Основные параметры совершенной конкуренции
Фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, называется конкурентной фирмой. Важнейшая особенность конкурентной фирмы заключается в том, что она не может влиять на рыночную цену. Спрос на продукцию отдельной фирмы, объем продажи которой не оказывает никакого влияния на рыночную цену, отражает соответствующая кривая спроса. Она представляет собой кривую абсолютно эластичного спроса, показывая, что любое количество продукции фирма продает по одной и той же цене, которая определяется общеотраслевым спросом и предложением. Поэтому конкурентная фирма часто называется «фирма – ценополучатель» (price-taker). Основная проблема конкурентной фирмы – поиск оптимального объема выпуска продукции, максимизирующего прибыль (или минимизирующего убытки). Заметим, что фирму, прежде всего, интересует валовая прибыль, а не прибыль, получаемая от продажи единицы продукции. Прибыль определяется разницей между валовым (общим) доходом и общими (валовыми) издержками за период продаж. Валовой доход (TR) определяется путем умножения цены на количество проданного товара: TR = P·Q. Средний доход (AR) – это доход, приходящийся на единицу товара. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене товара: AR = P. Предельный доход (MR) – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции: MR = ∆TR/∆Q, где ∆ Q = (±1 ед. тов.) У конкурентной фирмы предельный доход равен цене. В краткосрочном периоде фирма не может изменить свои производственные мощности, но она может приспособить свой объем производства (выпуска) с целью максимизации прибыли.
Пути максимизации прибыли фирмы: 1) через сравнение валового дохода и валовых издержек. Максимальная прибыль производится, когда разрыв между валовым доходом (TR) и валовыми издержками (ТС) максимален (отрезок АВ) (рис. 26).
Точки С и D – точки критического объема производства, так как до точки С и после точки D валовые издержки превышают валовой доход (ТС > TR). Таким образом, объем производства менее К и более L экономически нецелесообразен, так как приносит убытки вместо прибыли. Весь же объем производства от К до L является прибыльным, рентабельным, но максимизацию прибыли дает объем выпуска в точке М. 2) через предельные величины. Условие максимизации прибыли фирмы – равенство предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС): MR = МС. Фирма в этой точке находится в состоянии равновесия(нет стимулов ни увеличивать, ни уменьшать объем выпуска). Любое отклонение от этой точки приводит к потерям фирмы в виде прямых убытков при объеме, большем, чем М, либо в результате уменьшения массы прибыли при выпуске, меньшем, чем М (рис. 27).
В условиях краткосрочного равновесия выделяются следующие типы фирм: 1. Предельная фирма – фирма, которая при данном уровне цен может покрыть только средние переменные издержки. Для такой фирмы предельные затраты равны рыночной цене, цена при этом выше уровня средних переменных издержек, но ниже средних постоянных издержек. Значит, фирма будет присутствовать на рынке до тех пор, пока уровень цены позволяет покрывать переменные затраты фирмы. То есть фирма балансирует на пределе своей эффективности, поэтому и называется предельной.Условия эффективности предельной фирмы: MC=P, P=AVC, P<ATC.
2. Допредельная фирма – фирма, которая при данном уровне цен покрывает средние общие издержки на выпуск и получает нормальную прибыль.Допредельная фирма – это фирма, существование и эффективность которой не находятся на предельной черте (уходить – не уходить). То есть равновесие фирмы еще далеко до предела (когда фирма может покрыть не все свои издержки – только переменные). Для такой фирмы уровень цены самый удобный – при таком значении цены покрываются и переменные и постоянные затраты, то есть средние общие издержки.Допредельная фирма может быть двух подвидов: 1) фирма, которая только покрывает все вложенные в производство данного выпуска издержки, то есть цена равна значению средних общих издержек. Условия эффективности допредельной фирмы с нормальной прибылью: MC=P, P= ATC; 2) фирма, которая получает сверхприбыль. То есть производитель не просто покрывает все вложенные в производство затраты, но еще и получает прибыль. Условия эффективности допредельной фирмы со сверхприбылью: MC=P, P> ATC. 3. Запредельная фирма – при данном уровне цен не сможет покрыть, ни средние общие, ни даже средние переменные издержки. Производитель даже не на предельной черте, когда еще можно как-то балансировать и оставаться на рынке. Такая фирма существует себе в убыток, ее производственная деятельность неэффективна. Условия существования запредельной фирмы: MC=P, P<AVC, P<ATC. Максимизация прибыли Размеры выпуска продукции ограничиваются спросом и рыночными ценами. Фирмы заинтересованы не в наибольшем выпуске продукции, а в таком его объеме, который потребует наименьших издержек и обеспечит при этом максимизацию прибыли. Максимизация прибыли достигается при равенстве предельных издержек и предельного дохода: МС = MR. Стабилизируется спрос фирм на факторы производства. Прирост выпуска продукции становится неэффективным, когда предельные издержки МС превышают предельный доход MR (табл. 2). Равновесие фирмы, ее максимальная прибыль будет достигнута на 15-й единице выпуска продукции, то есть когда предельный доход и предельные издержки уравновесятся и составят 8 денежных единиц. Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|