Лексические процессы, влияющие на развитие проблем языка
Стр 1 из 3Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Математический факультет
Реферат по курсу «Культура речи»
«Проблемы экологии языка»
Челябинск 2012 Содержание
Введение «Экология языка» в широком смысле – это раздел лингвистики, который, с одной стороны занимается изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а с другой стороны, с поиском путей и способов обогащения языка и совершенствования речевого общения.
В этом контексте рассмотрим процессы современной языковой системы наиболее уязвимые к негативным воздействиям. Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что многие вопросы культуры России, особенно языковых норм, сегодня можно отнести к разряду экстремальных, нуждающихся в восстановлении, в возврате к истокам. Представление данной работы широкой публике имеет большое практическое значение, а именно способствует пробуждению «чувства родного языка». «Чувство родного языка» — важнейший фактор регуляции языка. С одной стороны, он противостоит чувству национальной исключительности, развивает в человеке терпимость по отношению к другим культурам, уничтожает преграды между народами. С другой стороны, оно противостоит культурному обезличиванию, связанному с развитием стандартов и шаблонов: «интернациональному» стилю в искусстве, американизирующемуся быту, выветриванию национальных основ жизни. Цель работы «Проблемы экология языка» — выявление проблем современной языковой системы и представление путей и средств решения выявленных проблем. При разработке были поставлены следующие задачи: - изучение теоретических материалов и внутрисистемный анализ. Выявление процессов негативно воздействующих на систему русского языка, в рамках рассматриваемой темы; - рассмотрение выявленных процессов и разбиение их на подпроцессы при помощи структурного анализа, для более детального изучения; - рассмотрение способов и методов реабилитации языка в современных условиях; - воздействие на широкие пласты общественности, в первую очередь на пласт молодежи, как будущего хранителя языка и культуры в целом. При написании работы использованы следующие методы исследования: наблюдение, описательный метод, метод анализа и синтеза, метод выявления причинно-следственных связей, метод структурного анализа.
При написании работы использованы следующие ресурсы: Теоретическая база и терминология: - Бабайцева, В.В., Иванов В.В., Максимов Л.Ю.» Современный русский литературный». Ресурс использован как критерий сравнения и как опорная база. - «Толковый словарь русского языка». Под ред. С.И. Ожегова, Шведовой Н.Ю. Ресурс использован как критерий сравнения при выявлении заимствованной, жаргонной и вульгарной лексики. - Белянин, B.Г. Психолингвистика как наука о речевой деятельности [Электронный ресурс]. Ресурс использован при введении и рассмотрении термина «Экология языка». - «Методика преподавания русского языка в школе». Ресурс использован при рассмотрении вопросов «экологии языка» и преподавания её в учебных заведениях. - Л.П.Крысин «Толковый словарь иноязычных слов». Характеристика явлений и процессов в русском языке, терминология, примеры: - Л.Л. Аюпова «Заимствования русского языка в историко-функциональном аспекте». Ресурс использован при выявлении причинно-следственных связей заимствования лексем в русском языке. - «Занимательный этимологический словарь» Словарь использован при описании и приведения примеров заимствованной лексики. - Ивлева, А.Р. «Роль заимствований в лексике современного русского языка». Ресурс использован при описании заимствованной лексики и процессов способствующих заимствованию. - Комлев, Н.Г. «Иностранные слова и выражения». Ресурс использован для приведения примеров заимствованной лексики. - Маркова, Е. «О неологизмах англоязычного происхождения в современном русском языке» [Электронный ресурс]. Ресурс использован для описания неологизмов заимствованной лексики и примеров к ним. Рождественский, Ю.В. «Хорош ли русский язык?» Ресурс использовании при описании жаргонной и ненормативной лексики и приведения примеров.
1. Понятие экологии языка
В рамках рассматриваемой темы, ключевым понятием является понятие экологии языка, как было сказано выше – это раздел лингвистики. Для наилучшего понимания рассмотрим это понятие под другим углом. Впервые понятия «экология» и «язык» объединил американский лингвист Э. Хагуэн, автор доклада «Экология языка», в 1970 г. Экологией языка ученый называет науку о взаимоотношениях между языком и его окружением, где под окружением он понимает общество, использующие язык как один из своих кодов. По мнению Э. Хагуэна язык существует только в сознании говорящих на нем и функционирует только при взаимоотношениях с другими говорящими и с их социальным окружением.
«Экология» — от греческого «дом», «жилище». «Экология» – это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Человек живет в определенной окружающей среде, загрязнение которой делает его больным, угрожает его жизни. Но ведь дом – - это не только крыша и стены. Это не только моря, реки, леса. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача столь же существенная, как и сохранение окружающей природы. Несоблюдение законов биологической экологии убивает человека биологически, но убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. Актуальность и значимость решения экологических проблем сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Аналогично природе система русского языка сегодня претерпевает негативные изменения, но в отличие от охраны природы охрана языка не является наиболее приоритетной задачей нашего общества. Одной из подзадач, поставленных при написании работы, является привлечение внимания общественности к данной проблеме. 2. Причины возникновения экологических проблем языка Проводя аналогию с экологическими проблемами природы можно выявить систему причинно-следственных связей, в которой развитие и изменение Российского общества порождает возникновение побочных эффектов, в данном случае - проблем языка и культуры в целом. Для более точного определения причин появления языковых проблем необходимо рассмотреть исторический период второй половины ХХ века. Период второй половины ХХ века для Российского общества является периодом больших изменений во всех сферах общества. Период «железного занавеса СССР», затворничество от стран Европы и Америки привело к росту социально-экономического и политического вакуума. После распада СССР «железный занавес» снят, и данный «вакуум общества» начинает неконтролируемо заполняться, и заполняется до сих пор. Лексический состав в тот период претерпевает колоссальные изменения под влиянием следующих факторов:
- синдром «Американизации», искажение, уничтожение и замена литературных лексем заимствованными синонимами и неологизмами в неконтролируемом объеме, благодаря чему язык не обогащается а искажается. - упадок нравственности и рост криминальной активности вследствие преобладания идеологии личной наживы. Помимо вышеописанных воздействий проблема усугубляется реформами языка, которые направлены не поднять человека до уровня владения языком, а наоборот, язык подстроить под существующий сейчас уровень. Чрезвычайно опасная тенденция, если учесть, что лексический запас современного россиянина – менее одной тысячи слов; наложение на такой “фундамент” новой орфографии и пунктуации приведет к еще более заметному разрыву между речью письменной и устной, языком классики и современным. 3. Проблемы современной языковой системы В рамках заданных задач, при написании работы были изучены теоретические материалы, проанализированы средства массовой информации и разговорной речи. Выявленные проблемы лексической системы можно разделить на две группы: побочные и основные. К побочным относятся процессы явным образом «не загрязняющие» лексическую систему, но влияющие на их развитие. К ним относятся: активные лексические, семантико-лексические и семантико-стилистические процессы. К основным проблемам относятся: чрезмерное заимствование иноязычных слов, употребление жаргонных слов и употребление вульгарной лексики. Охарактеризуем каждую группу. Лексические процессы, влияющие на развитие проблем языка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|