Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Факторы влияющие на органицацию ИТ. Ценность ИТ с точки зрения бизнеса




 

Анализ ключевых факторов

 

Анализ ключевых позволяет ответить на вопрос: "Почему организация нуждается в улучшениях?" Понимание таких факторов позволяет связать инвестиции в ИТ с бизнес-планами и обеспечивает точку зрения на инвестиции в ИТ как на развитие ключевых способностей или возможностей организации с точки зрения ведения бизнеса. Таким образом, ключевые факторы отражают взгляд высшего руководства организации на то, что является важным для бизнеса (в рамках заданного горизонта времени) и при этом важным настолько, что обязательно требует определенных изменений. Мы уже отмечали, что достичь каких-либо позитивных изменений можно только тогда, когда люди начинают делать определенные вещи иным образом. После того как осознана необходимость перемен, очевидно, что требуются определенные инвестиции времени, усилий и ресурсов со стороны руководства для реализации изменений. При этом выстраивается следующая логическая цепочка: понимание Ключевых Факторов приводит к осознанию Необходимых Изменений, а это, в свою очередь, задает Цели для Инвестиций.

Если ИТ рассматриваются как инструмент для таких изменений, то это является основой для инициирования ИТ-проекта. При этом его необходимо как можно более тесно увязать с Целями, которые организация стремится достичь в процессе изменений. Заметим, что сами ключевые факторы не могут быть изменены или отменены. Они являются внешними по отношению к организации и существуют независимо от любых программ и проектов. Программы и проекты являются осознанным выбором организации в ответ на эти факторы.

В процессе анализа ключевых факторов необходимо учитывать, рассматриваются ли вопросы выживания организации, достижения успеха или процветания. Для этого можно использовать различные инструменты, один из которых мы приведем ниже. При этом также важно понимать, какого рода изменений мы стараемся достичь: "бизнес, как обычно" - управление в условиях стабильной ситуации; точечные последовательные улучшения - улучшения в рамках существующих ресурсов и концепций управления; радикальные изменения - улучшения вследствие того, что определенные вещи делаются абсолютно новым способом; устранение - улучшения за счет отказа от лишних процедур, действий и пр.

Существует определенный способ для структурированного обсуждения вопросов, связанных с идентификацией ключевых факторов и тех возможностей, которых организация может добиться. Треси и Виерсема сформулировали концепцию дисциплины создания добавочной стоимости Она состоит в том, что организации в своей деятельности для достижения хороших результатов должны сделать выбор одного из возможных основных способов их достижения:

Обеспечение тесных отношений со своими заказчиками.

Высочайшая операционная эффективность.

Лидерство в продуктах и услугах.

Различные стратегии требуют использования различных типов прикладных систем и даже различной технологической инфраструктуры. Операционная эффективность означает, например, отлаженные процессы работы с поставщиками, эффективное управление складскими запасами и пр. Это требует быстрых, надежных базовых транзакционных систем, которые автоматизируют повседневные операции и минимизируют затраты на такие операции.

Стратегия поддержания тесных отношений с клиентами предполагает получение глубоких знаний о заказчиках и эффективное использование этих знаний для построения долгосрочных отношений, которые выгодны для организации. Это требует повышенного внимания к хранению, анализу и доступности значительных объемов информации о клиентах, как правило больших, чем требуется просто для того, чтобы выполнить какую-то транзакцию. Требуются более обширные базы данных о клиентах, содержащие как структурированную информацию, так и неструктурированную (документы, графические образы писем, и т.д.). Для анализа данных также требуются соответствующие аналитические средства, а также существенные усилия по интеграции различных точек контактов и взаимодействия с клиентами. Лидерство в продуктах и услугах предполагает вывод на рынок каких-либо уникальных продуктов, либо продуктов, обладающих высокими качественными характеристиками. Для этого нужно создать возможности для свободного обмена идеями между самыми различными подразделениями организации (отделы исследований и разработок, проектирования, информационных технологий, маркетинга), как правило, в территориально распределенной среде. В свою очередь, реализация этих возможностей предполагает использование не столько систем выполнения транзакций, сколько технологий, обеспечивающих контекст и коммуникации - таких, как системы коллективной работы и т.д.

Поэтому один из возможных подходов состоит в том, чтобы совместно с бизнес-менеджерами идентифицировать то, как организация позиционирует себя по отношению к конкурентам и другим участникам рынка в соответствии с этими тремя измерениями. По каждому из трех измерений организацию можно оценить как "адекватную" (если она соответствует общему уровню рынка по данному направлению) как "отстающую" или как "лидера". ИТ-проекты, нацеленные на те области, которые идентифицированы как отстающие, можно назвать "ориентированными на выживание". Проекты, которые находятся в области "бизнес, как это делают все" ориентированы на инкрементальные, последовательные улучшения. Проекты, которые ориентированы на то, чтобы организация была впереди конкурентов, могут быть связаны с радикальными изменениями, так как по определению они означают реализацию чего-либо такого, что другие организации из данной индустрии пока никогда не делали. Следует отметить, что необходимо уделять внимание комбинации сфер компетенции, поскольку, в конечном итоге, они взаимосвязаны. Например, вы не можете обеспечивать в течение продолжительного времени на должном уровне тесные отношения со своими клиентами, если в вашей организации есть проблемы с эффективностью выполнения операций и качеством продуктов и услуг. При обосновании тех преимуществ, которые получает организация от внедрения ИТ в соответствии с принципом "Преимущества взамен на инвестированные средства" необходимо помнить, что дополнительная ценность и преимущества получаются на стыке "Бизнес - Архитектура ИТ" и, прежде всего, в области прикладных систем. В то же время это требует затрат, связанных с созданием и развитием этой архитектуры ИТ, что является результатом реализации ИТ-стратегии.

Правильным подходом является концентрация на той стороне этих отношений, которая связана с получением дополнительной стоимости, преимуществ поскольку бизнес-руководство, когда оно достаточно глубоко понимает преимущества, получаемые от реализации ИТ-проектов, обычно гораздо лучше представляет, какие средства оно готово инвестировать в эти проекты. Такой подход увеличивает шансы на то, что у ИТ-проектов будет реальная поддержка со стороны бизнес-руководства. Это то, что называется иметь спонсора проекта. Как только проект "скатывается" исключительно в область информационных технологий, его успех и поддержка зачастую не будут соответствовать реальным целям бизнес-руководства. Следует отметить, что отношения на приведенной выше диаграмме направлены не только "сверху-вниз". Новые возможности для бизнеса могут появляться в результате использования ИТ, поэтому нужны также формализованные процессы для поиска таких новых потенциальных бизнес-возможностей, связанных с новыми информационными технологиями.

Мощным инструментом для описания планов, связанных с использованием ИТ в организации, является Портфель приложений. Он описывает инвестиции в прикладные системы и сервисы (те, которые имеются в наличии, планируемые и возможные для будущего рассмотрения) не в терминах того, как они будут реализованы, а в терминах их Роли и Вклада в бизнес. Каждая ИТ-система помещается в квадрант, который отражает важность системы с точки зрения бизнеса. Стратегический квадрант содержит те системы, которые являются критическими для реализации будущей бизнес-стратегии. Квадрант с высоко потенциальными приложениями содержит те из них, которые могут иметь важное значение для достижения успеха в будущем. Квадрант ключевых операционных приложений содержит системы, на которые организация опирается сегодня в достижении своих результатов. Обеспечивающие приложения - это те системы, которые важны, но не являются критическими для успеха.


Заключение

 

Современное общество живет в период, который характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. В промышленности рост объема информации связан с увеличением объемов производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширения производства. Круг проблем, рассматриваемых информатикой, настолько широк, что помимо сугубо специальных тем, касающихся исключительно компьютерной техники, приходится вникать в проблемы других областей знаний. Информатика становится дисциплиной совершенно иного уровня и качества, нежели существующие ныне. Она учит новому системному осмыслению происходящих в мире процессов и явлений. Основная задача современной информатики - создание материально технической базы для удовлетворения информационных потребностей промышленной и деловой сфер, органов государственного управления и других областей человеческой деятельности. Информатика является научной основой процесса информатизации общества. Трудно переоценить важность информационных сетей в жизни современного общества. Работа большинства современных организаций абсолютно немыслима без использования каналов передачи данных тем или иным образом, без обработки, систематизации и перенаправления информации.

Невозможно даже на минуту себе представить хотя бы временную потерю возможности обмена информацией, ведь на данный момент можно говорить о постепенном превращении общества технологического в информационное. Информация дает работу, продлевает жизнь, образовывает и т.п. В современном обществе нет ни единого продукта его жизнедеятельности, который бы был столь многогранным по своей сути: информация может быть бесплатной и коммерческой, в умелых руках она может стать и лекарством и оружием, небрежное обращение с ней может нанести тяжкий вред, обдуманное распоряжение ей помогает человечеству выжить. Необходимо также отметить, что на данный момент происходит постепенное замещение большинства видов информации, которой привыкло оперировать человечество, теми или иными видами информации электронной. Различные проявления данного процесса можно найти абсолютно во всех сферах бытия современного человека. Можно привести массу примеров подобной "электронизации" получения, обмена, хранения и продажи информации. Замена бумажного документооборота, охватывающая все уровни его функционирования от маленькой фирмы до масштабов государства и мира в целом; изменение обычных способов получения информации отдельным человеком в сторону все большей ориентации на ее электронные виды (телевидение, радио, различные службы сети Интернет); смена способов общения с обычных (личная встреча, письмо) на электронные, практически стирающие понятие о географических границах пребывания собеседников (телефонные переговоры, электронное письмо, чаты, форумы).

Альтернативы информатизации нет. Это объективный этап социального прогресса во всех областях, прежде всего в экономике, управлении, науке и технологии. На современном этапе информация становится главным стратегическим ресурсом. Её роль и значение, безусловно, очень велико. Сегодня любая деятельность человека и организации зависит от уровня их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Развитие информационного рынка является главной базой для процесса информатизации общества. Именно информация становится в современном мире главным ресурсом, товаром на информационном рынке, который с каждым днем становится всё масштабнее и занимает лидирующую позицию. Хочется верить, что, совершенствуя и изобретая новые технологии для развития информационного общества, человечество будет жить лучше.


Список используемой литературы

 

1. Алешин Л.И. Информационные технологию - М.: Литера, 2008.

2. Барановская Т.П., Лойко В.И. и др. "Информационные системы и технологии в экономике: Учебник" - М: Финансы и статистика, 2006

.   Васюхин О.В., Варзунов А.В. Информационный менеджмент: краткий курс. Учебное пособие. - СПбГУ ИТМО, 2010.

.   Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные технологии: Учебное пособие для ссузов. - 2007

.   Левкович А.О. Формирование рынка информационных услуг. Издательство: "Издательство деловой и учебной литературы", 2005.

.   Роднин К. Перспективы информатизации общества. - М.: Российская академия наук. Серия: Информация, наука, общество, 2006.

7. Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные технологии. - Учебное пособие для ссузов. 2007, 256 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...