Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение понятий «вожак – лидер – руководитель»




1. Вожаки не принадлежат к числу мыслителей - это люди действия. Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет ей подчиняться. В душе толпы преоб­ладает не стремление к свободе, а потребность подчинения; толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.

Способы действия вожаков:

· Личный пример.

· Утверждение краткое, бездоказательное.

· Многократное повторение своих идей в одних и тех же выражениях.

· За­раза.

· Обаяние – определяющее качество вожаков.

Обаяние - это умение овладевать умом и волею другого, очаровывать его [В.И.Даль]. Это гос­подство парализует все критические способности человека и наполняет его душу удивлением и почтением.

Пр.: У Наполеона обаяние существовало, когда он не имел никакой власти и был совершенно неизвестен. С первой же минуты, с первого свидания, без всяких фраз, угроз или жестов, будущий великий человек покорял всех.

Дивизионные генералы, грубые, но героичные и храбрые, были настроены против этого выскочки. Они возмущались, и были готовы не повиноваться Наполеону. Бонапарт вышел, отдал приказания и отпустил их. Все безмолвствовали, и только когда вышли на улицу, спохватились и разразились своими обычными проклятиями, согла­шаясь друг с другом, что этот маленький генерал внушил ему страх.

Обаяние Наполеона еще более увеличилось под влиянием его славы. Тогда его обаяние стало равносильно обаянию божества. Один из генералов говорил: «Этот человек производит на меня такое обаяние, в котором я не могу отдать себе отчета, и, притом, до такой степени, что я, не боящийся ни Бога, ни черта, приближа­ясь к нему, дрожу, как ребенок; и он бы мог заставить меня пройти через игольное ушко, чтобы затем бросить меня в огонь».

Сознавая вполне свое обаяние. Наполеон понимал, что он только увеличивает его, обращаясь даже хуже, чем с конюхами, с теми важны­ми лицами, которые его окружали. Великий деспот питал громадное презрение к ним и смотрел на них, лишь как на пу­шечное мясо.

 

Люди, сумевшие долго сохранить свое обаяние, не допускали оспариваний. Чтобы вызывать восхищение толпы, надо всегда держать ее на извест­ном расстоянии.


2. РуководительЛидер

Термины схожи (leader, англ. – ведущий, руководитель – ведущий за руку), но есть и существенное различие.

Руководитель в большей мере выражает свои официальные полномочия в управлении коллективом, а лидер – неофициальное (неформальное), спонтанное главенство, хотя иногда эти две формы управления соединяются в одном лице.

Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров

Таблица 1

  Группа качеств   Характеристики качеств
Физиологические качества Приятные внешность (лицо, рост, фигура, вес), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность, представительность
Психологические качества Тип личности: экстраверт, интроверт. Темперамент: флегматик, сангвиник, холерик. Властность, амбициозность, агрессивность, превосходство, уравновешен­ность, независимость, смелость, творчество, созидательность, самоутвер­ждение, упорство, мужество
Интеллектуальные качества Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энцикло­педические познания, широта кругозора, проницательность, оригинальность, быстрота мышления, образованность, рассудительность, концептуальность, чувство юмора
Личностные качества Деловые качества: организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, хозяйственность, гибкость, обязательность, инициатив­ность, самостоятельность, ответственность, рискованность. Личностные качества: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность

Отличия лидера и руководителя

 

Таблица 2

Руководитель - ведущее и организующее звено в социальных системах управления. Лидер – член группы, мотивирующий и ведущий группу за собой.  
Процесс целенаправленной и контролируемой сверху деятельности социальных организаций и ин­ститутов.   Явле­ние более стабильное, менее подверженное перепадам во мнениях и настроениях членов группы.   Примене­ние определенной системы различных санкций.   Процесс принятия решений в системе руковод­ства носит более сложный и многократно опосредован­ный характер.   Сфера действий гораздо шире и охватывает различные уровни социальной системы, на которых он, в частности, представляет малую группу.   Преимущественно соци­альная характеристика формальных отношений в груп­пе, прежде всего в плане распределения ролей управления и подчинения.   Имеет официальные полномочия, назначается и освобождается с должности вышестоящими социальны­ми структурами. Возникает и функционирует преиму­щественно стихийно.     Явление неустойчивое.   Нет определенной системы санкций.     Решения часто носят спонтанный характер.   Деятельность протекает преимуществен­но в рамках микроструктуры малой группы.     Чисто психологическая характе­ристика поведения определенных членов группы.     Члены группы сами выдвигают лидера на его неофи­циальный пост, оценивая его знания, опыт и личност­ные качества, но члены группы могут и лишить его этих полномочий без официальных решений, если он не оправдывает их ожиданий.

 

Ру­ководитель может одновременно выступать в роли неформального лидера; лидерство при определенных условиях способно перерасти в официальное руковод­ство.

 


Характеристики эффективного руководителя

Таблица 3

Влияние на людей
Слабое Сильное
Чувствует себя недооцененным Ценится окружающими
Не имеет представления о процессе влияния Понимает процесс влияния
Его воздействие на окружающих мало Оказывает значительное воздействие на окру­жающих
Одевается несоответствующим образом Одевается соответствующим случаю образом
Имеет неубедительный внешний вид Имеет убедительный внешний вид
Нечетко излагает свои мысли Ясно излагает свои мысли
Испытывает нехватку уверенности в себе Уверен в себе
Ведет себя вызывающе, неуверенно Ведет себя вызывающе, но уверенно
Не имеет хороших личных отношений с людьми Устанавливает хорошее взаимопонимание
Не способен поощрять окружающих Вознаграждает требуемое поведение
Имеет негативное представление о себе Имеет реалистическое представление о себе
Отдает нечеткие указания Дает четкие указания
Не имеет стратегии влияния на группы Развивает стратегию влияния на группы
Испытывает нехватку настойчивости Стремится быть настойчивым
Не умеет выслушать других Умеет выслушивать других

 


 

Этика и харизма

Таблица 4

Харизматичный лидер
Неэтичные проявления Этичные проявления
Использует власть только в личных целях Использует власть в интересах других
Продвигает только свое личное видение Строит свое видение в соответствии с нуждами и стремлениями последователей
Пресекает критику в свой адрес Считается с критикой и извлекает из нее уроки
Требует беспрекословного выполнения своих решений Стимулирует у последователей творческий под­ход к делу и своим взглядам
Коммуницирует только в одном направлении: от себя вниз Поощряет открытую и двустороннюю коммуни­кацию
Нечувствителен к потребностям и нуждам после­дователей Учит, развивает и поддерживает последовате­лей, делит свою славу с другими
Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения своих интересов Полагается на внутренние моральные стандар­ты для удовлетворения общественных интере­сов

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...