Модель — третья составляющая понятия КГМ
Модель — это образец, аналог чего-то. В газетном деле модель есть зафиксированный свод приемов, правил, принципов и закономерностей оформления издания. Комплексная (полная) оформительская модель включает в себя четыре составные части: 1) зафиксированную в каком-либо виде структуру издания, 2) размерные стереотипы, 3) типовые макеты, 4) стандартные операции оформления. Говоря о фиксации структуры издания, принципиально важным представляется тематический (основные темы, тематические направления) аспект моделирования содержания. Тематическая структура номера — это система идентичных тематических единиц, дающая новое относительно одной темы (одного тематического направления) качество — тематическое многообразие издания. Размерные стереотипы есть не что иное, как унифицированные размерные характеристики издания, его составных частей и элементов оформления. Размерные стереотипы включают в себя, например, объем и формат издания, ширину колонки, форматы иллюстраций, кегли текстовых шрифтов, соотношения кеглей титульных шрифтов и размерных публикаций, оптимальные объемы материалов и другие характеристики. Типовые макеты бывают двух видов: блочные макеты-стандарты и силовые макеты. Они различаются прежде всего тем, что детализированный макет-стандарт никак не связан со структурой конкретного номера. А процесс создания силового макета включает в себя план (структуру) номера. Стандартные операции оформления включают в себя три уровня: моделирование элементов оформления (унификация характеристик отдельных элементов: кеглей текстовых шрифтов, их гарнитур; кеглей заголовочных шрифтов и непосредственно титульных шрифтов; линеек и т. д.); оформление комплексов элементов (выключка и размещение заголовков; композиция иллюстраций с подписью; построение врезок и т. п.); систематизация и унификация оформления всех тематических объединений материалов.
II. Верстка Верстка — важнейшая часть дизайнерского оформления газеты, представляющая заключительный этап подготовки номера к выпуску и находящая наглядное выражение в процессе макетирования газеты. Под версткой понимают технический процесс монтажа текстовых и иллюстрационных материалов, заголовков, место которых определено по предварительно разработанному макету. Верстку еще определяют как пространственную организацию текстовых и графических материалов на полосе периодического издания. Верстка непосредственно связана с композицией номера, которая во многом определяет ее особенности. В процессе верстки необходимо так расположить и оформить материалы газеты, чтобы читатель смог быстро разобраться в ее содержании, найти то, что его интересует. Кроме того, верстка должна помочь обратить внимание читателя на главные материалы номера и побудить его прочитать их. Степень соответствия верстки этим требованиям — главный критерий оценки ее качества. Верстка хороша, если она помогает читателю, упорядочивает собранные и подготовленные для публикации материалы, организует их в единое целое — номер. Если же верстка не облегчает, а затрудняет восприятие материалов — значит, она выполнена некачественно. Верстка подчиняется определенным закономерностям: общим для всех газет принципом верстки является ее зависимость от содержания материалов номера. Значимость этих материалов, их тематическая направленность, особенности содержания определяют особенности их размещения в номере и на каждой полосе, ту или иную степень их выделения, приемы их технического оформления. Верстка бывает трех стилей: светлая (для нее характерно наличие светлых шрифтов, больших пробелов, почти полное отсутствие линеек, подложек, темной графики — снимков или рисунков), серая (для нее характерно умеренное использование линеек, контрастные шрифты, легкие растровые подложки), темная (для нее характерно использование полужирных шрифтов, широких черных линеек и рамок, выворотные плашки, минимальные пробелы).
Виды верстки
а). Конфигурация материалов — верстка, постоянная по вертикали и по горизонтали, а также постоянная по вертикали и переменная по горизонтали, — называется простой (иногда ее называют прямоугольной). Каждая статья и заметка на газетной полосе получает форму простого прямоугольника. — верстка, при которой линии, разграничивающие отдельные материалы или целые подборки, не прямые, а ломаные, идущие уступами, называют ломаной. В данном случае необходим весьма точный расчет в процессе макетирования номера. Верстка газетных полос усложняется и может потребовать дополнительного времени, не предусмотренного графиком. А самое главное — усложняется восприятие материалов номера. Излишний контраст между материалами может привести к пестроте оформления газеты.
Направление разверстки определяется отношением высоты текстового материала к его ширине (общему формату всех текстовых колонок, на которых он размещается).
Возможно комбинирование вертикального и горизонтального размещения материалов в номере. Разверстывая большинство текстов вертикально, отдельные крупные статьи размещают по горизонтали — «подвалом», «чердаком» и т. п. — или, располагая статью горизонтально, изменяют высоту нескольких ее колонок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|