Пути и средства решения языковых проблем
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Вновь проводя аналогию с охраной экологии, охрана экологии языка подразумевает систему мероприятий, разрабатываемых и контролируемых на государственном уровне. А именно, необходимо, прежде всего, решение языковых проблем на законодательном уровне. За последние годы министерство культуры провело немало реформ. Заметны явные сдвиги в решении и данной проблемы, а именно: принятие строгой цензуры в области интернет ресурсов, постановка возрастных ограничений на различные кинопроизведения, ресурсы и т.п. - что уже является прорывом «экологической блокады». Но это малая толика от всей работы по реабилитации языка, которую необходимо проделать. Необходимо строго обозначить такие меры как: Пропаганда русского языка за пределами России. Ввести в действие законы и программы о реабилитации русского языка, как государственного. Совершенствование языкового воспитания в непрерывном образовательном процессе. В русле предстоящих реформ дополнить, в первую очередь, школьные планы русского языка и литературы, включив в них соответствующие занятия. Благотворным воздействием на молодежь мы делаем вклад в будущее языка. Для выхода из языкового кризиса нужно совершенствовать педагогические приёмы и методики преподавания русского языка, обеспечить качественную подготовку и повышение квалификации преподавателей с учётом конкретных условий организаций образовательного процесса по гибким, интерактивным моделям обучения; Кроме того, важна просветительская разъяснительная работа, связанная с деятельностью обществ ценителей русского языка, общества ревнителей за его чистоту. Для того чтобы каждый говорящий на русском языке хотел бережно относиться к своему языку, иметь желание владеть им – необходимо заинтересовать общественность, что является весьма сложной задачей. Но стимулирование на государственном уровне способно дать значительные результаты.
Упорядочивание норм русского языка. Издавать новые толково-энциклопедические, стилистические словари, годные для всеобщего употребления, в которые должны войти термины общеобразовательные и новейшая общенаучная и общетехническая лексика. Использование и «разработка» русской литературы XX в. Осознать, что такое язык новейшей литературы с точки зрения эстетики слова, поняв, почему язык современных, реалистических, модернистских и постмодернистских произведений нередко грязен и примитивен. Только после этого будут цениться эстетически совершенные литературные произведения, дающие образцы стиля и влияющие на языковое развитие общества – иными словами взять под контроль развитие современной культуры. Особо важным представляется создание интегрированной системы в среде интернет, содержащей банки данных по филологии: о русском языке и его функционировании, о языковых процессах, происходящих в России и за рубежом, а также базу данных по русской литературе и многое другое. Для осуществления поставленных целей необходимо создать информационную, нормативную и справочную базы данных изданий по филологии в электронном виде (программы, учебные планы, справочные издания, словари, энциклопедии). Важнейшей задачей является разработка учебного обеспечения, дистанционных и открытых форм изучения русского языка и литературы, в том числе электронных учебников, пособий, словарей, мультимедийных программ, аудио- и видео библиотек по лингвистике и литературоведению. Первоочередными задачами информационных технологий в филологической области можно считать проведение телеконференций по важнейшим проблемам современной науки, а также заочных конференций по сетям Интернет, разработка сайтов по определённой актуальной тематике, издание электронных научных журналов, посвящённым различным статьям филологии.
Расширение системы обучения и тестирования по русскому языку и другим дисциплинам филологического цикла через сеть Интернет, разработка новых образовательных и тестирующих технологий с открытым доступом для всех этапов непрерывного образования (от школьного до послевузовского) позволят наиболее эффективно постигать широчайшие возможности русского языкового кризиса и пропаганды, способствуют развитию русского языка в мировом образовательном процессе. Заключая список необходимых мероприятий по реабилитации языка, следует подчеркнуть важность заинтересованности и осознания экологических проблем каждым гражданином РФ. При разработке комплекса по реабилитации языка, необходимо разработать и ввести некую «идею» просветительско-патриотического характера и внедрить ее в общество. Великое Российское культурное общество способно прорасти только на «подготовленной идеалогизированой почве», ведь «идея» не раз спасала наше общество от внешних и внутренних опасностей. Заключение Современный россиянин живет и развивается очень интенсивно. Язык обретает новые степени свободы, но не без побочных эффектов. При рассмотрении причин появления языковых проблем была выявлена причинно-следственная связь, где культура и быт общества неотделимы от всех остальных сфер общества. Потому процесс «загрязнения и оскуднения языка» базируется на многих политических, экономических, духовных и социальных изменениях в Российском обществе за последние десятилетия и неотделим от них. В рамках темы: «Проблемы экологии языка» выполнены следующие задачи: - изучен и разобран теоретический материал, проведен внутрисистемный анализ по данной теме; - в рамках рассматриваемой темы выявлены процессы негативно воздействующие на систему русского языка; - детально разобраны и охарактеризованы выявленные негативные процессы; - рассмотрены способы и методы реабилитации языка в современных условиях;
Для эффективной борьбы необходимо не только принять систему мер, но и показать обществу важность экологических проблем языка. Но следует учесть и тот факт, что возврат к прежнему «руслу литературных норм» неосуществим. Возможно только направление «русла современного языка» в нужное направление. Было бы жаль, если следующим поколениям пришлось бы читать Пушкина и Чехова в переводе…
Список использованной литературы
1. Аюпова, Л.Л. Заимствования русского языка в историко-функциональном аспекте / Л.Л. Аюпова – М.: СПбГУ, 2002. – 350с. 2. Бабайцева, В.В., Иванов В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский литературный язык / В.В. Бабайцева - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 1999. – 890с. 3. Белянин, B.Г. Психолингвистика как наука о речевой деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. Textology.ru 4. Занимательный этимологический словарь / под ред. В.В. Волина – М.: Аз, 1996. - 370 с. 5. Ивлева, А.Р. Роль заимствований в лексике современного русского языка. / Ивлева А.Р. – М.: Культура, 2003. – 115-120 с. 6. Комлев, Н.Г. Иностранные слова и выражения./ Н.Г Комлев – М.: Логос, 1999.- 245 с. 7. Маркова, Е. О неологизмах англоязычного происхождения в современном русском языке [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ruscenter.ru 8. Методика преподавания русского языка в школе / под ред. М.Т. Баранов, Ладыженская Т.А. Изд. 1-е, перераб. и доп. – М.: Политиздат, 2000. – 368 с. 9. Толковый словарь русского языка / под ред. С.И. Ожегова, Шведовой Н.Ю.- Изд 3-е, перераб и доп. – М.: Аз, 1996 – 928 с. 10. Рождественский, Ю.В. Хорош ли русский язык? /Ю.В. Рождественский // "Литературная газета" - 1996. №36 С. 615-630. 11. Сидоренко, К.П. Крылатые слова-американизмы / К.П. Сидоренко – М.: Дрофа, 2003. 12. Толковый словарь иноязычных слов./ Cост. Л.П.Крысин – Изд 1-е, перераб. и доп. -М.: Русская речь, 1998. – 278 - 282с. Словарь студенческого жаргона (на примере речи студентов Челябинского государственного университета)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|