Макет — вторая составляющая понятия КГМ
Стр 1 из 3Следующая ⇒ КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГАЗЕТЫ I. Композиционно-графическая модель и ее составляющие Устойчивость и логичность композиции газеты, стабильность использования унифицированных и выразительных графических средств — это главные требования прогрессивного оформления, основанного на композиционно-графическом моделировании. Композиционно-графическая модель (КГМ) — модель, включающая в себя наиболее типичные особенности содержания и формы газеты: главную тематику, структуру, формы организации и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты. КГМ газетного номера представляет собой слияние трех составляющих. Внешняя форма полос и разворотов материализуется в композиции, т. е. взаиморасположении на полосе оформительских элементов или материалов. Дизайнер конструирует будущую композицию, макетируя полосы и развороты. Макет — графический план (чертеж) полосы или разворота, т. е. макетирование, процесс создания номера, следует относить к художественному конструированию. Макетируя полосы и развороты, дизайнер руководствуется программой, заложенной в модели — художественном проекте издания, рассчитанном на более или менее длительный период времени. Модель — зафиксированный свод правил, приемов и принципов оформления. Композиция — первая составляющая понятия КГМ Практически в каждой газете постепенно складывается более или менее устойчивая композиция. Композиция — это построение, организация материалов в единое целое, обусловленное «формулой газеты», ее типом, традициями, актуальным содержанием и во многом определяющее восприятие последнего.
Устойчивость композиции газетного номера не означает принятия жесткого стандарта ее схемы. Один из признаков хорошей композиции — ее гибкость, допускающая при необходимости быструю переверстку той или иной полосы или даже замену какой-либо из них целиком, а также перемену мест разделов и рубрик, вынесение важнейших на данный момент материалов вперед, на самые выгодные места номера. Различают композицию газеты, обозначающую содержательную, структурную связь и графическую композицию — способ связи оформительских элементов. Золотые» правила композиции Оформление текста, заголовочных комплексов, подбор и обработка иллюстраций всегда отнимают немало сил у ответственных секретарей. Но все это лишь первая и не самая трудная часть работы газетного дизайнера. По-настоящему профессионализм и мастерство оформителя начинают проявляться тогда, когда перед ним встает необходимость увязать, скомпоновать между собой все эти элементы, создать из них ту законченную графическую композицию, которая потом предлагается читателю в виде газетной полосы. Исследователи выделяют пять основных законов газетной композиции, соблюдение которых позволяет ответственным секретарям обеспечивать профессиональный уровень оформления их изданий. а) Закон пропорции Этот закон гласит, что наилучшим образом смотрится на полосе материал, разверстанный по принципу «золотого сечения». «Золотое сечение» получается при делении целого на две неравные части таким образом, чтобы целое относилось к большей части, как большая часть относится к меньшей. Лучшую гармонию создают отношения рядом стоящих чисел: 3:5, 5:8, 8:13. Это соотношение составляет примерно 1:1,62. Нетрудно заметить, что в подобных пропорциях выдержаны и основные составляющие газетной формы: ширина и высота полосы, ширина и высота большинства букв шрифтов нормального начертания, величина очка строчных и прописных букв и т. д.
Применение закона пропорции при верстке материалов позволяет придать оформлению полосы большую цельность и взвешенность. Хотя, следует признать, это не всегда возможно. Иногда отдельные материалы диктуют необходимость глубокой вертикальной или горизонтальной разверстки. В этой связи требует оценки наметившаяся в последнее время тенденция к частому изменению конфигурации шрифта при оформлении заголовков: от сверхузкого до сверхширокого. Объясняется это тем, что современные программные средства позволяют ответственным секретарям путем несложной операции устанавливать любую ширину символов, уплотняя или, наоборот, растягивая заголовок до нужных размеров. При этом часто забывается, что такой показатель, как отношение высоты и ширины очка, является одним из определяющих при разработке новых шрифтовых гарнитур. Изначально это отношение устанавливается оптимальным, и любые его изменения способны лишь ухудшить восприятие шрифта. Поэтому пользоваться указанным приемом следует как можно реже. То же самое относится и к таким параметрам, как интерлиньяж, трекинг и кернинг. Б) Закон контраста Этот закон гласит, что рядом стоящие элементы оформления должны оформляться контрастно. В первую очередь, это относится к оформлению заголовков, подзаголовков и рубрик. Если для оформления заголовка использован жирный шрифт, то рубрику лучше всего набрать светлым; если заголовок состоит из строчных букв, то в рубрике лучше использовать прописные; курсивное начертание лучше смотрится в сочетании с прямым и т. п. Именно стремлением оформить заголовочный комплекс в соответствии с законом контраста и объясняется столь широкое распространение в настоящее время рубрик-вывороток. Надо признать, что в большинстве случаев эти рубрики смотрятся весьма привлекательно. Закон контраста активно «работает» и при оформлении других элементов полосы. С проявлением этого закона мы сталкиваемся, в частности, при чередовании светлых (текст) и темных (фото) пятен, горизонтальной и вертикальной верстки и т. п. в) Закон равновесия Призывает оформителей располагать материалы на полосе таким образом, чтобы не возникало ощущения, что одна ее часть «тяжелее» другой. «Тяжелыми» элементами оформления считаются крупные текстовые блоки, фотоснимки, крупнокегельные заголовки. Напротив, мелкие информационные заметки, светлые штриховые иллюстрации, линейки относятся к «легким» элементам.
Современная школа газетного оформления рекомендует ответственным секретарям избегать такой верстки полосы, при которой большинство тяжелых материалов концентрируется в какой-нибудь одной ее части. Помещая в подвале или чердаке крупный материал или иллюстрацию, необходимо уравновешивать их по вертикали или диагонали другим таким же материалом. Надо сказать, что большинство оформителей сегодня достаточно умело применяют закон равновесия. К числу излюбленных приемов, используемых при оформлении полос (чаще всего — первой) относится прием, когда в верхнюю часть полосы ставится крупный репортажный снимок в окружении «информашек», а в подвал помещается статья или интервью. Этот прием позволяет, с одной стороны, уравновесить полосу, с другой — дать «на открытие» наиболее важные сообщения. Уравновесить полосу можно и при помощи других, вспомогательных средств, если имеющиеся в распоряжении ответственного секретаря материалы не позволяют расположить их надлежащим образом. Средствами «утяжеления» могут служить, например, нестандартный набор (на полторы или две колонки), врезки, подложки, рамки и т. п. Закону равновесия отвечает и стремление соотносить различные элементы оформления полосы по масштабу. В самом деле, нелепо смотрится заголовок, набранный кеглем в 40 или 30 пунктов, над информационной заметкой в 30 строк, или, наоборот, статья в 150-200 строк с заголовком, набранным шрифтом с кеглем 20, да к тому же еще светлого начертания. Понятно, что составляющие одно целое элементы должны быть соизмеримы по своим пропорциям. Хотя, необходимо отметить, что сегодня это правило не всегда соблюдается. Если сообщение, содержащееся в информационной заметке, имеет чрезвычайно важное значение (настолько важное, что заметку ставят на открытие первой полосы), то заголовок в большинстве случаев оформляется ярко и броско, занимая подчас не меньшее место, чем сам материал.
г) Закон ритма Проявляется в «чередовании и повторении однородных частей художественной формы... чередовании строк, страниц, колонок, междустрочий, межбуквенных и межколонных просветов». Казалось бы, многократное повторение в номере одних и тех же оформительских приемов (моногарнитурный стиль оформления заголовков, однотипный набор подписей под снимками и т. п.) должно неизбежно приводить к однообразию и шаблону. Однако в действительности все происходит как раз наоборот. Подобный стиль оформления предает газете стройность и целостность, формирует ее «лицо», облегчает поиск нужных материалов, рождает у читателя ощущение стабильности и надежности издания. Умение ответственного секретаря придать композиции определенный ритм, а не разбрасывать материалы по полосам в хаотическом беспорядке — качество, высоко ценимое в редакциях. Закон ритма, однако, не распространяется на характер верстки полос. Например, повторение в номере одной и той же схемы разверстки материалов (2+3,1+4 и т. п.) является недостатком. В этом случае вполне уместно говорить об однообразии и шаблонности оформления. Д) Закон гармонии И, наконец, пятый, последний закон газетной композиции — это закон гармонии. Хотя этот закон в основных своих положениях перекликается с законами равновесия и пропорции, нам представляется необходимым выделить его отдельно. Ибо далеко не всегда внешнюю привлекательность той или иной газеты можно объяснить, пользуясь сухой математикой предыдущих законов. Используя различные оформительские приемы, ответственный секретарь постоянно должен помнить, что все элементы оформления газетной полосы должны увязываться друг с другом, представлять собой некое гармоничное единство. Иногда бывает предпочтительнее пожертвовать каким-нибудь эффектным приемом, если он нарушает общий стиль оформления, вносит диссонанс в создаваемый графический образ. Активнее всего закон гармонии проявляет себя в расположении материалов на полосе. Вычерчивая макет или верстая полосу непосредственно на компьютере, ответственный секретарь должен заботиться о том, чтобы полоса не «разваливалась», не распадалась на несколько самостоятельных частей. Подобное происходит, когда какой-нибудь материал ставят на всю высоту или ширину полосы. Особенно остро эта проблема стоит перед газетами формата АЗ, где материалы объемом в 150 строк выглядят уже достаточно крупными.
Применение компьютера при верстке газеты позволяет достаточно легко избежать «развала» полосы, даже если в распоряжении ответственного секретаря имеется всего два материала. При этом, как правило, используется один из двух приемов: а) в месте слияния материалов делается врезка или помещается иллюстрация с выполнением обтекания текстом; б) материалы располагаются таким образом, что один из них как бы обтекает другой. Пользуясь этими приемами, следует, однако, помнить о необходимости обеспечить удобочитаемость текстов. «Разрезание» полосы по вертикали или горизонтали является меньшим злом, чем невозможность легко и быстро найти продолжение заинтересовавшего читателя материала. Нарушение целостности и гармонии на полосе нередко бывает обусловлено самой обыкновенной неаккуратностью. Упомянуть об этом необходимо, так как использование компьютера, оказывается, может иметь и свои отрицательные стороны. Раньше, когда печатная форма изготавливалась в металле, ответственные секретари редко задумывались о том, какой величины должен быть пробел между текстом и заголовком, или при помощи каких средств строчки выравниваются по высоте. Считалось, что знать об этом должен был, в первую очередь, метранпаж. Соблюдение последним соответствующих технологических инструкций обеспечивало грамотную и качественную верстку автоматически. С внедрением ПЭВМ, когда верстка газеты стала осуществляться не в типографии, а непосредственно в самой редакции газеты, отсутствие у оформителей необходимых знаний не замедлило сказаться. Случаи использования слишком больших пробелов, выступающих строк, неоправданного изменения величины полей встречаются сегодня довольно часто. Все это никоим образом не способствует улучшению внешнего вида изданий. Соблюдение основных законов газетной композиции является непременным условием профессионального оформления газетных полос. Приступая к верстке, необходимо четко усвоить, что газета — это не хаотическое скопище различных шрифтов, линеек и рисунков. Использование любых оформительских средств и приемов должно всегда быть осознанным и целенаправленным и подчиняться единому замыслу, единой концепции. Применение рассмотренных законов позволяет решать эту задачу быстро и эффективно. Макет — вторая составляющая понятия КГМ Макет — это графический план газетной полосы, предназначенный для ее верстки. В основе макета, который подготавливается в секретариате редакции газеты, лежит план номера. Макет должен обеспечить быструю и четкую верстку всех полос номера, в соответствии с графиком его выпуска. Выпуск номера без макета приводит к грубым ошибкам в оформлении газеты, к задержкам и нарушениям процесса производства номера. Важнейшее требование, предъявляемое к макету — его точность. Он должен полностью соответствовать будущему номеру — по размещению материалов, их размеру, постановке заголовков, оформлению всех деталей. В настоящее время пользуются графическим макетом. Он составляется на макетном листе, воспроизводящем газетную полосу в ее натуральных размерах или в уменьшенных. На таком листе указаны стандартные текстовые колонки и шкала количества строк в колонке. При составлении графического макета на макетном листе аккуратно указывают чернилами или карандашом все особенности размещения и оформления текстовых материалов и иллюстраций, наносят все заголовки. Этот вид макета требует большого внимания и точности в расчетах — при определении объема материалов и размеров клише. Макетирование номера производится по полосам. Обычно сначала составляют макеты внутренних полос, где помещаются менее оперативные материалы, затем внешних — первой и последней. В последнюю очередь макетируют ту полосу, на которой публикуются самые оперативные сообщения и которая чаще всего подвергается изменениям и переверстке. Макеты сдают пополосно, по графику. Составление макета рекомендуется начинать с размещения крупных материалов — больших статей, подборок, затем указывать расположение иллюстраций; на оставшееся место устанавливают мелкие заметки. Если на полосе нужно напечатать подборку, полезно на макете наметить ее размещение в целом, а потом указать, как будут разверстаны входящие в нее материалы. Возможна и другая последовательность составления макета. Сначала размещают самостоятельные иллюстрации и фотоокна, затем — крупные тексты с относящимися к ним иллюстрациями, оставшееся место заполняют мелкими заметками и хроникой. К составлению макетов чаще всего приступают еще до окончания процесса подготовки текстовых и иллюстрационных оригиналов. Когда завершается работа над материалами какой-либо полосы, заканчивают ее макет и отдают вместе с оригиналами на верстку. Затем продолжается подготовка материалов другой полосы и ее макета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|