Соотношение понятий «вожак – лидер – руководитель».
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 4б ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ Лидерство. Трансформирующее лидерство
План: 1. Формы психологического воздействия групповых структур на личность. 2. Социально-психологические феномены поведения личности в группе. Соотношение понятий «вожак – лидер – руководитель». 4. Функции руководителя.
1 Формы психологического воздействия групповых структур на личность Одного мудреца как-то спросили: — Что важнее для истории, коллектив или личность? — Конечно же, коллектив, — отвечал мудрец, — но если он состоит из личностей. Будем же личностями, господа!
В группах возникают такие способы взаимодействия людей, как заражение, подражание, внушение, убеждение – это массовидные состояния. На возникновение таких состояний влияют: · средства массовой информации, · массовидные формы культуры (например, поп-музыка), · массовые формы проведения свободного времени (болельщики), · реклама, · мода, · формы религиозной пропаганды и др.
Что же представляют собою эти способы воздействия?
1. Заражение – это объединение на эмоциональной основе членов одной группы или больших масс людей, например: · религиозные экстазы, экстазы на концертах рок- и поп-музыки; · массовые психозы на почве слухов; · спортивный азарт; Заражение возникает на основе бессознательного, непроизвольного состояния гнева, агрессии, ликования, азарта, паники и т. п. Нет сознательного анализа ситуаций или образцов поведения, а есть передача психических состояний, которые усиливаются в присутствии других (социальная фасилитация). Причины, вызывающие эмоциональное заражение: · Общности оценок, установок, свойственных массе людей. Стимулом заражения являются аплодисменты, шествия, музыка, пение, призывы, знамена и т. п. Эмоциональное заражение – это сплачивающий фактор, но до определённого предела. Однако, выйдя из-под контроля, заражение может привести к превращению общности в толпу.
· Общий уровень интеллектуального и нравственного развития личностей, составляющих данную общность. Чем выше этот уровень, тем критичнее отношение, и тем слабее выражен механизм заражения. 2. Подражание – воспроизведение индивидом черт и образов поведения других людей, т.е. более активный способ их усвоения, чем при заражении. Подражание играет особую роль в развитии личности в детском и подростковом возрасте как ведущая форма познания действительности. Сначала слепое копирования ребенком поведения взрослых, затем осознанное подражание взрослым у подростков, а у взрослого человека подражание – это вспомогательное средство, когда за образец принимаются, как правило, внешние свойства поведения, но этот процесс не затрагивает личностных характеристик человека. Существует два плана подражания: · какому-то определенному человеку (чаще всего — лидеру), · нормам поведения, выработанным группой. 3. Убеждение – целенаправленное воздействие, обеспечивающее сознательное принятие индивидом сообщаемой ему информации, при этом индивид проявляет определенную аналитичность и критичность восприятия. Убеждение широко применяется в управленческом процессе как произвольное воздействие руководителя на подчиненных с целью обеспечения определенного конечного результата их деятельности и формирования личности. 4. Внушение – это нецеленаправленное, неаргументированное воздействие одного человека или группы на другого человека или на группу. В отличие от убеждения, при внушении информация усваивается некритически, неаргументированно с готовыми выводами, т.е. преобладает эмоционально-волевое, а не рациональное воздействие.
В отличие от заражения и подражания, при внушении: · имеет место однонаправленное, активное воздействие внушающего без сопереживания одинаковых эмоций; · внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как заражение включает и невербалику. Эффективность внушений зависит от следующих факторов: а) от возраста (дети и подростки более внушаемы, чем взрослые); б) психического и физического состояния (люди утомленные и физически ослабленные быстрее поддаются внушению); в) авторитета внушающего, особенно руководителя и лидера
Приемы внушения особенно ярко проявляются в рекламе. В ней осуществляется прием формирования образа воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещается, а внимание акцентируется только на определенных свойствах объекта с обращением к эмоциям людей. При этом зачастую сгущаются краски образа, и тем самым достигается эффект внушения.
2 Социально-психологические феномены поведения личности в группе Рассмотренные выше воздействия влияют на поведение членов группы, но по-разному на разных людей. В условиях группового общения и взаимодействия люди обнаруживают специфические свойства, которые называют социально-психологическими феноменами группового поведения. К таким феноменам относятся.
1. Установки личности (стереотипы) – это проявление неосознанной готовности к определенной деятельности. Стереотипы незаметно для самого человека определяют его жизненную позицию в восприятии окружающей реальности. 2. Конформизм (от позднелат. conformis – подобный, сходный) – это осознанное или неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена. Понятие конформизма близко к внушаемости. Люди по-разному поддаются внушению или вообще не поддаются ему в силу присущей им степени внушаемости, конформности. Но конформизм отличается тем, что наряду с неосознанным подражанием может иметь и произвольные его формы. Конформизм – это податливость личности реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с позицией большинства.
Различают три типа конформизма: / тип — это личная стихийная форма конформизма, который осуществляется по схеме «Майский жук — Дюймовочка». В этом случае индивид проявляет внутреннее и внешнее согласие с группой без переживания какого-либо конфликта. II тип — защитный конформизм («Маугли в вочьей стае»). В этом случае человек, примыкая к группе, ищет защиту от неприятностей, грозящих ему вне группы, стихийно стремится к поддержке со стороны большинства. III тип — условный, чисто внешний сознательный конформизм («Голый король»). Конформизма зависит от ряда факторов: · возраст (дети и подростки более конформны, чем взрослые); · пол — женщины более конформны, чем мужчины; · профессия — среди мужчин более конформны военные 3. Негативизм (нонконформизм) – (от лат. negatio – отрицание), немотивированное поведение человека, противостоящее требованиям и ожиданиям других людей. Негативизм может проявляться как ситуативная реакция (у детей и подростков) и как черта характера личности. Это свойство может быть следствием потребности субъекта в самоутверждении, а также следствием эгоизма и отчуждения от нужд и интересов других людей. Психологической основой негативизма является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм обучения, на протест против традиций данной группы или утверждений конкретной личности. Крайним проявлением негативизма является упрямство, конфликтность личности. 4. Ригидность (негибкость) – (от лат. rigidus — жесткий, твердый) это затрудненность, а иногда и невозможность изменения субъектом ранее намеченных программ деятельности в условиях, объективно требующих определенных изменений. В отличие от конформизма, негативизма и ригидности как неосознанных стихийных проявлений личности в отношении к группе, существует общепризнанное явление коллективизма. 5.Коллективизм – это сознательная солидарность личности с традициями и требованиями группы. Человек занимает определенную позицию (либо позитивную, либо негативную) в группе не стихийно, а вследствие сознательной оценки соответствия групповых воздействий своим собственным убеждениям, проявляя тем самым принципиальность как важное морально-волевое качество личности.
6.Фрустрация – состояние личности, когда человек ощущает враждебность группы, ее реальное или кажущееся противодействие его целям, бесперспективность своего положения в группе. Фрустрация может сопровождаться грубостью, агрессивностью самоуничижением, пассивностью, внутренними фантазиями, депрессией. В заключении нужно сказать, что умение создать перспективу для личности каждого сотрудника — важное умение руководителя. Он должен играть определенную роль в регуляции межличностных отношений, отношений между каждым членом группы и коллективом в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|