Информационная технология. Виды, их основные принципы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание Введение Глава 1. Понятия "информация", "информационная технология". Информатизация общества 1.1 Основные понятия информатики 1.2 Информационная технология. Виды, их основные принципы 1.3 Информация и её свойства 1.4 Информатизация общества, сущность и цели Глава 2. Факторы влияющие на органицацию ИТ. Ценность ИТ с точки зрения бизнеса 2.1 Анализ ключевых факторов Заключение Список используемой литературы Введение
Данная работа написана на тему "Значение информационных технологий и факторы влияющие на их организацию". В современном мире эта тема особенно актуальна, так как мы живем в период становления информационного общества. В теоретической части моей работы будут рассмотрены следующие вопросы: · понятия, роль и назначение информатики; · понятие и свойства информации; · процесс информатизации и становление информационного общества; · информационный рынок, как главный фактор информатизации. Во второй половине ХХ века начался переход от индустриального общества к информационному. Процесс перехода к такому обществу называется информатизация. Информатизация - это процесс создания, развития и всеобщего применения информационных средств и технологий, обеспечивающих достижение и поддержание уровня информированности всех членов общества, необходимого и достаточного для кардинального улучшения качества труда и условий жизни в обществе. В этот период информация становится важнейшим ресурсом и занимает главное место во всех сферах человеческой деятельности. Отмечается распространение информационных и коммуникационных технологий в системе образования. В области образования имеют место процессы компьютеризации, интернетизации, а также информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие методической системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования. В настоящее время образование осуществляет переход от "обучения" к "образованию", происходит становление непрерывного и опережающего образования, его фундаментализация. Образование характеризуется направленностью на личностно-ориентированное обучение и развитием творческих способностей обучаемых, а также внедрением информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, созданием единого интерактивного образовательного информационного пространства и, наконец, переходом к открытому образованию.
Совершенствование информационных коммуникационных технологий (создание локальных и глобальных сетей, баз данных и знаний, а также экспертных систем) формирует специфическую учебную информационную компьютерную область, которая обогащает традиционные формы обучения. Быстрое развитие информационных коммуникационных технологий позволяет реализовать два главных принципа будущей системы образования: принцип доступности и принцип непрерывности. Именно информационные и телекоммуникационные технологии сделали личностно-ориентированное образование более доступным. Сегодня в образовательном процессе многих стран отмечается устойчивая тенденция внедрения и применения современных информационных технологий в обучении. В последние годы в общеобразовательной школе все чаще прибегают к использованию информационных технологий при изучении большинства учебных дисциплин, происходит информатизация сферы образования. Под информатизацией понимается активный процесс введения компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, образования, общественной и личной жизни людей.
Процесс информатизации и компьютеризации общества трансформировал привычные представления об образовании и раскрыл необходимость новых подходов связанных с открытым образованием. Стратегическое значение информационных и коммутационных технологий, применяемых в области образования неоспоримо. Тем не менее, широкое применение информационных технологий не повлекло коренных изменений в системе образования, к глобальному переосмыслению методической системе обучения. По-прежнему отмечается необходимость осуществление широкомасштабных исследований в области применения педагогических возможностей коммуникационных технологий в образовании. Информатизация общества - процесс неизбежный, резко возрастает роль и значение информации. Сегодня деятельность всех фирм, организаций, отдельных людей все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, её осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что невозможно без привлечения специальных технических средств. Научным фундаментом процесса информатизации является научная дисциплина "Информатика". Глава 1. Понятия "информация", "информационная технология". Информатизация общества
Основные понятия информатики
Как уже было сказано выше, именно информатика является научным фундаментом, обеспечивающим процесс перехода от индустриального общества к информационному. В этой главе будут изложены основные понятия науки, её роль и назначение. В современных учебниках представлено множество определений информатики. Я выбрала следующее: "Информатика - это комплексная техническая наука, которая систематизирует приемы создания, сохранения, воспроизведения, обработки и передачи данных посредством вычислительной техники, а также информатика систематизирует принципы функционирования и методы управления данными". Термин информатика появился в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин; Французский термин informatique (информатика) образован путем слияния слов information (информация) и automatique (автоматика) и означает "информационная автоматика или автоматизированная переработка информации". Предмет информатики как науки составляют:
· Аппаратное обеспечение средств вычислительной техники; · Программное обеспечение средств вычислительной техники; · Средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения; · Средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами; · Средства взаимодействия называются интерфейсом. Информатику делят на теоретическую и прикладную. Теоретическая информатика решает задачи, выявляющие закономерности создания семантической информации, её преобразования и использования в различных сферах человеческой деятельности. Прикладные задачи информатики заключаются в разработке наиболее рациональных методов осуществления информационных процессов, в определении способов наиболее оптимальной организации связей как внутри науки, так и между наукой и производством с широким применением технических средств. Информатика имеет свою структуру. В широком смысле эта наука представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации главным образом с помощью компьютера и телекоммуникационных средств связи, во всех сферах деятельности человека. Информатику в узком смысле можно представить как науку, состоящую из трех взаимосвязанных частей: технические средства, программные средства, алгоритмические средства. Информатику, как в целом, так и каждую её часть рассматривают с трёх позиций: · Как отрасль народного хозяйства; · Как фундаментальную дисциплину; · Как прикладную дисциплину; · Подробнее структура информатики представлена на рисунке 1.
Главная функция информатики заключается в разработке методов и средств преобразования информации, их использовании в организации технологического процесса переработки информации. Задачи информатики состоят в следующем: Исследование информационных процессов любой природы; · Разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов; · Решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни;
Рис.1. Структура информатики как отрасли, науки, прикладной дисциплины [1, С.36].
Одним из средств управления развитием интеллекта и повышения его организованности на современном этапе представляется информатизация общества, основывающаяся прежде всего на развитии информационной технологии. Информационная технология формирует передний край научно-технического прогресса, создает информационный фундамент развития науки и всех остальных технологий. Главными, определяющими стимулами развития информационной технологии, являются социально-экономические потребности общества. В информационном обществе, к которому сегодня стремятся все страны, комплекс индустрии информатики станет ведущим. Информированность общества и эффективное использование имеющейся и полученной информации во многом зависит от прогресса информатики как единства науки, техники и производства. информационная технология информатизация общество Информационная технология. Виды, их основные принципы
Информационная технология (ИТ) - это совокупность конкретных технических и программных средств, а также приемов работы, с помощью которых выполняются разнообразные операции по обработке информации во всех сферах человеческой деятельности (научной, управленческой, производственной, финансовой, социальной, культурной, правовой, оборонной и т.д.). Сегодня информация воспринимается как важный ресурс, наряду с такими традиционными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др. Процесс переработки ресурсов называют технологией, следовательно, о процессе переработки информации можно говорить как о специфической технологии. Таким образом, информационная технология - это процесс обработки и передачи данных для получения информации о состоянии объекта, процесса или явления, применяющий совокупность средств и методов сбора информации. Производство информации для ее анализа человеком - главная цель информационной технологии. На основе данной информации принимается решение по выполнению какого-либо действия. Инструментами информационной технологии выступают различные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения. Основными видами информационных технологий являются:
Информационная технология обработки данных. Она предназначена для решения хорошо структурированных задач, с известными алгоритмами и всеми необходимыми входными данными. Информационная технология обработки данных используется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации для автоматизации повторяющихся операций управленческого труда. Информационная технология управления предполагает информационное обслуживание всех работников предприятий, связанных с принятием управленческих решений. Информационная технология управления предоставляет информацию в виде регулярных или специальных управленческих отчетов и содержит сведения о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия. Информационная технология автоматизированного офиса дополняет систему связи персонала предприятия. Автоматизация офиса предполагает организацию и осуществление коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой, базируясь на компьютерные сети и другие современные средства передачи и работы с информацией. Информационная технология поддержки принятия решений осуществляет выработку управленческого решения в результате итерационного процесса, в котором участвуют система поддержки принятия решений (вычислительное звено и объект управления) и человек (управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат). Информационная технология экспертных систем основана на применении искусственного интеллекта. Экспертные системы позволяют менеджерам получать консультации экспертов по ряду проблем, о которых в этих системах содержится информация. Новая информационная технология основывается на ряде принципов, например: · Диалоговый режим работы с компьютером · Взаимодействие с другими программными продуктами · Гибкость процесса изменения данных и постановок задач. Информационная система представляет собой организационно-упорядоченную взаимосвязанную совокупность средств, и методов информационных технологий, применяемых для хранения, обработки и выдачи информации для достижения поставленной цели. Основным техническим средством переработки информации являются ЭВМ и средства связи, которые осуществляют информационные процессы и выдают информацию, необходимую для принятия решений. Информационная система включает компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, людей, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Нужно отметить, что компьютеризация значительно повысила эффективность информационных технологий и расширила сферы их применения. Информационные системы можно классифицировать по различным критериям. По признаку структурированности задач можно выделить; · информационные системы для структурированных задач · информационные системы для частично структурированных или неструктурированных задач · создающие управленческие отчеты · разрабатывающие альтернативные решения (модельные и экспертные). По функциональному признаку и уровням управления выделяют: · производственные системы: · системы маркетинга; · финансовые и учетные системы; · системы кадров (человеческих ресурсов); · прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы. По степени автоматизации информационные системы делятся на ручные, автоматизированные и автоматические. По характеру использования информации существуют следующие виды информационных систем: · информационно-поисковые системы, · информационно-решающие системы, · управляющие информационные системы, · советующие информационные системы, В зависимости от сферы применения выделяют: · информационные системы организационного управления, · информационные системы управления технологическими процессами (ТП), · информационные системы автоматизированного проектирования (САПР), Интегрированные (корпоративные) информационные системы. Использование информационных систем невозможно без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы. Таким образом, информационная технология - это более емкое понятие. Оно отражает современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. Информация и её свойства
В переводе с латинского языка слово "информация" (information) означает сообщение о каком-либо событии, факте, явлении [3, С.17]. Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний [1, С.41]. Информация - это сведения, которые получает человек от общения с природой и обществом с помощью своих органов чувств. Разные виды информации могут передаваться в виде сигналов, имеющих разную физическую природу. Информация - есть отражение реального мира, с помощью сообщений. В широком смысле информация - это понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами, повышает уровень осведомленности человека. В информатике под информацией понимается сообщение, снижающее степень неопределенности знаний о состоянии предметов или явлений и помогающее решить поставленную задачу. Изменение некоторой физической величины во времени, обеспечивающее передачу сообщений, называется сигналом. Мы живем в материальном мире, состоящем из физических тел и физических полей. Физические объекты находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, которые сопровождаются обменом энергией и переходом ее из одной формы в другую. Для того чтобы в материальном мире происходил обмен информацией, ее преобразование и передача, должны существовать носитель информации, передатчик, канал связи, приемник и получатель информации. Канал связи представляет собой среду, в которой происходит передача информации. Канал связи объединяет источник и получателя информации в единую информационную систему. Подобные информационные системы существуют как в технических системах, так и в человеческом обществе и живой природе. Информационные системы можно разделить на естественные и искусственные. К первым относятся все естественно возникшие системы. Такими системам являются биологические организмы. Искусственными информационными системами являются информационные системы, созданные человеком. Наряду с понятием информация часто употребляется понятие данные. Данные - это результаты наблюдений над объектами и явлениями, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся, как только данные начинают использовать в каких-либо целях, они превращаются в информацию. Исходя из этого, можно определить информацию, как используемые данные. Выделяют следующие основные свойства информации: · Релевантность - способность информации соответствовать запросам потребителя; · Полнота - свойство информации исчерпывающе характеризовать отображаемый объект и/или процесс; · Доступность - возможность получения информации потребителем; · Достоверность - свойство информации не иметь скрытых ошибок; · Своевременность - свойство информации соответствовать запросам потребителя в нужный момент времени; · Защищенность - невозможность несанкционированного использования и/или изменения информации; · Эргономичность - удобство формы или объема информации для потребителя; · Адекватность - соответствие информации отображаемому явлению, объекту; · Живучесть - способность информации сохранять свое качество с течением времени; Передаваемое сообщение должно быть представлено в виде последовательности символов некоторого алфавита. Семантический аспект передает смысловое содержание информации и соотносит её с ранее имевшейся информацией. Знания об определенной предметной области фиксируются в форме тезауруса, то есть совокупности понятий и связей между ними. При получении информации тезаурус может изменяться. Семантический аспект определяет возможность достижения поставленной цели с учетом полученной информации, т.е. определяет ценность информации. Человек сначала наблюдает некоторые факты, которые отображаются в виде набора данных. Здесь проявляется синтаксический аспект. Затем после структуризации этих данных формируется знание о наблюдаемых фактах, которое фиксируется на некотором языке. Это семантический аспект информации. Полученное знание и созданные на его основе информационные модели человек использует в своей практике для достижения поставленных целей. Таким образом, не любое сообщение несет информацию. Для того чтобы сообщение несло некоторую информацию, и было полезно получателю, оно должно быть: · записано на некотором языке; · этот язык должен быть понятен получателю; · получатель должен обладать методом извлечения информации из сообщения; · сообщение должно снижать степень неопределенности относительно объекта, который интересует получателя; · сообщение должно помогать ему решить поставленную задачу; · получатель должен обладать реальной практической возможностью использовать полученную информацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|