипов может быть в F2?

5) Сколько растений F2 могут иметь многорядный плотный колос?

Задача 11. У ячменя нормальное развитие хлорофилла и пленчатость семян – доминантные признаки, альбинизм и голозерность – рецессивные. Гетерозиготное зеленое голозерное растение скрещено с зеленым растением с пленчатыми семенами, гетерозиготным по второму признаку. Определите генотипы и фенотипы растений F1.

Задача 12. У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над желтой, дисковидная форма – над шаровидной формой. Скрещиваются гомозиготные растения, одно из которых имеет белые шаровидные плоды, а другое – желтые дисковидные. Определите генотип и фенотип: 1) гибридов F1; 2) гибридов F2; 3) потомства от возвратного скрещивания гибридов F1 с материнским растением; 4) потомства от возвратного скрещивания гибридов F1 с отцовским растением.

Задача 13. У пшеницы безостость доминирует над остистностью, а красная окраска колоса – над белой. Остистое белоколосное растение скрещено с гомозиготным безостным красноколосым. Определите генотипы и фенотипы растений F1 и потомства от возможного скрещивания растений F1 с безостным красноколосым растением.

Задача 14. У морских свинок всклокоченная (розеточная) шерсть доминирует над гладкой, а черная окраска - над белой. При скрещивании черной розеточной самки с гладким белым самцом получено потомство, половина которого состоит из розеточных белых особей. Определите генотипы самки и известной части потомства.

Задача 15. Черную грубошерстную морскую свинку скрестили с грубошерстным альбиносом. В потомстве оказалось: 13 черных грубошерстных,

16 альбиносов грубошерстных, 6 черных гладкошерстных, 5 гладкошерстных альбиносов. Каковы генотипы родителей?

Задача 16. У кроликов серая окраска шерсти доминирует над белой, а гладкая шерсть – над мохнатой. При скрещивании серых мохнатых кроликов с белыми, гладкими в потомстве произошло расщепление 50% на 50%. Каковы генотипы исходных форм?

Задача 17. Известно, что у кур простой (листовидный) гребень (а) рецессивен по отношению к розовидному (А), а оперённые ноги (В) доминирует над голыми (в). Кур с листовидным гребнем и голыми ногами скрестили с дигетерозиготным петухом, имеющим розовидный гребень и оперённые ноги. Какая часть потомства унаследует оба признака матери?

Задача 18. У кур хохлатость (А) – доминантный признак, а чёрная окраска оперения (В) доминирует над бурой. Скрещивали гетерозиготную чёрную курицу без хохла с гетерозиготным бурым хохлатым петухом и получили 24 цыплёнка.

1) Сколько типов гамет образуется у курицы?

2) Сколько типов гамет образуется у петуха?

3) Сколько будет хохлатых чёрных цыплят?

4) Сколько чёрных без хохла?

Задача 19. У человека сварливый характер (А) и крючковатый нос (В) определяются доминантными аллелями генов. Мужчина с плохим характером и обычным носом вступает в брак с женщиной, у которой характер хороший, а нос как у Бабы-Яги. В семье родился ребёнок без этих тревожных признаков.

1) Сколько типов гамет образуется у мужчины?

2) Сколько разных генотипов может быть у детей?

3) Какова вероятность рождения в этой семье ребёнка, похожего на

Бабу-Ягу по двум признакам (в %)?

4) Какова вероятность рождения ребёнка с одним из этих признаков?

Задача 20. У человека чёрный цвет глаз (А) доминирует над голубым (а), а наличие веснушек (В) над их отсутствием. Женщина с голубыми глазами и без веснушек выходит замуж за мужчину с чёрными глазами и веснушками. Известно, что мать мужчины была голубоглазой и у неё были веснушки.

1) Сколько типов гамет образуется у мужчины?

2) Сколько разных фенотипов и генотипов может быть у детей в этой семье?

Задача 21. У кошек полосатый хвост (А) доминирует над однотонным, а длинные усы (В) над короткими. Скрестили двух дигетерозигот по этим двум признакам, получили 16 котят.

1) Сколько котят будет с полосатым хвостом и длинными усами?

2) Сколько разных генотипов будет у котят?

Задача 22. Темноволосая (А) женщина с кудрявыми (В) волосами, гетерозиготная по первому типу гамет, вступила в брак с мужчиной, имеющим тёмные гладкие волосы, гетерозиготным по первой аллели. Каковы вероятные генотипы детей?

Задача 23. У динозавров синяя чешуя (А) доминирует над зелёной (а), а кривые клыки (В) – над прямыми (в). Скрестили гомозиготного синего динозавра с кривыми клыками, гетерозиготного по второму признаку, с зелёным, у которого клыки прямые. Сколько разных генотипов и фенотипов в первом поколении?

 

Тест-контрольная работа по теме: «Законы Менделя»

1. Как понимается признак в генетике:

а) признак – это сходство или различие по каким-либо чертам между родителями и потомками;

б) признак – это четко очерченные черты или свойства особей, имеющие несколько проявлений (два или больше).

2. в скрещивании участвуют черные и белые мыши. черный и белый (в данном случае) – это:

а) разные признаки;

б) разные проявления одного и того же признака.

3. Доминантный признак – это:

а) возникающий у гибридов новый признак, которого не было у родителей;

б) признак одного из чистосортных родителей, проявляющийся у гибридов первого поколения;

в) признак, который имеет большинство потомков при любом скрещивании.

4. Рецессивный признак – это:

а) признак одного из чистосортных родителей, не проявивший­ся у гибридов первого поколения;

б) признак, который имеет меньшая часть потомков при любом скрещивании;

в) возникающий у гибридов новый признак, которого не было у родителей.

5. При скрещивании черных и белых мышей все потомство бы­ло черным. Верно ли, что белый цвет доминирует:

а) да;

б) нет.

6. У кроликов короткая шерсть доминирует над длинной. Каким будет потомство короткошерстного и длинношерстного кроликов:

а) короткошерстным;

б) длинношерстным.

7. При перекрестном опылении:

а) не могут скреститься растения с одинаковыми генотипами;

б) не могут скреститься растения с одинаковыми фенотипами;

в) не может скреститься растение само с собой.

8. Какие из указанных ниже скрещиваний невозможны, если в опытах Менделя провести перекрестное опыление растений второго поколения:

а) Аа ´ АА;

б) аа ´ аа;

в) Аа ´ Аа;

г) возможны все указанные выше варианты.

9. Какие из указанных ниже скрещиваний невозможны при са­моопылении:

а) Аа ´ АА;

б) аа ´ аа;

в) Аа ´ Аа.

10. Аллели – это:

а) разные состояния одного и того же гена;

б) разные гены, отвечающие за один и тот же признак;

в) взаимодействующие гены.

11. Аллели одного гена определяют:

а) разные признаки;

б) разные проявления одного и того же признака.

12. Сколько аллелей может иметь один ген:

а) только 1;

б) от 1 до 2;

в) от 1 до 3;

г) только 2;

д) любое количество.

13. Выберите верные утверждения:

а) только у гаплоидного организма каждый ген представлен двумя аллелями;

б) только у диплоидного организма каждый ген представлен двумя аллелями;

в) у всех организмов каждый ген представлен двумя аллелями.

14. Гипотеза чистоты гамет утверждает, что у диплоидных ор­ганизмов при образовании половых клеток в гамету попадает:

а) только один аллель от каждой пары аллелей, которыми пред­ставлен ген;

б) два аллеля каждого гена.

15.Выберите из перечня правильные определения фенотипа:

а) фенотип – это совокупность всех признаков особи;

б) фенотип – это совокупность всех генов организма;

в) фенотип – это признак, который изучается в данном скре­щивании;

г) фенотип – это сочетание аллелей тех генов, которые опреде­ляют изучаемый признак.

16. Выберите из перечня правильные определения генотипа:

а) генотип – это совокупность всех признаков особи;

б) генотип – это совокупность всех генов организма;

в) генотип – это признак, который изучается в данном скрещи­вании;

г) генотип – это сочетание аллелей тех генов, которые опреде­ляют изучаемый признак.

17. Моногибридное скрещивание – это:

а) такое скрещивание, когда родители отличаются друг от дру­га по одному признаку;

б) скрещивание друг с другом гибридов первого поколения.

18. Моногенное наследование:

а) наблюдается у гаплоидных организмов (поскольку у них ка­ждый ген представлен только одним аллелем);

б) характерно для тех признаков, которые определяются только одним геном.

19. Для моногенного наследования характерно расщепление по фенотипу в F2:

а)3: 1;

б) 9: 3: 3: 1;

в) 13: 3.

20. Понятия «гетерозигота» и «гомозигота» характеризуют:

а) фенотип особи;

б) генотип особи;

в) как генотип, так и фенотип.

21. Может ли гаплоидный организм быть гетерозиготным:

а) да;

б) нет.

22. Бывают ли гаметы диплоидных организмов гетерозиготны­ми:

а) да;

б) нет.

23. В F2 моногибридного скрещивания при полном домини­ровании ожидается следующее расщепление по фенотипам:

а) 9: 3: 3: 1;

б)3: 1;

в) 1: 2: 1;

г) 2: 1.

24. Расщепление по фенотипу 9: 3: 3: 1 характеризует:

а) моногенный тип наследования;

б) дигенный тип наследования.

25. В потомстве скрещивания AAbb ´ ааВВ будет наблюдаться расщепление:

а) 1: 1;

б) 9: 3: 3: 1;

в) единообразие.

26. Дигибридным называется скрещивание, в котором родители различаются:

а) по любым двум признакам;

б) по одному признаку, находящемуся под контролем двух генов.

27. В дигибридном скрещивании расщепление 9: 3: 3: 1 ха­рактеризует:

а) соотношение генотипов в потомстве;

б) соотношение фенотипов в потомстве.

28. Каково соотношение генотипов (иначе говоря, расщепление по генотипам) во втором поколении при дигенном наследовании:

а) 1: 2: 1;

б) 3: 1.

в) 9: 3: 3: 1.

г) 1: 2: 2: 1: 4: 1: 2: 2: 1.

29. Закон чистоты гамет при дигенном наследовании:

а) выполняется;

б) нарушается.

30. Могут ли два разных гена определять один признак?

а) да;

б) нет.

Задачи первого уровня сложности

А 1. У золотых рыбок аллель, ответственный за телескопиче­ские глаза, рецессивен по отношению к аллелю, определяюще­му нормальное строение глаз. Обозначим эти аллели а и А соответственно.

а) Какие фенотипы имеют особи с генотипами АА, Аа, аа?

б) Запишите все возможные варианты сочетаний генотипов родительских пар.

в) Для каких из этих скрещиваний в F1 будут наблюдаться рас­щепления по фенотипу? Чему равняются эти расщепления?

А 2. У львиного зева аллель, определяющий красную окраску цветков, обнаруживает неполное доминирование над аллелем белой окраски цветков. Фенотипически неполное доминирова­ние проявляется как розовые цветки.

а) Введите обозначения для этих аллелей. Исходя из ваших обозначений, укажите, какие генотипы имеют растения с бе­лыми, розовыми и красными цветками.

б) При скрещивании каких растений все потомство (F1) будет с розовыми цветками?

в) Составьте решетку Пеннета для скрещивания растения с ро­зовыми цветками и растения с белыми цветками. Каким будет расщепление в F1?

г) Составьте решетку Пеннета для скрещивания двух растений с розовыми цветками. Каким будет расщепление в F1?

A 3. У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а ранняя спелость – над поздней. Каждый признак зависит от па­ры аллелей, причем соответствующие гены наследуются неза­висимо.

Введите обозначения и нарисуйте решетку Пеннета для скре­щивания двух растений, гетерозиготных по обоим рассматри­ваемым генам. Какие расщепления в F1 по генотипам и фено­типам (в процентном выражении) следует ожидать для этого скрещивания?

 

Задание второго уровня сложности

Б1. У мухи-дрозофилы алая окраска глаз рецессивна по отно­шению, к нормальной кирпично-красной (соответствующие ал­лели обозначим а и А). Скрестив чистые линии АА и аа, некий генетик получил первое поколение, после чего в одних пробир­ках скрестил мух из F1, а в других – поставил анализирующее скрещивание между F1 и представителями линии аа. Во время уборки лаборатории эти пробирки перемешались. Сможет ли генетик для каждой из пробирок разобраться, к какому из вари­антов скрещивания она относится? (Будем считать, что количе­ство мух в пробирке достаточно велико – несколько сотен).

Б 2. На птицеферме разводят кур породы О, несущих яйца с ок­рашенной скорлупой, и кур породы Б, которые несут белые яй­ца. Когда петуха породы О скрестили с курицей породы Б, все отложенные яйца оказались белыми. Курочек и петушков, вы­лупившихся из этих яиц (поколение F1), скрестили друг с дру­гом. Все их яйца были окрашенными. При скрещивании между собой поколения F2 получили расщепление: 3/4 окрашенных и 1/4 белых яиц.

а) Какой механизм наследования окраски яиц вы можете пред­ложить, исходя из данных задачи? Введите обозначения алле­лей и установите генотипы описанных в задаче животных, опираясь на придуманный вами механизм наследования.

б) Как вы полагаете, были ли в F2 курицы, которые несли и ок­рашенные, и белые яйца?

в) На основании вашей гипотезы объясните, какие яйца отло­жит курица породы Б, если ее скрестить с петухом из F1. А ка­кие яйца будут нести их дети при скрещивании друг с другом?

Б 3. Князь Профан пожелал, чтобы его имение было засажено одинаковыми флоксами, среди которых из поколения в поко­ление не появлялись бы непохожие на другие, несмотря на пе­рекрестное опыление. (У соседей князя флоксы не растут). Князь лично скрестил два растения с белыми блюдцеобразными цветками и получил в их потомстве (F1) расщепление: белые блюдцеобразные цветки – 88 особей;

белые воронкообразные цветки – 34 особи;

кремовые блюдцеобразные цветки – 30 особей;

кремовые воронкообразные цветки – 12 особей.

Глядя на цветы, князь Профан размышляет, какие растения приказать высаживать. Что вы можете ему посоветовать? Ответ обоснуйте.

 

Библиографический список

1. Хрестоматия по генетике. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988.

 

Формы контроля знаний

Текущий – представление конспекта, беседа по работе Менделя «Опыты над растительными гибридами».

Периодический – контрольная работа по решению задач на все типы наследования.

Итоговый – тест-контрольная работа, экзамен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...